воскресенье, 1 ноября 2015 г.

Кришне не нужны слуги (концепция разрушения Дасья-Расы и Шешатвы в Шри Рамануджа-Сампрадае)


Synopsis in English: My new article in Russian, explaining NavaVidha-Sambandha and "destruction of sheshatva" from OM VishnuPad Pillai Lokacharya's "Shree Mumukshuppadi" (based on OM VishnuPad Manavala Mamunigal Vyakhyas, of course!)


###Данная статья тематически 
относится к циклу статей о 
Шри МахаЛакшми-Сампрадае, 
смотрите рубрикатор - 

Ох, девчонки, я не поклонница длинных статей (блог обычно предполагает короткие посты, так как не книга, хахаха), но стала писать и получилось много! Тем не менее, я очень рекомендую ознакомиться с данной статьей, так как она о Самом Главном для нас - Сапфировом Муже, Любви и Супружестве!

Джива всё-таки Служанка или Супруга Кришны?


Cначала напишу причину по которой пишу эту статью. Шри Рамануджа-Сампрадая и Шри Гаудия-Сампрадая очень масштабно завязаны именно на Дасья-Расу, но,
тем не менее, Ачарьи Обоих Сампрадай очень часто Дасья-Расу отбрасывают и говорят именно о Мадхурья-Расе. 


Иногда в лекциях некоторых Гаудия-проповедников можно услышать идею о том, что обычная джива вообще не может "прокачаться" до Гопики и максимум, что светит обычной дживе, - это быть обычной манджари (т.е. девочкой-служанкой Шримати Радхарани-Деви и Господа Кришны), но никак не Гопикой. Итак, у нас налицо противоречие (или даже противостояние) Дасья-Расы и Мадхурья-Расы, и если сформулировать вопрос кратко, он будет звучать так: 
"Джива вечно обречена быть манджари (служанкой Шримати Радхарани-Деви и Кришны) или джива все-таки может стать Гопикой, которая будет состоять в Супружеском Союзе с Кришной?". 
Разрушение Шешатвы (Дасья-Расы).

В Шри Рамануджа-Сампрадае подобное противоречие когда-то снял ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья (один из наших Самых Ключевых Ачарьев и это, кстати, слабо сказано, так как ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья - Основатель Отдельной Шри Рамануджа-Линии) в произведении "Шри Мумукшупади" через такую концепцию как "разрушение шешатвы". 

Чтобы особо не путаться, сразу скажу, что "Шешатва = Дасья-Раса", т.е. это синонимы, но у Шешатвы в значении заложены очень красивые коннотации (дополнительные значения), а именно - "подчинение, содействие", мы раскроем их в конце статьи.  

Сначала краткое определение: 
"разрушение шешатвы"
это явление, при котором Бхагаван Шри Нараяна 
полностью разрушает Дасья-Расу (Шешатву) дживы, 
чтобы джива могла без стыда наслаждаться 
с Возлюбленным Господом всеми самыми интимными 
настроениями, т.е. Мадхурья-Расой 
(настроением Супружеской Любви).  

Нава-Самбандха и разрушение шешатвы. 

Для того, чтобы понимать идею разрушения шешатвы пройдемся по основным идеям Шри Рамануджа-Сампрадайи. 

"Нава-Самбандха" 
(9 Типов Отношений с Бхагаваном Шри Нараяной). 

"Нава-Самбандха" переводится как "9 типов отношений", в которых джива состоит с Господом Нараяной. 

Каждая Самбандха двоична, т.е. она очерчивает 2 полюса отношений. 

Например, Rakshya-Rakshaka Sambandha - это "Защищаемая (джива) - Защитник (Бхагаван Шри Нараяна)" Самбандха и т.д. 

Далее я лишь вкратце очерчу каждую Самбандху, но если кому интересны подробные объяснения, то - http://www.srivaishnavan.com/upload2.8/navavidasambhandam.html 


Самбандха 1. Отец (не в обычном смысле, а именно в Божественном как Изначальный Создатель - это pita-putra sambandha). Не путайте эту самбандху с обычным отцом, так как в Шри Рамануджа-Сампрадае для этой Самбандхи применяют очень сложное толкование, которое выходит за рамки данного поста.



Самбандха 2. Защитник (Ракшака) rakShya-rakShaka sambandha ("Защищаемая (джива) - Защитник (Бхагаван Шри Нараяна)"

Самбандха 3. Повелитель (Шеша) - служанка (шеши) - SESha-SEShi sambandha. 

Это не очень легко объяснимая самбандха, с одной стороны ее можно объяснить как "Повелитель - служанка самбандха", но на самом деле, Ачарьи Шри Рамануджа-Сампрадайи толкуют это сочетание как "существующая только для Желаний (Наслаждения) Господа Нараяны"

Тем не менее, значение "служанка" остается, мы рассмотрим (точнее говоря, уничтожим, ХАХАХА) его дальше. Кроме того, коннотация слова "шешатва" - это "подчинение желаниям", для нас здесь очень важно слово "подчинение". 

Самбандха 4. Муж (Барта). 

Это обожаемая нами всеми Barta-barya sambandha, т.е. Муж (Господь Нараяна) и жена (джива). 

Именно на этой Самбандхе в Шри Рамануджа-Сампрадае начинается Мадхурья-Раса, которая в Шри Рамануджа-Сампрадае непосредственно связана с понятием "Наика-Бхава" (Настроение Влюбленной Героини). 

Несмотря на то, что почти все Ачарьи Шри Раманаджа-Сампрадаи были мужчинами, значительная часть наших Грантх написана именно в Мадхурья-Расе (также как в Шри Гаудия и Шри Валлабха-Сампрадаях). 

Самбандха 5. Тот, кто прекрасно знает каждую свою дживу (Jneya). 

Самбандха 6. Муж, Повелитель (Свами). 

Это "Владеющий - овладеваемая самбандха". На самом деле, почти то же самое, что и "Муж-жена самбандха"

Самбандха 7. Дарующий жизнь и поддержку (Адхара-Самбандха). 

Самбандха 8. Атма-Самбандха. 

Самбандха 9. Тот, кто наслаждается дживой (Бхокта). 

Это тоже модификация Мадхурья-Самбандх. Джива - девушка, которая дарит наслаждение, а Бхагаван Шри Нараяна - Наслаждающийся. Эта Самбандха снова подчеркивает тот факт, что все дживы существуют лишь ради Ананды Бхагавана Шри Нараяны. 

Итак, мы изложили Девять Самбандх или 9 Отношений, в которых джива состоит с Бхагаваном Шри Нараяной. Все Самбандхи звучат очень красиво, но в них есть противоречия. 

Противоречие 1. Господь Нараяна слишком Велик и Бесконечен, а джива слишком мала и является лишь Его Амшей, т.е. мягко говоря не тянет на жену Господа. Как Бхагаван Шри Нараяна может наслаждаться подобной, скажем так, "недоделанной" дживой? 

Противоречие 2. Самбандха 3 противоречит Самбандхе 4, 6 и 9. 

То есть Самбандха 3 (Шеши) говорит о настроении служанки, а Самбандха 4 (Бхарта-Муж), 6 (Свами-Муж) и 9 (Бхокта - наслаждающийся) говорят о настроении жены. 

Очевидно, что Дасья-Раса в этом случае очень мешает полноценному Супружескому Союзу (Мадхурья-Расе) и создает очень большие неудобства в отношениях.

Вот именно для того, что снять это противоречие ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья ввел такое понятие как "разрушение шешатвы", т.е. разрушение Самбандхи № 3, т.е. разрушение Дасья-Расы.  
Для того, чтобы ещё лучше понимать идею "разрушения шешатвы" пройдемся по основным идеям "Шри Бхашьи" ("Шри Бхашья" - это комментарий на "Шри Веданта-Сутру", составленный ОМ ВишнуПад Рамануджа-Ачарьей). 

Некоторые Мукти-Концепции "Шри Бхашьи". 

В Шри Рамануджа-Сампрадае считается, что на уровне Мукти:

1. Состояние дживы очень похоже на Супружеский Союз и занятие любовью, т.е. джива почти полностью сливается с Господом Нараяной в Блаженстве и делит с Возлюбленным Господом все самые интимные переживания (смотрите на эту тему статью The concept of Sayujya-Mukti in Shree Ramanuja-Sampradaya). 

2. Качественно джива обретает очень возвышенные качества (от множества духовных тел и сиддх до перехода на уровень Шуддха-Саттвы).

3. Джива разделяет с Господом Нараяной все наслаждения, но единственное исключение - НЕ может наслаждаться Шримати МахаЛакшмикой-Деви, потому что:

а) По Шри Рамануджа-Сиддханте все дживы являются девушками ("стри"), которые находятся под Контролем Шримати МахаЛакшмики-Деви.

б) Шримати МахаЛакшмика-Деви (и вообще все Шактики) является Самой Любимой МахаШакти Бхагавана Шри Нараяны, за малейшее приближение к которой, Он просто сразу отрывает голову (что подтверждает история Шримати Ситы-Деви и Раваны, очень любимая в Шри Рамануджа-Сампрадае). 

Пункт а) рассматривается нашими Ачарьями непосредственно в наших родных Грантхах, а пункт б) - это классика "Шри Веданта-Сутры" и всех Пуран, этот пункт (Особое Положение МахаШакти) подчеркивается не только Ачарьями Шри Вайшнава-Сампрадай, но также Ачарьями Шайва-Сампрадай. 

Мы все происходим от Шримати МахаЛакшми-Деви и несем Её Бхаву. 

Теперь поговорим о Той, Которую мы любим, наверное, даже больше чем Господа Шри Нараяну. 

В "Шри ПанчаРатре" говорится, что как дживы мы все происходим от Шримати МахаЛакшми-Деви.  

Соответственно, та Бхава, которую мы несем в себе - это именно Бхава Шримати МахаЛакшми-Деви. 

Казалось бы это должно означать то, что мы все должны поклоняться Шримати МахаЛакшми-Деви и быть Шактами (и мы ими действительно являемся), но в "Шри Лакшми-Тантре" Шримати МахаЛакшмика-Деви говорит, если Она (Шримати МахаЛакшми-Деви) довольна поклонением дживы, то Она очень быстро наделяет дживу Любовью к Бхагавану Шри Вишну и Мадхурья-Расой. 

"Шри Лакшми-Тантра", 13.12-14: 

सम्यक्सात्त्वतविज्ञानाद्विष्णौ सद्भक्तिमुद्वहन् । 
कालेन महतायोगी निर्धूतक्लेशसञ्जयः । । १३ । ।

samyaksAttvatavij~nAnAdviShNau sadbhaktimudvahan | 
kAlena mahatAyogI nirdhUtakleshasa~njayaH | | 13 | |

"Благодаря Моей Шри Ануграха-Шакти*** джива обретает ясное понимание Вайшнава-Саттвата-Сиддханты и обретает Истинное Бхакти к Бхагавану Шри Вишну". 

***Шри Ануграха-Шакти - Одна из Шакти Шримати МахаЛакшми-Деви в соответствии с "Шри Панчаратрой"

"Шри АштаШлоки" ОМ ВишнуПад Парашара Бхатты, Стих 6:

ईशानां जगतामधीशद्यितां नित्यानपायां श्रियं संश्रित्याश्रयणोचिताखिलगुणस्याङ्घ्री हरेराश्रये ।
इष्टोपायतया श्रिया च सहितायात्मेश्वरायार्थये कर्तुं दास्यमशेषमप्रतिहतं नित्यं त्वहं निर्ममः । । 

IshAnAM jagatAmadhIshadyitAM nityAnapAyAM shriyaM saMshrityAshrayaNochitAkhilaguNasyA~NghrI harerAshraye |
iShTopAyatayA shriyA cha sahitAyAtmeshvarAyArthaye kartuM dAsyamasheShamapratihataM nityaM tvahaM nirmamaH | | 

"Лишь найдя Прибежище у Шримати МахаЛакшми-Деви, Изначальной Супруги Верховного Господа Шри Вишну, мы сможем приблизиться к Стопам Господа Хари, Который станет нашей Избранной Упаей. Я не хочу ничего для себя, я лишь хочу вечно служить Моему Возлюбленному Господу и Шримати МахаЛакшми-Деви"

Истинное Бхакти - это только Дасья-Бхакти или Все Расы?

Таким образом, Шримати МахаЛакшми-Деви перенаправляет дживу к Господу Нараяне,  т.е. мы снова пришли к Бхагавану Шри Вишну, но уже не просто так, а с Истинным Бхакти (सद्भक्ति - sadbhakti), которое получили благодаря Милости Шримати МахаЛакшми-Деви. 

Теперь возникает вопрос - что такое Истинное Бхакти? 

В "Шри Бхашье" ОМ ВишнуПад Рамануджа-Ачарья говорит, что джива наслаждается именно всеми Расами с Бхагаваном Шри Вишну. 

Если мы остановимся на Дасья-Бхакти, то очевидно, что нам достанется какая-то урезанная, неполноценная версия Шешатва-Дасья-Бхакти, т.е. некий странный огрызок с идеей обычного служения. 

Против лома (Шешатва уничтожает Шешатву)

Теперь обратимся к "Шри Мумукшаппади" ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарьи и Тикам ОМ ВишнуПад Мамунигала к данной Грантхе. 

Парадоксально, но Бхагаван Шри Нараяна использует Шешаштва-Бхакти (Дасья-Расу) для того, чтобы эту Шешатву уничтожить!

Дословно:

"Шри Мумукшаппади", 92

athAvathu bOgathasaiyil Isvaran azhikkumpOthu nOkka vENumenRu azhiyAthozigai

Перевод (расширенный перевод-толкование): "Что означает, что джива должна отдаваться только Господу Шри Нараяне? 

Джива существует лишь для Господа Нараяны и Его Наслаждения. В тот момент, когда Бхагаван Шри Нараяна примет дживу в Свои Самые Интимные Любовные Лилы, Он разрушит ее Шешатву (Дасью). 

Джива не должна бояться разрушения таких качеств как naicchiyam (осознание своего более низкого положения по сравнению с Господом Шри Нараяной) и shEshatvam (подчиненного положения), считая, что разрушение этих качеств якобы разрушит ее истинную сварупу. 
Подобный страх разрушит лишь Наслаждение Бхагавана Шри Нараяны. 
Истинная сварупа дживы - это действительно шешатва (подчинение), но главное качество шешатвы (подчинения) заключается в том, что джива подчиняется всем Желаниям Бхагавана Шри Нараяны. 

Таким образом, в данном случае истинным проявлением шешатвы будет подчиниться Интимным Желаниям Бхагавана Шри Нараяны, быть с ним на равных и без страха вступить в Его Самые Интимные Лилы".   

Такие дела, девчонки, в общем, не бойтесь сосаться и бултыхаться в постели с Господом Нараяной, а то Он вас накажет за напрасные страхи во время любовных игр, хотя застенчивые девушки очень, очень нравятся Нашему Возлюбленному Мужу!

Как видно истинное проявление Шешатвы (Дасья-Расы) - это отказ от Шешатвы (Дасья-Расы) во Имя Супружеских Игр с Господом Нараяной, т.е. истинное служение и подчинение - это отказ от оков служения и подчинения во Имя Желаний Любимого (Господа Шри Нараяны).
Блестящий Вайшнавский Парадокс, это действительно одна из самых сильных идей во всём Вайшнавизме. 
На этой идее Шри Вайшнавизм не останавливается, так как под-идея данной концепции - это такая Гуна (Качество) Господа Шри Нараяны как सौशील्य (sauzIlya, Саушилья). 

Саулишья-Гуна Бхагавана Шри Кришны. 

Идею Саушильи легко понять противопоставив Саушилью такому Качеству Бхагавана Шри Нараяны как Айшварья. 

Айшварья означает, что Бхагаван Шри Нараяна слишком Могущественен и Недосягаем для дживы, Саушилья - наоборот, означает откидывание Бхагаваном Шри Нараяной всех Своих "Божественных понтов" и снисхождение на уровень дживы. 

Наиболее ярко Саушилья проявлена именно в Нашем Возлюбленном Господе Шри Кришне. Например, когда Кришна близко общается и шутит с Гопиками (особенно с теми, которые являются обычными дживами), когда капризничает перед Шримати Яшодой-Деви и другими Гопиками (или бхактами в Ватсалья-Расе) - это все проявление Саушильи.

Саушилья-Гуна Господа Шри Нараяны как раз снимает противоречие 1, очерченное мною выше, идея Саушильи наиболее развита в Линии ОМ ВишнуПад Веданта Дешики Ачарьи (ОМ ВишнуПад Веданта Дешика Ачарья также является Основателем Отдельной Шри Рамануджа-Парампары).

Но самое главное, что нужно заметить, девчонки - это снова Шримати МахаЛакшмика-Деви, Которая на самом деле является Нашим Главным Ачарьей. 
Одно из Качеств Шримати МахаЛакшми-Деви - это как раз существование только ради Мужа (Бхагавана Шри Нараяны) и Его Желаний. 
Как дживы, находящиеся под контролем МахаЛакшмики мы также повторяем данную Бхаву, т.е. живем и существуем лишь ради Самого Любимого на Свете Мужа. И если желание Господа Шри Нараяны - это разрушение шешатвы, то нам остается с радостью принять его. 

В этом и заключается высшая Ананда дживы как стри (девушки) - жить, существовать и дышать только ради желаний Своего Возлюбленного Свами, Натха и Бхагавана, т.е. Господа Кришны!

Vishnudut1926, Москва, ноябрь 2015