Вопрос: "У меня есть вопрос, касающийся санньясы ОМ ВишнуПад Шри Рамануджа-Ачарьи. Я точно помню, что Шри РамануджАчарья был посвящён в санньясу Бхагаваном Шри ВарадаРаджей лично!
Но сейчас в интернете можно найти много безграмотной ереси - на некоторых сайтах есть странная информация о том, что Шри РамануджАчарья чуть ли не сам посвятил себя в санньясу.
Ещё иногда попадается абсурдная информация о том, что Шри Рамануджа-Ачарья якобы получил санньясу от Шри Канчипурны, чего не могло быть в силу того, что Канчипурна принадлежал к шудрам. Доверия интернету как всегда нет, хотелось бы услышать серьёзный ответ от представителей Шри Рамануджа-Сампрадаи!".
Ответ by Vishnudut1926: "Шри Рамануджа-Ачарья получил санньясу именно от Бхагавана Шри ВарадаРаджи (Шри ВарадаРаджа - одно из основных Божеств Шри Рамануджа-Сампрадаи в Канчипурам).
Шри Андхрапурна Ватука Намби пишет следующее в "Шри Ятираджа-Вайбхаве" (одной из официальных биографий Шри РамануджАчарьи):
पत्नीं परित्यज्य स वीतरागः श्रीदेवराजं प्रणिपत्य तस्मात् ।
तुर्याश्रमं स्वीकृतवान् ददौ स देवोऽपि तस्मै यतिराजनाम् । । ५० । ।
patnIM parityajya sa vItarAgaH shrIdevarAjaM praNipatya tasmAt |
turyAshramaM svIkRRitavAn dadau sa devo.api tasmai yatirAjanAm | | 50 | |
Перевод: "Шри РамануджАчарья оставил жену и, став свободным от обычных мирских страстей, отправился к
Бхагавану Шри ВарадаРадже.
Именно от Бхагавана Шри ВарадаРаджи Шри РамануджАчарья получил посвящение в четвёртый уклад жизни ("турья-ашрам" - четвёртый ашрам, санньяса) и именно Бхагаван Шри ВарадаРаджа дал Шри РамануджАчарье такое санньяси-имя как "ЯтиРаджа".
ततस्त्रिदण्डी सशिखोपवीतकाषाययुक्तो मनुरत्नजप्ता ।
वर्णाश्रमाचारपरश्चकाशो रामानुजार्यो यतिसार्वभौमः । । ५१ । ।
tatastridaNDI sashikhopavItakAShAyayukto manuratnajaptA |
varNAshramAchAraparashchakAsho rAmAnujAryo yatisArvabhaumaH | | 51 | |
Перевод: "Таким образом, Шри Рамануджа-Ачарья был посвящён в триданди-санньясу (вид санньясы, при которой носят тройной посох, шикху, священный шнур и шафрановые одеяния, а также постоянно повторяют Изначальную Мула-Мантру).
После инициации в санньясу Шри РамануджАчарья стал подобен сияющему бриллианту в системе Вайшнава-Варнашрамы".
И небольшие комментарии от меня лично. Всегда важно помнить о том, что посвящение в санньясу было не первым случаем общения Шри Рамануджа-Ачарьи с Бхагаваном Шри ВарадаРаджей, потому что ещё до получения санньясы Шри Рамануджа-Ачарья получил от Бхагавана Шри ВарадаРаджи 6 знаменитых бриллиантов Шри Рамануджа-Сиддханты.
Данная история также упоминается в ""Шри Ятираджа-Вайбхаве", в стихах 39-41.
Шри РамануджАчарья был очень сильно связан непосредственно с Бхагаваном Шри ВарадаРаджей, поэтому в случае всяких спорных вопросов полезно вспоминать не столько о Шри РамануджАчарье и Его окружении (Канчипурна, Махапурна, Говинда и многие другие), сколько об изначальной паре "Бхагаван Шри ВарадаРаджа - Шри РамануджАчарья".
Подобное памятование, а также знание официальных биографий Шри РамануджАчарьи на Санскрите, поможет отсечь различные сомнения и ереси".
Вопрос: "Спасибо за объяснения. И следующий вопрос - не в качестве сомнения, а просто для того, чтобы не выглядеть глупо перед ортодоксальными Хинду и смарта-брахманами, которые очень любят спорить и задавать коварные вопросы из серии "Сможете доказать всё вышесказанное Праманами из Вед?".
В Ведах есть Праманы, которые подтверждают систему триданди-санньясы Шри Рамануджа-Сампрадаи?".
