Неожиданно для себя, я сделал русский перевод одной из Гадхад из "Шри Вачанамритам" (пересказа бесед с Шри Шримад Свами Нараяной).
"Шри Вачанамрита" (или "Вачанамрут") - это самая мощная Книга Шри СвамиНараян-Сампрадайи.
Композиционно, Книга построена в форме Даршанов (вопросов и ответов), но вопросы и ответы столь сильны, что "Шри Вачанамрита" по смысловому содержанию опережает Пураны, Упанишады и "Шри Веданта-Сутру".
"Шри Вачанамрита" гениальна тем, что даже самые сложные Вайшнавские идеи представлены здесь в простой форме.
Если сравнивать с Книгами Гаудийа-Сампрадайи, то "Шри Вачанамрита" похожа на "Шри Джайва-Дхарму" Шри Шримад Бхактивиноды Тхакура и "Шри Чайтанья-Чаритамриту" Шри Шримад Кришнадаса Кавираджа Госвами.
"Шри Вачанамрита", "Гадхада" 52
52.1. 2 Февраля 1820 Года Шри Махарадж читал катху на веранде на очень большом Меди (મેળો - medi - собрание - Гуджарати) у Дады Кхачара в Гадхаде.
Шри Махарадж был полностью облачен в белые одежды.
Многие муни (мудрецы) и харибхакты (преданные Верховного Господа Шри Хари) присутствовали на том собрании.
52.2. Во время Катхи Шри Махарадж упомянул о том, что джива
понимает Сварупу Шри Бхагавана с помощью 4 Шастр - Санкхьи, Йоги, Веданты и Панча-Ратры.
понимает Сварупу Шри Бхагавана с помощью 4 Шастр - Санкхьи, Йоги, Веданты и Панча-Ратры.
Человек, который изучил все 4 Шастры, может считаться полностью просветлённым.
52.3. Услышав эти слова, Муктананда Свами спросил: "Махарадж, пожалуйста, объясните как именно человек может осознать Бхагавана с помощью Четырёх Шастр? Если человек не изучает хоть одну из названных Вами Шастр, то будет ли это недостатком?".
Уровень 1 - Санкхья-Шастры.
52.4. Шри Махарадж ответил: "Санкхья-Шастры говорят, что Шри Бхагаван является Двадцать Пятой Таттвой. Все остальные 24 таттвы вообще не могут ничего сделать без Шри Бхагавана.
Джива и Ишвара также полностью недееспособны без Шри Бхагавана и именно поэтому джива и Ишвара также относятся к группе из 24 таттв.
Санкхья-Шастры говорят, что все 24 таттвы известны как кшетра. Шри Бхагаван, Двадцать Пятая Таттва, известен как кшетрагья.
Уровень 2 - Йога-Шастры.
52.5. "В Йога-Шастрах говорится, что Шри Бхагаван является Двадцать Шестой Таттвой и что у Шри Бхагавана есть определенный Образ (Мурти).
Таким образом, по Йога-Шастрам джива и Ишвара относятся к 25 Таттвам, но при этом первые 24 Таттввы считаются полностью отличными от дживы и Ишвары.
Указание Йога-Шастр заключается в том, что человек должен медитировать на Шри Бхагавана (практиковать Дхьяна-Йогу), а также медитировать на то, что его атма полностью отлична от остальных Таттв".
Уровень 3 - "Шри Веданта-Сутра" .
52.6. В "Шри Веданта-Сутре" говорится, что Шри Бхагаван присутствует везде, является Причиной всего Сущего, поддерживает всё, а также является Ниргуной*, Адвайтой*** и Ниранджаной***.
В "Шри Веданта-Сутре" говорится, что Шри Бхагаван сочетает в себе несочетаемые Качества: Шри Бхагаван одновременно вообще не занят никакой деятельностью и одновременно является Причиной всей деятельности.
В "Шри Веданта-Сутре" также говорится, что Шри Бхагаван обладает только Божественными (Дивья, то есть Духовными, Божественными) качествами и полностью лишён материальных качеств (то есть тех качеств, которые относятся к миру Майи).
Примечание переводчика (Vishnudut1926):
*Ниргуна (निर्गुण - nirguNa) - это термин Веданты, который переводится с Санскрита как "лишённый качеств" или как "свободный от влияния материальных гун".
В Адвайте-Веданте Шанкары термин "Ниргуна-Брахман" понимают как "Брахман, полностью лишённый качеств". Это ложное понимание.
Все Вайшнава-Ачарьи считают, что слово "Ниргуна" означает, что у Верховного Господа Шри Кришны отсутствуют именно ущербные материальные качества, но полностью проявлены все Духовные (Божественные) Качества самого высшего уровня.
Такое толкование слова "Ниргуна" очень часто упоминается в Вайшнава-Самхитах, Вайшнава-Тантрах, а также в "Шри Вишну-Пуране".
В Шри Свами-Нараяна-Сампрадайе термин "Ниргуна" трактуется, также как и во всех остальных Вайшнава-Сампрадайях.
**Адвайта (अद्वैत - advaita). " Адвайта" переводится с Санскрита как " уникальный".
Слово "Адвайта" является одним из Эпитетов Верховного Господа Шри Вишну (Шри Кришны) и подчёркивает то, что только лишь Один Верховный Господь Шри Вишну занимает уникальное положение Пара-Брахмана и является Сватантрой (единственным Существом, которое полностью Независимо).
***Слово "Ниранджана" (निरञ्जन niraJjana) переводится с Санскрита как "полностью Безупречный".
Уровень 4 - "Панча-Ратра".
52.7. "В "Панча-Ратре" говорится, что существует только Единственный Шри Бхагаван и Его Имя - Шри Кришна Пурушоттама Нараяна.
Шри Бхагаван проявляет Себя в четырёх Вьюхах (Сварупах):
1. Васудева
2. Санкаршана
3. Анируддха
4. Прадьюмна.
Шри Бхагаван также проявляет бесчисленное множество различных Аватар.
Человек, который практикует Навадха-Бхакти (Девять Видов Бхакти-Йоги), обретает кальян (કલ્યાણ - kalyan - Гуджарати - "всё самое лучшее и благотворное").
52.8. "Таким образом, все эти Четыре Шастры рассказывают о различных Аспектах Шри Бхагавана.
Если человек понимает все эти Четыре Шастры, то такого человека следует считать полностью просветлённым".
52.9. "Но возможны ошибки, потому что если человек изучает какую-либо одну из данных Шастр, то его понимание будет однобоким.
Например, в Санкхья-Шастрах рассказывается только о 25 Таттвах и не говорится, что джива и Ишвара отличны от 24 Таттв.
Если человек изучает только Санкхья-Шастры и вообще не обращается к другим Трём Шастрам, то он застрянет на уровне осознания двадцать пятой таттвы (дживатмана) и вообще не будет ничего знать о Шри Бхагаване (Двадцать Шестой Таттве)".
52.10. "Изучение только Йога-Шастр также приведёт к однобоким результатам.
В Йога-Шастрах говорится что у Шри Бхагавана есть Образ (Мурти), но при этом также говорится что Образ (Мурти) Шри Бхагавана является ограниченным, то есть йоги не понимают, что Шри Бхагаван является Антарьями и Пурушоттамой (Абсолютно Совершенным)".
52.11. "Те, кто изучают только "Шри Веданта-Сутру" также находятся в сетях заблуждения. Последователи Веданты обычно говорят, что Шри Бхагаван является Ниргуной (лишённый качеств) и Ниракарой* (бесформенным). Это ошибка.
Как может Шри Бхагаван, Который является Причиной всего Сущего и Антарьями, быть Ниракарой?
Шри Бхагаван ни в коем случае не является Ниргуной и Ниракарой, наоборот, у Шри Бхагавана есть Вечный Образ с руками и ногами, но Руки и Ноги Шри Бхагавана относятся к Дивья-Таттве (являются Духовными, Божественными), они не являются чем-то материальным".
Примечание переводчика (Vishnudut1926):
*Ниракара (निराकार - nirAkAra) - этот термин означает, что только муктика-дживы могут воспринимать Истинный Образ Верховного Господа Шри Вишну. Баддха-дживы не могут видеть Бхагавана Шри Вишну, так как они очень ограничены "авараной" (оболочкой) из тонкого тела (линга-шарира) и грубого тела (стхула-шарира).
52.12. "Изучение только лишь "Панча-Ратры" также приведёт к ограниченному пониманию.
В "Панча-Ратре" говорится о Бхакти-Йоге и Аватарах Шри Бхагавана, но те, кто следуют "Панча-Ратре", склонны наделять все Аватары Шри Бхагавана человеческими качествами.
Зачастую последователи "Панча-Ратры" говорят, что Шри Бхагаван присутствует только в каком-либо одном локусе.
Таким образом, осознание Шри Бхагавана как Антарьями и Пурушоттамы также теряется".
52.13. "Таким образом, я рассказал о возникновении различных ошибок.
Шастры дополняют друг друга, поэтому если у человека возникла однобокость понимания при изучении только какой-либо одной Шастры, то эту однобокость можно легко исправить, обратившись к какой-либо другой из тех Четырёх Шастр, о которых я рассказал.
Таким образом, человек, который изучит все 4 Шастры, станет полностью просветлённым".
52.14: "Человек, который не изучил какую-либо одну из Четырёх Шастр, станет всего лишь 75%-просветлённым.
Человек, не изучивший две Шастры, будет 50%-просветлённым.
Человек, который не изучил три Шастры - это всего лишь 25%-просветлённый.
Если человек называет себя последователем Веданты (гьяни) или Бхакти-Йоги (упасакой), но при этом следует тем толкованиям Шастр, которые он выдумывает сам и вообще ничего не изучает, то он погибнет.
Я просто называю таких фальшивых гьяни и фальшивых бхактов, обычными глупыми притворщиками".