Synopsis in English: my review of very amusing autobiography 'Not dead yet' by Phil Collins and musings over Genesis/Brand X prog-rock /jazz fusion heritage.
У меня этим летом, помимо списка энциклопедий на английском, также собран отличный список книг на русском и также английском.
PDF-сканы я читаю с 10-дюймового Android-планшета ASUS, а FB2-версии с 6-дюймового Onyx Boox (читалка на электронных чернилах).
В общем, этим летом у меня к обоим рукам фактически постоянно прилеплены 2 книги!
Из всех книг я буквально запоем прочитала примерно 70% автобиографии Фила Коллинза "Я ещё жив" ['Not dead yet'].
70% по той причине, что меня особенно интересовал период необычного и прорывного альбома "Duke", который Genesis записали в 1980 году, но о "Duke" Фил Коллинз рассказывает очень мало, так как с 1980 года он начинает больше рассказывать о своём сольном творчестве, к которому все поклонники и поклонницы британского прог-рока всегда относились если не снисходительно, то очень прохладно.
Так или иначе, если вы никогда не слушали альбом Genesis "Duke", то очень рекомендую послушать хотя бы 2 первых трека (Behind The Lines + Duchess), так как:
А) На этом альбоме Коллинз записал невероятные барабанные партии в ураганном стиле (Коллинза можно ругать за попсовость, но как барабанщик-самоучка он гениален и единственный, кто может сравниться с ним по техничности и витиеватым партиям, - это Джимми Чемберлен из The Smashing Pumpkins эпохи их самых первых альбомов);
Б) Альбом своей необычностью предвосхитил эмбиент-рок и пост-рок, которые появятся лишь в 90-ых/2000-ых. Кстати, этот альбом записывали в Швеции, на студии Polar, что сказалось на звуке: его можно охарактеризовать как смесь спокойствия ледяных пещер с яростью внезапных снежных бурь!
ФАКТ 01. Фил Коллинз происходил из небогатой английской семьи, тогда как остальные участники Genesis фактически относились к мажорам.
И, кстати, к очень чопорно-вежливым мажорам - эту черту Коллинз не раз подчеркивает на протяжении всей книги.
Цитата из автобиографии о разном уровне лодок, а также мухе и аккорде:
"Майк Резерфорд, девятнадцать лет, бас-гитарист Genesis. Его отец, как и мой, очень увлекался лодками. Вот только его отец был адмиралом Королевского военно-морского флота Великобритании.
На террасе стояло огромное фортепиано. Рядом в тени – парень, который собирался играть на нем. Он представился Тони Бэнксом, ему было двадцать один, и он был клавишником Genesis.
Мое первое впечатление? У меня его не было. Тони было тяжело различить в темноте, он был еще одним вежливым молодым человеком, который и мухи бы не обидел – если только, как я узнал позднее, муха не сыграла неверный аккорд".
ФАКТ 02. Коллинз упоминает смешной эпизод с группой The Bunch. Цитата:
"У меня не получилось произвести впечатление на Manfred Mann Chapter Free – группу джаз-рок экспериментаторов во главе с Манфредом Манном. Я даже попытался попасть в The Bunch – еще живущую, но слабенькую группу, которая базировалась в Борнмуте.
Хотя в случае с последней группой я не то чтобы даже пытался к ним попасть: когда я узнал по телефону, что они находятся на южном берегу Англии, я сказал им, что не приеду, потому что моя мама не любит, когда я езжу куда-то далеко.
Представляю, что они обо мне подумали: «лондонский педик», «маменькин сынок» и, наверное, все в этом духе. В тот момент у меня не получилось придумать оправдание получше. Я даже и не подумал, что совсем недавно был в Голландии. На самом деле мне совсем не нравилась перспектива долгих поездок на поезде с моими барабанами".
