Этой прекрасной и очень снежной зимой я буду публиковать переводы "Садачара-Смрити" Шри МадхвАчарьи, выполненные мною на основании 2 изданий от Шри Мадхва-Сампрадаи:
1) Санскрит/Хинди издание Шри Пандуранги-Вира-Нараяна-Ачарьи [ссылка на скан] и
2) Издание на Санскрите/английском Видвана Нагасампиге - это издание основано на объяснениях Шри Шриниваса-Тиртхи, Шри Нарасимха-Ачарьи и Шри Ведавьяса-Ачарьи [ссылка на скан].
Данная статья посвящена Шлоке №1 "Садачара-Смрити". Объяснение Шлоки №1 Ачарьями Шри Мадхва-Сампрадаи в одно мгновение разрубает узел сомнений по поводу предложения плодов кармы Господу Шри Вишну!
यस्मिन् सर्वाणि कर्माणि संन्यस्याध्यात्मचेतसा।
निराशीनिर्ममो याति परं जयति सोच्युतः।।1।।
yasmin sarvāṇi karmāṇi saṃnyasyādhyātmacetasā।
nirāśīnirmamo yāti paraṃ jayati socyutaḥ।।1।।
"Садачара-Смрити" Шри МадхвАчарьи, Шлока 01:
"Обители Господа Шри Ачьюты (Господа Шри Вишну) могут достичь лишь те благородные/возвышенные души, которые:
А) наделены чистым, незамутнённым разумом/интеллектом;
Б) полностью сосредоточили разум на Господе Шри Вишну;
В) отказались от эгоизма/аханкары и осознали то, что всеми их действиями управляет Господь Шри Хари, контролирующий каждое живое существо как Параматма;
Г) отринули всю греховную карму;
Д) предлагают плоды всей своей кармы Господу Шри Вишну (плоды как благочестивой кармы, так и греховной - смотрите объяснения в комментарии далее по тексту);
Е) верят лишь в Господа Шри Вишну как Бога, управляющего множеством подчинённых Ему деватов (Индра, Рудра, Агни и прочие деваты)".
Примечания к Шлоке №1 из Санскрит-Хинди-издания Шри Пандуранги-Вира-Нараяна-Ачарьи.
В данном издании подчёркивается, что в этой Шлоке говорится о достижении Шри Вишну-Локи, цитирую: श्रेष्ठ विष्णु लोक याति= प्राप्त करता है सः - śreṣṭha viṣṇu loka yāti = prāpta karatā hai saḥ.
Кроме того, в данном издании Шлоку 01 "Садачара-Смрити" связывают со стихом 3.30 "Бхагавад-Гиты":
mayi sarvāṇi karmāṇi saṃnyasyādhyātmacetasā ।
nirāśīrnirmamo bhūtvā yudhyasva vigatajvaraḥ ॥ 3-30॥
"Бхагавад-Гита", 3.30 (слова Шри Кришна-Аватары): "Предлагай всю свою карму Мне и концентрируй ум лишь на духовных истинах, постоянно памятуя о том, что ты - дживатма, принадлежащая Богу. Никогда не мни себя независимым от Бога, так как все твои действия уже предопределены Им. Отринь мирские желания и эгоизм. Неустанно борись с животными наклонностями в себе (влияние тамаса) и презренно взирай на человеческие страсти (влияние раджаса)".
Подробный комментарий к Шлоке №1 из английского издания Видвана Нагасампиге.
Садачар и праведная жизнь.
Незамутнённый разум, о котором говорится в данной Шлоке, можно обрести, лишь следуя садачару [सदाचार - sadācāra - добродетельное, праведное поведение], а потому - для всех праведников в традиции Вайшнавизма - Шри МадхвАчарья составил кодекс правил благочестивой жизни под названием "Садачара-Смрити".
В "Садачара-Смрити" изложена суть ключевых наставлений Брахмариши Вьясы: следование данным наставлениям дарует вайшнавам не только чистоту ума, но также особую Милость Господа Шри Хари, всегда обращающего повышенное внимание на тех вайшнавов, которые строго следуют правилам праведной жизни.
Вопрос о греховной карме.
Рассмотрим первую строку Шлоки №1: "yasmin sarvāṇi karmāṇi saṃnyasyādhyātmacetasā".
Как мы видим, здесь Шри МадхвАчарья подчёркивает важность полного отречения от любой кармы - как праведной, так и греховной.
При подобном отречении все плоды кармы предлагаются Господу Шри Вишну, в связи с чем часто можно услышать следующий вопрос: "С предложением праведной кармы всё понятно, но как быть с греховной кармой? Не накажет ли Господь Шри Вишну меня за то, что я предлагаю Ему плоды греховной деятельности?".
Объяснение Шри Маудгалья-Ачарьи.
На этот вопрос некогда прекрасно ответил Шри Маудгалья-Ачарья*, процитируем его слова:
"В соответствии с бимба-пратибимба-сиддхантой**, Господь Шри Хари не только всегда присутствует в дживе, но также является источником всех хороших и плохих поступков, совершаемых дживой, а потому нет ничего неправильного в том, чтобы предлагать Господу Шри Хари плоды греховной кармы".
*Примечание переводчика 01: В английском издании указан именно 'Маудгалья-Ачарья', в оригинале - 'Maudgalyācārya'. Маудгалья - это МахаРиши, который проклял демона Равану во время Рамачандра-Лилы, а также прародитель одноимённой брахманической готры (Маудгалья-готра).
В своих комментариях к "Веданта-Сутре" Шри МадхвАчарья цитирует "Маудгалья-Шрути", поэтому упоминание Шри Маудгалья-Ачарьи здесь не является случайным.
**Примечание переводчика 02: Бимба-пратибимба-сиддханта - это одна из ключевых особенностей философской системы Шри МадхвАчарьи.
