среда, 26 февраля 2020 г.

Первоистоки жанра "Гопи-Гита"/"Бхрамара-Гита": Шри ЛакшмиНараяна-Тиртха, движение "харидасов" и Шри Вадираджа-Тиртха [Шри Мадхва-Сампрадая]...


Я сегодня добавила в свою электронную библиотеку книгу "Music of Madhva Monks of Karnataka" by Dr. R. SathyaNarayana, Bangalore, 1988 [#ссылка на pdf-скан] и мне очень понравилась идея о различных "Гопи-Гитах", в частности, о "Шри Бхрамара-Гите" из данной монографии. 

"Шри Бхрамара-Гита" - это очень короткая Песнь
Гопи в випраламбха-бхаве из "Шримад-Бхагаватам".   
Вкратце идея заключается в следующем: в движении Кришна-Бхакти основателем такого поэтически-музыкального жанра как "гопи-гита"/"бхрамара-гита" с акцентом на випраламбха-шрингара-бхаву является такой важнейший Ачарья Шри Мадхва-Сампрадаи как Шрипадарая, более известный под санньяси-именем Шри ЛакшмиНараяна-Тиртха (1422-1480).  
Подобный статус Шри ЛакшмиНараяна-Тиртхи в первую очередь связан с тем, что он и Шри НараХари-Тиртха являлись основателями так называемого движения "харидасов" - это Бхакти-направление внутри Шри Мадхва-Сампрадаи, которое направлено на проповедь среди простого народа с помощью упрощённого Кришна-Бхакти, Хари-киртанов, "Шри Кришна-Амрита-Махарнавы" и т.д. 

На странице 19 своей монографии Др. Р. СатьяНараяна подчеркивает следующее: 
"Sripadaraya has inaugurated through the self same frame of krti, Kannada song types called venugita (flute-song) and bhramara-gita (bee-song) which became prototypes of numerous songs composed by later Vaishnava saints". 
Переведу: 
"Используя такую структуру как 'крити', Шрипадарая создал такие виды песен на языке Каннада как 'вену-гита' ('песнь флейты Шри Кришны') и 'бхрамара-гита' ('песнь Гопи в випраламбха-бхаве, обращенная к шмелю') - данные виды песен стали прототипами, на основании которых более поздние Вайшнавские святые сочиняли многочисленные произведения в таком же стиле". 
Далее, уже на странице 132, Др. Р. СатьяНараяна подробно рассматривает тему "бхрамара-гиты" в контексте творчества Шри Вадираджа-Тиртхи (1480-1600), который также сыграл определяющую роль в движении "харидасов", а также стал очень широко известен как переводчик Санскрит-Грантх Шри МадхвАчарьи на язык Каннада и автор таких Гимнов, посвященных Шримати МахаЛакшми-Деви, как "Шри Лакшми-Шобхана" и "Шри Рукминиша-Виджая"

Мне данный отрывок из книги очень понравился, поэтому далее я привожу его русский перевод с сокращениями. 

Др. Р. СатьяНараяна, "Бхрамара-Гита" 
[отрывок из книги "Music of Madhva Monks of Karnataka" by Dr. R. SathyaNarayana, Bangalore, 1988 - стр. 132 и далее]

"Движение Кришна-Бхакти в Индии достигло своего апогея в 16-ом веке. Валлабха (Шри Валлабха-Ачарья) распространил Кришна-Бхакти на севере Индии, Чайтанья - в Бенгалии, а Шри МираБаи - на территории Раджастана и Матхуры. 

В Карнатаке (Южная Индия) движение Кришна-Бхакти стало популярным чуть раньше, а именно в 15-ом веке, во многом благодаря такому основателю движения "харидасов" как Шрипадарая (Шри ЛакшмиНараяна-Тиртха, 1422-1480). 

Кульминации движение "харидасов" достигло благодаря таким Ачарьям как Шри Вьяса-Тиртха (1460-1539), Шри Вадираджа-Тиртха (1480-1600) и Шри Пурандара Даса (1484-1565). 

Под "Кришна-Бхакти" мы прежде всего понимаем так называемое "нававидха-бхакти" (поклонение Шри Кришне, состоящее из 9 анг Бхакти). С точки зрения музыки и поэзии в различных Кришна-Бхакти-направлениях наиболее популярными стали такие темы как "ватсалья-бхава" (поклонение Кришне в его детско-озорной ипостаси) и "мадхурья-бхава" (эротически и супружески окрашенное поклонение с большим акцентом на випраламбха-бхаву) - большинство произведений Вайшнавских композиторов и поэтов часто обращаются именно к 2 данным темам. 
Источником для всех произведений в этих 2 бхавах является "Шри Бхагавата-Пурана" ("Шримад-Бхагаватам") и соответствующие отрывки о детстве Шри Кришны/Его лилах с гопиками из Песни 10 данной Вайшнава-Пураны. 
Например, изначальная "Шри Бхрамара-Гита" непосредственно из текста "Шри Бхагавата-Пураны" занимает всего 16 стихов.***

