Дерево под названием "Амалаки" (आमलकी - AmalakI - Indian gooseberry - Phyllanthus emblica) считается одним из священных деревьев в Вайшнавизме, поэтому Глава об Амалаки-Экадаши из "Шри Падма-Пураны" совмещает в себе непосредственно рассказ об Экадаши и Шри Амалаки-Махатмью (прославление дерева Амалаки).
На Санскрите "Амалаки" также часто называют "Дхатри" - धात्रि - dhAtri.
"Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда. В "Шри Гаруда-Пуране", Мокша-Кханде, 25.59 дерево Амалаки упоминается вместе с
Шри Туласи - в Молитве, обращенной к Бхагавану Шри Венкатешваре (Шри Венкатешвара также известный как Шри БалаДжи - Главное Божество Шри Рамануджа-Сампрадаи):
अश्वत्थस्य वनानि किं च तुलसीधात्रीवनानि प्रभो पुन्नागस्य वनानि चंपकवनान्यन्यानि पुष्पाणि च |
मन्दारस्य वनानि यानि च हरेः सौगन्धिकान्यप्यहो नित्यं तानि दिशन्तु मत्प्रमुदितं श्रीवेङ्कटेश प्रभो || ३-२५-५९ ||
ashvatthasya vanAni kiM cha tulasIdhAtrIvanAni prabho punnAgasya vanAni chaMpakavanAnyanyAni puShpANi cha |
mandArasya vanAni yAni cha hareH saugandhikAnyapyaho nityaM tAni dishantu matpramuditaM shrIve~NkaTesha prabho || 3-25-59 ||
Перевод: "Пусть леса, состоящие из деревьев Шри Туласи, Амалаки, Чампака.....сделают моё утро благостным".
"Шри Гаруда-Пурана", Ачара-Кханда. В Ачара-Кханде "Шри Гаруда-Пураны", 213.125 дерево Амалаки упоминается непосредственно в связи с такими месяцами как Магха и Пхалгуна.
В Ачара-Кханде рекомендуется принимать ванну/омовение с плодами Амалаки в день Экадаши/Двадаши таких месяцев как Магха и Пхалгуна: यमुद्दिश्य निमज्जेत द्वादशांशं लभेत्तु सः तुष्यत्यामलकैर्विष्णुरेकादश्या विशेषतः || १.२१३.१२५ || - yamuddishya nimajjeta dvAdashAMshaM labhettu saH tuShyatyAmalakairviShNurekAdashyA visheShataH || 1.213.125 ||
"Шри Вараха-Пурана". В "Шри Вараха-Пуране", 148.70 можно встретить упоминание поклонения дереву Амалаки, которое должно выполняться на протяжении 5 ночей - यत् तत्र लभते भद्रे फलमामलकं शुभम् पञ्चरात्रेण लभते - yat tatra labhate bhadre phalamAmalakaM shubham pa~ncharAtreNa labhate
"Шри Вамана-Пурана". В "Шри Вамане-Пуране", Главе 95, Шри Прахлада рассказывает Бали о том, как правильно поклоняться Бхагавану Шри Вишну и говорит:
बिल्वपत्रं शमीपत्रं पत्रं भृङ्गमृगाङ्कयोः तमालमालकीपत्रं शस्तं केशवपूजने ॥ १५ ॥
bilvapatraM shamIpatraM patraM bhRRi~NgamRRigA~NkayoH tamAlamAlakIpatraM shastaM keshavapUjane || 15 ||
"Лучшими листьями для поклонения Бхагавану Шри Кешаве (Шри Вишну) являются: листья дерева Билва, Шами, Бхринга, Мриганка, Тамала и Амалаки".
"Шри НараСимха-Пурана". В "Шри НараСимха-Пуране" поклонение дереву Амалаки связано с Шри Амалака-Грама-Тиртхой, частично данная Глава повторяет идеи из Главы "Падма-Пураны", которую мы будем обсуждать далее.
Смотрите Главу 66 "Шри НараСимха-Пураны" (ссылка на сканы "Шри НараСимха-Пураны" - #Санскрит-Хинди или #Санскрит-английский).
"ШРИ ПАДМА-ПУРАНА".
Итак, Амалаки-Экадаши, Глава 45 Уттара-Кханды "Шри Падма-Пураны".
Название в соответствии с "Шри Падма-Пураной": Амалаки-Экадаши или Амалаки-Врата. В "Шри Падма-Пуране", Уттаре, 45.3 говорится:
फाल्गुनस्यविशेषेणविशेषःकथितोनृप
आमलकीव्रतंपुण्यंविष्णुलोकफलप्रदम् ३
phAlgunasyavisheSheNavisheShaHkathitonRRipa
AmalakIvrataMpuNyaMviShNulokaphalapradam 3
"Данная Амалаки-Врата светлой половины месяца Пхалгуна дарует проживание на Шри Вишну-Локе (Шри Вайкунтхе)".
Время: 11-ый день светлой половины месяца Пхалгуна (по европейскому календарю месяц Пхалгуна выпадает на февраль-март, а по Индийскому календарю- это 12-ый месяц).
В "Шри Падма-Пуране", Уттара, 45.1 говорится - फाल्गुनस्यार्जुनेपक्ष्यन्नाम्नीतांवदाधुना - phAlgunasyArjunepakShyannAmnItAMvadAdhunA
История и форма поклонения.
В идеале в Амалаки-Экадаши нужно провести ночь, сидя под деревом Амалаки и поклоняясь при этом Бхагавану Шри Вишну (практикуя Шри Вишну-Дхьяну и повторяя Шри Вишну-Мантры).
Если кто-либо поклоняется таким способом, то он/она обретает такие же плоды как те, кто дарят 1000 коров.
"Шри Падма-Пурана", Уттара, 45.4 - आमलक्यास्तलेगत्वाजागरंतत्रकारयेत् कृत्वाजागरणंरात्रौगोसहस्रफलंलभेत् ४ - AmalakyAstalegatvAjAgaraMtatrakArayet kRRitvAjAgaraNaMrAtraugosahasraphalaMlabhet
В "Шри Падма-Пуране" Мандхатр спрашивает у Васиштха-Риши: "За счёт чего Амалаки-Экадаши наделён такой мощью? Как получилось так, что Амалаки-Врата дарует плоды дарения 1000 коров?".
В ответ Васиштха-Риши рассказывает историю появления дерева Амалаки.
Во время одной из Пралай исчезло абсолютно все - от вселенных до деватов, остался лишь один безбрежный океан. Бхагаван Шри Вишну погрузился в сон и во время сна капля Его слюны упала в океан. Из капли слюны возникло дерево Амалаки, необычайно дорогое сердцу Бхагавана Шри Вишну.
Величие дерева Амалаки заключается в том, что в корне Амалаки присутствует Бхагаван Шри Вишну, в стволе присутствуют Брахма и Рудра.
Все Риши присутствуют в ветвях Амалаки, а все деваты - в мелких веточках и листьях. Все Маруты обитают в цветах Амалаки.
Все деваты, управляющие живыми существами, живут в плодах Амалаки.
По этим причинам дерево Амалаки необычайно дорого тем, кто идёт путём Шри Вишну-Бхакти - तस्मात्पूज्यतमाह्येषाविष्णुभक्तिपरायणः - tasmAtpUjyatamAhyeShAviShNubhaktiparAyaNaH - "Шри Падма-Пурана", Уттара, 45.21.
Вышеизложенная Сиддханта про Величие Шри Амалаки на Санскрите:
सर्वपापहराप्रोक्तावैष्णवीपापनाशिनी
तस्यामूलेस्थितोविष्णुस्तदूर्वेचपितामहः १८
स्कंधेचभगवानुद्रः संस्थितःपरमेश्वरः
शाखासुमुनयःसर्वेप्रशाखासुचदेवताः १६
पर्णेषुचासतेदेवाः पुष्पेषुमरुतस्तथा
प्रजानांपतयःसर्वेफलेष्वेवव्यवस्थिताः २०
सर्वदेवमयीह्येषाधात्रीचकथितामया
तस्मात्पूज्यतमाह्येषाविष्णुभक्तिपरायणः २१
Далее в "Шри Падма-Пуране" следует диалог между Бхагаваном Шри Вишну и Риши/деватами, которые, увидев дерево Амалаки, возносят Молитвы с целью узнать кто являлся создателем Амалаки.
Бхагаван Шри Вишну не хочет выходить из дрёмы и появляться перед Риши и деватами, поэтому Он просто отвечает им громовым голосом, раздающимся с небес:
यःकर्तासर्वभूतानांभुवनानांचसर्वशः
विस्मितान्विदुषः प्रेक्ष्यसोऽहविष्णुःसनातनः २३
yaHkartAsarvabhUtAnAMbhuvanAnAMchasarvashaH
vismitAnviduShaH prekShyaso.ahaviShNuHsanAtanaH 23
"Шри Падма-Пурана", Уттара, 45.23: "Я - Изначальный Создатель всех живых существ и всех существующих миров. Моё Имя - Шри Вишну".
В ответ Риши и деваты возносят небольшую Молитву, посвященную Шри Дамодара-Вишну:
तच्छ्रुत्वादेवदेवस्यभाषितंब्रह्मणः सुताः
अनादिनिधनंदेवंस्तोतुंतत्रप्रचक्रमुः २४
नमोभूतात्मभूतायअात्मनेपरमात्मने
अच्युतायनमोनित्यमनंतायनमोनमः २५
दामोदरायकवयेयज्ञेशायनमोनमः
एवंस्तुतस्तुऋषिभिस्तुतोषभगवान्हरिः २६
Бхагаван Шри Вишну принимает Молитву и говорит, что Он может исполнить любое желание Риши и деватов.
Риши и деваты просят Бхагавана Шри Вишну рассказать о Врате, которая осуществляет буквально всё:
व्रतंकिंचित्समाख्याहिस्वर्गमोक्षफलप्रदम् धनधान्यप्रदंपुण्यमात्मनस्तुष्टिकारकम् vrataMkiMchitsamAkhyAhisvargamokShaphalapradam dhanadhAnyapradaMpuNyamAtmanastuShTikArakam
Перевод: "О Господь, пожалуйста, расскажи нам о Врате, которая осуществляет абсолютно все желания - от Мокши и Сварги до получения богатства и плодов пунья-кармы" - "Шри Падма-Пурана", Уттара, 45.18.
В ответ Бхагаван Шри Вишну рассказывает об Амалаки-Врате, которую прославляют даже на Шри Вишну-Локе - कृतेनयेनदेवेशविष्णुलोकेमहीयते - kRRitenayenadeveshaviShNulokemahIyate - "Шри Падма-Пурана", Уттара, 45.19.
Технически Амалаки-Врата соблюдается в день Двадаши-Пушьи - "Шри Падма-Пурана", Уттара, 45.30:
फाल्गुनेशुक्लपक्षेतुपुष्येणद्वादशीयदि
भवेत्साचमहापुण्यामहापातकनाशिनी ३०
phAlguneshuklapakShetupuShyeNadvAdashIyadi
bhavetsAchamahApuNyAmahApAtakanAshinI 30
Технические подробности Амалаки-Враты я не пересказываю, так как нужно, чтобы в них посвятил Вайшнава-гуру: в соответствии с "Шри Падма-Пураной" требуется поклонение Золотому Мурти Шри Джамадагнья-Вишну, поклонение с помощью драгоценных камней, нанесение Мантр-Ньяс и знание Вайшнава-Мантр для поклонения.
Сиддхантическое значение Амалаки-Враты.
"Шри Падма-Пурана" указывает на то, что Бхагаван Шри Вишну присутствует в корне дерева Амалаки, а все остальные деваты присутствуют в остальных частях дерева и зависимы от корня (Бхагавана Шри Вишну).
Точно такую же Сиддханту можно найти в "Шри Бхагавата-Пуране" ("Шримад-Бхагаватам").
В "Шри Бхагавата-Пуране", 8.5.49 говорится यथा हि स्कन्धशाखानां तरोर्मूलावसेचनम्
एवमाराधनं विष्णोः - yathA hi skandhashAkhAnAM tarormUlAvasechanam
evamArAdhanaM viShNoH - "Поливание корня даёт питание всему дереву. Точно таким же образом, поклонение Бхагавану Шри Вишну уже включает в себя поклонение всем существующим деватам".
В "Шри Бхагавата-Пуране", 4.31.14 (सर्वार्हणम् अच्युतेज्या - sarvArhaNam achyutejyA) приводится точно такой же пример.
Дополнительно смотрите также Главу 15 "Шри Бхагавад-Гиты" и детальные объяснения Шри Рамануджа-Ачарьи, касающиеся Вед и примеров с деревом Ашваттха. Скан "Шри Бхагавад-Гиты" с комментариями Шри Рамануджа-Ачарьи можно найти у меня в электронной библиотеке - http://vishnudut1926.blogspot.com/2018/02/sri-ramanuja-gita-bhasya-devanagari-and.html
В целом, Амалаки-Врату очень полезно знать любому вайшнаву/вайшнави, потому что обычно за прославлением Шримати Туласи-Деви в тени остаются другие священные деревья, дорогие Бхагавану Шри Вишну и Шримати МахаЛакшми-Деви.
Например, Шри Амалаки-Махатмья или Шри Билва-Махатмья звучат очень редко, что является очень печальным упущением.
По этой причине, полезно знать не только, например, Шри Туласи-Махатмью из "Шри Падма-Пураны", но также остальные, похожие Махатмьи: Шри Амалаки-Махатмью, Шри Билва-Махатмью, Праманы о духовном значении цветов Кадамба для Шри Кришны и т.п.
Если вас интересуют технические подробности поклонения в Амалаки-Врату, то как обычно можно обратиться к текстам-исходникам на Санскрите-английском, исходники можно найти в моих облачных хранилищах, 7zip-архив - #yadisk, #box, #dropbox, #jotta, #sync, #ge.tt
Смотрите полный список статей об Экадаши здесь:
Статья by Vishnudut1926,
Шри Рамануджа-Вайшнава-Сампрадая,
Москва, март 2019
Размещение статьи и отрывков из статьи
на других сайтах/блогах запрещено