Ответ by Vishnudut1926: "Система триданди-санньясы для Шри Вайшнавов из Шри Рамануджа-Сампрадаи базируется на:
1. "Сатьяяния-Упанишаде" из Шукла-Яджур-Веды (смотрите английский перевод на shastras.com или vedarahasya).
2. Апастамба-Дхарма-Сутре из Кришна-Яджур-Веды.
3. Различных Санньяса-Упанишадах ("Шри ПарамаХамса-Упанишада", "Шри Нарада-Паривраджака-Упанишада" и другие) и классических Вайшнава-Упанишадах.
4. "Шри Яти-Дхарма-Самуччае" Ядава Пракаши. "Шри Яти-Дхарма-Самуччая" - это специальный компендиум с различными Праманами из Вед/Агам и практическими указаниями, который Ядава Пракаша составил для триданди-санньяси из Шри Рамануджа-Сампрадаи после того, как Шри РамануджАчарья обратил его (Ядава Пракашу) из маявади в Шри Вайшнава".
Вопрос: "И ещё один вопрос. Шри Рамануджа-Сампрадая следует как Ведам, так и Шри Вайшнава-ПанчаРатре (т.е. Тантрам, Агамам и Самхитам в Вайшнавской Традиции).
Существует ли санньяса не в Ведической Традиции, а в Традиции Вайшнава-ПанчаРатры?".
Ответ by Vishnudut1926: "С точки зрения Шри Вайшнава-ПанчаРатры санньяса любому Шри Вайшнаву вообще не нужна, так как Шримати МахаЛакшми-Деви говорит в "Шри Лакшми-Тантре", 17.75: निक्षेपापरपर्यायो न्यासः पञ्चाङ्गसंयुतः संन्यासस्त्याग इत्युक्तः शरणागतिरित्यपि - nikShepAparaparyAyo nyAsaH pa~nchA~NgasaMyutaH saMnyAsastyAga ityuktaH sharaNAgatirityapi
Я намеренно не перевожу данный стих, дабы не вдаваться в объяснения сложной и очень детальной Шаранагати-Сиддханты Шри Рамануджа-Сампрадаи.
Тем не менее, в стихах 15.16-23 "Шри Лакшми-Тантры" Шримати МахаЛакшми-Деви говорит о том, что любые виды санньясы вызывают Ануграху (Милость) Шри Лакшми-Нараяны, но в этих стихах Шримати МахаЛакшми-Деви говорит больше о Ведической санньясе.
Кроме того, различные Самхиты/Тантры/Агамы Вайшнава-ПанчаРатры содержат различные указания для санньяси. По этой причине, система триданди-санньясы, принятая в Шри Рамануджа-Сампрадае, является смешанной, т.е. Ведическо-Агамической (Вайдика-Панчаратрика).
Однако, если мы посмотрим на общую структуру триданди-санньясы в Шри Рамануджа-Сампрадае, то сможем увидеть, что данная система на 90% базируется именно на Ведах, т.е. по сути является чисто Ведической.
По этой причине не будет ошибкой говорить, что система триданди-санньясы в Шри Рамануджа-Сампрадае является и чисто Ведической, и смешанной Ведическо-Агамической (Вайдика-Панчаратрика) - в этих двух заявлениях нет ошибки и противоречия".
Вопрос: "Ясно, спасибо за подробное объяснение! Следующий вопрос касается споров со смарта-брахманами.
Я слышал, что между смарта-брахманами (маявади) и Вайшнавами Шри Рамануджа-Сампрадаи существует какой-то очень давний спор по поводу классификации санньясы. Подобные диспуты действительно были в истории?".
Ответ by Vishnudut1926: "Да, были и есть, но для понимания подобных диспутов нужно знать историю санньяса-орденов в целом.
Смарта-брахманы (они же маявади, они же последователи Шанкарачарьи) следуют только экаданди-санньясе с разделением на 10 орденов (аранья, бхарати, тиртха и т.д.).
Шри Мадхва-Сампрадая также следует только экаданди-санньясе, но у них нет разделения на 10 орденов, так как они принимают только 1 орден - "Тиртха". По этой причине, абсолютно все Ачарьи и санньяси в Шри Мадхва-Сампрадае носят титул "Тиртха" - Шри Ананда-Тиртха (имя, которое Шри МадхвАчарья получил при принятии санньясы), Шри НараХари-Тиртха, Шри Вадираджа-Тиртха и т.д.
Правила санньясы в Шри Мадхва-Сампрадае основаны на "Шри Санньяса-Паддхати" Шри Вишну Тиртхи - это компендиум, который содержит правила для Вайшнава-санньяси, собранные из Вед (Апастамба-Дхарма-Сутра, Ману, Санньяса-Упанишады, Вайшнава-Упанишады и многие другие Шастры), а также Тантр/Агам/Самхит Вайшнава-Панчаратры.
