понедельник, 22 февраля 2016 г.

Двайта-Веданта ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарьи - Часть 01


Начало серии, рубрикатор всей серии здесь -  http://vishnudut1926.blogspot.ru/2016/02/blog-post_23.html

Здорово, барбосихи мои ненаглядные! Да, девчоночки, я решила сделать небольшой обзор "Шри Веданта Сутры" в изложении ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарьи. 

"Веданта-Сутра" сама по себе достаточно высоколобая тема, но я сделаю акценты именно на Бхакти-Сутрах, поэтому
скучно не будет.

Почему я делаю этот обзор? 

В феврале 2016 года по Милости Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Нараяны я нашла у себя на флэшке старые сканы Грантх Шри Мадхва-Сампрадаи. 

Из них 2 Грантхи оказались шедеврально-гениальными: 

1. "Шри Сутра-Дипика" ОМ ВишнуПад ДжаганнатхаТиртхи Ачарьи - http://goo.gl/961vQ3
2. Тики ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарьи к "Шри Веданта-Сутре" (старое издание Суббы Рао 1904 года на английском) - http://goo.gl/wJRy1C

Обе Грантхи повторяют друг друга, так как "Шри Сутра-Дипика" является компактным пересказом Тик ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарьи к "Шри Веданта-Сутре". 

Книги я прочитала с превеликим респектом и решила написать обзор по свежим следам, а то меня опять унесет в родной Тантрический Кришнаизм, Шактизм и Десятую МахаВидью, и пересказ будет делать труднее, так как многое забудется. 

Начнем с вступления, я очерчу некоторую информацию, которая понадобится для понимания темы в целом. 

1.1. Стиль Тик ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарьи. 

ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарья составил очень простые Тики к "Шри Веданта-Сутре". В качестве Праманов ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарья использует:

А. Очень простые Праманы из Пуран (как правило, это "Шри Сканда-Пурана", "Шри Брахма-Вайварта-Пурана", "Шри Падма-Пурана", "Шри Курма-Пурана", "Шри Гаруда-Пурана" и "Шри Бхавишья-Пурана"). 

Б. Такие же простые Праманы из Вайшнава-Тантры ("Шри ПанчаРатра", этой теме я посвящу отдельный пост)

В. Классические Праманы из Главных Упанишад ("Шри Чхандогья-Упанишада", "Шри Катха-Упанишада" и т.п.). 
У кого-то может вызвать удивление простота стиля ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарьи, ведь Его Сампрадая славится своими очень логичными и порою усложнёнными Грантхами. 
Удивляться здесь нечему, потому что ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарьи прекрасно знал, что Его Тики в будущем будут дополнены Тиками 3 других Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадайи, а именно:


1. ОМ ВишнуПад ДжаяТиртха-Ачарья
2. ОМ ВишнуПад ВьясаТиртха-Ачарья
3. ОМ ВишнуПад РагхавендраТиртха-Ачарья


Соответственно, в рамках Шри Мадхва-Сампрадайи существует аж 4 Тики на "Шри Веданта-Сутру". 

Это не уникальный случай, так как, например, в рамках Шри Нимбарка-Сампрадайи существует 2 Тики к "Шри Веданта-Сутре": ОМ ВишнуПад Нимбарка-Ачарья сначала составил свои, предельно лаконичные Тики, а затем ОМ ВишнуПад Шриниваса-Ачарья свои, более расширенные толкования - http://goo.gl/LlzE5V

В связи с этим Субба Рао, упомянутый выше, отмечает, что ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарья зачастую вместо длинных объяснений от себя сразу приводит цитату из Пураны, но это не недостаток, так как ОМ ВишнуПад ДжаяТиртха Ачарья позже дополнил Тики именно расширенными объяснениями. 

В общем, как правило, Ачарья №1 всегда оставляет простор для творчества других Ачарьев. 

1.2. Фальшивый Мадхва-Ачарья.  

