I. МГНОВЕНИЕ РАЗЛУКИ.
Даже мимолётное отсутствие Господа Шри Кришны становится для обитателей Шри Двараки тягостной вечностью. Без Шри Кришна-Аватары их бытие — словно очи, лишённые солнечного света: что проку в зрении, коли мир погружён во мрак? В нижеследующей шлоке о подобном религиозном умонастроении говорят жители Шри Двараки.
यर्ह्यम्बुजाक्षापससार भो भवान् कुरून् मधून् वाथ सुहृद्दिदऋक्षया ।
तत्राब्दकोटिप्रतिम: क्षणो भवेद् रविं विनाक्ष्णोरिव नस्तवाच्युत ॥१.११.९॥
yarhyambujākṣāpasasāra bho bhavān kurūn madhūn vātha suhṛddidaṛkṣayā ।
tatrābdakoṭipratima: kṣaṇo bhaved raviṃ vinākṣṇoriva nastavācyuta ॥1.11.9॥
«Шри Бхагавата-Пурана», 1.11.9: «О Шри Кришна с очами, что подобны лотосам! Когда Ты, о Непогрешимый Господь, отбываешь в края Куру или Мадху, дабы узреть друзей, мгновение разлуки с Тобою становится для нас подобным миллиону лет. Без Тебя, о Шри Ачьютa, мы — словно очи, Солнца лишенные, во тьме блуждающие».
II. НЕБЕСНЫЕ СРАВНЕНИЯ.
Взорам жителей Шри Двараки Шри Кришна-Аватара, одетая в жёлтые шёлка, украшенная гирляндами цветов и осыпаемая дождём лепестков, предстаёт в блистательном Божественном образе — словно синяя туча с Солнцем над ней, двумя Лунами по сторонам и рассыпанными повсюду звёздами. Господь Шри Кришна, Владыка всех Вселенных, сравнивается с небесными светилами.
सितातपत्रव्यजनैरुपस्कृत: प्रसूनवर्षैरभिवर्षित: पथि ।
पिशङ्गवासा वनमालया बभौ घनो यथार्कोडुपचापवैद्युतै: ॥१.११.२७॥
sitātapatravyajanairupaskṛta: prasūnavarṣairabhivarṣita: pathi ।
piśaṅgavāsā vanamālayā babhau ghano yathārkoḍupacāpavaidyutai: ॥1.11.27॥
«Шри Бхагавата-Пурана», 1.11.27: «Облачённый в златотканные ризы, увенчанный дивной лесной гирляндой, Господь Шри Кришна озарял Шри Двараку, как Солнце, украшенное радугами и молниями. Дорогу для Господа Шри Кришны осыпали цветочным дождём, а белоснежные зонты и ритуальные опахала, рея над Господом Шри Кришной, словно облака, придавали Ему царственное величие».
III. ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО.
Во время повествования о Шри Рама-Аватаре, в Книге №IX «Шри Бхагавата-Пураны», приводится описание коронации с похожими планетарно-небесными сравнениями. Господь Шри Рама вступает в Шри Айодхью, где Бхарата несёт Его сандалии, Сугрива и Вибхишана держат ритуальные вееры, Хануман — царский зонт, Шатругхна — лук и стрелы Рамы, а Шри Сита-Деви — кувшин с водой. Господь Шри Рама сияет, словно восходящая Луна, чья красота оттеняется сиянием звёзд/планет вокруг.
पुष्पकस्थो नुत: स्त्रीभि: स्तूयमानश्च वन्दिभि: ।
विरेजे भगवान् राजन् ग्रहैश्चन्द्र इवोदित: ॥९.१०.४४॥
puṣpakastho nuta: strībhi: stūyamānaśca vandibhi: ।
vireje bhagavān rājan grahaiścandra ivodita: ॥9.10.44॥
«Шри Бхагавата-Пурана», 9.10.44: «Господь Шри Рама восседал на воздушном троне стиля Пушпака (трон/воздушный корабль, сделанный из цветов; Пушпакой также иногда называют изысканную колесницу девата Куверы, который является деватом сокровищ и драгоценностей). Шри Рама-Аватара, которой возносили хвалу женщины и чтецы молитв, сияла, словно Луна в окружении планет».
Статья, перевод, примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 08-апрель-2025
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах
Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):
SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926
▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/
▲WP https://vishnudut.wordpress.com/
▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus