понедельник, 1 мая 2023 г.

Шри Мадхура-Кави-Альвар: Ачарья-Прапатти, безопасный путь на Шри Вайкунтху и мистические откровения Шри Кумуда-Ганеши

В этом году, 4-мая-2023, одновременно отмечаются Шри НараСимха-Джаянти и день явления Шри Мадхура-Кави-Альвара. Сегодня в Москве царит прекрасный, пасмурно-величественный день Шри Мохини-Экадаши, и именно в этот день я рада представить вниманию всех вишнудуток и вишнудутов свою статью о Шри Мадхура-Кави-Альваре!

01. АЧАРЬЯ-САМБАНДХА И КРИШНА-САМБАНДХА. 

Уникальность религиозной биографии Шри Мадхура-Кави-Альвара заключается в том, что он поместил Ачарья-cамбандху даже выше Кришна-cамбандхи, предавшись лишь Шри НаммАльвару! 

Шри Мадхура-Кави-Альвар явился в Двапара-Югу - это означало, что он мог без проблем встретиться с Господом Шри Кришной для того, чтобы принять Прапатти (Шаранагати) лично у Господа Шри Кришны, но...Шри Мадхура-Кави-Альвар предпочёл дождаться явления в этот мир Шри НаммАльвара для того, чтобы принять Прапатти именно у Шри НаммАльвара. 

В Шри Рамануджа-Сампрадае известен афоризм "Для Шри Мадхура-Кави-Альвара существует лишь один девата - Шри НаммАльвар". Этот жизненный лозунг Шри Мадхура-Кави-Альвар выразил в стихах №1-2 своего программного произведения "Kanninun Siruthambu"

В стихе №1 [கண்ணிநுண் சிறுத் தாம்பினால் - kaNNinuN chiRuth thAmbinAl] Шри Мадхура-Кави-Альвар пишет о том, что имя "НаммАльвар" звучит для него даже слаще, чем имя Кришны, которого матушка Яшода пыталась связать верёвкой. А в стихе №2 [நாவினால் நவிற்றின்ப மெய்தினேன் - nAvinAl naviRRu inbam eythinEn] Шри Мадхура-Кави-Альвар пишет о том, что для него существует лишь один Ишта-Девата и этот Ишта-Девата - Шри НаммАльвар!

02. БЕЗОПАСНЫЙ МАРШРУТ НА ШРИ ВАЙКУНТХУ. 

Биография Шри Мадхура-Кави-Альвара иллюстрирует идею о том, что в Шри Рамануджа-Сампрадае можно следовать либо Ачарья-Прапатти, либо Бхагават-Прапатти. Именно Шри Мадхура-Кави-Альвар указал нам на Ачарья-Прапатти в качестве безопасного пути на Шри Вайкунтху.

Кроме того, Шри Мадхура-Кави-Альвар - примером своей уникальной жизненной истории - подчеркнул концепцию о том, что к Бхагавану Шри Нараяне невозможно прийти без Сад-Ачарьи, т.е. истинного/правильного Ачарьи. К теме Шри Вайкунтхи мы вернёмся в финале этой статьи, а пока продолжим разговор о личности Шри Мадхура-Кави-Альвара. 

03. НЕОБЫЧНАЯ БРАХМАНИЧЕСКАЯ ШИКХА И УНИКАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ.

У меня в домашней библиотеке есть наша родная Шри-вайшнавская книга из Южной Индии под следующим названием: "Hymns of Mystics Three Tondar-Adi-Podi, Panar & Madhurakavi" by Vankeepuram Rajagopalan, 2011.

V. Rajagopalan пишет о том, что при рождении Шри Мадхура-Кави-Альвара нарекли именем "Кумудар" (Kumudar), а принадлежал Шри Мадхура-Кави-Альвар к особому направлению брахманов, которые носили так называемую "фронтальную шикху" [purva shikhai], т.е. шикху, растущую не в форме косички сзади головы, а находящуюся на передней части головы. В общем, нечто вроде озорного чуба/чубчика!

При беглом взгляде может показаться, что имя "Мадхура-Кави" связано с Мадхура-Кришна-Бхакти, но выше мы уже обсудили то, что Шри Мадхура-Кави-Альвар следовал лишь Ачарья-Прапатти. Именем "Мадхура-Кави" (буквально "Зачаровывающий Поэт", если переводить с санскрита) Альвар был наречён в силу того, что он блестяще сочинял мелодичные стихи и песни - цитирую книгу V. Rajagopalan (стр. 16): "On account of his (Kumudar) proficiency in composing songs and singing with strains of music, resonant and melodious, he came to be called Madhura-kavi which name became popular". 

Кроме того, Шри Мадхура-Кави получил блестящее брахманическое образование: он прекрасно знал все Веды и различные Шастры. 

Мы поклоняемся 12 Альварам и другие 11 Альваров известны мистическими откровениями, посвящёнными Шри Лакшми-Нараяне (и различным Аватарам - например, Шри Кришне), но Шри Мадхура-Кави-Альвар - исключение, так как он составил лишь один текст под названием "Kanninun Siruthambu" - этот лаконичный текст состоит всего из 11 стихов и полностью посвящён лишь Шри НаммАльвару.

Данное произведение существует в нескольких изданиях - вот, к примеру, прекрасное издание от сайта sadagopan.org: https://www.sadagopan.org/ebook/pdf/Kanninun%20Siruthambu.pdf

Кстати, одной из главных причин, по которой Шри Мадхура-Кави-Альвар не оставил детальных мистических откровений, было то, что он на протяжении примерно 60 месяцев записывал мистические откровения Шри НаммАльвара. Здесь огромную роль сыграла брахманическо-музыкальная одарённость Шри Мадхура-Кави-Альвара, так как общая мелодичность "Шри Тируваймоли" - это заслуга Шри Мадхура-Кави-Альвара. 

Также очень интересно то, что весь мистический канон Шри НаммАльвара был представлен Господу Шри Ранганатхе лично в день Маргаширша-Экадаши, не без участия другого знаменитого Альвара - Шри Тирумангай-Альвара. Снова процитирую книгу V. Rajagopalan: 

"The meeting of Madhurakavi with saint Satakopa took place in 814 C.E. says, Dr.S.Kulasekharan in his book Vainavattin Azhvarkal Kalanilai. For nearly sixty long months Madhurakavi sat by the side of Sri Sathakopa and recorded the entire outpouring of him as and when articulated. These were said to have been completed by 819 C.E. Madhurakavi true to his name set to musical tunes and dancing gestures for Tiruvoimozhi and obtained guru's approbation. 

Tirumangai Azhvar, a contemporary, who perhaps knew about Satakopa's outpourings spelled out as he enjoyed the Delight of experience, arranged for its TiruAdhyayanam (grandeur recital) of Tiruvoimozhi besides Vedic chanting on the waxing fortnight, Ekadasi Thithi of Margasirsa (Margazhi) month in the presence of Lord Ranganatha with His acclamation. And extremely pleased with Satakopa's Tiruvoimozhi, the Lord conferred on him the honorific title 'Nammazhvar'". 

При всём этом, ни в коем случае нельзя считать Шри Мадхура-Кави-Альвара обычным вайшнавом, оставшимся в тени грандиозности и мистических сиддх Шри НаммАльвара. В стихе №3 "Kanninun Siruthambu" Шри Мадхура-Кави-Альвар пишет:

திரிதந்தாகிலும் தேவ பிரானுடை

கரிய கோலத் திருவுருக்காண்பன் நான்

பெரியவண் குருகூர் நகர் நம்பிக்காள்

உரியனாய் அடியேன் பெற்ற நன்மையே.

thirithanthAgilum

dhEvapirAnudaik kariyakOlath thiruvuruk kANban nAn

periya vaN kurukUr nagar nambikku ALuriyanAy

adiyEn peRRa nanmaiyE

Стих 3: "В силу своего поклонения Шри НаммАльвару, я был наделён невероятной удачей созерцания Шри Нила-Мегха-Шьямала-Кришны - Господа, чья грудь всегда украшена присутствием Богини Шри Лакшми, но подобное наивысшее мистическое видение я обрёл лишь благодаря непреклонной вере в своего Гуру - Шри НаммАльвара!". 

04. ИСТОРИЯ О КОТЛЕ И ШРИ БХАВИШЬЯ-РАМАНУДЖА-АЧАРЬЕ. 

Историю о встрече Шри НаммАльвара и Шри Мадхура-Кави-Альвара у тамариндового дерева многие знают, поэтому я её здесь не пересказываю. Если вы не знаете эту историю и её теологического смысла, то рекомендую обратиться к следующей превосходной статье - https://guruparamparai.wordpress.com/2013/01/17/madhurakavi-azhwar/ 

Я же перескажу здесь историю из английской Wikipedia - эту историю сейчас редко пересказывают, а она очень интересна. 

Когда Шри НаммАльвар собирался отправиться на Шри Вайкунтху, тогда Шри Мадхура-Кави-Альвар погрузился в скорбь предстоящей разлуки с гуру, но Шри НаммАльвар попросил его не горевать, а сделать следующее - прокипятить в котле воду реки Тамрапарни для того, чтобы получить Мурти в процессе кипячения.  

Шри Мадхура-Кави-Альвар прокипятил воду и увидел в котле Мурти, которое не смог узнать. Шри Мадхура-Кави-Альвар сразу же побежал к гуру с вопросами и Шри НаммАльвар объяснил ему, что это Мурти Бхавишья-Ачарьи [भविष्य - bhaviṣya - будущее], т.е. Мурти будущего Ачарьи, который появится через 4000 лет после них. Это было Мурти Шри Рамануджа-Ачарьи. После этого Шри НаммАльвар попросил ученика снова кипятить воду, в результате чего Шри Мадхура-Кави-Альвар обрёл Мурти Шри НаммАльвара.

Данная история подчёркивает важность непроведения различий между Шри НаммАльваром и Шри Рамануджа-Ачарьей!

05. ПОЧЕМУ ШРИ ВАЙКУНТХА?

Выше мы уже говорили о безопасном пути на Шри Вайкунтху - эта идея связана с тем, что Шри Вайкунтха упоминается в заключительном стихе "Kanninun Siruthambu" Шри Мадхура-Кави-Альвара:

அன்பன் தன்னை அடைந்தவர்கட்கெல்லாம் அன்பன்

தென்குருகூர் நகர் நம்பிக்கு அன்பனாய்

மதுரகவி சொன்ன சொல் நம்புவர் பதி

வைகுந்தம் காண்மினே

anban thannai adainthavarkatkellAm anban

thenkurukUr nagar nambikku anbanAy

madhurakavi sonna sol nambuvAr pathi

vaikuntham kANminE [11]

Стих 11: "Вечными жителями Шри Вайкунтхи станут те бхагавата-вайшнавы, которые не только непреклонно верят в истины, поведанные в этих 11 стихах, но также повторяют эти стихи! Все эти 11 стихов я посвятил Шри НаммАльвару, который с трепетной благосклонностью относится ко всем Шри вайшнавам. Бхагавана Шри Нараяну ошибочно считают беспристрастным, но, на самом деле, Господь Шри Нараяна с особой любовью/благосклонностью относится к Шри НаммАльвару и всем Шри вайшнавам!". 

Sadagopan.org гениально перевели этот стих с акцентом на Прити и Маха-Вишвасу - с огромным восхищением цитирую здесь их вариант: "Oh my Swamy, the sakala guNa paripUrNar from TirukkurukUr! You have great prIti for all those (bhaktars, prapannars, muktars and nityars), who have taken refuge at the sacred of Your Lord, who in turn has affection for every one. Oh Master of the beautiful TirukkurukUr! This prabandham has been created with viSesha bhakti by your devoted dAsan Madhura Kavi and placed at Your sacred feet. Those who recite this prabandham with mahA viSvAsam in the supremacy of AcArya bhakti over all else will surely find their abode in SrI VaikuNTham". 

06. РУБРИКА "ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ!". 

Обычно, в финале подобных лонгридов, я перечисляю полезные факты - перечислю их и здесь. 

I. Шри Мадхура-Кави-Альвар считается Аватарой Шри Гаруды. Иногда также можно услышать мнение о том, что Шри Мадхура-Кави-Альвар - это Шри Кумуда-Ганеша, но это не общеизвестный Ганеша, а один из слуг Шри Вишваксены на Шри Вайкунтхе. 

II. Шри Мадхура-Кави-Альвара также называют поэтом 5-ой упайи в свете того, что существует 5 Ведических упай (перечисление далее - от самых слабых к самым сильным): 1) Карма 2) Гьяна 3) Бхакти 4) Прапатти (также известное, как Шаранагати) и 5) Ачарья-Ништха. 

III. K.R. Krishnaswami, в книге "Azwars - The Divine Dozen" (2013), пишет, что по многочисленности теологических комментариев "Kanninun Siruthambu" Шри Мадхура-Кави-Альвара и "Thiruvoimozhi" Шри НаммАльвара практически находятся на одном уровне, но при этом особенно отмечает ценность комментариев Перия Ваччан Пиллая [Peria Vacchhan Pillai]. 

K.R. Krishnaswami  также упоминает о том, что иногда можно встретить цитаты комментариев Шри Веданты Десики (их называют "Шри Мадхура-Кави-Хридаям"), но, к огромнейшему сожалению, полная версия этих комментариев на данный момент считается утраченной. 

Позитивная новость здесь заключается в том, что Шри Веданта Десика подробно объясняет идеи 12 Альваров в других, дошедших до нас, трудах. Например, в вышеупомянутом издании от sadagopan.org блестяще излагаются 10 видов Ануграхи (Милости) Бхагавана Шри Нараяны именно с разъяснениями Шри Веданты Десики!

IV. На портале koyil.org есть отличное, усложнённое сетевое издание с пословным толкованием всех 11 стихов - http://divyaprabandham.koyil.org/index.php/2015/01/kanninun-chiru-thambu/, а на prapatti.com есть аудио-версия "Kanninun Siruthambu" в родном и максимально правильном исполнении нашей Сампрадаи - https://prapatti.com/slokas/mp3/kanninunshiruttaambu.mp3

Статья/перевод: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 01-май-2023, день Шри Мохини-Экадаши

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 

онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Микро-блог (=◕ᆽ◕ฺ=) https://gettr.com/user/vishnudut1926

Следующие блоги повторяют друг друга (зеркала):

WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

SL https://solcial.io/@vishnudut1926 TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/