Продолжаем обсуждать Сиддханту Северной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадайи (Веданта Десика), прошлый пост из серии был #здесь#
Сутра 7 является одной из самых важнейших, так как не только подводит итог первых 6 Сутр, но также дополняет предыдущую Сиддханту троичной системой Праманов, которые сгруппированы в порядке возрастания авторитетности!
Сутра 07 (это Атма-Ракша-Бхара-Самарпана-Сутра, она подводит итог предыдущих 6 Сутр): "Усвоив Сиддханту предыдущих 6 Сутр, прими Прапатти у Шримати МахаЛакшми-Деви, Бхагавана Шри Нараяны и Шри Вайшнава-Гуру!"
Комментарий: В Шастрах указано несколько путей для мумукшу - гьяна, карма и Бхакти, но все они обладают огромным количеством недостатков.
Обратимся к Праманам в порядке значимости и эффективности. Начнем с упрощенных Праманов из "Шри Бхагавад-Гиты", затем
перейдем к срединным Праманам из Вед, а потом перейдем к более солидным Праманам самого высшего порядка из "Шри ЛакшмиТантры", "Шри Вишну-Пураны" и "Шри Санат-Кумара-Самхиты".
1. Праманы первого (самого простого) уровня.
"Миры сансары фрагментарны, уродливы и лишены счастья, поэтому стремись освободиться из них, следуя Бхакти-садхане". ["Шри Бхагавад-Гита", 9.33]
"Оставь тщетные усилия на пути гьяны, кармы и Бхакти и просто прими Прапатти у Бхагавана Ади-Нараяны". ["Шри Бхагавад-Гита", 18.66]***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Обратите внимание на нумерацию Стихов, она не случайна - у первого Стиха № 9.33, у второго № 18.66. 9.33 умножить на 2 = 18.66, т.е. Сиддханта из Стиха 18.66 выше в 2 раза даже на уровне примитивной математики.
2. Праманы второго (срединного) уровня.
"Отринув отца, мать, жену, сыновей, родственников, ачарьев ложных и напрасных маргов, драгоценности, богатства; оставив все упайи, предписанные в Ведах (т.е. оставив гьяну, карму и Бхакти), а также отбросив стремление к ложной кайвалье-мокше, я ищу Прапатти лишь у Лотосных Стоп Бхагавана Шри Нараяны". ["Шри Джитанте-Стотрам"]***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): "Шри Джитанте-Стотрам" - это часть "Риг-Веды". В рамках Шри Рамануджа-Сампрадайи данная Стотра наделена статусом Рахасьи и МахаМантры, и обладает таким же авторитетным статусом как, например, "Шри Лакшми-Тантра" и вся ПанчаРатра.
"Множество твоих предыдущих рождений были потрачены впустую, потому что ты следовал таким напрасным маргам как гьяна, карма и Бхакти. Это рождение тоже, скорее всего, окажется напрасным. Чтобы избежать столь постыдной участи, прими Прапатти у Бхагавана Шри Вишну!" ["Шри Шандилья-Смрити"]
3. Праманы самого высокого уровня из "Шри ПанчаРатры" и Рахасья-Глав некоторых Пуран.
"Я - обитель всех только возможных оскорблений. Я не знаю никаких упай, у меня нет ни грамотности, ни сукрити. Меня может спасти только Прапатти". ["Шри АхирБудхнья-Самхита"]***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): "Шри АхирБудхнья-Самхита" ("Ahirbudhnya Samhita") - классическая Самхита из Канона Шри Вайшнава-ПанчаРатры. По Сиддханте - это ПанчаРатрика-Бхагавата-Самхита с эмфазой на Вишишта-Адвайту.
"Я молю тебя Господь Нараяна, пожалуйста, стань Моей Единственной Упаей! Я знаю, что только Прапатти может сжечь за 1 секунду все те грехи, что я копил бессчисленное количество предыдущих жизней". ["Шри АхирБудхнья-Самхита"]
"Меня можно обрести с помощью очень интенсивной и изматывающей Бхакти-йоги, но это очень сложный путь со множеством недостатков. Либо, без всяких усилий, можно получить Мокшу всего за 1 жизнь с помощью Прапатти". [Слова Бхагавана Шри Нараяны из "Шри Ахирбудхнья-Самхиты"]
"Даже те, кто не способен ни к каким упасанам и упаям, могут с легкостью обрести Шри Вайкунтху, просто приняв Прапатти". ["Шри Брахма-Пурана"]***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Каждая Пурана содержит Рахасья-Шлоки, посвященные Прапатти, но, увы, околдованные Авидьей дживы, их просто не замечают. Смотрите, например, данную статью in Sanskrit-English о Прапатти-Шлоках из "Шри Вараха-Пураны" - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2017/04/prapatti-verses-from-shree-varaha.html
"Прапатти состоит из 5 Анг и на уровне Упанишад также известно как Ньяса-Видья. Синонимами Прапатти также являются такие слова как Санньяса, Тьяга и Шаранагати". ["Шри Лакшми-Тантра", 17.75]
"Отринув упайи и апайи***, следуй срединным курсом Прапатти. Тот, кто следует Прапатти, твердо верит в защиту Бхагавана Шри Нараяны, а потому ничего не боится". ["Шри Лакшми-Тантра"]
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): "Упая" - это нечто, направленное на позитивную коррекцию кармы (например, "Шри Нараяна-Кавача", повторяемая перед сражением или вымаливание богатства у Шримати МахаЛакшми-Деви с посещением Храмов Лакшми, Дурги и т.п.), "апая" - это греховная карма. Прапатти - это срединный путь, при котором не предпринимают упай и не совершают грехов (апай), а также полагаются не на собственные усилия по собственной защите (аханкару), а на усилия Бхагавана Шри Нараяны по защите дживы.