В Адвайта-Веданте (то есть у майавади) тоже есть Ачарья под именем Мадхва-Ачарья, но он, скажем так, является анти-клоном нашего родного Вайшнавского Мадхва-Ачарьи. 

Более подробно о Мадхва-Ачарье из Адвайта-Веданта-Сампрадайи можно почитать на Википедии - https://en.wikipedia.org/wiki/Vidyaranya

К счастью, обоих Ачарьев трудно спутать, так как Мадхва-Ачарья от Адвайта-Веданты известен по большей части как автор "СарваДаршанаСанграхи" (это нечто вроде учебника-обзора всех систем Индийской философии), "ПанчаДаши" (очень высоколобая Грантха по Адвайте) и "Мадхавия-Шанкара-Виджаи" (прославление Шри Шанкара-Маха-Ачарьи). 

Если вы где-нибудь отыщете 3 данных Грантхи, то знайте, это не наше. 

1.3. Корреляция с Грантхами Шри Гаудия-Сампрадайи. 

В некоторых местах Тики ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарьи очень похожи на цитаты ОМ ВишнуПад Дживы Госвами из Шат-Сандарбх. 

Здесь опять-таки нет ничего удивительного, так как Шри Чайтанья-МахаПрабху в свое время выбрал именно Шри Мадхва-Сампрадаю в качестве базиса, на котором будет строиться вся философская структура Шри Гаудия-Сампрадаи. 

Так что если Вы уже изучали Шат-Сандарбхи ОМ ВишнуПад Дживы Госвами, то Вы очень порадуйтесь, обнаружив знакомые, зачастую безумно красивые цитаты. 

1.4. Нужно ли изучение "Шри Веданта-Сутры" простым Вайшнавам? 

Это хороший вопрос, особенно, в свете того, что "Шри Веданта-Сутра" достаточно сложна. 

С одной стороны, Шри Чайтанья МахаПрабху сказал, что "Шримад-Бхагаватам" является естественным комментарием на "Шри Веданта-Сутру". 

С другой стороны, мы в нашу прекрасную Кали-Югу обладаем огромным массивом информации на флэшках (скоро, кстати, будем вообще хранить всё на кварцевых дисках на 360ТБ - http://goo.gl/opi5Zf) и все Грантхи у нас под рукой. 

В моей электронной библиотеке в разделе "Вайшнава-Веданта" размещены аж 10 отменных книг по Веданте, поэтому глупо было бы проходить мимо них. 

Но этимология слова Веданта (Веда + Анта = финальный этап Вед) указывает на то, что Веданта всегда изучается самой последней, поэтому ответ на вышеобозначенный вопрос 1.4 будет: "Да, изучать стоит, но уже после того как Вайшнав изучил Вайшнава-Пураны, Грантхи собственной Сампрадаи (например, все Шат-Сандарбхи ОМ ВишнуПад Дживы Госвами, если мы говорим о Шри Чайтанья-Сампрадайе)". 

1.5. Как изучать "Шри Веданта-Сутру" и какие издания существуют? 

Идеально, если сначала "Шри Веданта-Сутру" вам перескажет Гуру. Если Гуру не хочет пересказывать (Гуру, например, может быть Расика-Бхактом, который не особо заморачивается на сложной Сиддханте и, например, делает больший акцент на изучении Шри Кришна-Агам), то можно изучить самостоятельно. 

Я сразу очерчу те подводные камни, с которыми придется столкнуться:

А) На русском языке нормальных изданий "Шри Веданта-Сутры" нет. Есть очень враждебный Вайшнавизму ужасный перевод Тик Шри ШанкарАчарьи, который гуляет по русскому интернету, вгоняя в авидью наивных искателей Ведической Истины. Этот вариант не подходит вообще никому, даже майавади, так как просто отчаянно плох и вонюч. 

