Продолжаю листать интересную диссертацию «A Critical and Comparative Study of The Commentaries on Brihad-Aranyakopanishad», Sham Lata, 1982. Напомню, что в этой диссертации сравниваются 3 комментария к «Брихад-Араньяка-Упанишаде»: Шри Ранга-Рамануджа-Ачарьи (Шри Рамануджа-Сампрадая), Шри Мадхва-Ачарьи (Шри Мадхва-Сампрадая) и Шанкары (маявада).
Прошлый пост данной серии был посвящён ошибке Шанкары в противопоставлении Пара-Брахмана и Апара-Брахмана (ссылка на предыдущий пост).
На жёлтом скриншоте выше (скриншот также на box, plurk, teknik) рассматривается ещё одна вопиющая ошибка маявады Шанкары - Шанкара пытался объявить Шуддха-Саттву частью Майи, т.е. попытался приравнять духовную Шуддха-Саттву к обычным 3 материальным гунам сансары (!!!).
Если приводить упрощённый пример, то подобная ошибка приводит к тому, что духовные и материальные категории полностью сравниваются друг с другом и, например, Шри Вайкунтха становится обычной материальной планетой, погружённой в Майю. Оскорбительно? Да, очень оскорбительно, поэтому ереси маявады очень важно опровергать.
Шри Ранга-Рамануджа-Ачарья с лёгкостью опровергает эту ересь маявади-шанкараитов канонадой цитат из "Иша-Упанишады", "Мундака-Упанишады", "Чхандогья-Упанишады" и "Брихад-Араньяка-Упанишады".
Далее по тексту Sham Lata рассматривает объяснения Шри Рамануджа-Ачарьи к "Шри Бхашье" 1.1.21 ("Шри Бхашья" - это комментарий Шри Рамануджа-Ачарьи к "Шри Веданта-Сутре"), а в этих объяснениях Шри Рамануджа-Ачарья пишет о том, что все качества Бхагавана Шри Нараяны являются АПРАКРИТА [अप्राकृत - aprākṛta], т.е. качества Бога и Шуддха-Саттву ни в коем случае нельзя причислять к миру Пракрити/Майи/сансары, как это ошибочно попытался сделать Шанкара.
И после этого Sham Lata прекрасно пересказывает концепцию Шри Мадхва-Ачарьи, используя блестящую фразу "trans-empirical form of Brahman" [трансэмпирический - находящийся за пределами опыта, непознаваемый обычными чувствами, не принадлежащий к эмпирическому миру Майи/Пракрити] - скриншот из диссертации ниже (а также на box, plurk, teknik):