В Главе №30 «Шри Джаганнатха-Махатмьи» рассказывается об усложнённом ритуале поклонения на 10-ый день месяца Джьештха. Ритуал начинается с поклонения Шиве — поклоняющийся повторяет несколько мантр Шивы и даже шиваитскую Агхора-мантру из «Майтраяни-Самхиты». Ритуал включает в себя такую часть, как посещение храма Шивы и, уже непосредственно в храме, касание руками мошонки быка Шивы, а также лингама Шивы (шиваитские ритуалы для удачи): प्रविश्य शंकरागारं स्पृष्ट्वा वृषणयोर्वृषम् — praviśya śaṃkarāgāraṃ spṛṣṭvā vṛṣaṇayorvṛṣam (№30.17 — стих о быке) и पञ्चब्रह्मभिर्ऋग्भिस्तु संस्पृशेल्लिंगमुत्तमम् — pañcabrahmabhirṛgbhistu saṃspṛśelliṃgamuttamam (стих №30.19 — стих о лингаме).
Вайшнавы, посещающие Шри Джаганнатха-Кшетру, такие тамасика-ритуалы, естественно, никогда не совершают, но для шиваитов такое тамасичное поклонение допустимо. И здесь же для шиваитов звучит прямо-таки ушат холоднейшей, отрезвляющей воды.
Дело в том, что почти в каждой Главе «Шри Джаганнатха-Махатмьи» содержатся шлоки о том, что поклонение Шри Джаганнатхе ведёт к Саюджья-Мукти на Шри Вайкунтхе/Шри Вишну-Локе/Шри Шветадвипе — это наивысший вид Мукти, НО...плоды всего такого рассерьёзного поклонения Шиве обозначены не просто как слабенькая Салокья, а как Салокья с примесью крамы — это такой вид хиленькой прокачки, при которой до получения полноценного Мукти приходится долго и долго, прошу прощения за мой французский, мyдoxaться декадами и веками. Цитирую санскрит:
अन्ते शिवस्य सालोक्यं प्राप्य ज्ञानं ततो नरः ।।३०.२२।।
क्रमाच्च लभते मुक्तिं जगन्नाथप्रसादतः । ततो मौनी व्रजेद्देवं नारायणमनामयम् ।।३०.२३।।
तद्दक्षिणस्थितं विष्णुरूपं न्यग्रोधमुत्तमम् । दर्शनादपि पापानां पापसंहतिनाशनम् ।।३०.२४।।
ante śivasya sālokyaṃ prāpya jñānaṃ tato naraḥ ।।30.22।।
kramācca labhate muktiṃ jagannāthaprasādataḥ ।
tato maunī vrajeddevaṃ nārāyaṇamanāmayam ।।30.23।।
taddakṣiṇasthitaṃ viṣṇurūpaṃ nyagrodhamuttamam ।
darśanādapi pāpānāṃ pāpasaṃhatināśanam ।।30.24।।
«Шри Джаганнатха-Махатмья», №30.22-24: «Тот, кто соблюдает этот ритуал поклонения Шиве, в итоге получает Салокью (проживание на одной планете с Шивой) с оттенком Крама-Мукти. Затем поклоняющийся совершенствует гьяну, после чего постепенно обретает настоящее, полноценное Мукти уже по Милости Господа Шри Джаганнатхи».
В прозвучавших шлоках также указаны Имена Бхагавана Шри Нараяны и Бхагавана Шри Вишну, но это уже для другого обряда — саттвичного ритуала поклонения священному дереву Ньягродха, который вайшнавам как раз соблюдать можно и нужно. Вот поклонение Бхагавану Шри Нараяне/Бхагавану Шри Вишну как раз ведёт к быстрому Саюджья-Мукти на Шри Вайкунтхе, о чём, например, говорится в следующих шлоках «Шри Джаганнатха-Махатмьи»: यासां संदर्शनाद्वासो वैकुण्ठ इति निश्चितम् — yāsāṃ saṃdarśanādvāso vaikuṇṭha iti niścitam (№30.7) и त्वया सार्द्धं भूयः सायुज्यमेव च — tvayā sārddhaṃ bhūyaḥ sāyujyameva ca (№29.56).
Таким образом, у нас, вайшнавов, — саттвика-ритуал поклонения дереву Ньягродха, а у шиваитов — тамасика-непотребства с тестикулами быка и т. п.
О том, что Шива может только постепенно вести к Мукти, говорится не только в «Шри Джаганнатха-Махатмье». Шри Веданта Десика, один из главных Ачарьев Шри Рамануджа-Сампрадаи, объясняет точно такую же идею на страницах «Шри Рахасья-Трайя-Сары», рассказывая о том, что Шива может выступать как उपकारक [upakAraka], т. е. помощник на религиозном пути — в редких случаях различные деваты (не только Шива, а Брахма, например) могут действительно выступать как помощники, которые постепенно ведут некоторых джив к Мукти на Шри Вайкунтхе.
Как видно, безупречные объяснения Шри Веданты Десики без проблем подтверждаются праманами из «Шри Джаганнатха-Махатмьи». Это альтернативный путь для других джив, поэтому Шри Веданта Десика очень кратко его обозначает — Шри вайшнавов это альтернативное Крама-Мукти с постепенным прогрессом совсем не касается, так как мы сразу получаем наивысшее Саюджья-Мукти на Шри Вайкунтхе благодаря Богине Шри Лакшми и Господу Шри Нараяне.
Вот ещё прекрасная шлока о Саюджья-Мукти — это шлока из Главы о Храме Гундича и фестивале колесниц:
विष्णुसायुज्यमाप्नोति शासनान्मुरवैरिणः ।।
दिवा तदृर्शनं पुण्यं रात्रौ दशगुणं भवेत् ।।३४.१२।।
viṣṇusāyujyamāpnoti śāsanānmuravairiṇaḥ ।।
divā tadṛrśanaṃ puṇyaṃ rātrau daśaguṇaṃ bhavet ।।34.12।।
«Шри Джаганнатха-Махатмья», №34.12: «Шри Вишну-Саюджья-Мукти обретают те, кто кланяются Господу, который изничтожил демона Муру (т. е. кланяются либо непосредственно Бхагавану Шри Вишну, либо Шри Кришна-Аватаре). Очень благоприятно увидеть Господа Шри Джаганнатху в Гундиче днём, но умноженное в 10 раз благо получают те, кто видят Господа Шри Джаганнатху ночью».
В английском издании «Сканда-Пураны» от Motilal переводчик хорошо ретранслирует стих №34.12 с помощью указания на Шри Кришна-Аватару: «At the bidding of the Enemy of Mura (Krishna) he attains Sayujya with Vishnu. Seeing Him during day is meritorious (but doing so) at night will give ten times the merit».
Тоже очень правильная вайшнавская идея: поклонение Шри Кришна-Аватаре в итоге ведёт к Саюджья-Мукти с Бхагаваном Шри Вишну. В этом суть Вайшнавизма: даже несложное поклонение Аватарам в итоге приводит бхакту/шаранагату к Одному Богу — Бхагавану Шри Вишну.
┗━━━━━━༻❁༺━━━━━━┛
❈⊱⊱⊱Данный пост подготовлен на основании 2 источников (оба источника сходятся по номерам шлок/содержанию — «Шри Джаганнатха-Махатмью» обычно называют «Шри Пурушоттама-Кшетра-Махатмья», но я следую названию с Именем Шри Джаганнатхи): 1. Санскритская оцифровка «Сканда-Пураны», Вайшнава-Кханды, Пурушоттама-Кшетра-Махатмьи с sa.wikisource.org и 2. Английское издание этого же текста от Motilal, Том 5 — ссылка на pdf-сканы ⊰⊰⊰❈
Статья, перевод, примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 27-июнь-2025
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах
Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):
SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926
▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/
▲WP https://vishnudut.wordpress.com/
▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus