воскресенье, 30 октября 2016 г.

Дивали - ортодоксальный Вайшнавский Праздник: Арчана, Паддхати и Катха из "Шри Падма-Пураны"...

Synopsis in English: an extensive article about Shree Deepawali (Deewali) for the Russian-speaking audience. 

Сегодня Дипавали (Дивали), девчонки - экслюзивный МегаВайшнавский Праздник Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Вишну. 

Так как у нас сейчас в разгаре Кали-Юга, то даже традиционные Хинду стали подзабывать, что это именно Шри МахаЛакшми-Нараяна-Утсава (Утсава = Праздник, Фестиваль) и - пока я искала картинку к посту на pinterest - я со злостью обнаружила, что
большинство картинок посвящены фонарикам и свечкам, но не Нашей Любименькой Ишвари. 

То есть пашу Кали-Юги уже вообще забыли, что Дипавали (Дивали) - это Шри МахаЛакшми-Нараяна-Утсава и думают, что это просто фестиваль огней, спичек и салютно-факирного пердежа. 

Но мы не пашу, поэтому поговорим о Дипавали с точки зрения Вайшнавизма. Я ниже буду писать несколько Санскритизированную Сиддханту, не пугайтесь, в скобках я расшифровываю трудные слова. 
Дипавали на самом деле - это сложносоставная Врата (Аскеза), которая включает в себя сложную годичную Вайшнава-Арчану (Поклонение), а также Праздник Пробуждения Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Вишну в Картику (классически с соблюдением Крччха и Чандраяна Праяшчитт, т.е. аскез). 
Праманически Дипавали опирается на: 

Уттара-Кханду "Шри Падма-Пураны", Главу 30. 

Если говорить о Шри Дипавали как кармической упайе (средстве для снятия тяжелой кармы), то кармический эффект невероятно мощен: если кто-то соблюдает Шри Дипавали по Паддхати (Ритуалистике, Методу) из "Шри Падма-Пураны", то он освобождается от панча-маха-папа, т.е. пяти самых ужасных грехов (5 главных грехов в соответствии с Ведами - убийство коров, алкоголизм и т.д.). 

Дополнительный бонус - Шри Дипавали-Врата помогает при заболеваниях глаз. 

Более того, если Шри Дипавали соблюдено правильно, то человек получает Мокшу и отправляет на Шри Вишну-Локу несколько поколений родственников. 

Классическое разделение Шри Дипавали-Враты. 

Классически Шри Дипавали разбивается на 2 Враты - посложнее и попроще. 

Первая Врата (посложнее) связана с предложением ламп Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавану Шри Вишну на протяжении года. 

Вторая Врата (попроще) связана с Пробуждением Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Вишну в Картику и предложением ламп в Картику, именно вторая часть Шри Дипавали-Враты более известна и популярна на данный момент. 

Первая часть Шри Дипавали (с 11ого дня первой половины месяца МаргаШирша). 

Итак, Первая Врата - это очень дорогое годичное Поклонение Шри Шри МахаЛакшми-Нараяне с помощью ламп. 

Классически Первая Шри Дипавали-Врата должна стартовать на 11ый день первой половины месяца МаргаШирша (да, это Шри Вишну-Экадаши, так как 11ый день), но ритуалистика из "Шри Падма-Пураны" является классической Вайшнавской и тяжела для обычного человека.

В частности, в "Шри Падма-Пуране" предписано уже с утра предложить Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавану Шри Вишну сандал и воду с омовением Мурти и рецитацией "Шри Даша-Аватара-Стотры", а также Ведических и Пуранических Гимнов (что, кстати, обычно не составляет трудностей для ортодоксальных бхактов из Шри Рамануджа-Сампрадаи). 

Затем следует Врата с предложением особо приготовленной лампы и бодрствованием ночью. Наутро после Враты всегда нужно сделать пожертвование брахманам (хотя бы накормить их). 

Кстати, фитиль для лампы желательно сделать из серебра, а Мурти Шри Лакшми-Нараяны из золота. После установки лампы, нужно год поддерживать горение лампы и саму Врату. 

Есть ли обход сложной ритуалистики? 

Здесь у кого-то может возникнуть вопрос: "Почему ритуалистика столь сложна? Очевидно, что по классическому Паддхати (Методу) из "Шри Падма-Пураны" Шри Дипавали могут соблюдать только богатые Вайшнавы". 

Здесь все очень просто - в Шри Дипавали существует несколько обходных лазеек и за эти лазейки мы должны благодарить Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Нараяну. 

В частности, в "Шри Падма-Пуране" говорится, что даже тот, кто просто взглянет на фитилек лампы во время Шри Дипавали, получает Мокшу. Или даже если человек, например, жертвует даже 1 монетку на организацию Шри Дипавали, то он тоже получает Мокшу. 

Или даже если человек просто на Шри Дипавали придет в Шри Вишну-Мандир и поклонится Бхагавану Шри Вишну, сложив руки в Анджали (Молитвенное Приветствие), то он все равно обретет Мокшу. 

Разве можно получить столь легкую Мокшу?

Вопрос столь легкой Мокши не должен вызывать вопросов и здесь уместно, кстати, вспомнить Шри Гаудия-Сиддханту о том, что Бхагаван Шри Кришна очень легко дает Мокшу, но не Према-Бхакти. 

Это я пишу к тому, что некоторых может шокировать тот момент, что Мокша, которая считается классической 4ой пурушартхой и к которой вроде бы как даже йоги идут миллионы жизни, так легко даруется Бхагаваном Шри Вишну. Но здесь нет ничего странного - Бхагаван Шри Вишну действительно не считает Мокшу сверхдостижением и может даровать Мукти за секунду. 

Классическая Катха, посвященная Шри Дипавали. 

В Уттара-Кханде "Шри Падма-Пураны" содержится классическая Катха (История) про брахмана, мышь и кошку. 

Эта история как раз прославляет Милость Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Вишну, так как Дивья-Дампатти (Божественная Пара) вместо того, чтобы мучить джив в Сансаре, дает им очень легкую Мокшу даже за малейшее проявление Шри Вишну-Бхакти. 

История следующая. На берегу реки Шри Сарасвати, в Сиддха-Ашраме, некогда жил брахман Капила, который любил поклоняться Бхагавану Шри Вишну. 

Капила когда-то соблюдал Шри Дипавали-Врату (Первую Врату, ту самую, при которой важно следить за тем, чтобы лампа перед Мурти Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Вишну не гасла целый год). 

В то время у Капилы жила кошка, которая обожала охотиться на мышей. В одну из ночей Капила уснул и лампа начала медленно гаснуть. В это время к лампе (а лампа стояла рядом с едой) прибежала мышь, чтобы утащить немного еды к себе в нору. 

Кошка увидела мышь и набросилась на нее. Во время бегства мышь задела лапкой гаснущую лампу и лампа от встряхивания разгорелась с новой, более яркой силой. 

В ту же ночь мышь умерла от ран, которые получила от кошки, но переродилась очень богатой царицей Рупасундари, так как Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагаван Шри Вишну решили, что простого разжигания лампы лапкой в ночь Дипавали было достаточно для поправки плохой кармы мыши. 

Брахман Капила и многие поколения его родственников в результате соблюдения Шри Дипавали-Враты получили Мокшу на Шри Вишну-Локе. 

Кошка умерла позже всех и переродилась царем Судхарманом, мужем Рупасундари. 

У кошки была более сложная история, так как она постоянно ела Шри Вишну-Прасад, которым ее кормил брахман Капила плюс служила Капиле, который был именно Вайшнава-брахманом, то есть кошка была "ветераншей" Вайшнава-севы.  

Такие вот переплетения кармы, дальше в "Шри Падма-Пуране" эта история продолжается уже в связи со Второй Вратой (та, которая попроще и более распространена в Индии на данный момент). 

Картика и пробуждение Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Вишну.

Судхарман и Рупасундари (кошка и мышь) переродились не просто царем и царицами, а бхактами Бхагавана Шри Вишну. 

Во время одной из Шри Дипавали-Врат они оба вспомнили свои предыдущие рождения в качестве кошки и мыши и со смехом рассказали друг друг об этом. 

К тому времени они уже знали, что рождения в телах Судхармана и Рупасундари будут для них последними на Земле (Мритью-Локе) и еще более усиленно соблюдая Шри Дипавали-Врату (и Картику) уже в Шри Пушкара-Тиртхе, они оба получили Мокшу на Шри Вишну-Локе. 

Такая вот красивая история, подчеркивающая Милость Шримати-МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Вишну и Их Заботу о дживах. 

Шри Дипавали для просто бхакта. 

После прочтения части о сложной ритуалистике у кого-то может возникнуть вопрос: "Что можно сделать простому бхакту, например, даже не из Индии, а из России в день Шри Дипавали?". 

Здесь на самом деле очень широкий простор для деятельности. 

Можно, например, предложить простую лампаду Изображению Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Вишну (изображение можно распечатать на принтере, например, а метод изготовления простой лампады посмотреть в интернете). 

Можно просто прочитать 108 Имен Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри ВенкатЕшвары (или Бхагавана Шри Вишну или даже Шри Кришны) утром, днем и вечером (у меня в библиотеке есть готовые шаблоны - ссылка 001 и ссылка 002). 

Можно сходить в Храм ИСККОН, насколько я помню, ИСККОН обычно отмечает Шри Дипавали. 

Можно посмотреть церемонии на youtube (кстати, о Шри Дипавали трудно забыть, хотя бы по той простой причине, что все англоязычные ленты после Шри Дипавали прямо-таки пестрят фотоотчетами, например, CNN). 

Много вариантов для творчества! Например, в 2013 году я писала целую серию постов по упрощенному Шри Дипавали, созданию ранголи и, в частности, Шри Лакшми-Пада-Ранголи (смотрите статью 5 ниже):

01. Rangoli - Part 01 - Shree Lakshmi Rangoli Pada - 12 Designs and natural colours for Rangoli - link

02. Rangoli - Part 02 - 40 Ideas for Diwali (with only about 5 viable in reality) - link

03. Rangoli - Part 03 - Making your own Black-and-White Draft of Rangoli with Invert and Colour Replace in Photoshop - link

04. Rangoli - Part 04 - Tracing and Inking the Black-and-White Design of Rangoli - link

05. Shree Lakshmi Pada Rangoli from the dried fruits in brown-white-yellow palette - link

В общем, простор для Шри Лакшми-Вишну-Творчества действительно величайший, на этом завершаю статью и убегаю поклоняться Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавану Шри Нараяне...И желаю всем Счастливого Дипавали конечно же!



Вишнудутка1926, 
написано в день Дивали-2016, 
Москва