01. ГОВИНДА И КРИШНА.
Звучный пример в контексте Священных Имён Бхагавана Шри Вишну — ведущим в Главе о Вриндаване является даже не Имя «Кришна», а Имя «Говинда», с упоминания которого начинается вся Глава №43 — цитирую самый первый стих:
«फाल्गुने मासि कुर्वीत दोलारोहणमुत्तमम् यत्र क्रीडति गोविंदो लोकानुग्रहणाय वै — phālgune māsi kurvīta dolārohaṇamuttamam yatra krīḍati goviṃdo lokānugrahaṇāya vai — В месяц Пхалгуна проводится превосходный фестиваль качелей, посвящённый Кридам (Играм, Лилам) Господа Шри Говинды, которые Господь Шри Говинда всегда устраивает для того, чтобы даровать Ануграху (Милость) этому миру».
Приведу простую статистику: Имя «Говинда» в сравнительно небольшой Главе №43 упоминается ровно 7 раз, тогда как Имя «Кришна» упомянуто лишь 1 раз. Я пишу это не для того, чтобы как-то умалить и принизить Имя «Кришна», а чтобы показать, насколько специфична общая репрезентация Вриндавана в «Шри Джаганнатха-Махатмье».
02. ШРИ ЛАКШМИКА И «ШРИ СУКТА» ИЗ РИГ-ВЕДЫ.
Как я уже отметила выше, Шри Радхика не упоминается вовсе, но зато упоминается Шри Лакшмика: «विकचांबुजमध्यस्थं विश्वधात्र्या श्रिया युतम् — vikacāṃbujamadhyasthaṃ viśvadhātryā śriyā yutam — Господь Шри Говинда/Шри Джаганнатха находится посередине лотоса вместе с Богиней Шри, т. е. Богиней Шри Лакшми» [«Шри Джаганнатха-Махатмья», №43.28] .
В ритуалах фестиваля качелей также обязательна декламация «Шри Сукты», т. е. Сукты Богини Шри Лакшми из Риг-Веды: «स्नानांते गंधतोयेन श्रीसूक्तेनाभिषेचयेत् — snānāṃte gaṃdhatoyena śrīsūktenābhiṣecayet — Божества Шри Говинды и Шри Лакшмики следует искупать в парфюмированной воде, сопровождая купание декламацией „Шри Сукты”» [«Шри Джаганнатха-Махатмья», №43.17].
Тем не менее, при изучении общего канона Вайшнава-Кханды «Сканда-Пураны» следует всегда помнить о том, что Шри Радхика появляется в других Махатмьях из данной Пураны — Карттике, Бхагавате и Васудеве. Дабы не запутать читателей, вкратце напомню общую структуру Вайшнава-Кханды «Сканда-Пураны» с упоминанием Шри Радхики: 1. Венкатешвара-Махатмья → 2. Джаганнатха-Махатмья → 3. Бадарика-Ашрама-Махатмья → 4. Карттика-Махатмья (есть Шри Радхика) → 5. Маргаширша-Махатмья → 6. Бхагавата-Махатмья (есть Шри Радхика) → 7. Вайшакха-Махатмья → 8. Айодхья-Махатмья → 9. Васудева-Махатмья (есть Шри Радхика). Процитирую один из ключевых праманов о Шри Радхике.
द्विविधाया अपि हरेर्मूर्तेर्वामे श्रियं न्यसेत् ।
मुरलीधरवामे तु राधां रासेश्वरीं न्यसेत् ।।२६.२७।।
dvividhāyā api harermūrtervāme śriyaṃ nyaset ।
muralīdharavāme tu rādhāṃ rāseśvarīṃ nyaset ।।26.27।।
«Шри Васудева-Махатмья» Вайшнава-Кханды «Сканда-Пураны», 26.27: «Существует 2 вида Божеств Господа Шри Хари — четырёх-рукие Божества и двух-рукие Божества. Оба вида Божеств всегда сопровождает Богиня Шри (т. е. Шри Лакшмика) с левой стороны, НО...есть исключение для Божеств Господа Шри Хари, держащих флейту — такие Божества с левой стороны всегда сопровождает Шри Радха-Расешвари».
03. ВРИНДАВАНСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
Отсутствие Шри Радхики, Шри Голоки и однократное упоминание Шри Кришны может вызвать сомнения/вопросы о региональных корнях фестиваля качелей, но в «Шри Джаганнатха-Махатмье» специально оговаривается, что традиция фестиваля качелей Шри Джаганнатха-Кшетры происходит непосредственно из Вриндавана:
इयं लीला भगवतः पितामहमुखेरिता । राजर्षिणेंद्रद्युम्नेन कारिता पूर्वमेव हि ।।४३.२१।।
फलपुष्पोपनम्रैश्च शाखिभिः परिकल्पिते । वृंदावनांतरे रम्ये मत्तभ्रमरराविणि ।।४३.२२।।
iyaṃ līlā bhagavataḥ pitāmahamukheritā ।
rājarṣiṇeṃdradyumnena kāritā pūrvameva hi ।।43.21।।
phalapuṣpopanamraiśca śākhibhiḥ parikalpite ।
vṛṃdāvanāṃtare ramye mattabhramararāviṇi ।।43.22।।
43.21-22: «Об этой Божественной Лиле (фестивале качелей) некогда рассказывал сам Брахма, а святой царь Индрадьюмна стал отмечать данную Лилу в дивных рощах Вриндавана, где деревья склоняются от тяжести вкуснейших фруктов, а небеса украшены танцем пчёл, которые счастливы от любви к Богу [святой царь-вайшнав Индрадьюмна — ключевой персонаж „Шри Джаганнатха-Махатмьи”, так как именно от данного царя происходит всё поклонение Шри Джаганнатхе]».
04. ДХЬЯНА.
Стихи №43.34-35 — это сердце всей Главы №43 «Шри Джаганнатха-Махатмьи», так как в стихах этих обозначена главная медитация при поклонении:
बल्लवीवृंदमध्यस्थं कदंबतरुमूलगम् । हावहास्यविलासैश्च क्रीडमानं वनांतरे ।।४३.३४।।
गोपीभिश्चैव गोपालैर्लीलांदोलितयानगम् । चिंतयित्वा जगन्नाथं विकिरेद्गंधचूर्णकैः ।।४३.३५।।
ballavīvṛṃdamadhyasthaṃ kadaṃbatarumūlagam ।
hāvahāsyavilāsaiśca krīḍamānaṃ vanāṃtare ।।43.34।।
gopībhiścaiva gopālairlīlāṃdolitayānagam ।
ciṃtayitvā jagannāthaṃ vikiredgaṃdhacūrṇakaiḥ ।।43.35।।
43.34-35: «Во время проведения фестиваля качелей следует медитировать на Господа Шри Джаганнатху, окружённого возлюбленными Гопи и находящегося в лесу Вриндавана, у корней дерева Кадамба. Господь Шри Джаганнатха обменивается с Гопи шутливыми фразами и любовными жестами. Также следует медитировать на Господа Шри Джаганнатху, которого качают на различных качелях Гопи и Гопы (мальчики-пастушки). Медитируя таким образом, следует осыпать Господа Шри Джаганнатху различными ароматами в виде порошков».
05. ШРИ КРИШНА И МУКТИ.
«Шри Джаганнатха-Махатмья» in toto — это всегда Мукти, Мукти и ещё раз Мукти в самом светлом вайшнавском понимании, т. е. Саюджья-Мукти — наивысший религиозный союз Бхагавана Шри Вишну и дживы. Выше я написала об однократном упоминании Имени «Кришна», упоминание это как раз звучит в праманах о Мукти:
तदा पश्यंति ये कृष्णं मुक्तिस्तेषां न संशयः । ब्रह्महत्यादिपापानां पंचकानां क्षयो भवेत् ।।४३.३८।।
त्रिरेवं दोलयेद्देवं सर्वपापापनोदनम् । भक्त्यानुग्राहकं पुंसां भुक्तिमुक्त्येककारणम् ।।४३.३९।।
tadā paśyaṃti ye kṛṣṇaṃ muktisteṣāṃ na saṃśayaḥ ।
brahmahatyādipāpānāṃ paṃcakānāṃ kṣayo bhavet ।।43.38।।
trirevaṃ dolayeddevaṃ sarvapāpāpanodanam ।
bhaktyānugrāhakaṃ puṃsāṃ bhuktimuktyekakāraṇam ।।43.39।।
43.38-39: «Нет никаких сомнений в том, что те, кто видят Господа Шри Кришну во время фестиваля качелей, разрушают последствия даже 5 тяжелейших грехов (таких, как убийство брахмана и т. д.) и обретают Мукти. Бхакта, качающий Господа Шри Кришну 3 раза, освобождается от абсолютно всех грехов. Господь Шри Кришна обожает одаривать Ануграхой (Милостью) Своих бхактов. Лишь Господь Шри Кришна является источником Бхукти (наслаждений) и Мукти (освобождения) для бхакта».
06. NARASIṂHA PRASĀDENA VAIKUṆṬHA BHAVANAṂ VRAJET.
В Главе №43 «Шри Джаганнатха-Махатмьи» нет праманов о Шри Вайкунтхе, так как их достаточно в других Главах. У меня как раз готова подборка праманов о Шри Вайкунтхе, которую я опубликую ближе к июлю.
Завершу этот пост праманом из Главы №36 с моей любимой идеей о том, что поклонение Шри Джаганнатхе и Шри Нарасимхе всегда взаимосвязаны:
«चातुर्मास्यमथेकं यः कुर्याद्वै पापकृन्नरः विहाय सर्वपापानि बहिरंतश्च निर्मलः नरसिंहप्रसादेन वैकुण्ठभवनं व्रजेत् — cāturmāsyamathekaṃ yaḥ kuryādvai pāpakṛnnaraḥ vihāya sarvapāpāni bahiraṃtaśca nirmalaḥ narasiṃhaprasādena vaikuṇṭhabhavanaṃ vrajet — Тот, кто проводит Чатурмасью в Шри Джаганнатха-Кшетре, в итоге освобождается ото всех грехов, обретает безупречную духовную чистоту и становится жителем Шри Вайкунтхи по Милости Господа Шри Нарасимхи» [«Шри Джаганнатха-Махатмья», №36.14-15].
❈⊱⊱⊱Данный пост подготовлен на основании 2 источников (оба источника сходятся по номерам шлок/содержанию — «Шри Джаганнатха-Махатмью» обычно называют «Шри Пурушоттама-Кшетра-Махатмья», но я следую названию с Именем Шри Джаганнатхи): 1. Санскритская оцифровка «Сканда-Пураны», Вайшнава-Кханды, Пурушоттама-Кшетра-Махатмьи с sa.wikisource.org и 2. Английское издание этого же текста от Motilal, Том 5 — ссылка на pdf-сканы ⊰⊰⊰❈
Статья, перевод, примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 20-июнь-2025
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах
Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):
SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926
▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/
▲WP https://vishnudut.wordpress.com/
▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus