суббота, 3 апреля 2021 г.

"Шри Вишну-СахасраНам" из Аванти-Кханды "Сканда-Пураны": история, издания, связь с Тантрой и СадаШива-Видьей...

Содержание лонгрида:

01. Вступление.

02. Издания и нумерация Глав.

03. Лучшая Вишну-упасана и история суров.

04. Классическая Гопала-Дхьяна и Тантрические элементы в "Шри Вишну-СахасраНаме" из Аванти-Кханды "Сканда-Пураны".

05. Подходит ли версия "Шри Вишну-СахасраНама" из "Сканда-Пураны" ортодоксальным вайшнавам?

06. Пхала-Шрути и Хари-Хара-Видья. 

07. Личный опыт.

》═══════~◈~═══════《

01. Вступление.

Я этой весной добавила в свою садхану необычный и редкий "Шри Вишну-СахасраНам" из Аванти-Кханды "Сканда-Пураны". 

Это очень необычная версия "1000 Имён Бхагавана Шри Вишну" с уходом в Тантру - например, в данном СахасраНаме упоминаются одновременно Кулачара (Шри Видья) и Вамачара - далее по тексту я приведу соответствующие шлоки. 

Ещё одной необычной чертой является совмещение в этом СахасраНаме сразу 3 направлений: классическая Вишну-Видья + СадаШива-Видья + Гопала-Видья. 

В процентном соотношении расклад выглядит примерно вот так (подсчёты приблизительные): 60% Имён Господа Шри Вишну + 30% Имён СадаШивы + 10% Имён Шри Кришны (Гопала). 

02. Издания и нумерация Глав. 

Нумерация Глав в английском издании "Сканда-Пураны" от Motilal Banasirdass и изданиях на Санскрите различается: у Motilal Banasirdass - это Глава 63 в Томе 12 (ссылка на pdf-сканы в моей электронной библиотеке), тогда как, например, в сканах с Vedic Reserve (ссылка на их сайт) - это Глава 74 Аванти-Кханды. 

Несколько лет назад один из участников форума www.brahminsnet.com сделал красивую pdf-версию на Санскрите (ссылка форум) - в своей версии он также указал Главу 74 Аванти-Кханды как источник. На этом форуме действует строгая система регистрации, поэтому обычному человеку скачать что-либо с этого форума очень сложно - в общем, далее ссылки на скачивание этой красивой версии из моих облачных хранилищ: box, dropbox, koofr, googledrive

Я этот вариант с brahminsnet.com прогнала через OCR [кстати, я особенно рекомендую бесплатную и великолепную систему https://ocr.sanskritdictionary.com/], тщательно сверила несколько раз и сделала свой собственный вариант в TXT-формате, который можно перегонять в ITRANS и IAST, но поделиться им не могу, так как для этой версии "1000 Имён Бхагавана Шри Вишну" существуют строжайшие ограничения на передачу - об этом говорит Маркандея-Риши в начале данного "Шри Вишну-СахасраНама":

śrī mārkaṇḍeya uvāca 

viṣṇubhaktiḥ parā nityā sarvāti duḥkhanāśinī । 

sarvapāpaharā puṇyā sarvasukhapradāyinī ॥ 74-70 ॥ 

eṣā brāhmī mahāvidyā na deyā yasya kasyacit । 

kṛtaghnāya hyaśiṣyāya nāstikāyānṛtāya ca ॥ 74-71 ॥

"Сканда-Пурана", Аванти-Кханда, 74.70-71: "Нет ничего выше Вишну-Бхакти, которое всегда разрушает любые страдания и грехи, а также дарует все формы пунья-кармы и счастья. Эту МахаВидью (т.е. данную версию "Шри Вишну-СахасраНама") нельзя передавать всем подряд. Следует тщательно избегать передачи следующим типам: неблагодарным, атеистам, похотливым и тем, кто не является шишьей (т.е. посвящённым учеником)". 

В общем, в открытом доступе удобно читаемую версию размещать нельзя, поэтому выше я разместила ссылки на неудобно читаемую Санскрит-версию, что будет барьером для непосвящённых. Следуя предостережению Маркандея-Риши, далее я просто приведу краткий обзор запоминающихся идей из данной версии "1000 Имён Бхагавана Шри Вишну". 

03. Лучшая Вишну-упасана и история суров. 

Данный "Шри Вишну-СахасраНам" связан с историей суров, которые пострадали во время правления демона Хираньякашипу. Как все мы помним, Хираньякашипу захватил райские Локи и изгнал всех суров на низшие планеты, где они стали влачить жалкое существование. 

