Продолжение серии, посвященной ОМ ВишнуПад Веданта Десике МахАчарье и Сиддханте Северной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи (Вадакалай). Предыдущая Сутра публиковалась в #этом посте#
В нижеследующей Сутре ОМ Вишнупад Шри Веданта Десика МахАчарья выстраивает логическую цепочку, которая устанавливает абсолютное превосходство Шри Нараяна-Мантр/Дхьян и повторного Прапатти над всеми видами Ведических/Тантрических праяшчитт:
СУТРА 16: "Праяшчитта индивидуальна и зависит от нескольких факторов (джати, здоровье и т.п.). Например, праяшчитта для брахмана будет тяжелее, чем для шудры, а праяшчитта для молодого человека будет отличаться от праяшчитт для людей в возрасте. Пуна-Прапатти (Puna:Prapatti - повторное Прапатти), а также Шри Нараяны-Мантры/Дхьяны рекомендуются во всех случаях, но напомним, что МокшАртха-Прапатти принимается только 1 раз".
Комментарий: В случае сознательно совершенных грехов (буддхи-пурвака-папам) праяшчитта-адхикари должен
проконсультироваться с Вайшнава-Гуру, сведущим в Дхарма-Шастрах для того, чтобы выбрать подходящую праяшчитту.
Вайшнава-Гуру, в свою очередь, должен принять во внимание здоровье, уровень достатка, тяжесть греха, касту и другие значимые факторы для того, чтобы определить наиболее уместную праяшчитту.
Праман: "После тщательного размышления над общей ситуацией и такими факторами как варна, здоровье, достаток и т.д. Вайшнава-Гуру, сведущий в Дхарма-Шастрах, должен выбрать подходящую праяшчитту". ["Шри Вишну-Пурана"]
Суть в том, что не существует такого понятия как "единая праяшчитта для всех". Например, праяшчитты для брахманов-грешников всегда намного тяжелее, чем праяшчитты для других варн.
Прапанны - это отдельный класс праяшчитта-адхикари, поэтому праяшчитты для прапанн всегда являются самыми мягкими и лёгкими.***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Напомню, что в предыдущих Сутрах (#смотрите рубрикатор#) ОМ ВишнуПад Шри Веданта Десика МахАчарья обсуждал концепцию "легких наказаний" для Прапанн, поэтому в данной Сутре Он продолжает логическую цепочку, общий смысл которой заключается в том, что прапанны являются любимцами Бхагавана Шри Нараяны, а следовательно Бхагаван Шри Нараяна никогда не наказывает прапанн очень сурово.
Тем не менее, существует общее правило, которое можно определить следующим образом: праяшчитта для молодых и богатых всегда будет тяжелее и суровее.***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Чисто жизненно это объясняется тем, что в богатых и молодых (и, как правило, еще очень глупых) больше высокомерия и упрямства. Поэтому суровые праяшчитты заставляют их стать более смиренными [окончание комментария переводчика]
ВАЖНОЕ ПРАВИЛО: Если праяшчитта-адхикари слишком слаб для суровых праяшчитт, то ему просто рекомендовано принять повторное Прапатти (Puna:Prapatti), потому что Шримати МахаЛакшми-Деви говорит в "Шри Лакшми-Тантре", что "Прапатти уже само по себе является лучшей праяшчиттой" (смотрите обсуждение обширной цепочки Праманов далее).
Например, такие праяшчитты как крччхра и чандраяна (krcchram, candrayanam - подрывающие здоровье классические Ведические праяшчитты из Дхарма-Шастр) действительно очень тяжелы. Если есть опасения, что человек их не выдержит, то лучше просто обратиться к повторному Прапатти как к Праяшчитте.
Напомним, что мы сейчас говорим именно о повторном Праяшчитта-Прапатти, а не о МокшАртха-Прапатти. Сиддханту о том, что МокшАртха-Прапатти принимается только 1 раз и ни в коем не сгорает/нулифицируется мы обсуждали в Сутрах #08#, #10# и #15#.
ПРАМАНЫ
(УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ПРЕВОСХОДСТВО ШРИ НАРАЯНА-МАНТР И ПРАПАТТИ НЕ ТОЛЬКО НАД ВСЕМИ ВИДАМИ САДХАН, НО И НАД ВСЕМИ ВИДАМИ ПРАЯШЧИТТ).
Рассмотрим различные праяшчитта-адхикара-праманы - от самых низших йога и гьяна праманов до самых высших Шри Нараяна-Прапатти-Праманов. Нижеследующие примеры покажут, что существуют различные предписания для разных праяшчитта-адхикаров.
2 низовых прамана из йога и гьяна-шастр, которые не касаются Шри Нараяна-прапанн и приводятся только для примера.
"Если йог совершает грех, то он должен обратиться к самой йоге как к праяшчитте" [Йога-Шастры]
"Серьёзный грех или мелкий - неважно. Во всех случаях гьяни в качестве праяшчитты должен медитировать на Брахман 1/4 часть ночи" [Гьяна-Шастры]
Теперь обратимся к нормальным Шри Вайшнава-Праманам:
"О Дхармапутра! Если ты боишься последствий грехов, то не прибегай ни к каким упаям/праяшчиттам. Просто посвяти всё свое сердце Бхагавану Шри Нараяне!" ["Шри Вишну-Дхарма"]
"Даже кошмарное количество грехов размером с гору Меру будет без проблем сожжено Бхагаваном Шри Кешавой. Бхагаван Шри Вишну подобен мудрому лекарю, который без проблем справляется даже с самыми тяжелейшими заболеваниями". ["Шри Вишну-Пурана"]
"О Бхагаван Шри Нараяна! Твоя Мантра столь Могущественна, что может спасти из пучины грехов даже млеччхов, чандалов и собакоедов!" ["Шри Вишну-Пурана"]***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Данный Праман рассказывает о Шри Аштакшара-Мантре (ВосьмиСлоговая Мантра Бхагавана Шри Нараяны), которая звучит следующим образом:
ॐ नमो नारायणाय - OM namo nArAyaNAya - ОМ НАМО НАРАЯНАЯ
В любой Пуране (даже, например, в раджасичной "Шри Брахма-Пуране" или тамасичной "Линга-Пуране") всегда можно найти либо отдельные Стихи, либо целые Главы, прославляющие Шри Аштакшара-Мантру или, например, Шри Васудева-Мантры, так как все Пураны устроены таким образом, чтобы вести дживу от тамаса и раджаса к саттве.
То есть, если тамасика/раджасика джива любит рыться в тамасика/раджасика Пуранах (как правило, такие дживы фыркают и воротят нос от Вайшнавских Саттвика-Пуран), то она будет время от времени натыкаться на Вайшнавские Праманы, которые рано или поздно (не обязательно в текущей жизни) трансформируют ее сознание.
"Если кто-либо совершил грех и чувствует раскаяние, то лучшей праяшчиттой будет медитация на Бхагавана Шри Нараяну". ["Шри Вишну-Пурана]
"Человек может быть склонен ко всем грехам сразу, но если он думает о Бхагаване Шри Нараяне хотя бы 1 секунду, то он становится тапасви, совершившим все существующие аскезы и святым, способным очистить даже млеччхов". ["Шри Вишну-Пурана]
"Следует постоянно повторять "НАМО НАРАЯНАЯ". Нужно думать о Бхагаване Шри Нараяне даже во сне. В путешествиях, при омовении, при вкушении пищи нужно помнить лишь о Бхагаване Шри Нараяне. Каждую секунду своей жизни нужно повторять Шри Нараяна-Мантры. Открывая глаза (пробуждаясь) мы говорим "НАМО НАРАЯНАЯ". Закрывая глаза (засыпая) мы также повторяем Шри Нараяна-Мантры" ["Шри Вишну-Пурана"]
"Даже если человек не занимается никакой духовной практикой, но просто освящает ту греховную пищу, которую он ест, Мантрой "НАМО НАРАЯНАЯ", то он достигает Шри Вайкунтхи уже в этой жизни (т.е. получает Мокшу сразу после смерти)" ["Шри Падма-Пурана"]
Теперь обратимся к самым высшим Праманам, а именно к Праяшчитта-Праманам из "Шри ПанчаРатры":
"Тот, кто принял Прапатти, неожиданно осознаёт, что Прапатти само по себе является лучшей Праяшчиттой". ["Шри Лакшми-Тантра]
"Мукти, а также всё то, что никогда не удастся получить с помощью карма-йоги, гьяна-йоги и Бхакти-Йоги, можно без всяких проблем обрести с помощью Прапатти. Бхагаван Шри Пурушоттама (Бхагаван Шри Нараяна) также обретается только лишь с помощью Прапатти". ["Шри АхирБудхнья-Самхита"]
"Лишь Прапатти способно исполнить любые желания, все остальные садханы (йога, карма, гьяна, Бхакти) являются бессильными пешками по сравнению с Прапатти". ["Шри СанатКумара-Самхита"]
Рассмотрение сомнения о грехах-недотрогах.
Существуют Праманы, которые говорят о том, что грехи якобы никоим образом не могут затронуть прапанну, но эти Праманы не следует трактовать как "билет в мир грехов и нарушения всех Ведических Законов Бхагавана Шри Нараяны".
ОМ ВишнуПад Шри РамануджАчарья рассматривает подобные амбивалентные Праманы в "Шри Бхашье", указывая на то, что правильное понимание подобных Праманов должно быть следующим:
А) Из-за того, что эти Праманы призваны подчеркнуть Величие Прапатти, они составлены в духе преувеличения, поэтому не стоит толковать их в прямом смысле.
Б) Эти Праманы говорят лишь о несознательно совершаемых грехах.
В любом случае для сознательно совершенных грехов всегда нужны либо классические Тантрические/Ведические праяшчитты (все они наименее предпочтительны), либо (наиболее предпочтительны) мощная садхана, посвященная Бхагавану Шри Нараяне и Праяшчитта-Прапатти, которые мы и обсудили в данной Сутре.
На упоминании ОМ ВишнуПад Шри РамануджАчарьи и
Его Безупречной "Шри Бхашьи"
(комментария Шри Рамануджа-Сампрадаи к "Шри Веданта-Сутре")
мы завершаем рассмотрение Сутры 16 из
"Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям"
ОМ ВишнуПад Шри Веданта Десики МахАчарьи
(Вадакалай, Северная Ветвь Шри Рамануджа-Сампрадаи).
@@@Смотрите полный рубрикатор всех Сутр ЗДЕСЬ@@@
Вишнудутка1926, Москва, сентябрь 2017