Объяснение этой сложной сиддханты выходит за рамки данной статьи, так как вместе с бимба-пратибимбой всегда объясняют таратамью (иерархию джив в философии Шри МадхвАчарьи) и вишешу (идею отличий).
Тем не менее, если объяснять очень упрощённо, то объяснение будет следующим.
Господь Шри Вишну - это изначальный свет/изначальное Солнце, а дживы - это капли дождя. Если мы представим яркую радугу между Господом Шри Вишну/Солнцем в небе и каплями дождя на изумрудной траве, то мы увидим, что свет Солнца, преломляясь через радугу, по-разному одаривает каждую каплю дождя (дживу) определённой цветовой палитрой (духовной составляющей).
С данной философией связано знаменитое утверждение Шри МадхвАчарьи о том, что не бывает одинаковых джив - все дживы совершенно разные (विशेष - viśeṣa - вишеша: разный, особенный). В общем, все дживы совершенно по-разному озарены/окрашены/одарены изначальным Божественным Светом.
Бимба-пратибимба-сиддханту Шри МадхвАчарьи очень важно не путать с маявадской философией под названием 'пратибимба', которая была выдумана Падмападой - учеником Шанкары. В маявадской 'пратибимбе' всех джив считают не просто одинаковыми отражениями Брахмана, но также иллюзорными существами.
В Вайшнавизме подобная демоническая псевдо-философия об иллюзорности души и одинаковости всех джив, естественно, отвергается и порицается. [окончание примечаний переводчика]
АНУСАНДХАНА: Благочестивая карма.
Лаконичное изречение Шри Маудгалья-Ачарьи, которое мы рассмотрели выше, прекрасно отвечает на вопрос о предложении плодов кармы Господу Шри Хари.
Тем не менее, для искоренения любых дальнейших сомнений мы обратимся к анусандхане прозвучавшего вопроса [अनुसन्धान - anusandhāna - детальное рассмотрение, подробное расследование].
Огромная колесница никогда не движется без участия множества людей - точно таким же образом, праведная карма живого существа никогда не развивается без участия Господа Шри Хари и различных деватов, подчинённых Господу Шри Хари и отвечающих за исполнение кармических законов.
Без одобрения и поддержки со стороны Господа Шри Хари не может пошевельнуться ни один девата, отвечающий за кармические законы мироздания.
Таким образом, вайшнав, исполняющий праведную карму, никогда не должен думать о себе как об исполнителе благочестивой кармы. В первую очередь, нужно выражать благодарность Господу Шри Хари как источнику всей праведной кармы, никогда не забывая о том, что именно Господь Шри Хари побуждает подчинённых Ему деватов к тому, чтобы они пробуждали в человеке желание творить праведную карму.
Именно с таким пониманием нужно предлагать Господу Шри Хари плоды праведной кармы.
Предложение с подобным пониманием приносит вайшнаву громадное духовное благо, тогда как предложение без понимания обозначенной выше идеи приносит либо очень скудные духовные результаты, либо вообще не приносит никаких результатов, так как считается, что непредложенная Господу Шри Хари праведная карма обычно воруется пишачами (पिशाच - piśāca - демон, бес, чёрт), паразитирующими на присвоении чужих заслуг.
АНУСАНДХАНА: Греховная карма.
Для предложения своей греховной кармы Господу Шри Хари вайшнав должен осознать 3 простые идеи:
ИДЕЯ-01. Господь Шри Хари передаёт все плоды греховной кармы тем, кто Его ненавидит.*
*Примечание переводчика: Это одна из классических идей Шри Мадхва-Сампрадаи. Господь Шри Вишну не просто уничтожает греховную карму Своих бхактов, а использует данную карму для того, чтобы поиздеваться над демонами, которые всегда отличаются ненавистью по отношению к Нему.
На практике это выглядит следующим образом: Бхагаван Шри Вишну забирает у вайшнава плоды греховной кармы и передаёт забранную карму какому-нибудь неудачливому демону.
В результате в плюсе остаются все, кроме демонов: бхакты Господа Шри Вишну не страдают от последствий греховной кармы, а Господь Шри Вишну забавляется издевательствами над демонами, используя демонов в качестве груш для кармического битья. [окончание прим. переводчика]
ИДЕЯ-02. Совершаемые грехи являются результатом действия плохих самскар из прошлых рождений, но здесь нужно понимать, что даже за подобными плохими самскарами изначально стоял Господь Шри Хари как источник.
ИДЕЯ-03. Следует пообещать Господу Шри Хари, что греховные действия не повторятся в будущем.
Таким образом, если греховная карма предлагается Господу Шри Хари с пониманием 3 обозначенных выше идей, то Господь Шри Хари непременно сделает всё так, как было описано: вручит греховную карму демонам, очистив нас от последствий грехов. Данная идея также объясняется в "Хари-Катха-Амрита-Саре" Шри Джаганнатхи Даса.*
*Примечание переводчика: Шри Джаганнатха Даса (1727-1809) - один из ключевых Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи и основателей движения Харидасов. Интереснейшей биографии Шри Джаганнатхи Даса посвящена отдельная статья в моём блоге - http://vishnudut1926.blogspot.com/2020/11/jagannatha-dasa-haridasa-rus.html
В английском издании указана следующая информация для тех, кто захочет изучить объяснения Шри Джаганнатхи Даса: Harikathāmṛtasāra, Sarvasvātantryasandhi (Sandhi no. 8).
[окончание примечания переводчика и окончание статьи, посвящённой Шлоке №1 "Садачара-Смрити" Шри МадхвАчарьи]
Рубрикатор статей, посвящённых "Садачара-Смрити" Шри МадхвАчарьи, можно найти ЗДЕСЬ.