Б) Часть "Шри Веданта-Сутры" не особенно интересна Бхактам, она слишком узка терминологически, например, Сутры об опровержении идеалистического буддизма или атомической Вайшешики, которые ну никаким образом не могут быть интересны Вайшнава-Бхактам, так как относятся к области сухой философии. 
Соответственно, при изучении придется отсеять многие Сутры как ненужные, НО...часть Сутр в "Шри Веданта-Сутре шедевральна, например, Сутры о множественности сиддха-дех на Шри Вайкунтхе и многие прочие, эти Сутры как раз составляют платиновую сокровищницу Вайшнава-Сиддханты. 
1.6. Какие издания "Шри Веданты-Сутры" рекомендуются для Вайшнавов?

Теперь пройдемся по тем изданиям, которые существуют на момент написания цикла (февраль, 2016). 

Я их все когда-то изучала, в нижеследующем списке они расположены от самого простого к самому сложному (все издания на английском):

1. "SHREE VEDANTA-SUTRA" WITH "GOVINDA-BHASHYA" by Shree Shreemad Baladeva Vidyabhushana - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2013/01/blog-post_2864.html

Это "Шри Говинда-Бхашья" в редакции Кушакратха Даса Брахмачари (ИСККОН) и это одно из самых лучших изданий "Шри Веданта-Сутры". Его огромный плюс - это наличие вшитого в закладки рубрикатора, в котором коротко очерчивается вся Сиддханта. 

Еще один плюс - к каждой Адхикаране написано вступление, в котором предварительно разжёвывается та Сиддханта, о которой пойдет речь, в итоге издание выглядит вот так:



2. "VEDANTA-PARIJATA-SAURABHA" of NIMBARKA and "VEDANTA-KAUSTUBHA" of SHREENIVASA (commentaries on the Brahma-Sutras), translated and annotated by Roma Bosa, Calcutta, 1940 - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2013/01/blog-post_5820.html

Очень хорошее издание в 3 томах. Плюс данного издания в том, что оно компаративное: большинство Сутр в этом издании сравниваются с Тиками, например, ОМ ВишнуПад Баладевы ВидьяБхушаны:



3. VEDANTA SUTRAS with the commentary by #SHRI MADHWACHARYA# [A complete English translation by S Subba Rau] #Madras 1904# - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2016/02/vedanta-sutras-with-commentary-by-shri.html

Очень простое, но от этого еще более прекрасное издание! Именно эти Тики мы обсуждаем в данном цикле. 

В качестве примера - страница, на которой ОМ ВишнуПад Мадхва-Ачарья цитирует сразу 2 Вайшнава-Тантры: "Шри Пурушоттама-Тантру" и "Шри Вайшнава-Тантру":



4. "SUTRADIPIKA OF SHRI JAGANNATHA TIRTHA - BRAHMASUTRADIPIKA", edited and gist in English by Dr V R PanchaMukhi, Rashtriya Sanskrit VidyaPeetha, Tirupati 2002 - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2016/02/sutradipika-of-shri-jagannatha-tirtha.html

Компактный пересказ Веданты ОМ ВишнуПад МадхвАчарьи. Автор - ОМ ВишнуПад ДжаганнатхаТиртха-Ачарья. 

Данное издание ценно тем, что содержит Сутры на Санскрите, данный Санскрит очень помог мне, когда я, например, писала вот эту статью - http://goo.gl/3Fj0OE

В качестве примера страницы - страница со стихом 157, в котором ОМ ВишнуПад ДжаганнатхаТиртха-Ачарья подчеркивает СваТантра-ПараТантра-Сиддханту:


Пока остановимся на этих изданиях, остальные издания более усложнены, нет смысла обращаться к ним, пока не изучены вышеуказанные 4 Грантхи. Продолжение серии - http://vishnudut1926.blogspot.ru/2016/02/02.html
Vishnudut1926,
Февраль 2016,
Москва

Picture (modified) at the beggining of the post is from