четверг, 25 апреля 2019 г.

Кришнаизм Ориссы VS Кришнаизм Бенгалии: Кришна покинул танец Раса с Шри Радхой или с Шри Вриндавати-Гопи? Может ли Нитьянанда объяснить Голока-Бхаву? Почему скрывают подробности смерти Чайтаньи?

Меня очень заинтересовало исследование о Вайшнавизме Ориссы by Prabhat Mukherjee, которому у меня был посвящён небольшой пост [#этот] несколько дней назад, поэтому вчера я нашла скан на archive.org, а сегодня утром прочитала полностью. Исследование небольшое - всего 200 страниц, читается примерно за час в режиме скорочтения, называется "The History of Medieval Vaishnavism in Orissa", Prabhat Mukherjee, 1940.

Кстати, видимо, порядком намучавшись с анализом такого хаотичного явления как "средневековый Вайшнавизм", P. Mukherjee, на странице 92, делает заявление на грани гениальности, которое я полностью поддерживаю, так как я в своё время прошла тот же самый путь и, поверьте мне, вдоволь настрадавшись с изучением миллиарда расхождений в учениях различных средневековых Бхакти-сект и под-сект (гаудии, ассамское бхакти, валлабхаиты, рамананди и т.д. и т.п.), вы будете просто молиться на таких более ранних Вайшнава-Ачарьев как Шри МадхвАчарья и Шри РамануджАчарья, которые знамениты своим системным подходом и отсутствием всяких вывертов. Итак, P. Mukherjee пишет:
"In this chapter we propose to deal with the philosophy of the Medieval School of Vaishnavism. Unfortunately there is no clear-cut exposition of the philosophy. Contradictory statements make the situation embarrassing and textual corruptions add to the difficulties. The reason for this drawback lies in the nature of the Medieval Vaishnavism itself. Theories were freely, but unsystematically taken from other sects and absorbed. New interpretations were given to the borrowed ideas, so as to be acceptable by the community". 
Гениальное высказывание, аплодирую, так как
в нем действительно изложен весь хаос средневекового Бхакти. Теперь обратимся к расхождениям. 

ШРИ РАДХА-ТАТТВА. Перед тем, как я начну писать о Шримати Радхарани-Деви, сделаю небольшую оговорку. Если вы действительно интересуетесь поклонением Шримати Радхарани-Деви, то обязательно изучайте "Шри Падма-Пурану", "Шри Нарада-Пурану", "Шри Сканда-Пурану", "Шри Брахма-Вайварта-Пурану" и "Шри Деви-Бхагавата-Пурану" (Шактисткий Бхагаватам) - во всех упомянутых Пуранах о Шримати Радхарани-Деви рассказывается более чем достаточно и очень системно. 

А вот с "Шри Бхагавата-Пураной" (Вайшнавский "Шримад-Бхагаватам") есть огромная проблема - там Шримати Радхарани-Деви вообще не упоминается. 

И здесь мы подходим к ключевому расхождению между средневековым Вайшнавизмом Ориссы (Панчасакха) и средневековым Вайшнавизмом Бенгалии (Чайтанья). 

Обе вышеупомянутые ветви даже не Вайшнавизма, а именно Кришнаизма, заявляли, что они с точностью до миллиметра следуют так называемой "Бхагавата-Бхавартха-Дипике", т.е. комментарию к "Шримад-Бхагаватам" за авторством Шридхара Свами из ныне недействующей ВишнуСвами-Сампрадаи. 

Проблема заключается в том, что Шридхара Свами в своих комментариях вообще не упоминает Шримати Радхарани-Деви. 

Подобная ситуация породила 2 уровня экзегезы: панчасакхи (Орисса) стали придерживаться концепции "Шри Вриндавати-Гопи", тогда как гаудии (Бенгалия) попытались истолковать некоторые Санскритские слова в стихах "Шримад-Бхагаватам" как указывающие на Шримати Радхарани-Деви. 

Словами P.Mukherjee, стр. 80 - смотрите скриншот ниже, либо на #plurk, #box, #yadisk:

Итак, на скриншоте выше представлена типичная экзегеза Гаудия-сампрадаи. Как мы видим, ачарьи данной сампрадаи пытаются истолковать отдельные слова в стихах как указывающие именно на Шримати Радхарани-Деви. 

Традиция Вайшнавизма Ориссы также следует комментариям Шридхара Свами, но предлагает совершенно другой уровень экзегезы, а именно идею "Шри Вриндавати-Гопи". Данная идея основана не столько на "Шримад-Бхагаватам", сколько на "Шри ХариВамша-Пуране" и "Шри Брахма-Вайварта-Пуране". 

Словами P. Mukherjee, стр. 80-81 - смотрите скриншот ниже, либо на #plurk, #box, #yadisk

О НИТЬЯНАНДЕ И ГОЛОКА-БХАВЕ. Впоследствии различные расхождения между Бхакти-сектами Ориссы и Бенгалии лишь усугубились на уровне 2 различных шастр под названием "Чаритамрита". 

Напомню, что в Гаудия-сампрадае (Бенгалия) следуют так называемой "Чайтанья-Чаритамрите", тогда как в Панчасакха-сампрадае (Орисса) следуют так называемой "Джаганнатха-Чаритамрите". И, очень интереснейший факт, - Дивакара, автор "Джаганнатха-Чаритамриты", очень просто, но при этом гениально троллит Гаудия-сампрадаю на страницах своего произведения. 

Если вы когда-нибудь встречали представителей Гаудия-сампрадаи, то прекрасно знаете о том, что они всегда надоедают абсолютно всем своей кичливо-высокомерной и чванливой проповедью о том, что они якобы представляют самое высшее настроение с Голоки, что они якобы выше остальных Вайшнава-Сампрадай, что в данную Кали-Югу все существующие Вайшнава-сампрадаи якобы в итоге объединятся под флагом Чайтанья-сампрадаи (sic!!!) и т.п. 

Так вот Дивакара в "Джаганнатха-Чаритамрите" гениально ставит чайтанитов на место, указывая на то, что в их же собственных шастрах написано о том, что Нитьянанда является воплощением Шри Ананта-Шеши с Шри Вайкунтхи, а стало быть вообще не может передать бхаву Голоки и Вриндавана-Мадхурья-Расу, в частности!!! 
Дивакара пишет: "Нитьянанда и 12 Гопалов пришли в этот мир с Шри Вайкунтхи. Они не могут выразить Мадхурья-Расу Вриндавана [так как предел их расы - это Сакхья]".
Как говорится, всё гениальное просто! Вышеизложенное словами P. Mukherjee, стр. 89-90 - смотрите скриншот ниже, либо на #plurk, #box, #yadisk:

Кстати, далее по тексту P. Mukherjee делает ошибку, пытаясь доказать, что Гаудия-сампрадая якобы свободна от религиозных предрассудков (смотрите стр. 135). 

Это дичайшая неправда, так как на страницах гаудийской "Чайтанья-Чаритамриты" вы всегда встретите такие печальные истории как:

A. фальшивую историю о победе Чайтаньи над Шри Кешава Кашмири из Шри Нимбарка-Сампрадаи (т.е. оскорбление Шри Нимбарка-Сампрадайи), 

B. фальшивую историю об отлучении Шри Валлабха-Ачарьи от Гаудия-сампрадаи и обзывание Шри ВаллабхАчарьи "духовной проституткой" (т.е. оскорбление Шри Валлабха-Сампрадаи) и 

C. фальшивую историю об очень чванливом споре Чайтаньи с представителями Шри Мадхва-Сампрадаи (т.е. оскорбление Шри Мадхва-Сампрадаи).

РАСХОЖДЕНИЯ ПО ПОВОДУ АВАТАРНОСТИ И УХОДА ЧАЙТАНЬИ.

Между Вайшнавизмом Ориссы и Бенгалии также существует очень серьёзное расхождение по поводу аватарности и смерти Чайтаньи. 

В Ориссе считают, что Чайтанья был аватарой Будда-Джаганнатхи и поэтому покинул данный мир, "растворившись в Мурти Шри Будда-Джаганнатхи", тогда как в Бенгалии Чайтанью считают аватарой Шри Радха-Кришны, а подробности ухода Чайтаньи вообще обходят стороной.

На странице 164 P. Mukherjee приводит выборку из Бенгальских шастр - смотрите скриншот ниже, либо на #plurk, #box, #yadisk:

А вот мнение представителей Вайшнавизма Ориссы, стр. 157 - смотрите скриншот ниже, либо на #plurk, #box, #yadisk:

На этом всё - у меня не было цели написать лонгрид, скорее - просто краткую заметку по расхождениям в средневековом Кришнаизме. Если вас заинтересовало исследование P. Mukherjee, то скан можно скачать по следующим ссылкам:


Статья by Vishnudut1926, 
Москва, Апрель 2019