***Прим. переводчика: Др. Р. СатьяНараяна ссылается на стихи 10.47.11-28, ShukaMuni, Bhagavata Puranam, тогда как, например, английское издание "Шри Бхагавата-Пураны" от Motilal Banasirdass [#ссылка на pdf-скан] содержит "Шри Бхрамара-Гиту" всего в 9 стихах (10.47.12-21). В Южной Индии иногда используют местные издания, в которых стихи-комментарии Ачарьев прибавляются к оригинальным стихам, поэтому могут возникать аберрации в количествах. [окончание прим. переводчика] 

Напомню читателям суть изначальной "Шри Бхрамара-Гиты" из "Шримад-Бхагаватам".

Акрура приезжает в Гокулу для того, чтобы увезти Кришну и Балараму в Матхуру на фестиваль стрельбы из лука (на самом деле, Кришна собирается использовать данный фестиваль для расправы над Камсой, а также 2 демонами - Чанурой и Муштикой). 

Гопи умоляют Кришну не уезжать, так как даже мимолётная разлука с Кришной кажется им очень мучительной. В ответ Кришна даёт гопикам обещание о том, что Он очень скоро вернётся в Гокулу. Дополнительно, уже будучи в Матхуре, Кришна также отправляет в Гокулу Шри Уддхаву для того, чтобы передать гопикам последние новости о Своих приключениях. 
При виде Шри Уддхавы гопи теряют контроль над своими чувствами и эмоциями, рассказывая случайно пролетающему мимо шмелю (Санскрит: भ्रमर = bhramara = "шмель, bumble bee") всё то, что действительно тревожит их в последнее время: в основном, о страхе потерять Кришну (из-за того, что Он возможно пал жертвой изысканных эротических навыков образованных городских девушек из Матхуры и полностью потерял интерес к деревенским простушкам-гопи). 
Тема шмеля (Кришны), который в несколько ветреной манере наслаждается одним цветком (девушкой) и сразу перелетает на другой, - это как раз одна из главных тем "Шри Бхрамара-Гиты" наряду с темой тяжелой випраламбха-бхавы (т.е. темы горестной разлуки с возлюбленным). 

Данный символически-метафорический остов был с огромным энтузиазмом адаптирован Вайшнавскими святыми в Южной и Северной Индии. Гопи символизирует дживу, которая заточена в сансаре (Гокуле) и мечтает объединиться в священном браке с Брахманом (Кришной) - на подобной концепции были выстроены множество последующих текстов "бхрамара-гит".

Например, только на Хинди существует как минимум дюжина различных "Бхрамара-Гит" и наиболее популярными из них являются поэмы Сурдаса и Нандадаса, написанные в 16-ом веке (прим. переводчика - Др. Р. СатьяНараяна ссылается на издание Sarala Shuki, Hindi-sahityaki, Bhramaragita-parampara, cit. Varadaraja Rao, G., op.cit. introduction, p.1vi).

На языке Каннада наиболее популярны две "Бхрамара-Гиты", написанные Шри Лакшми-Нараяна-Тиртхой и Шри Вадираджа-Тиртхой. 

Более того, существуют отдельные песни, написанные Шри Вьяса-Тиртхой и Шри Пурандара Дасом: данные песни можно объединить в отдельный корпус текстов также под общим названием "Бхрамара-Гита".  
Важно также отметить то, что в новаторской трактовке Шри Вадираджа-Тиртхи "Шри Бхрамара-Гита" - это прежде всего аудио-визуальный перфоманс, включающий декламацию шлок, музыку и танцы, а также основанный на всех 9 расах индийской эстетики. Для обозначения данного перфоманса Шри Вадираджа-Тиртха оперирует таким термином как "абхинава-натака-чаритра" [буквально "совершенно новый вид драмы, нарратива и актёрской игры"].  
Новаторство Шри Вадираджа-Тиртхи породило целую плеяду пьес/драм, которые также ориентированы именно на аудио-визуальный перфоманс (часто с танцевальной составляющей) - перечислим некоторые из них: 
  • "Митравинда-Говинда" (автор - Сингарарая); 
  • "Гита-Гопала";
  • "Бхагавата-Мела" (прим. переводчика - смотрите https://en.wikipedia.org/wiki/Bhagavata_Mela); 
  • "Паллаки-Сева-Прабандха";
  • "Шри Наука-Чаритра" Тьягараджи (музыкальная драма); 
  • "Шри Прахлада-Бхакти-Виджая" также Тьягараджи (также музыкальная драма) и другие произведения подобного рода". [окончание перевода]

Данный пост относится к статьям, посвященным Шри Мадхва-Сампрадае, смотрите полный список здесь:

Статья, перевод c английского, примечания by Vishnudut1926, 
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, Февраль 2020
Размещение статьи и отрывков из статьи 
на других сайтах/блогах запрещено