Шри МадхвАчарья был рождён в семье Шивалли-брахманов, поэтому его главным гуру был маявади - АчьютаПрекша (позже - Шри Пурушоттама Тиртха). Формально Шри МадхвАчарья принял санньясу в маявадском ордене "Тиртха" именно от Шри Пурушоттамы Тиртхи и получил санньяси-имя "Ананда-Тиртха".
Далее Шри МадхвАчарья (Шри Ананда-Тиртха) начал искоренять маяваду на всех уровнях: он захватывал матхи маявади и менял систему богослужения с маявадской Панчаятаны на Вайшнавскую ПанчаРатру (#смотрите отдельную статью), боролся с философией Адвайта-Веданты (маявада Шанкары) и т.д.
Заодно Шри МадхвАчарья полностью "переформатировал" систему маявадской санньясы. Для этого он совместно с Шри Вишну-Тиртхой (родным младшим братом) составил вышеупомянутую "Шри Санньяса-Паддхати": они полностью убрали деление на 10 орденов, оставили лишь один орден "Тиртха", а также полностью переписали санньяса-систему с поправкой на Вайшнавизм.
В связи с этим, любые заявления о том, что в Шри Мадхва-Сампрадае якобы принимают санньясу, которая досталась им в наследство от Шанкары и маявади, полностью ошибочны. В Шри Мадхва-Сампрадае принимают Вайшнавскую экаданди-тиртха-санньясу, основанную на "Шри Санньяса-Паддхати" Шри Вишну-Тиртхи.
С Шри РамануджАчарьей и Шри Рамануджа-Сампрадаей всё было намного проще, так как Шри РамануджАчарья был инициирован в дайвика-триданди-санньясу Самим Бхагаваном Шри ВарадаРаджей - эту историю мы уже обсудили выше.
Таким образом, в Шри Мадхва-Сампрадае всегда принимают экаданди-санньясу в строго одном ордене ("Тиртха"), а в Шри Рамануджа-Сампрадае всегда принимают только триданди-санньясу (в триданди-санньясе вообще отсутствует такое понятие как "орден, класс").
По недалёкому мнению безграмотных маявади такой тип санньясы как триданди считается низшим типом санньясы, а их собственная экаданди-санньяса с делением на 10 орденов является самой высшей. Маявади безуспешно пытаются доказать свои заблуждения сомнительными Праманами из Гьяна-Упанишад и Санньяса-Упанишад.
Кстати, одна из косвенных причин написания вышеупомянутой "Шри Яти-Дхарма-Самуччаи" как раз состояла в том, чтобы приструнить маявади и показать им, что они ошибочно толкуют Гьяна-Упанишады и Санньяса-Упанишады".
Вопрос: "Мне всегда казалось, что все Гьяна-Упанишады и Санньяса-Упанишады вообще говорят о сама-дришти (равном взгляде на всё), а также об избегании "бхеды" (различия) абсолютно во всём.
Они же все составлены в Адвайта-стиле из серии "смотри на мир как на единое проявление МахаНараяны/СадаШивы" и никогда не попадай в ловушку различий (бхед), обусловленных Пракрити! Разве не так?".
Ответ by Vishnudut1926: "Именно так! В "Шри Майтрея-Упанишаде" (одной из Санньяси-Упанишад), 1.13 говорится वर्णाश्रमाचारयुता विमूढाः कर्मानुसारेण फलं लभन्ते - varNAshramAchArayutA vimUDhAH karmAnusAreNa phala.n labhante - "Те, кто лишён разума, полностью увязают в мелких различиях, карма-канде и правилах Варнашрамы (в частности, в мелких различиях правил четвёртого ашрама, т.е. санньясы)".
В "Шри Нарада-Паривраджака-Упанишаде", 3.14 говорится तुरीयः परमो हंसः साक्षान्नारायणो यतिः एकरात्रं वसेद्ग्रामे नगरे पञ्चरात्रकम् - turIyaH paramo ha.nsaH sAkShAnnArAyaNo yatiH ekarAtra.n vasedgrAme nagare pa~ncharAtrakam.h - "Любой Шри Вайшнава (Нараяна-прапанна) является ПарамаХамсой (т.е. принадлежит к самому высшему типу санньяси)".