Дополнительные комментарии.
Рассмотрим преимущества Прапатти.
1. Отсутствие промедлений. Прапатти (Шаранагати) - это единственный Путь к обретению Мокши без всяких промедлений.
Бхакти-йога, например, не может сжечь прарабдха-карму, поэтому путь к Мокше для бхакти-йогина может затянуться на несколько жизней. У Прапатти подобных недостатков нет - прарабдха-карма сжигается именно за 1 жизнь, а Мокшу можно обрести почти мгновенно.***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Существует 2 вида прапанн: арта-прапанны обретают Мокшу почти мгновенно, дрипта-прапанны спокойно доживают до тех пор, пока их нынешнее тело не умрет по естественным причинам. В обоих случаях Бхагаван Шри Нараяна дарует Мокшу за 1 жизнь, просто дрипта-прапанны ждут Мокши чуть более дольше, чем арта-прапанны. В рамках Шри Рамануджа-Сампрадайи данная Сиддханта тесно связана с идеей "Шри Вараха-Чарама-Шлоки" ("Шри Вараха-Чарама-Шлока" - это специальная Шлока, произнесенная Бхагаваном Шри Нараяной, в которой Он не просто обещает, а твердо гарантирует безболезненную смерть с мгновенной Мокшей для прапанн).
2. Легкость. Кроме того, Прапатти очень легко следовать, так как на Пути Прапатти практически нет строгих правил в отличие от Бхакти-йоги, которая основана на 24-часовом ригоризме с множеством строжайших правил из Вайшнава-Тантр и Вайшнава-Смрити.
3. Отсутствие монотонной, депрессивной садханы. Более того, Прапатти выполняется только 1 раз. Опять-таки, по сравнению с Бхакти-йогой на Пути Прапатти не нужно следовать каждодневной, очень монотонной и унылой садхане!
Вернемся к Праманам.
"Прапатти подходит всем: и богатым интеллектуалам, которые осознали всю тщетность монотонного Вишну-Бхакти, и нищим глупцам, у которых вообще нет ни Гьяны, ни Бхакти. Прапатти - это единственный способ выбраться из сансары за 1 жизнь. Поэтому прими Прапатти у Меня, Супруги Бхагавана Шри Нараяны, ничего не бойся - Я сама решу, что делать с твоей предыдущей негативной кармой и грехами". ["Шри Лакшми-Тантра", 17.100]***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): На всех изображениях Одна Рука Шримати МахаЛакшми-Деви всегда показывает Абхая-Мудру (Мудру Бесстрашия), гарантируя тем самым защиту от всех страхов и падений, поэтому "прими Прапатти и ничего не бойся" - говорит МахаЛакшми в вышеуказанном Стихе из "Шри Лакшми-Тантры".
"До тех пор пока сансари-джива не приняла Прапатти, в ее жизни плохо все: нет богатства (хорошей кармы), нет атма-гьяны и страдания сансары жалят так как будто агония смерти стоит прямо у порога. Всё негативное идет от отсутствия в жизни Шри Вишну-Прапатти". ["Шри Вишну-Пурана"]
"Удивительная вещь - в отличие от сурового Бхакти для Прапатти не существует строгих правил и предписаний, зато плоды обретаются почти мгновенно!" ["Шри Санат-Кумара-Самхита"]***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Часть Глав "Шри Санат-Кумара-Самхиты" посвящена Шри Кришна-Прапатти. В этих Главах приводятся специальные Прапатти-Мантры, которые обеспечивают Мукти на Голоке за 1 жизнь, смотрите данный пост - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2016/04/blog-post_24.html
"Существуют 2 вида Бхакти: Упая-Бхакти (обычное Шри Вишну-Бхакти) и Садхья-Бхакти (Прапатти). Упая-Бхакти не может разрушить прарабдха-карму, тогда как Садхья-Бхакти (Прапатти) сжигает всю прарабдха-карму дотла за 1 секунду. Кроме того, по многим другим причинам Садхья-Бхакти (Прапатти) намного выше, чем Упая-Бхакти (стандартное Шри Вишну-Бхакти)". ["Шри Вишну-Пурана"]
"Я (Шримати МахаЛакшми-Деви) люблю прапанн в миллиард раз больше чем различных бхакти-йогов и гьяна-йогов!" ["Шри Лакшми-Тантра", 17.63]
или (другой вариант перевода)
МахаЛакшми сказала: "Для Меня даже один Мой прапанна (т.е. джива, принявшая Прибежище у МахаЛакшми) в миллиард раз дороже всех существующих бхакти-йогов и гьяна-йогов вместе взятых". ["Шри Лакшми-Тантра", 17.63]
На одном из самых Высших Праманов "Шри Лакшми-Тантры"
мы заканчиваем рассмотрение Сутры №7
"Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям"
ОМ ВишнуПад Веданта Десики МахАчарьи.
Дополнительно к этому посту смотрите также пост о "Лагху-Упайе" - Почему в Шри МахаЛакшми-Сампрадае не практикуют Бхакти-Йогу и что такое "Лагху-Упая"?
Вишнудутка1926, Москва, июль 2017