Synopsis in English: The renewal of the rubrique, dedicated to the Russian translation and exegesis of "Shree Vachana-Bhushanam" by OM VishnuPad Pillai LokAcharya. 12th post in the rubrique tells about Prapatti and Tyaga.
###Данная статья тематически
относится к циклу статей о
Шри МахаЛакшми-Сампрадае,
смотрите рубрикатор -
Продолжение цикла по "Шри Вачана-Бхушанам" и Сиддханте Шри Рамануджа-Сампрадаи, который был начат прошлой весной! Прошлой весной я остановилась на Мантре Бхагавана Шри Нараяны (данный пост), теперь рассматриваем логическую цепочку дальше и на этот раз обсуждаем Тьягу (Сутры 99-101 "Шри Вачана-Бхушанам").
Трихотомия Тьяги.
Далее ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья продолжает обсуждать сверхважность таких качеств как Дама (Тьяга) и Дхама и предлагает следующую трихотомию упасак:
1. Артха-упасаки - те, кто просто стремятся обрести различные богатства.
2. Карма-упасаки, а также
йога-упасаки и тантрика-упасаки: данный тип помимо богатств также интересуют различные сиддхи и различные достижения типа Сварга-Локи и т. п.
3. Прапанны.
➤Данная трихотомия подробно рассматривается в «Тирувоймоли», 4.1.9 («Триручанда-Виратам», Сутры 76-95).
ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья отмечает, что такие качества как Тьяга и Дхама важны на всех 3 путях, но по сути наиболее эти качества важны как раз для Прапанн.
Таким образом, ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья начинает рассматривать тему завышенного адхикара для Прапанн и приводит очень необычный «живой» пример Тьяги.
Равана и Тьяга.
Необычность данного примера заключается в том, что ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья приводит в пример Равану — асура, который обрел все свои сиддхи именно благодаря Тьяге.
Кого-то подобный пример может шокировать, казалось бы, в качестве примера Тьяги было бы более уместно указать кого-нибудь из ключевых Вайшнава-Ачарьев, но на самом деле в данном примере нет ничего шокирующего, потому что:
А. Большая часть Сиддханты «Шри Вачана-Бхушанам» базируется именно на «Шри Рамаяне», поэтому на самом деле ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья просто продолжает логическую цепочку примеров из «Шри Рамаяны».
Б. Пример с Раваной просто сверхидеально вписывается в тему напрасности усилий на пути Прапатти (более подробно в этом посте).
Асурам всегда свойственна именно тамасично-раджасичная садхана, в которой они пытаются достичь все своими силами и изнурительной садханой с приложением максимальных (зачастую напрасных - «заставь дурака Богу молиться») усилий.
Но так как Шримати МахаЛакшми-Деви с одинаковой любовью относится ко всем своим дживам-детям, то даже для подобных асуров Шримати МахаЛакшмика-Деви создает специальные тамасично-раджасичные Тантры с кучей мелких предписаний и изнуряющих правил\аскез, чтобы асуры могли прогрессировать и несколько своеобразно все-таки практиковать то, что они считают «религией».
Смотрите, например, стих 6.16.38 "Шримад-Бхагаватам" на эту тему: "О всемогущий Господь, недалекие люди, которых жажда чувственных наслаждений заставляет поклоняться полубогам, ничем не лучше животных в человеческом обличье. Идя на поводу у своих животных наклонностей, они пренебрегают поклонением Тебе, о Господь, и вместо этого поклоняются ничтожным полубогам — крохотным искоркам Твоей славы. С гибелью вселенной гибнут и полубоги, а вместе с ними приходит конец и полученным от них благословениям, и поклонники полубогов остаются ни с чем, подобно придворным свергнутого царя" (перевод Его Божественной Милости А.Ч. БхактиВеданты Свами Прабхупады).
Итак, пример с Раваной из «Шри Рамаяны». В «Шри Рамаяне» есть сюжетный ход, в котором Мандодари стенает над бездыханным телом Раваны и вспоминает о том, как Равана завоевал все Три Локи лишь благодаря тому, что следовал аскезам и держал свои чувства в строжайших ежовых рукавицах.
To go one step further...
Таким образом, как мы видим даже асуры следуют Тьяге и здесь возникает закономерный вопрос - «А должны ли следовать Тьяге не асурические, а божественные дживы (Вишну-бхакты и Вишну-прапанны) и если должны, то какой должна быть данная Тьяга?».