Суры обратились к Брахме за помощью и Брахма сказал им, что они должны следовать Вишну-упасане для избавления от страданий. Суры, в свою очередь, спросили: "А что является лучшим видом Шри Вишну-упасаны?" - на что Брахма ответил, что поклонение либо Белой ЧетырёхРукой Форме Господа Шри Вишну, либо Чёрной Форме Шьяма-Джанарданы, приведёт их к успеху:

brahmovāca 

śrūyatāṃ bhoḥ suraśreṣṭhā viṣṇubhaktimanuttamām ।

śuklāmarabadharaṃ devaṃ śaśivarṇaṃ caturbhujam ॥ 74-62 ॥

prasannavadanaṃ dhyāyetsarvavighnopaśāntaye । 

lābhasteṣāṃ jayasteṣāṃ kutasteṣāṃ parājayaḥ 

yeṣāmidīvaraśyāmohṛdayastho janārdanaḥ ॥ 74-63 ॥

Сканда, Аванти, 74.62-63 (слова Брахмы): "Вам нужно следовать высшей форме Бхакти (Уттама-Бхакти), т.е. Вишну-Бхакти. Для избавления ото всех страданий и препятствий следует медитировать на Белого Господа Шри Вишну в белых одеждах - Его Четырёх-Рукую Форму, которая подобна Луне. 

Медитация на Тёмную Форму Господа Шри Вишну (Шьяма-Джанардана), которая подобна цветом синему лотосу и которая находится в сердце каждого живого существа, также приводит к победе и успеху во всех делах. 

Вишну-бхакты, которые практикуют данные виды упасаны, никогда не встречаются с бедами и поражениями!". 

Далее в истории появляется Маркандея-Риши, который подтверждает слова Брахмы, а также произносит стихи про Вишну-Бхакти и то, что данную МахаВидью нельзя разглашать - данные стихи я уже цитировала выше (viṣṇubhaktiḥ parā nityā sarvāti...mahāvidyā na deyā yasya kasyacit...)

Маркандея-Риши передаёт сурам "Шри Вишну-СахасраНам" как упасану, которая приведёт их к успеху и избавлению от гнёта демона Хираньякашипу. 

04. Классическая Гопала-Дхьяна и Тантрические элементы в "Шри Вишну-СахасраНаме" из Аванти-Кханды "Сканда-Пураны". 

Дхьяна к данному СахасраНаму - это классическая Гопала-Дхьяна:

sajaṃjala jalada nīlaṃ darśito dāra śīlam

kara tala dhṛta śailaṃ veṇu vādye rasālam 

vraja jana kula pālaṃ kāminī keli lolam

taruṇa tulasi mālaṃ naumi gopāla bālam 

Сканда, Аванти, 74-75 (частичный перевод): "Я поклоняюсь Нила-Гопалу (т.е. Гопалу тёмного цвета, похожего на цвет тёмного облака перед дождём), который играет во Врадже с камини (девушками-гопи) и всегда носит гирлянду Туласи...". 

Подобная дхьяна, казалось бы, предвещает один из Гопала-СахасраНамов, но далее весь текст будет редко обращаться к Гопала-Видье, так как уйдёт в очень серьёзную МахаВишну-Видью и СадаШива-Видью. 

Очень необычной чертой данного "Шри Вишну-СахасраНама" является упоминание Вамачары (Вама-Марга) в стихе 86:

vāmano vāmamārgī ca vāmakarmā bṛhad vapuḥ । 

trailokya kramaṇo dīpo bali yajña vināśanaḥ ॥ 86 ॥ 

Сканда, Аванти, 74-86: "Вамана, Вамамарги (Тот, Кто следует Вамачаре), Вамакарма (дарующий отличную карму), Брихадвапу (Тот, у Кого гигантское тело), Трайлокья-крамана (Тот, Кто измерил Землю всего 3 шагами, т.е. Вамана), Дипа (Свет), Бали-яджна-винашана (Тот, Кто разрушил жертвоприношение Бали)". 

Далее тема Тантры будет развиваться на протяжении всего текста данного "Шри Вишну-СахасраНама" - например, стих 122 звучит следующим образом:

mantrado mantrahā mantrī tantrī tantra janapriyaḥ । 

sanmantro mantravin mantrī yantra mantraika bhañjanaḥ ॥ 122 ॥

Сканда, Аванти, 74-122 (частичный перевод): "Мантрада (Дарующий Мантры), Мантраха (Разрушающий Мантрами, а также Разрушитель Мантра-садханы тех, кто недостоин садханы), Мантри (Тот, Кто знает все Мантры), Тантри (Тот, Кто знает все Тантры), Тантра-джана-прия (Тот, кто любит всех тантриков и Тот, кого любят все тантрики)...". 

Сразу в следующей шлоке упоминаются классические Тантрические прайоги - марана (наведение смерти), мохана (наведение иллюзии), стамбхана (наведение паралича) и другие:

māraṇo mohano mohī staṃbhoccāṭana kṛt khalaḥ । 

bahumāyo vimāyaśca mahāmāyā vimohakaḥ ॥ 123 ॥

Следующий стих отражает классическую Сиддханту из "Шри Лакшми-Тантры" и всей Шри Вайшнава-ПанчаРатры - напомню, что в классическом Вайшнавизме считается, что дживу порабощает в Майе/сансаре именно Сам Господь Шри Вишну (либо Шримати Лакшми-Деви) - об этой идее Шримати Лакшми-Деви рассказывает на протяжении всей первой половины "Шри Лакшми-Тантры":

mokṣado bandhako bandī hyākarṣaṇa vikarṣaṇaḥ । 

hrīṃkāro bījarūpī ca klīṃkāraḥ kīlakādhipaḥ ॥ 124 ॥

Сканда, Аванти, 74-124 (частичный перевод): "Тот, Кто дарует Мокшу и Тот, Кто порабощает в сансаре (mokṣado bandhako bandī). Тот, Кто является Сутью Тантрических Мантр (Бидж) 'ХРИМ' и 'КЛИМ'". 

Кстати, если говорить о вышеупомянутой Вамачаре, то можно заметить, что зачастую вамачарики очень враждебно относятся к Ведам. В данном "Шри Вишну-СахасраНаме" подобной узколобости, к счастью, нет. Например, в стихе 126 говорится: 

vedo vedavido vedī vedādhyāyī sadāśivaḥ । 

ṛg yajuḥ sāmārtha veśaḥ sāmagāna karo ' karī ॥ 126 ॥

Сканда, Аванти, 74-126 (частичный перевод): "Тот, Кто является Ведой и Знающим все Веды. Обладающий всеми Ведами и Изучивший все Веды. СадаШива. Повелитель Риг-Веды, Яджур-Веды, Сама-Веды и Атхарва-Веды...". 

Стих 134 примечателен упоминанием Кулачары - не перевожу, так как смысл будет прекрасно понятен всем тантрикам и особенно тем, кто следует Кула-Видье:

yugo yugandharo yogyo yuga dharma pravartakaḥ । 

kulācāraḥ kulakaraḥ kuladaiva karaḥ kulī ॥ 134 ॥ 

В стихе 155 упоминаются МахаВишну и Махешвара - данная тема также будет особенно подчёркнута в Пхала-Шрути, в стихе о Хари-Хара-Видье (смотрите далее по тексту):

sañjīvano jīvakartā sajīvo jīvasaṃbhavaḥ ।

ṣaḍviśako mahāviṣṇuḥ sarvavyāpī maheśvaraḥ ॥ 155 ॥ 

05. Подходит ли версия "Шри Вишну-СахасраНама" из "Сканда-Пураны" ортодоксальным вайшнавам?

После рассмотренного выше Тантрического блока у многих может возникнуть вопрос из серии: "Подходит ли эта версия 'Шри Вишну-СахасраНама' для вайшнавов или она больше предназначена для тантриков, которые обычно совмещают различные Видьи в стиле винегрета?". 

Ответ прост - да, идеально подходит, так как, как я уже указала в начале, в этой версии "Шри Вишну-СахасраНама" примерно 70% стихов относятся к классическому Вайшнавизму. 

Например, приведу наиболее запоминающиеся шлоки с упоминанием наших родных, вайшнавских Богинь - Лакшми (Богиня Шри - śriyālayaḥ - стих 74.139), Рукмини (rukmiṇī ramaṇo ramyaḥ - стих 74.183) и Сита (sītāpatiḥ patiḥ śrīmān - стих 74.105):

nidhireva mahāpadmaḥ padmākara śriyālayaḥ । 

padmanābhaḥ parītātmā parivrāṭ puruṣottamaḥ ॥ 74-139 ॥ 

vidyāśālī viśālī ca pitṛ mātṛ vimokṣakaḥ । 

rukmiṇī ramaṇo ramyaḥ kālindī patiḥ śaṅkahā ॥ 74-183 ॥

dāsarathī rāghavo rāmo raghuvaṃśa vivardhanaḥ । 

sītāpatiḥ patiḥ śrīmān brahmaṇyo bhakta vatsalaḥ ॥ 74-105 ॥ 

В стихе 74.116 упоминаются наши родные Локи - Вайкунтха и Айодхья:

ayodhyādhipatiḥ kānto vaikuṇṭho 'kuṇṭha vigrahaḥ । 

satyavrato vratī śūras tapī satya phalapradaḥ ॥ 116 ॥ 

А весь СахасраНам начинается с упоминания Имени Господа Шри Вишну - самый первый стих звучит следующим образом:

oṃ viśvaṃ viṣṇur hṛṣīkeśaḥ sarvātmā sarvabhāvanaḥ ॥ 76 ॥ 

Кроме того, напомню, что в Дхьяне к данному "Шри Вишну-СахасраНаму" упоминался Врадж, Гопала-Кришна и Враджа-камини (Гопи), а вот как, например, звучит стих 168:

gopano gopako gopī gopa kanyā vihāra kṛt ।

vāsudevo viśālākṣaḥ kṛṣṇo gopījana priyaḥ ॥ 168 ॥

В общем, отличный набор, поэтому данную версию "Шри Вишну-СахасраНама" можно смело добавлять в садхану, особенно с учётом того, что многие из нас также повторяют "1000 Имён Шри Лакшми" из "Сканда-Пураны" - в сочетании с данной версией получается прекрасная пара СахасраНамов именно из "Сканда-Пураны"!

06. Пхала-Шрути и Хари-Хара-Видья. 

У данного "Шри Вишну-СахасраНама" очень мощное Пхала-Шрути, которое занимает аж несколько страниц - в первой шлоке Пхала-Шрути говорится следующее:

nāmnāṃ sahasraṃ nāmedaṃ viṣṇor atula tejasaḥ | 

sarva siddhi karaṃ kāmyaṃ puṇyaṃ hariharātmakam || 206 ||

Сканда, Аванти, 74-206: "Эти 1000 Имён Господа Шри Вишну, Который обладает ни с чем и ни с кем несравнимым Сиянием, даруют все сиддхи и все виды пунья-кармы, а также исполняют все желания, так как Хари-Хара-Видья (т.е. МахаВишну-СадаШива-Видья) является основой этого СахасраНама". 

Далее я изложу Пхала-Шрути выборочно и тезисно, без цитирования Санскрита. 

◆ Данный "Шри Вишну-СахасраНам" обычно повторяют рано утром: самая идеальная форма повторения - три раза в день (три сандхьи). 

 Особенно предписывается повторение во время голода, эпидемий (холеры, например), для избавления от нищеты и атак всех видов (животные в джунглях, грабители и т.п.),  а также для того, чтобы избежать заключения в тюрьму и казни. 

◆ Лучшие места для декламирования данного "Шри Вишну-СахасраНама": рощи/парки с Шри Туласи, Храмы Господа Шри Вишну, озёра/острова, Бадарика-Ашрам, Ганга-Двара, пещеры аскетов, Мадхуван, Праяг (смотрите отдельный пост о Праяге из "Шри Падма-Пураны"), Дварака и Маха-Кала-Вана. 

Данный "Шри Вишну-СахасраНам" также важно повторять во время зловредных соединений планет - тогда они не принесут никакого вреда. 

 Данный "Шри Вишну-СахасраНам" помогает, если у ребёнка в гороскопе есть указания на несчастные случаи, болезни и т.п., а также в случае бесплодия и любых проблем с рождением/детьми. 

07. Личный опыт. 

В ночь перед первым повторением данной версии "Шри Вишну-СахасраНама" (примерно 2 недели назад) мне приснился прекрасный сон про божественную девушку в белом - подобные сны всегда предвещают успех в садхане и указывают на правильность выбранной упасаны в целом. 

Также отмечу то, что я совмещаю декламацию данного "Шри Вишну-СахасраНама" с повторением одной из классических Гопала-Мантр и повторением одной из "Трайлокья-Мохана-Кавач" Шри Кришны. 

Возможно, позже я также добавлю в садхану одну из Трайлокья-Мохана-Гаятри-Мантр Бхагавана Шри Вишну, но пока это планы на будущее. 

Если вы будете делать собственную версию данного "Шри Вишну-СахасраНама" на основании варианта с brahmins.net, то рекомендую тщательно следить за мелкими ошибками, так как в варианте с brahmins.net они встречаются - в сущности, их легко заметить тем, у кого выработано лингвистическое чутьё на Санскрите. 

У меня подготовка собственной версии и сверка заняла 2 дня, а сам "Шри Вишну-СахасраНам" не вызвал проблем с декламацией, так как он составлен на простом Санскрите. 

Общее количество шлок - 130, декламация занимает 15-20 минут, т.е. здесь всё стандартно по меркам всех существующих СахасраНамов. 

Статья by Вишнудутка Вишновская, Шри Рамануджа-Сампрадая, 

Москва, 03-апрель-2021

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах