суббота, 27 февраля 2016 г.

МадхуСудана Сарасвати, Пара-Ануракти и Бхава-Бхакти


Synopsis in English: My new article in Russian, themes - Bhakti-Anurakti from BhavaDeva Tika to Shandilya-Bhakti-Sutras, anutva of jiva, Shree Krishna-Prema and MahaBhava of Shreemati MahaLakshmi-Devi (Shreemati Radharani-Devi) and unique Bhakti-Adwaita-Siddhanta of OM VishnuPad Madhusudana-Saraswati. 

Да, девчонки зааплодила сегодня STUDIES IN THE PHILOSOPHY OF MADHUSUDANA SARASWATI #by Dr Sanjukta Gupta# ~Sanskrit Pustak Bhandar~ [1966]. Книга может только напугать нормальную Гопику обилием технических терминов и схоластики. Но последняя Глава про Бхакти очень удалась, в сущности, ради этой Главы я размещаю эту книгу в своей библиотеке. 

Немного о личности ОМ ВишнуПад МадхуСудана Сарасвати. 

Для тех, кто не знает, я напомню кем был ОМ ВишнуПад МадхуСудана Сарасвати. Он был
одним из самых трендовых и крутых майавади-Ачарьев своего времени, нереально модный, жестко качал всю адвайта-толпу, был нереально почитаем и уважаем, постоянно спорил с Вайшнавами (особенно с Шри Мадхва-Сампрадаей и Шри Рамануджа-Сампрадаей), составил несколько идеальных с точки зрения Адвайта-Веданты трактатов, но впоследствии послал все свои майавадские загоны в жопу и стал Бхактом Бхагавана Шри Кришны. 

Такая вот метаморфоза. Санджукта Гупта посвятила последнюю главу своего исследования именно Шри Бхакти-Сиддханте в изложении ОМ ВишнуПад МадхуСудана Сарасвати. 

ПараАнуракти и Бхагаван Шри Кришна. 

Санджукта Гупта строит главу на красивых логических цепочках. Сначала рассказывает об идее Пара-Ануракти к Кришнёнышу (если перевести "Пара-Ануракти" на русский, то будет "Супер-Привязанность" или "СуперЛюбовь") из Тик Шри БхаваДевы к "Шри Шандилья-Бхакти-Сутрам". 

Идея такова: любовь дживы к дживе (человека к человеку, например, обычных человеских мужчин и женщины) несовершенна и ущербна, так как баддха-дживы являют собой верх уродства. 

Ведантически это связано с идеей "ану-джива" ("бесконечно малая джива"). 

Соответственно, любовь двух бесконечно малых джив такая же маленькая и скукоженно-ущербная как писька недоношенного хомячка, который проживет всего лишь три дня, а потом умрёт, перед смертью позорно обоссавшись в опилки своей клетки и обблевав всё вокруг. 

А Бхагаван Шри Кришна является "Ананта-Таттвой" (Одно из Имён Бхагавана Шри Кришны из "Шри Вишну-СахасраНама" как раз "Ананта"), то есть наш Возлюбленный Кришнёныш Бесконечно Велик. 
Когда бесконечно малая джива любит Бесконечно Великого Шри Кришну, то Любовь трансформируется и превращается в Бесконечно Великую Любовь - это как раз "ПараАнуракти". 
И сама джива также трансформируется благодаря Шри ПараАнуракти. 

В "Шри Вачана-Бхушанам" Один из Самых Ключевых Ачарьев Шри Рамануджа-Сампрадаи ОМ ВишнуПад Пиллай-ЛокАчарья пишет: "джива становится подобной Шримати МахаЛакшми-Деви". 

И это не случайно, так как по Сиддханте все дживы относятся именно к Чит-Шакти, т.е. похожи на Шримати МахаЛакшми-Деви, а МахаЛакшмёныш как раз является Обладательницей Самой Высшей Степени ПараАнуракти (в Шри Гаудия-Сампрадае для подчёркивания данной Сиддханты всегда приводят пример Шримати Радхарани-Деви и МахаБхавы). 

Обратимся к гениальным строкам ОМ ВишнуПад Бхактивиноды Тхакура из мега-гениальной "Шри Джайва-Дхармы", Глава 14:
    "Хладини-Шакти в своей полной и совершенной форме — это дочь Махараджа Вришабхану, Шримати Радхика, приносящая трансцендентное блаженство (Хладини -Вритти) Господу Шри Кришне. 
  Шримати Радхика само воплощение МахаБхавы, высшей стадии экстатической любви.
     Она сама доставляет Шри Кришне наивысшее наслаждение и кроме того, стремясь расширить удовольствие Своего Господина, распространяет Себя во множество форм, каждая из которых является воплощением разных оттен ков Ее бхавы (экстатического настроения любовной преданности). 
  Таковы во семь главных гопи (ашта сакхи), которые являются непосредственными экс пансиями Ее тела (кайя- вьюха)". 
Маногати и Пурушоттама. 

Затем Санджукта Гупта приводит стихи 3.29.11-12 "Шримад-Бхагаватам", которые говорят об устремлении ума только к Бхагавану Шри Кришне ("маногати Пурушоттама"). 

Эти стихи заодно снова подчёркивают идею о том, что выше Кришны никого нет и никогда не будет ("Пурушоттама" переводится как "Самый Высший Мужчина"). 

Любовь естественная и неразрушимая. 

Ачарьи Вайшнава-Сампрадай всегда иллюстрируют эту Сиддханту примером девушки и Любовника (Шри Кришны). 

У девушек очень неустойчивые и, скажем так, "летающие" умы, но если девушка думает о Любовнике (Шри Кришне), то это навсегда, так как зацикленность на любовных чувствах и ощущениях более чем типична для всех девчонок. 

Для описания Любви к Шри Кришне приводится очень хороший эпитет अविच्छिन्न (avicchinna), который можно перевести как:

1. Вечная 

2. Неразбиваемая (то есть Любовь, которую вообще не разбить и не сломать). 

Второй эпитет - это स्वाभाविक (svAbhAvika). "Свабхавика" переводится как "естественная, свойственная о природе". Ведантически данный эпитет связан с понятием "сварупа". 

Многие из нас часто слышали выражение "сварупа дживы" ("естественное состояние дживы") и, если заключить данный термин в короткую формулировку, то "сварупа-дживы - это вечная, лёгкая, естественная любовь к Шри Кришне".  

Третий эпитет - अहैतुक (ahaituka). "Ахайтука" в данном случае переводится как "любовь без эгоизма", то есть такая очень самоотверженная девчачья любовь, при которой девушка живет лишь ради своего Любовника (Шри Кришны) и лишь ради того, чтобы Любовник (Шри Кришна) был счастлив - смотрите цитату ОМ ВишнуПад Бхактивинода Тхакура выше. 

Садхана-Бхакти и Бхава-Бхакти.

Затем Санджукта Гупта рассматривает Садхана-Бхакти и Бхава-Бхакти на основе Стихов 1.3.4-5 из "Шри Бхакти-Расамрита-Синдху", цитата: 
"Результатом Садхана-Бхакти будет Бхава-Бхакти. Рупа Госвами описывает Бхава-Бхакти, как реальность, дремлющую внутри каждой дживы. Но при этом Бхава-Бхакти является манифестацией Сварупа-Шакти Бхагавана Шри Кришны. 
  Сварупа-Шакти смягчает ум бхакти-йога, а также заполняет его желанием во чтобы то ни стало обрести Бхагавана Шри Кришну, а также наслаждаться самыми интимными Бхавами только в Обществе Бхагавана Шри Кришны***.
 На самом деле, Бхава-Бхакти является лишь первым этапом в рамках Бхагавата-Сиддханты. Бхава-Бхакти также известно как Рати...
Итак, Садхана-Бхакти + Крипа (Милость) Бхагавана Шри Кришна помогают пробудить Бхава-Бхакти (Рати). Но иногда, благодаря Особой Милости (Крипе) Бхагавана Шри Кришны, Рати проявляется в бхакти-йоге вообще без всяких усилий (без Садхана-Бхакти)". 
***Примечание by Vishnudut1926 - то есть наслаждаться самой интимной Расой - Шри Мадхурья-Расой (Супружеской Расой) с Шри Кришной. 

Далее Санджукта Гупта приводит классический пример с Гопиками, Которые вообще никогда не следовали никакой садхане, а стали Према-Бхакти-Йогинями просто благодаря общению с Шри Кришной. 

Некоторые Бхакти-концепции ОМ ВишнуПад МадхуСудана Сарасвати. 

Далее Санджукта Гупта рассматривает непосредственно идеи ОМ ВишнуПад МадхуСудана Сарасвати. 

Перескажу вкратце, что сделал ОМ ВишнуПад МадхуСудана Сарасвати. 
Его Бхакти-Сиддханта - это объяснение Бхакти с помощью эпистемологии Адвайта-Веданты, например с помощью идей бимбы-пратибимбы. 
Концепция действительно уникальная, так как это по сути Адвайта-Веданта, перенесённая в рамки Бхакти плюс помноженная на классическую Раса-Сиддханту, то есть Бхакти-Раса-Адвайта-Веданта. 
Но когда ОМ ВишнуПад МадхуСудана Сарасвати составлял свою Сиддханту, Он, естественно столкнулся с трудностями, так как никто из Вайшнава-Ачарьев Адвайта-Веданту не поддерживает. 

Соответственно, некоторые термины в его Сиддханте получили совершенно другое звучание. 

Так, например, "Саюджья-Мукти" обозначено как Пара-Мукти (Высшая Форма Мукти) - здесь, кстати, нет расхождений с Шри Рамануджа-Сампрадаей - мы действительно считаем Саюджья Высшей Формой Мукти, но так не считают, например, в Шри Гаудия-Сампрадае, так как Шри Гаудия-Сампрадая не считает все Формы Мукти достижением, взамен говоря о более высших идеалах Према-Бхакти. 

А "Салокья-Мукти" при этом становится "Апара-Мукти" (более низшей формой Мукти).

Услышали знакомые идеи? Все верно: вышеобозначенная игра с терминами Мукти -  это трансформированная идея "Крама-Мукти" из Адвайта-Веданты Шри ШанкарАчарьи. 

"Таяние ума" и шеллак. 

Еще одна очень красивая идея ОМ ВишнуПад МадхуСудана Сарасвати - это "таяние ума". Она чем-то похожа на идеи ОМ ВишнуПад Рупы Госвами о "таянии сердца" под влиянием Бхакти. 

ОМ ВишнуПад МадхуСудана Сарасвати приводит пример с шеллаком (природная смола), который от природы очень ригиден, но под влиянием Бхагавана Шри Кришны и Бхакти становится более мягким и нежным. Это упрощенный пересказ, у ОМ ВишнуПад МадхуСудана Сарасвати данная идея с шеллаком завязана на Адвайта-концепции. 

4-fold разделение Бхагават-Видьи и Брахма-Видьи. 

Еще одна особенность Бхакти-Сиддханты ОМ ВишнуПад МадхуСудана Сарасвати - это 4-fold разделение БрахмаВидьи (Гьяна-Кханды) и Бхагават-Видьи (Бхакти-Кханды). 

Обратимся к таблице (бэкап таблицы - box, dropbox): 


При сравнении ОМ ВишнуПад МадхуСудана Сарасвати повторяет классические идеи Вайшнава-Ачарьев, отдавая предпочтение Бхакти-Кханде, то есть отдаёт лавры победителя Бхакти-Сиддханте. 
Санджукта Гупта специально отмечает, что в своём комментарии к "Шри Бхагавад-Гите" ОМ ВишнуПад МадхуСудана Сарасвати пишет, что "дживан-мукта, очищенный Гьяной, развивает Бхакти к Бхагавану Шри Кришне".
Далее Санджукта Гупта рассматривает Раса-Сиддханту ОМ ВишнуПад МадхуСуданы Сарасвати, эта Сиддханта очень похожа на Раса-Сиддханту Шри Гаудия-Сампрадайи. 

На этом всё, девчонки. Если у кого-то возник вопрос кто является целевой аудиторией вышеизложенной Сиддханты, то ответ будет: бхакты с очень логическим строением ума и former-mayavadis-would-be-bhaktas. 

Как известно для Вайшнава-Ачарьев очень типично вытаскивать майавади из болота их сухой и безжизненной философии и делать из них бхактов (смотрите, например историю ОМ ВишнуПад МадхвАчарьи и Шри Тривикрама ПандитАчарьи - https://en.wikipedia.org/wiki/Trivikrama_Panditacharya) 

Мне, например, больше подходит та же самая Сиддханта в изложении ОМ ВишнуПад Рупы-Госвами, но так как Шримати Радхарани-Деви и Шри Кришна знают, что все дживы разные, то Сиддхант много! 

Статья by Vishnudut1926, 
февраль 2016, Москва

Цитируемая книга:
STUDIES IN THE PHILOSOPHY OF 
MADHUSUDANA SARASWATI 
#by Dr Sanjukta Gupta# 
~Sanskrit Pustak Bhandar~ 
[1966] -