Вопрос Тьяги для Вишну-бхактов не входит в список тем, рассматриваемых в «Шри Вачана-Бхушанам», поэтому ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья обозначает характер Тьяги именно для Вишну-прапанн и, как мы увидим дальше, характер данной Тьяги базируется именно на завышенном адхикаре. Рассмотрим эту тему более подробно.
Сверх-Тьяга и завышенный адхикар.
Возвращаясь к трихотомии с тантриками, йогами, асурами и прочими Avidya-ridden упасаками, ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья пишет о том, что примеры эти были обозначены лишь для того, чтобы показать превосходство Прапанн над этими 2 категориями упасак, но именно от Прапанн всегда требуется «шагать выше» и на самом деле соблюдать Сверх-Тьягу, следуя завышенному адхикару.
Шри СатьяМурти Свами из Гвалиора, английский перевод «Шри Вачана-Бхушанам» я пересказываю (наряду с Хинди), использует прекрасное и простое английское выражение «to go one step further» - именно этому правилу должны следовать Прапанны в вопросах Тьяги. Рассмотрим это правило на простых примерах.
Правила Прапанн и правила Вед.
Всякие йоги, тантрики, карма-канди и т.п. всегда следуют правилам, которые обозначены для них в тех классах Шастр, которые специально для них и созданы.
Например, Веды позволяют им вступать в сексуальную связь с женой для зачатия потомства или просто в определенные дни — таковы догмы Вед.
Казалось бы Прапанна тоже может следовать данному диктату Вед — известно, что Веды исходят из Дыхания Бхагавана Шри Нараяны и следование Ведическим правилам — это именно то, что ждет Бхагаван Шри Нараяна от джив.
Но не в случае с Прапаннами. Прапанны являются особыми любимцами Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Нараяны, поэтому правила для Прапанн завышены.
В «Шри Лакшми-Тантре» Шримати МахаЛакшми-Деви специально говорит о том, что «Путь Прапатти очень легок, но ему очень трудно следовать».
Теперь вернемся к практическим примерам. Итак, Веды позволяют вступать в сексуальную связь либо в определенные дни, либо для зачатия потомства, но для любого Прапанны эти правила - не более чем просто глупый пшик по той причине, что Прапанны:
1. Замужем за Бхагаваном Шри Нараяной и тратят все свое время лишь на служение Бхагавану Шри Нараяне — им некогда даже думать о таких идиотских вещах как «семья», которые существуют лишь для тех несчастных баддха-джив, которые погрязли в Авидье и сансаре.
2. Кроме того, существует принцип «Ананья-бхогьятва». Мы уже обсуждали этот принцип в предыдущих статьях цикла.
Данный принцип означает то, что Прапанна живет лишь ради Ананды Бхагавана Шри Нараяны и никогда не думает об удовлетворении своих мелких желаний, а уж тем более об удовлетворении совсем примитивных чувств и инстинктов типа секса.
3. В целом Прапанна руководствуется именно «Тотальной Любовью» к Бхагавану Шри Нараяне (отличный термин «total love» использует Шри СатьяМурти Свами из Гвалиора в своем английском переводе "Шри Вачана-Бхушанам"), поэтому любовь и отношения с ущербными дживами, которые являются всего лишь довольно-таки печальными по структуре амшами Бхагавана Шри Нараяны, Прапанну вообще не интересуют.
Итак, как видно, адхикар для Прапанн завышен, а вышеуказанная логическая цепочка и правило «всегда шагай выше» также распространяется на все остальные сферы жизни Прапанн.
Напомню также, что в данном цикле статей я перевожу и пересказываю не просто «Шри Вачана-Бхушанам» ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарьи, а также Тики ОМ ВишнуПад Манавала Муни к «Шри Вачана-Бхушанам».
Шри СатьяМурти Свами из Гвалиора в связи с Тиками ОМ ВишнуПад Шри Манавала Муни упоминает "Шри Упадеша-РатнаМалу" - одну из важнейших Грантх ОМ ВишнуПад Шри Манавала Муни.
Как раз в "Шри Упадеша-РатнаМале" ОМ ВишнуПад Шри Манавала Муни повторяет Сиддханту из «Шри Лакшми-Тантры» о том, что «Путь Прапатти очень легок, но ему очень трудно следовать» и пишет о том, что многие в теории понимают вышеизложенную Сиддханту, но, к сожалению, Прапанн, которые действительно следуют данной Сиддханте и завышенному адхикару всегда очень мало.
Vishnudut1926, Москва, апрель 2017
Продолжение в следующем посте, пожалуйста, смотрите рубрикатор всей серии:
###Данная статья тематически
относится к циклу статей о
Шри МахаЛакшми-Сампрадае,
смотрите рубрикатор -