В "Шри Вишну-Пуране", 3.7.23 Ямарадж говорит स्फटिकगिरिशिलामलः क्व विष्णुर् मनसि नृणां क्व च मत्सरादिदोषः - sphaTikagirishilAmalaH kva viShNur manasi nRRiNAM kva cha matsarAdidoShaH - "Все Вайшнавы подобны безупречно чистым кристаллам по той причине, что Бхагаван Шри Вишну никогда не будет жить в сердцах, загрязненных злобой, грехами и ненавистью".
ОМ ВишнуПад Шри РамануджАчарья говорит в Своём комментарии к стиху 6.31 "Шри Бхагавад-Гиты" - प्राकृतभेदपरित्यागेन - prAkRRitabhedaparityAgena - "Истинный гьяни полностью игнорирует различия, которые порождены Пракрити".
Проблема со смарта-брахманами (маявади) заключается даже не в том, что они не способны понять свои же собственные Гьяна-Шастры и Санньяса-Шастры (заметьте, что выше мною были процитированы 2 Прамана именно из Гьяна-Санньяса-Шастр), а в том, что маявади изначально заражены ненавистью к Бхагавану Шри Вишну и Вайшнавам как к классу!".
Вопрос: "В общем, как говорится "haters gonna hate". Почему бы тогда не принять подход, при котором смарта-брахманы вообще игнорируются?".
Ответ by Vishnudut1926: "Даже в Кали-Югу появляется достаточное количество отличных дайвика-джив. Мы должны дать подобным дживам отличный Вайшнавизм, т.е. Шри Рамануджа-Сиддханту.
Более того, маявади выступают в качестве своеобразного крикливого PR-отдела Шри Рамануджа-Сампрадаи.
Например, человек начинает интересоваться вопросом экаданди-санньясы, натыкается на спорящих маявади и узнаёт о том, что, оказывается, существует Шри Рамануджа-Сампрадая с институтом триданди-санньясы. Так он узнаёт о Шри Рамануджа-Сампрадае".
Вопрос: "Забавно, это же классический случай "a blessing in disguise" как говорят у нас в Лондоне! Если вернуться к Праманам, то какие Праманы также можно использовать, чтобы основательно помотать нервы смарта-брахманам и защитить авторитет Шри Рамануджа-Сампрадаи?".
Ответ by Vishnudut1926: "Если говорить о дополнительных Праманах, то 18-ая Глава "Шри Бхагавад-Гиты" выглядит наиболее пугающей абсолютно для всех смартов, так как в этой Главе Шри Кришна сначала обсуждает такие темы как "тьяга" и "санньяса", а потом вообще опровергает тьягу и санньясу с помощью таких фундаментальных понятий как "Бхакти" и "Шаранагати".
Но перед цитированием "Шри Бхагавад-Гиты" стоит напомнить смарта-брахманам, что они утратили Гьяну и погрязли в мелких различиях.
Для этого цитируется "Шри Майтрея-Упанишада", 3.6 - तुल्यातुल्यविहीनोऽस्मि नित्यः शुद्धः सदाशिवः -
tulyAtulyavihIno.asmi nityaH shuddhaH sadAshivaH - "Я свободен от всяких сравнений, для меня не существует низшего и высшего, потому что я являюсь Шуддха-СадаШивой!".
Если смарта-брахманы и адвайтины действительно следуют Гьяна-Упанишадам и "Шри Майтрея-Упанишаде", то они вообще не должны сравнивать ордена санньяси, а также считать экаданди-санньясу более высшей по сравнению с триданди-санньясой.
Существует также козырной Праман из "Шри ПарамаХамса-Упанишады", данный Праман говорит именно об экаданди-санньяси. Звучит следующим образом:
सर्वान्कामान्परित्यज्य अद्वैते परमस्थितिः ।
ज्ञानदण्डो धृतो येन एकदण्डो स उच्यते ॥
sarvAnkAmAnparityajya advaite paramasthitiH |
j~nAnadaNDo dhRRito yena ekadaNDo sa uchyate ||
"Экаданди-санньяса, которая основана на внешних различиях, ведёт в адские миры. Истинная экаданди-санньяса - это на самом деле Гьяна-Данди-Санньяса, основанная на Адвайте и полном игнорировании пракритика-различий".
Далее полемика дробится на 2 маршрута:
Маршрут 1. Если собеседник является каким-нибудь экстремальным асуром и trollface, то продолжать разговор вообще не имеет смысла, нужно просто остановиться на процитированных выше Упанишадах и распрощаться.
Маршрут 2. Если видно, что собеседник не является асуром, а просто попал под влияние Моха-Шастр и маявады, то можно порекомендовать ему внимательно изучить Главу 18 "Шри Бхагавад-Гиты", начиная с первых стихов о тьяге/санньясе и заканчивая последними стихами о Бхакти-Йоге и Шаранагати (особенно со стиха 18.55 - भक्त्या मामभिजानाति - bhaktyA mAmabhijAnAti).
Вопрос: "Кстати, стихи, начиная с 18.55 и особенно стих 18.66 являются Рахасьями Шри Рамануджа-Сампрадаи и Бхагаван Шри Нараяна терпеть не может, когда их проповедуют тем, кто не являются Вайшнавами. Меня Бхагаван Шри Нараяна потом не включит в черный список проповедников за безграмотную проповедь?".
Ответ by Vishnudut1926: "Эти стихи можно проповедовать в упрощенном Бхакти-стиле из серии "Послание Бхагавад-Гиты - это Кришна-Бхакти для всего индийского народа/человечества, предание Кришне для всех независимо от касты и т.п.".
То есть проповедовать без объяснений сложной Шри Рамануджа-Сиддханты из серии "108 значений из "Шри Парама-Самхиты", "Шри Лакшми-Тантры", Дравида-Вед и Вайшнава-Упанишад" - подобная Сиддханта предназначена лишь для Шри Вайшнавов.
При упрощённой проповеди также можно дополнительно упоминать следующие Бхакти-Праманы из "Шри Бхагавад-Гиты": भक्तियोगेन सेवते - bhaktiyogena sevate - стих 14.26; एकभक्तिर्विशिष्यते - ekabhaktirvishiShyate - стих 7.17; भक्त्या युक्तो योगबलेन - bhaktyA yukto yogabalena - стих 8.10.
В общем, упрощённая проповедь на уровне самых элементарных азов, тем более, что "Шри Бхагавад-Гита" - это не секретный трактат, а часть "Шри МахаБхараты", которую Бхагаван Шри Нараяна составил специально для женщин, шудр и падших брахманов!
Как говорится в "Шримад-Бхагаватам", 1.4.25 - स्त्रीशूद्रद्विजबन्धूनां त्रयी न श्रुतिगोचरा - strIshUdradvijabandhUnAM trayI na shrutigocharA - "МахаБхарата (включающая "Шри Бхагавад-Гиту") была создана специально для женщин, шудр и падших брахманов".
Ответ by Vishnudut1926: "Не за что! Как обычно подведём итоги:
1. Шри РамануджАчарья был инициирован в санньясу не людьми, не Вайшнавами и даже не высочайшими Вайшнава-Ачарьями, а именно лично Бхагаваном Шри ВарадаРаджей, т.е. Самим Бхагаваном Шри Нараяной!
Шри Андхрапурна Ватука Намби рассказывает данную историю в "Шри Ятираджа-Вайбхаве".
Скан "Шри Ятираджа-Вайбхавы" на Санскрите-английском можно найти в моей электронной библиотеке - http://vishnudut1926.blogspot.com/2018/01/yatiraja-vaibhava-of-andhrapurna-vatuka.html
2. Шри Рамануджа-Сампрадая следует системе триданди-санньясы, которая на 90% является чисто Ведической (Вайдика), но которую также можно отнести к смешанным Ведическо-Агамическим (Вайдика-Панчаратрика) системам.
3. Система триданди-санньясы базируется на "Сатьяяния-Упанишаде" из Шукла-Яджур-Веды, Апастамба-Дхарма-Сутре из Кришна-Яджур-Веды, Санньяса-Упанишадах, Вайшнава-Упанишадах, "Шри Яти-Дхарма-Самуччае" Ядава Пракаши, а также Агамах/Тантрах/Самхитах Вайшнава-ПанчаРатры.
4. И отмечу специальный пункт в свете того, что мы говорили о 18-ой Главе "Шри Бхагавад-Гиты".
Вайшнавам из Шри Рамануджа-Сампрадаи очень полезно знать данную Главу в интерпретации Шри Рамануджа-Ачарьи, так как в Своих комментариях Шри Рамануджа-Ачарья делает очень важные объяснения как с помощью Вайшнава-Упанишад ("Шри МахаНараяна-Упанишада"), так и с помощью обычных Упанишад ("Шри Катха-Упанишада", "Шри Чхандогья-Упанишада" и многие другие).
Отличное издание "Шри Бхагавад-Гиты" (Санскрит + английский) с комментариями Шри Рамануджа-Ачарьи также можно найти в моей электронной библиотеке - http://vishnudut1926.blogspot.com/2018/02/sri-ramanuja-gita-bhasya-devanagari-and.html
Ответы, подбор и переводы Праманов
с Санскрита/Хинди/английского by
Vishnudut1926, Москва, Ноябрь 2018