Всем знакома идея "тело - это храм Бога". Шри Джаганнатха Даса - в кластере стихов 5.22-25 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" - объясняет данную идею с помощью ярких примеров. Перескажу основные идеи.
01. ДВОРЕЦ И ГЬЯНА-ВИЛАСИНИ.
Наше тело подобно дворцу, в котором Господь Шри Вишну проживает в образе Параматмы. Наша читта (ум) - это трон, на котором, словно король, восседает Параматма.
Обычно короля развлекают танцовщицы и певицы, которых называют "виласини" [विलासिनी - vilāsinī - фаворитка], но в случае Параматмы и читты роль "виласини" играет Гьяна, т.е. информация, поступающая в ум вайшнава/вайшнави при изучении Шастр.
02. ШРИМАН ЛАКШМИ-ПАТИ-НАРАЯНА.
Стих 5.23 начинается с фразы "mAramaNanaramanege sumahA dvAravenisuva". В электронном издании Шри Мадхва-Сампрадаи [ссылка на издание] приводятся следующие разъяснения:
mAramaNana = laxmIpati shrIman nArAyaNa's, т.е. речь идёт о Бхагаване Шри Нараяне - Супруге Богини Шри Лакшми. И уже в комментариях можно найти вот такое прекрасное предложение: "For laxmIpati ParamAtma, our sharIra is a palace as understood from the previous stanza".
Таким образом, обсуждая идею дворца, мы всегда говорим не просто о Параматме, а о Господе Шри Лакшми-Пати-Нараяне!
03. ПЯТЬ КОШ ВЕДАНТЫ.
В этом же стихе (5.23) Шри Джаганнатха Даса рассказывает о классических концепциях Веданты, а именно о 5 кошах: аннамайе, пранамайе, маномайе, вигьянамайе и анандамайе. Все эти 5 кош мы должны воспринимать как комнаты дворца, в которых живут Богиня Шри Лакшми и Господь Шри Нараяна.
04. ПРИМЕР КОЛЕСНИЦЫ И КАЛАШИ.
Далее Шри Джаганнатха Даса рассматривает знакомый многим пример, в котором тело сравнивается с колесницей, везущей бхакта по пути садханы, но в стихе 5.24 у Шри Джаганнатхи Даса есть важная ремарка о калаше: "subuddhiye kalasha sanmanave".
Калаша [कलश - kalaśa] - это символ удачи и религиозности, который помещают на верхнюю/фронтальную часть колесницы. Калашей также называют купол храма. Как понять что бхакта находится на правильном пути? Как понять, что бхакта обладает чистым умом (буддхи)?
Критерий прост: ум, не отклоняющийся от идей панча-бхеды и таратамьи Шри Мадхва-Сампрадаи, является чистым. Именно такой ум/буддхи становится "subuddhiye kalasha sanmanave", как пишет Шри Джаганнатха Даса выше, т.е. такой ум становится калашей, не просто украшающей колесницу садханы, а приносящей в жизнь бхакта удачу и благоприятные события на духовном пути.
Таратамья Шри Мадхва-Сампрадаи слишком обширна для пересказа в рамках данного поста, а панча-бхеда, наоборот, лаконична, поэтому напомню панча-бхеду в изложении Шри Мадхва-Ачарьи:
1) Все явления отличны друг от друга (jada-jada-bheda);
2) Все дживы отличны друг от друга (jiva-jiva-bheda);
3) Духовные категории полностью отличны от материальных, джива не имеет ничего общего с материей (jada-jiva-bheda);
4) В Бхагаване Шри Нараяне нет ничего материального, Шри Вайкунтха не имеет ничего общего с материей (jada-paramatma-bheda);
5) Бхагаван Шри Нараяна полностью отличен от дживы (jiva-paramatma-bheda).
05. МАНАС И БХАГАВАН-НАМА-СМАРАНАМ.
Шри Джаганнатха Даса также указывает на ведущую роль манаса [मनस - manasa - ум, дух, духовный ум] в подчинении даша-индрий [दशेन्द्रिय - daśendriya - 10 чувств, 10 органов].
Манас не должен быть хлипким и слабым - он должен быть чрезвычайно развитым, а таковым манас может стать только в том случае, если он будет постоянно занят памятованием Имён Бхагавана Шри Нараяны, т.е. практикой Бхагаван-Нама-Смаранам.
06. САТ-КАРМА, ВАЙЮ И МАХА-ЙОГИ.
Огромное значение в Шри Мадхва-Сампрадае уделяется поклонению Вайю (Мукхья-Пране). В связи с этим, в комментарии к стиху 5.25, цитируется следующее изречение не Шри Джаганнатхи Даса, а Шри Пурандара Даса - другого святого из движения Харидасов Шри Мадхва-Сампрадаи: "satkaRmagaLa naDesi, suj~nAna mati ittu gati pAlisuva namma pavamAnanu".
Смысл данного изречения заключается в следующем:
А) Для совершения сат-кармы (духовной, истинной кармы, посвященной Богине Шри Лакшми и Господу Шри Нараяне) мы должны обладать су-гьяной, т.е. максимально правильной гьяной.
Б) Такая гьяна связана с су-буддхи, о котором мы говорили выше на примере колесницы и калаши.
В) Здесь максимально важно то, что Абхимани-Деватом, т.е. управляющим Божеством су-буддхи/читты является Вайю (Мукхья-Прана).
В итоге, в указанной цепочке, любая сат-карма всегда совершается при посредничестве Вайю - это также очень важная идея, которую нужно чётко понимать для следования правильной садхане в рамках Шри Мадхва-Сампрадаи.
И, в комментарии к этому же стиху (5.25), приводится прекрасное английское объяснение о маха-йоги - процитирую английский текст: "Therefore the sharIra must be 'cared for' by us and protected by us with the feeling that ParamAtma resides there and not for personal gratification & pride. He who gives up the pride of his personality is indeed 'mahAyOgi'. Such a person takes care of his sharIra with a view that it is sAdhana sharIra and that he must do only satkaRma-s with this sharIra and He always utilizes his sharIra for ParamAtma nAma smaraNe. Such a suj~nAni is mahAyOgi".
Перескажу общую идею английской цитаты. К садхана-шарире (нашему материальному телу) следует относится именно как к дворцу, в котором проживает Параматма (Господь Шри Лакшми-Пати-Нараяна).
Чувственные наслаждения и гордость являются грязью. Тот, кто полностью отбросил чувство гордости, является маха-йоги (величайшим йогом). Именно такой маха-йоги относится к своему телу как к инструменту для совершения сат-кармы и Бхагаван-Нама-Смаранам. Такого маха-йоги также называют су-гьяни, т.е. истинным гьяни.