суббота, 22 октября 2016 г.

Puppy Linux and Linux MX-15

Synopsis in English: Telling about Puppy Linux and Linux MX-15 (and blaming Windows and B.Gates for all the worst of course). These 2 systems allowed me to turn one old notebook and old netbook in very fast educational machines for learning my extensive collection of Tantras\Agamas and even blogging. 

На этой неделе решила перевести некоторые из своих ноутбуков на linux, девчонки. С четверга я начала колбаситься с различными сборками. 

Причина для установки была прозаична - все прекрасно знают, что
windows перегружен ненужным барахлом (а также жадной политикой корпораций, которые впаривают предустановленный windows в любом компьютерном магазине) и от этого тормозит даже на новых компьютерах. 

Под linux, наоборот, существует несколько сборок для старых, слабых ноутбуков (puppy linux, xubuntu и т.п.) Пусть вас не смущают слова "старые, слабые", на самом деле даже очень старый нетбук на каком-нибудь старом atom может спокойно вытягивать браузеры, графические редакторы и т.п., но из-за всяких жадных биллов гейтсов и таких же жадных корпораций типа lenovo....в общем, не буду развивать эту тему. 

Например, если вы ведете блог, то вам по сути нужен только браузер + графический редактор типа pinta или gimp плюс возможно текстовый процессор типа abiword. 
А если говорить реально, то в наши времена (2016ый год) нужен только браузер, я например, пишу этот пост через онлайн-редактор https://writer.bighugelabs.com, а картинку для поста сделаю с помощью https://pixlr.com/express/, то есть я даже не загружаю сторонние программы. 
Должна сказать, что за эти годы linux нереально продвинулся вперед и windows ему просто адски проигрывает. 

Важно: если вы задумали устанавливать сборки linux, то первые тесты проводите на компьютерах, которые действительно не жалко и на которых нет важной информации - я все системы устанавливаю, форматируя диск (лень возиться с линуксовским gparted и мультизагрузчиком). 

Я оттестировала очень много сборок - мне очень понравилась русская Rosa Linux, Manjaro, Linux Mint (это, кстати, довольно-таки тяжелая система не для старых машин), но в итоге остановилась на Puppy Linux и Linux Mx-15 (они оптимизированы именно под старые ноутбуки). 

Puppy Linux. Первой сборкой, которую я установила - была puppy linux. Гениальная система с безумно красивым интерфейсом. Занимает всего 200 мб, это live usb, поэтому систему можно загружать прямо с флэшки, а еще у них есть гениальная сборка под windows - ее можно запускать прямо в windows через файл exe, дальше сборка прописывает себя в boot sector и вы можете при старте системы выбирать что будете грузить - windows или puppy. На puppy linux идеально летает chrome - никаких тормозов в youtube и т.п. 

Linux Mx-15Вторая сборка - более редкая - это mx linux (также известная как linux mx-15). Это тоже шедевральная сборка, я поставила ее на старый ноутбук и из него получилась просто идеальная платформа для изучения Санскрита и блоггинга. 

У linux mx-15 очень необычный интерфейс - на рабочем столе душещипательная картинка с закатом, в общем, система очень экологично выглядит. 
Для меня было важно, чтобы в системе была поддержка Хинди и Санскрита (чтобы шрифты на сайтах не выглядели квадратиками) и такая поддержка в linux mx-15 есть (ставится через synaptic manager и установку языковых паков).  
В общем, я в восторге, теперь у меня нетбук и ноутбук превращены в идеальные образовательные машины. Может быть, позже я напишу пост об установке linux mx-15, но скорее всего, не напишу,  - есть много других занятий - среди которых Главное - Ненаглядненький Кри!