суббота, 24 июня 2017 г.

У Бхагавана Шри Нараяны изначально Одна или Три Шакти?

Вопрос: "Почему традиционно Бхагаван Шри Нараяна окружен Тремя Шакти (Шри, Бху и Нила)?"

Ответ: "Потому что у Бхагавана Шри Нараяны существуют 3 Основных Шакти: Сат, Чит и Ананда (Лила), но рассмотрим данную Сиддханту более подробно, так как
подобный ответ является слишком лаконичным и упрощенным.  

Данная Шакти-Сиддханта базируется как на ПанчаРатрика, так и на Ведических концепциях. На уровне Вед у нас есть "Шри-Сукта" (принадлежит к "Риг-Веде"), "Бху-Сукта" (тоже принадлежит к "Риг-Веде") и "Нила-Сукта" (принадлежит к "Кришна-ЯджурВеде")

На уровне "Шри ПанчаРатры" Сиддханта следующая, процитирую "Шри Бхарадваджа-Самхиту":

चतुर्भुज मुदारङ्गं श्यामं पद्मनिभेक्षणम् 
श्रीभूमिलीला-संहितं चिन्तयेच्च सदा हृदि [ भारद्वाज-संहिता ]

chaturbhuja mudAra~NgaM shyAmaM padmanibhekShaNam 
shrIbhUmilIlA-saMhitaM chintayechcha sadA hRRidi [ bhAradvAja-saMhitA ]

1. Шри-Деви (Шримати МахаЛакшми-Деви или Шримати Лакшми-Деви) представляет Чит-Шакти Бхагавана Шри Нараяны. 

2. Бху-Деви (Шримати Бхуми-Деви) представляет Сат-Шакти Бхагавана Шри Нараяны. 

3. Нила-Деви (Шримати Нила-Деви или иногда "Лила-Деви") представляет Ананда-Шакти Бхагавана Шри Нараяны.

Это классическая ПанчаРатрика-концепция, но она может изменяться, так как разные Агамы (Самхиты, Тантры) "Шри ПанчаРатры" иногда указывают различные Имена Шакти. 

Например, "Шри Джаякхья-Самхита" говорит о Четырех Шакти: 1. Шримати Лакшми-Деви 2. Шримати Кирти-Деви 3. Шримати Джая-Деви 4. Шримати Майя-Деви:

लक्ष्मीः कीर्तिर्जया माया देव्यस्तस्याश्रिताः सदा [ जयाख्य-संहिता, 6.77 ]

lakShmIH kIrtirjayA mAyA devyastasyAshritAH sadA [ jayAkhya-saMhitA, 6.77 ]

Но, на самом деле, под всеми различными Шакти мы всегда подразумеваем различные Аспекты Шримати МахаЛакшми-Деви, так как у Бхагавана Шри Нараяны только ОДНА ШАКТИ или АТМА (Шримати МахаЛакшми-Деви). 

Например, "Шри Бхагавата-Пурана", 10.39.55 перечисляет 12 Шакти, Которые на самом деле означают лишь Шримати МахаЛакшми-Деви: 

श्रिया पुष्ट्या गिरा कान्त्या कीर्त्या तुष्ट्येलयोर्जया
विद्ययाविद्यया शक्त्या मायया च निषेवितम्

shriyA puShTyA girA kAntyA kIrtyA tuShTyelayorjayA
vidyayAvidyayA shaktyA mAyayA cha niShevitam

"Шри Яджура-Веда" говорит о 2 Супругах (Шакти) Бхагавана Шри Вишну - Шри и Лакшми, но очевидно, что в данном случае "Шри Яджур-Веда" также говорит ТОЛЬКО о Шримати МахаЛакшми-Деви:

श्रीश्च ते लक्ष्मीश्च पत्न्या [ यजुर्वेद ]

shrIshcha te lakShmIshcha patnyA [ yajurveda ]

В этой связи вернемся к Праманам из "Шри Джаякхья-Самхиты", они говорят о том, что при Дхьяне все вышеуказанные Аспекты Шримати МахаЛакшми-Деви должны пониматься как "Амши" Шримати МахаЛакшми-Деви.

Если говорить более точно, то "Шри Джаякхья-Самхита" говорит об "Искорках (स्फुलिङ्गsphuli~Nga), исходящих от Шримати МахаЛакшми-Деви". 

Пример с огнем (Бхагаван Шри Вишну или Шримати МахаЛакшми-Деви) и искорками (Аватары, Аспекты) часто появляется как в "Шри ПанчаРатре", так и в классической Вайшнава-Веданте:

ततो भगवतो विष्णोर्भासा भास्वरविग्रहात् 
लक्ष्म्यादीर्निस्मृता ध्यायेत्स्फुलिङ्गनिचया यथा [ जयाख्य-संहिता ]

tato bhagavato viShNorbhAsA bhAsvaravigrahAt 
lakShmyAdIrnismRRitA dhyAyetsphuli~NganichayA yathA [ jayAkhya-saMhitA ]

Итак, подведем итог. Правильный ответ на вопрос, который обозначен в заголовке поста, будет звучать следущим образом: 
"Классически Бхагаван Шри Нараяна действительно окружен Тремя Шакти, но в действительности все Три Шакти являются Аспектами Шримати МахаЛакшми-Деви, т.е. в действительности у Бхагавана Шри Нараяны (Ади-Нараяны) только Одна Ади-Шакти и Одна Атма". 
Подтвердим данную Сиддханту Праманом из "Шри Лакшми-Тантры":

"Шри Лакшми-Тантра", 1.43:

सैषा नारायणी देवी स्थिता नारायणात्मना 

saiShA nArAyaNI devI sthitA nArAyaNAtmanA 

Перевод: "И лишь Одна Нараяни (МахаЛакшми) является Атмой Бхагавана Шри Нараяны"

"Шри Лакшми-Тантра, 1.45:

एकैवैषा परा देवी बहुधा समुपास्यते । 
तामुपेहि महाभागां शरणं पद्मसंभवाम् | | 

ekaivaiShA parA devI bahudhA samupAsyate | 
tAmupehi mahAbhAgAM sharaNaM padmasaMbhavAm | | 

Перевод: "Все различные Сампрадаи на самом деле поклоняются Всего Лишь Одной Верховной Богине (ПараДеви МахаЛакшми), зачастую даже не зная об этом. Поэтому, не теряя времени, прими Прибежище Вишишта-Адвайты у Лотосных Стоп ПараИшвари МахаЛакшми!"
Вишнудутка1926, Москва, июнь 2017