Synopsis in English: An article, based on "Shree Govinda-Bhashya" with the explanation of "moksha-for-asuras" theme.
Недавно у меня была статья, в которой я объясняла, что Шримати МахаЛакшми-Деви может мгновенно уничтожить все упадхи дживы и превратить даже заиндевевшего грешника в святого вайшнава - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2016/04/003.html
ОМ ВишнуПад Баладева Видьябхушана в "Шри Говинда-Бхашье" (ссылка на скан) объясняет похожую Сиддханту, рассматривая вопрос мокши для демонов.
Это одна из самых блестящих Тик в "Шри Говинда-Бхашье", Сутра 3.3.53.
Обратите внимание на то, что
ОМ ВишнуПад Баладева Видьябхушана цитирует очень сложную по Сиддханте строку из "Шри Нараяна-Тантры", которая по Сиддханте принадлежит именно к Шри Мадхва-Сампрадае, так как фактически говорит об "eligibility in Mukti", то есть о таратамье (напомню, что в системе ОМ ВишнуПад МадхвАчарьи "таратамья" означает градацию джив и в данной системе для джив асурического типа предусмотрено отнюдь не Мукти, а вереница из вечных адов).
ОМ ВишнуПад Баладева Видьябхушана цитирует очень сложную по Сиддханте строку из "Шри Нараяна-Тантры", которая по Сиддханте принадлежит именно к Шри Мадхва-Сампрадае, так как фактически говорит об "eligibility in Mukti", то есть о таратамье (напомню, что в системе ОМ ВишнуПад МадхвАчарьи "таратамья" означает градацию джив и в данной системе для джив асурического типа предусмотрено отнюдь не Мукти, а вереница из вечных адов).
Но Шри Гаудия-Сампрадая праманически опирается именно на "Шримад-Бхагаватам", а в "Шримад-Бхагаватам" очень много историй, которые подтверждают, что для асуров возможна Мокша.
ОМ ВишнуПад Баладева Видьябхушана объясняет вопрос мокши для демонов следующим образом - речь идет о тех демонах, которые погибают во время сражения с Бхагаваном Шри Кришной:
1) Во время гибели у подобных демонов разрушается линга-деха (напомню, что, как правило, именно линга-деха, которая хранит все кармические васаны и т.п. очень сильно препятствует получению Мукти).
2) Вместе с разрушением линга-дехи с демонов словно осенние листья "опадают" все те упадхи, которые формировали их иллюзорное сансарное эго.
3) И в этот же момент их былая враждебность к Бхагавану Шри Кришне трансформируется в Прему по отношению к Бхагавану Шри Кришне, которая по Гаудия-Сиддханте свойственна дживам именно в чистом состоянии.
Причина подобной трансформации - это то, что джива видит Бхагавана Шри Кришну незамутненным упадхами "духовным зрением" и, скажем так, тут же влюбляется в Кришну (не обычной мирской любовью, а в понятиях Премы).
Вот такое вот очень изящное и вместе с тем простое объяснение.
В общем, "демон (асур)" - это понятие из мира Майи, в Духовном же Мире демонов вообще не существует, потому что Духовные Миры - это миры Шуддха-Саттвы, в которых "демонизм" невозможен логически.
Ну и кроме того, джива по сварупе никак не может быть асуром, потому что "асуризм" - это порождение гуны тамаса, а на Шри Голоке и Шри Вайкунтхе тамаса вообще не существует - есть только Шуддха-Саттва.
Вишнудутка1926, август 2016, Москва