Продолжение серии, рубрикатор всей серии здесь - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2016/02/blog-post_23.html
Продолжим тему Шри Двайта-Веданты. Я почти весь день думала, как выстроить данную серию постов.
Продолжим тему Шри Двайта-Веданты. Я почти весь день думала, как выстроить данную серию постов.
Одной из идей было
пересказывать "Шри Веданта-Сутру" прямо с самого начала, но этот вариант слишком долгий.
В итоге я выбрала следующий вариант - я буду посвящать пост какой-нибудь отдельной теме, типичной именно для Шри Мадхва-Сампрадаи.
⬲⬲⬲Тема 01 - Вечные ады для
ненавистников Бхагавана Шри Нараяны⟴⟴⟴
Начнём с темы вечных адов. Эта тема у многих вызывает у многих множество вопросов, так как сама идея вечного ада и вечного проклятия со стороны Бхагавана Шри Нараяны есть только в Шри Мадхва-Сампрадае (остальные Сампрадаи данную идею не поддерживают).
На самом деле, идея вечного ада есть, например, в "Шри Падма-Пуране" (Пуране, Которую в Кали-Югу, к сожалению, редко кто изучает в полном объёме).
Шивалли и ОМ ВишнуПад МадхвАчарья.
Чтобы понять данную тему лучше, рассмотрим тот социально-исторический контекст, в котором действовал ОМ ВишнуПад МадхвАчарья.
ОМ ВишнуПад МадхвАчарья родился отнюдь не в Вайшнава-Кшетре, а среди Шивалли брахманов (более подробно здесь - https://en.wikipedia.org/wiki/Shivalli_Brahmins).
Уловили знакомое Имя в названии брахманов? Да, правильно Шива.
Но.......и здесь многие действительно удивятся, Шивалли-брахманы были Шайвами лишь наполовину, так как вторая половина их Верований опиралась на классическую Вайшнава-Бхагавату!
Но при этом все Шивалли-брахманы поголовно были майавади!
Итак, я надеюсь, никто еще не упал в обморок от удивления, резюмируем: ОМ ВишнуПад МадхвАчарья родился среди Вишну-Шайва-майавади-брахманов!
Лингамы и "половинчатые" Мандиры в Удупи.
Место рождения ОМ ВишнуПад МадхвАчарьи также известно как Шри ПарашуРама-Кшетра и из-за подобного странного сплава верований, в ПарашуРаме-Кшетре очень много именно "половинчатых" Мандиров - есть Шанкара-Нараяна Мандир, есть Хари-Хара Мандир и т.п.
Большинство Мурти в Мандирах Шри ПарашуРама-Кшетры - это на самом деле Лингамы.
Например, очень знаменитый Мандир Шри АнантЕшвары в Шивалли известен именно из-за Лингам-Мурти, очень хорошую статью статью на тему АнантЕшвара-Мандира можно найти на facebook (и box, dropbox, я сохранила, очень хорошая, познавательная статья).
А вот хорошая статья о Шри Шанкара-Нараяна Мандире - http://www.karnatakaholidays.com/shankaranarayana.php (тоже сохранила на box, dropbox)
В итоге, единственный чисто Вашнайвский Мандир в Шри ПарашуРама-Кшетре был создан именно ОМ ВишнуПад МадхвАчарьей - это знаменитый Храм Кришны в Удупи.
Сплошные проблемы не только из-за майавади.
Помимо того, что в Шивалли все были майавади, другой проблемой было распространение буддизма и джайнизма.
Адвайта-Веданта, несмотря на свою проблемность, была именно Ведической индийской линией с шаткой концепцией хоть иллюзорного, но Брахмана (Бога), но буддисты и джайны мало того, что все поголовно были avaidik, так и еще были атеистами, которые верили лишь в смутные идеи Пустоты (по Пустоте, кстати, ОМ ВишнуПад МадхвАчарья тоже прошелся в Шри Веданта-Сутре).
В реальности же и Адвайта-Веданта, и буддизм/джайнизм по сути являлись и являются асурическими: первые (Адвайта-Веданта) объявляют Образ Господа Шри Нараяны (и заодно всё окружающее) иллюзорным, оставляя тем самым широкий простор для деструктивной деятельности; вторые (буддизм/джайнизм) вообще верят лишь в себя самих (если вообще верят, не считая друг друга иллюзиями) и Пустоту.
И на всё это можно было бы забить хороший Вайшнавский болтос, но обе эти асурические линии стремительно распространялись по индийскому континенту, конвертируя в свою асурическую Сиддханту доверчивый и простой индийский народ.
Скандал в демоническом семействе.
Итак, перед ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарьей встал вопрос уничтожения демонических сиддхант. Но как действовать?
Добротой и мягкими словами?
Перед тем как ответить на данный вопрос, заплывём ненадолго на территорию "Шри Мадхва-Виджаи" - единственной классической биографии ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарьи - http://www.sumadhwaseva.com/wp-content/uploads/2011/09/Sumadhwa-Vijaya-English.pdf
В "Шри Мадхва-Виджае" говорится, что в предыдущих Своих Воплощениях ОМ ВишнуПад МадхвАчарья был Хануманом и Бхишмой, стало быть, вопрос сражения с демонами Ему известен не понаслышке.
Очевидно, что для борьбы с демонами нужно было что-нибудь экстремально-шоковое, нечто работающее на полных контрапунктах и противопоставлениях. Нечто, не идущее вообще ни на какие уступки.
Так появилась Двайта, очень радикальная, колючая и экстремальная Сиддханта, которая переворачивала Адвайту с ног на голову и вытаскивала из глубин Вайшнава-Грантх Праманы о Бхагаване Шри Нараяне, Который, в общем-то не так уж Добр и ВсеПрощающ, как некоторым этого хотелось.
Таким образом, Шри Мадхва-Сампрадая - это такой радикальный, независимый straight-edge среди всех Вайшнава-Сампрадай, который, громко играя на злейших басах и барабанах, пришёл возвестить демонам о том, что прощения вообще не будет.
Итак, девчонки, очень длинное вступление из-за того, что этот пост самый первый в серии и требует нормального вступления. Все дальнейшие посты будут более короткими и будут касаться непосредственно Двайта-Веданта-Сиддханты Шри Мадхва-Сампрадайи.
Начинаем!
Разделение адов.
Отличительная черта Шри Мадхва-Сиддханты - это разделение адов на временные и вечные.
Обратимся к "Шри Сутра-Дипике" ОМ ВишнуПад Джаганнатха-Тиртхи Ачарьи, стих 310:
। । अपिसप्ताधिकरणम् । । ११। ।
३१०. । । ॐ अपि सप्त ॐ । । १६। ।
स्मर्तारः रौरवादिसप्तविधानपि नरकान् रौरव इति स्मृतिभिः प्रतिपादयन्तीर्थः । । ३१०। ।
Перевод: "В Смрити рассказывается о 7 главных типах адов для грешников. Следующие ады являются не-вечными (временными) в том смысле, что грешники могут выбраться из них, получив соответствующие наказания: Раурава, Махан Ванхи, Вайтарани, Кумбхипака.
Но Тамисра и АндхаТамисра являются 2 вечными адами, из них нет возвращения".
Теперь обратимся к Тикам ОМ ВишнуПад МадхвАчарьи.
ОМ ВишнуПад МадхвАчарья начинает объяснение данной Сиддханты с цитаты из "Шри Каунтхаравья Шрути", которая говорит о том, что на вечные ады обречены ненавистники (оскорбители) Бхагавана Шри Нараяны, Гуру и Шрути.
При этом ОМ ВишнуПад МадхвАчарья специально акцентирует внимание на том, что на вечные ады (в виде Маха-Тамаса) в первую очередь обречены ненавистники Бхагавана Шри Джанарданы (Бхагавана Шри Нараяны).
Сомнение на основе"Шри Каушарава-Шрути".
Здесь я напомню, что Тики к "Шри Веданта-Сутре" всегда предполагают наличие возражений и сомнений, которые должны быть опровергнуты.
ОМ ВишнуПад МадхвАчарья рассматривает следующее возражение.
В "Шри Каушарава-Шрути" есть следующая Мантра: "Бхагаван Шри Нараяна создаёт всё, Бхагаван Шри Нараяна разрушает всё, благословляет и раздаёт страдания. Бхагаван Шри Нараяна приводит всё в движение, Бхагаван Шри Нараяна Вездесущ".
Сомнение звучит следующим образом: "Значит ли это, что Бхагаван Шри Нараяна также присутствует в адских мирах и в вечных адах? Затрагивает ли адское страдание Бхагавана Шри Вишну?".
Ответ вкратце звучит вот так: нет, не затрагивают, потому что Бхагаван Шри Нараяна выступает лишь как Отстранённый Регулятор, Которого не затрагивают пытки, страдания и прочие негативные влияния.
ОМ ВишнуПад МадхвАчарья приводит в качестве подтверждения цитату из "Шри Паутраяна Шрути":
"Бхагаван Шри Нараяна в Высших Локах, Бхагаван Шри Нараяна в Бху-Локе, Бхагаван Шри Нараяна в адских локах, Бхагаван Шри Нараяна в Ослепляющей Темноте.
Бхагаван Шри Нараяна Вездесущ и лишь Он Один контролирует все виды активности четан.
Но Бхагаван Шри Нараяна никогда не страдает, Бхагаван Шри Нараяна полностью свободен от негативных воздействий: Он - ВсеМогущественный и Он ВсеЗнающий - тот, кто знает эту Сиддханту, также никогда не испытывает страданий".
Далее ОМ ВишнуПад МадхвАчарья цитирует "Шри Бхагавата-Тантру", в которой говорится следующее:
"Бхагаван Шри Нараяна действительно присутствует в адских локах (так как Бхагаван Шри Нараяна Вездесущ), но Он никогда не испытывает страданий.
Счастье и страдание больше относятся к неусточийвым ментально-эмоциональным состояниям, но Бхагаван Шри Нараяна таким состояним не подвержен.
Бхагаван Шри Нараяна всегда занимает положение Отстранённого Наблюдателя, а потому никогда не страдает".
Дополнительное сомнение об Ананде в адах.
Далее ОМ ВишнуПад МадхвАчарья начинает рассматривать сомнение следующего рода: "Бхагаван Шри Нараяна всегда находится в состоянии Самой Высшей Ананды. Значит ли это, что Его Присутствие в адских мирах озаряет эти миры Анандой, рассеивая тем самым страдания?".
У ОМ ВишнуПад ДжаганнатхаТиртха Ачарьи рассеивание обоих сомнений включено в одну Сутру, вернёмся на время к его Тике ("Шри Сутра-Дипике").
В ответ на это сомнение ОМ ВишнуПад ДжаганнатхаТиртха Ачарья отвечает, что нет, Ананды в адских мирах вообще нет и повторяет Сиддханту об Отстранённом Наблюдателе, которую выше обозначил ОМ ВишнуПад МадхвАчарья.
Цитата из "Шри Сутра-Дипики" ОМ ВишнуПад ДжаганнатхаТиртхи-Ачарьи, стих 311 (не перевожу с Санскрита, потому что цитата повторяет вышерассмотренные слова ОМ ВишнуПад МадхвАчарьи):
। । तत्राप्यधिकरणम् । । १२ । ।
३११. । । ॐ तत्रापि च तद्द्यापारादविरोधः ॐ । । १७। ।
च शभो दुःखानुभवं विनैवेत्यर्थसूचकः। तथा च तत्रापि नरेकेऽपि।
तद्व्यापारत् दुःखानुभवं विनैव तस्येश्वरस्य प्रेरणाख्यापारसत्त्वादविरोधः।
ईश्वरस्य नरके स्थित्वा तत्स्थजीवनियन्तृत्वे सर्वमिति श्रुतिविरोधः।
तन्नियन्तृत्वे दुःखभोक्तृत्वमित्युभयविधविरोधो नेत्यर्थः ।।
Теперь вернёмся к Тикам ОМ ВишнуПад МадхвАчарьи.
ОМ ВишнуПад МадхвАчарья приводит цитату из "Шри Бхавишья-Пураны", в которой говорится:
"В теле животного и во временных адах действительно возможно наличие некоторой ананды, но те, кто достигают 2 вечных адов испытывают лишь страдания, без малейшей толики ананды".
Дополнительное сомнение о прощении со стороны Бхагавана Шри Нараяны.
Здесь может возникнуть сомнение, а не слишком ли жестока подобная ситуация. Неужели у асурика-джив нет шанс на прощение?
Чтобы развеять данное сомнение ОМ ВишнуПад МадхвАчарья приводит цитату из "Шри Брахма-Пураны" (напоминая при этом, что речь идет о злейших врагах-асурах Бхагавана Шри Вишну):
"Бхагаван Шри Вишну подобен Королю, который не может терпеть даже малейшей толики страдания в своём лучшем друге, но при этом не хочет видеть даже малейшей толики удовольствия в своих злейших врагах (асурах, которые ненавидят Бхагавана Шри Нараяну)".
Всё, девчонки, останавливаемся на асурах, тем более, что тема асуров служит отличной связкой, которая позволяет нам очень удобно перейти к следующей асурической теме (части 03 данной серии постов) - "Шри ПанчаРатра-Ракше" - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2016/02/03.html
Статья by Vishnudut1926,
Москва, февраль 2016
Перевод цитат на русский сделан
со следующих изданий:
1. VEDANTA SUTRAS with the commentary
by #SHRI MADHWACHARYA#
[A complete English translation by S Subba Rau]
#Madras 1904# - http://goo.gl/hn9c9j
2. "SUTRADIPIKA OF SHRI JAGANNATHA TIRTHA -
BRAHMASUTRADIPIKA",
edited and gist in English by Dr V R PanchaMukhi,
Rashtriya Sanskrit VidyaPeetha,
Tirupati 2002 - http://goo.gl/JKCjSt