###Данная статья тематически
относится к циклу статей о
Шри МахаЛакшми-Сампрадае,
смотрите рубрикатор -
На этой неделе я занялась переводом Пракараны №2 (Раздела №2) "Шри Вачана-Бхушанам". Для этого пришлось составить mind maps, которые очерчивают все темы Второй Пракараны и общую структуру.
С этого поста я как раз начинаю пересказ Второй Пракараны, но пока я делала mind maps, я обнаружила, что ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья примерно на протяжении 25 Сутр Второй Пракараны просто безжалостно громит 3 классических Ведических Марга (Пути к Мокше) - гьяну, карму и Бхакти.
Гьяна и карма мне полностью безразличны, а вот обидеть Вайшнава-бхактов не хотелось бы, поэтому к первым переводам из этого цикла я буду выставлять disclaimers из серии "читайте с осторожностью".
ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья, естественно, никого тоже не хотел обидеть, просто Сиддханта Шри Рамануджа-Сампрадаи такова, что основные Ведические Марги (гьяна, карма и Бхакти) считаются to be of inferior type (нижестоящими, неполноценными, более низкого качества) по сравнению с Прапатти, которое также известно как Парама-Бхакти.
В общем, нижеследующая информация может
посеять сомнение в тех, кто принадлежит к одной из Вайшнава-Бхакти-Сампрадай (а к таковым у нас, на самом деле, относятся все Сампрадаи, отличные от Шри Рамануджа-Сампрадаи), так как мы будем говорить о бессмысленности Бхакти и важности предания Бхагавану Шри Нараяну (Прапатти) вместо Бхакти.
Итак, disclaimer выставлен и я начинаю пересказ Пракараны №2 "Шри Вачана-Бхушанам".
Пракарана № 2 начинается с Сутр 115-120. Название этой Пракараны - "Шри Садханасья Гауравам". В этом названии заключена интересная игра смыслов.
На первый взгляд, фразу "Садханасья Гауравам" можно перевести как "Важность садханы" и человек, поверхностно знающий как Санскрит, так и ортодоксальную Сиддханту Шри Рамануджа-Сампрадаи, скорее всего так и сделает, так как "садхана" (साधन) означает "садхану", а "гаурава" (गौरव), как правило, означает "важность".
Но дьявол в данном случае кроется не только в деталях, а также в том контексте, который ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья будет выстраивать далее по ходу повествования.
На самом деле, ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья будет громить все те Ведические Марги, которые опираются на садхану, а также крушить высокомерно-гордых брахманов, поэтому для перевода слова "гаурава" в данном случае нужно обратиться к следующим менее распространненым значениям:
1. Гордость
2. Напрасное преумножение
Теперь переведем название "Садханасья Гауравам" снова и получим:
1. "Гордость за садхану"
2. "Напрасное преумножение садхан".
Одно из значений слова "садхана" - это также "преодоление болезни", поэтому если мы все-таки обратимся к более общеупотребительному значению слова "гаурава", то мы сможем перевести название Пракараны №2 "Шри Вачана-Бхушанам" как "Важность (гаурава) подавления болезни (садхана)".
Под болезнью в данном случае мы понимаем аханкару (эгоизм) дживы, которая выражается в том, что джива не желает принимать Прибежище (Прапатти) у Бхагавана Шри Нараяны и вместо этого напрасно и тщетно пытается добиться камы-артхи-дхармы-мокши с помощью собственных усилий, то есть с помощью 3 Ведических Маргов в виде гьяны, кармы и Бхакти.
В общем, джива серьезно заражена эгоизмом и на протяжении первых Сутр Пракараны №2 "Шри Вачана-Бхушанам" ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья будет говорить о методах лечения.
Теперь обратимся непосредственно к "Шри Вачанам-Бхушанам", начало Пракараны № 2 - это Сутры 115-120.
Начиная с этих Сутр ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья начинает разворачивать логическую цепочку, которая посвящена такой теме как "напрасность 3 основных Ведических Маргов, т.е. напрасность гьяны, кармы и Бхакти".
На Санскрите данная тема называется "Пракантара-Паритьяга".
Сначала ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья напоминает, что одной из тем Пракараны №1 была тема свабхавы дживы. В соответствии с Шри Рамануджа-Сиддхантой свабхава дживы включает в себя такие коннотации как:
А. полная зависимость дживы от Бхагавана Шри Нараяны;
Б. осознание дживой своей шешатвы ("шешатва" - это синоним таких понятий как "служение" или "Дасья-Раса");
В. существование лишь ради Ананды Бхагавана Шри Нараяны;
Г. отказ от своей сансарной аханкары.
Также в Пракаране №1 ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья обсуждал такую тему как "напрасность собственных усилий на пути к Мокше".
Напомню, в соответствии с Шри Рамануджа-Сиддхантой джива не может получить Мокшу с помощью садханы и собственных усилий, так как в действительности Мокшу может даровать ТОЛЬКО Бхагаван Шри Нараяна ЛИЧНО.
Кроме того, точное время Мокши для каждой дживы знает только Бхагаван Шри Нараяна, так как у Господа Нараяны существует специальное "Божественное Расписание", данная Сиддханта более подробно обсуждалась в данном посте - Ананья-Бхогьятва, Автократизм Бхагавана Шри Нараяны, предопределенность и "natural compulsion"...
С одной стороны, у нас есть Прапатти-Марг (Четвертый Марг), который говорит о том, что только Бхагаван Шри Нараяна может даровать дживе Мокшу и любые собственные усилия полностью напрасны.
С другой стороны, у нас есть еще 3 классических Ведических Марга - гьяна, карма и Бхакти, которые тоже вроде бы как должны даровать дживе Мокшу в том случае, если джива будет принимать героическо-бешено-изматывающие усилия в рамках одного из этих 3 Маргов.
Вопрос - кто прав? Если прав только Марг № 4 (Прапатти), то мы выходим на страшную идею о том, что все 3 классических Ведических Марга (гьяна, карма и Бхакти) по существу напрасны и бессмысленны. Но зачем они тогда существуют? Почему Веды и Пураны разделены на Гьяна-Кханду, Карма-Кханду и Бхакти-Кханду?
Ответ Шри Рамануджа-Сампрадаи в данном случае беспощаден, потому что эти Марги действительно бессмысленны.
Чтобы лучше понимать то, о чем ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья будет писать дальше я сделаю лирическое отступление. В рамках Шри Рамануджа-Сампрадаи существуют 2 основные Линии:
1. Тенкалай - это более мягкая и расслабленная Линия, ее представляет ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья. В данной Линии полностью отвергаются любые собственные усилия, классические 3 Ведических Марга (гьяна, карма и Бхакти) считаются бессмысленными.
2. Вадакалай - это более строгая Линия, данную Линию представляет ОМ ВишнуПад Веданта Десика-Ачарья. В рамках данной Линии есть некий акцент на собственных усилиях + 3 Ведических Марга считаются не совсем бессмысленными, так как предполагается, что они рано или поздно приведут дживу именно к Прапатти.
Логическая цепочка в рамках Вадакалай такова:
любая садхана вызывает накопление сукрити ➜ большое количество сукрити вызывают Ануграху (Милость) Бхагавана Шри Нараяны ➜ Бхагаван Шри Нараяна приводит бывшего гьяни/карми/бхакта на путь Прапатти (или, говоря более правильно, Шримати МахаЛакшми-Деви приводит дживу к Бхагавану Шри Нараяне, так как именно Шакти словно Заботливая Мать всегда ведет дживу к Мокше).
В общем, в рамках Вадакалая (Линии ОМ ВишнуПад Веданта Десики-Ачарьи) считается, что любой гьяни/карми/бхакт со временем сможет превратиться в прапанну.
Это не один пункт раздора между Тенкалаем и Вадакалаем, но остальные пункты ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья будет обсуждать в следующих Главах.
Для того, чтобы показать ошибочность 3 классических Ведических Маргов ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья вводит для их обозначения такой термин как "उपायान्तर - upAyAntara".
"Упаянтара" переводится с Санскрита как "другие способы, другие пути".
Далее ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья специально отмечает, что в действительности все Упаянтары противоречат истинной свабхаве дживы, то есть противоречат идее полной зависимости от Бхагавана Шри Нараяны и также отмечает, что мы на самом деле вышли на вопрос враждебности по отношению к Ведам, которые являются Апаурушея-Таттвой, то есть составлены Самим Бхагаваном Шри Нараяной.
На теме "враждебна Шри Рамануджа-Сампрадая по отношению к Ведам или нет?" я оборву данную часть пересказа "Шри Вачана-Бхушанам", вернемся к теме враждебности в следующей части.
Вишнудутка1926, Июнь 2017, Москва
###Данная статья тематически
относится к циклу статей о
Шри МахаЛакшми-Сампрадае,
смотрите рубрикатор -