ФАКТ 03. Duke и Германия - цитата:
"Мы встречали непонимающие взгляды в Германии – там нас полюбили только после выхода Duke в 1980 году, но мы знали, что можем заработать денег в США...Duke стал настоящим финансовым взлетом для Genesis, особенно в Германии. В этой стране альбом породил «генезисманию», которая превратилась в «филколлинзманию».
В Великобритании Duke также будет продаваться в сумасшедших количествах, но получит ужасный отзыв от Melody Maker, и несколько раз в музыкальной прессе меня именовали «придурком недели». Почему?
Потому что «инки» (так называли вместе журналы Melody Maker, NME и Sounds) с давних пор автоматически не доверяли всему, что становилось невероятно популярным – они считали, что в таких случаях музыку упростили до предела, чтобы она привлекала массовую аудиторию.
Таким же образом, «прог» стал жанром нон грата, так как журналы и газеты любили инди, постфанк и нью-вейв. Будучи фронтменом Genesis, я стал мишенью всего их гнева. В ответ я только послушно поднимал руки вверх и признавал, что весь успех действительно мог сделать меня чересчур самодовольным".
ФАКТ 04 - Сайд-группа Brand X. На протяжении всей автобиографии Фил Коллинз не раз упоминает свой сайд-проект под названием Brand X.
Я, признаюсь честно, о Brand X узнала именно из этой книги, так как я - из того более позднего поколения, которое росло на UK Rave 90-ых, драм-н-бейсе, трип-хопе, раннем британском shoegaze и музыке лейбла 4AD (те же самые Cocteau Twins и Dead Can Dance, которых я время от времени упоминаю в блоге).
Естественно, при отслушивании дискографий групп типа Camel (одна из самых известных британских прог-рок групп) и тех же Genesis мне никогда не приходило в голову рыться в сайд-проектах, так как они мне не особо интересны из-за архаичного звучания.
Вернусь к Brand X. У этого сайд-проекта Фила Коллинза тоже архаичное звучание (это типичный jazz fusion 70-ых c элементами фанка), но их первый альбом (Unorthodox Behaviour, 1976) зацепил меня настолько, что за последнюю неделю я прогнала его уже раз 20.
Магия альбома кроется, в первую очередь, в витиеватой игре басиста (Percy Jones), которая сочетает в себе игру на fretless Fender Precision bass и много слайдов. Небольшая цитата из Wikipedia:
"Jones's playing style incorporates an unconventional three-finger right hand technique to pluck the strings, in contrast to most bassists using two fingers. He also employs sliding harmonics. Over the years, he has employed various other extended techniques, such as deliberately pulling the strings over the edges of the fingerboard (creating a distinctive buzzing rattle) and thumb-on-the-fingerboard left hand technique to achieve wider-interval double stops than are normally possible".
Подобная виртуозная игра отлично сочетается с техничными барабанными партиями Фила Коллинза и отличным общим мастерингом. Альбом не перепродюсирован и отлично звучит абсолютно на любых более-менее достойных колонках (кроме, bluetooth-брелков, естественно).
Например, мои старые колонки Gigaworks от Creative + звуковая карта Creative Omni Surround словно специально были созданы под этот альбом.
В общем, очень и очень рекомендую, альбом есть на YandexMusic - https://music.yandex.ru/album/24869. Первый трек альбома ("Nuclear Burn") отлично подходит для старта, он, кстати, также есть на Youtube (как и весь альбом) - https://youtu.be/AJuXt10C3MM
Вернусь к автобиографии и небольшой ложке дёгтя! В русском издании обложка книги почему-то была "украшена" фотографией очень грустного Коллинза в минорно-коричневых тонах, поэтому в начале поста у меня выставлена допиленная мною в Fotor синяя обложка от английского издания.
В остальном, к русскому изданию у меня претензий нет, поэтому очень рекомендую в качестве забавного чтения для меломанов на лето!
Ви Вишновская, Москва, 06-июль-2020
Перепечатка статьи на других
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена