понедельник, 19 октября 2020 г.

Праяг как уникальное священное место и обитель Господа Шри Вени-Мадхавы [Падма-Пурана, Крия-Йога, 04-А]

Продолжение серии, посвящённой Крия-Йога-Сара-Кханде "Шри Падма-Пураны". В предыдущей части (#ссылка) Вьяса перечислил 8 составляющих Крия-Йоги (смотрите схему из 8 компонентов ниже, а также на #box, #plurk) и начал рассказывать о почитании Шри Ганги. 

В Главе 4 Вьяса продолжает рассказывать о Шри Ганге и, в частности, о Праяге (также известном как "Аллахабад") - месте, которое в Индуизме считается особенно священным в силу того, что именно в Праяге встречаются реки Ганга, Ямуна и Сарасвати. 

УТОЧНЕНИЕ О РЕКЕ САРАСВАТИ И НАЗВАНИИ "ТРИВЕНИ-САНГАМ". 

В Индуизме и, в частности, в Пуранах под названием "Праяг" понимают либо место встречи 2 рек (Ганга и Ямуна), либо место встречи 3 рек (Ганга, Ямуна и Сарасвати). Иногда Праяг также называют "Тривени-Сангам", т.е. буквально - "место встречи трёх рек"

Например, в нижеследующих стихах Крия-Йога-Сары Вьяса сначала будет говорить о том, что в Праяге встречаются 3 реки (стих 4.5 Крия-Йога-Сары - ga~NgAyA yamunAyA shcha sarasvatyA shcha sa~Ngame), а потом резко сместит акцент на повествование лишь о Ганге и Ямуне. 

Здесь нет ошибки, так как общепринятая точка зрения заключается в следующем: у реки Сарасвати в Праяге - подземное (невидимое, скрытое) течение, поэтому Сарасвати не так ярко проявлена в Праяге, как Ганга и Ямуна, которые текут стандартно, без ухода под землю. 

В связи со скрытым присутствием Сарасвати, в Пуранах можно найти упоминания о том, что в Праяге фактически присутствуют лишь 2 цвета воды: белый (Ганга) и тёмный (Ямуна). 

Например, в "Шри Падма-Пуране", Уттара-Кханде, 129.278 говорится: प्रयागेहिस्नात्वापुण्येसितासिते - prayAgehisnAtvApuNyesitAsite - "Праяг знаменит 2 цветами воды: белый (sita - Ганга) и тёмный (asita - Ямуна)".

Тем не менее, идея "Тривени" (трёх рек) и присутствия реки Сарасвати в Праяге также чётко обозначена на уровне Вайшнава-Пуран. Например, в "Шри Вараха-Пуране" говорится следующее:

धरण्युवाच प्रयागे या त्रिवेणीति यत्र देवो महेश्वरः

शूलटङ्क इति ख्यातः सोमेश इति चापरः [१४४-१००]

वेणीमाधवनाम्नाऽपि यत्र विष्णुः स्वयं स्थितः 

गङ्गा च यमुना चैव सरस्वत्यपरा नदी [१४४-१०१]

dharaNyuvAcha prayAge yA triveNIti yatra devo maheshvaraH

shUlaTa~Nka iti khyAtaH somesha iti chAparaH [144-100]

veNImAdhavanAmnA.api yatra viShNuH svayaM sthitaH 

ga~NgA cha yamunA chaiva sarasvatyaparA nadI [144-101]

"Шри Вараха-Пурана", 144.100-101 (слова Шримати Бхуми-Деви - Супруги Господа Шри Варахи): "Праяг также известен как 'Тривени' - место встречи 3 рек: Ганги, Ямуны и Сарасвати.

Шива всегда пребывает в Праяге под такими Именами как 'Шулатанка' и 'Сомешвара', а Бхагаван Шри Вишну всегда присутствует в Праяге под Именем 'Вени-Мадхава'".

ПРАЯГ КАК ШАКТИ-ПИТХА (ХРАМ ШРИ ЛАЛИТЫ-ДЕВИ). 

Уникальность Праяга заключается в том, что он является священным местом сразу для трёх направлений Индуизма: Вайшнавизма, Шиваизма и особенно Шактизма, так как находящийся в Праяге Храм Шри Лалиты-Деви является 31-ым Шакти-Питхом.

Шакти-Питхи (Шактипитхи) - это особенно священные места для всех шактов, всего существует 51 Шакти-Питх, смотрите полный список здесь - https://en.wikipedia.org/wiki/Shakti_Peetha#The_List_of_Shakti_Peethas

В начале "Шри Падма-Пураны" Бхагаван Шри Вишну произносит предсказание о распространении Шактизма в Кали-Югу и упоминает Праяг как священное место поклонения Богине Лалите:

वाराणस्यांविशालाक्षीनैमिषेलिंगधारिणी  

प्रयागेललितादेवीकामुकागंधमादने [१७-१८४]

vArANasyAMvishAlAkShInaimiSheliMgadhAriNI

prayAgelalitAdevIkAmukAgaMdhamAdane [17-184]

"Шри Падма-Пурана", Сриштхи-Кханда, 17.184: "В Варанаси МахаДеви будут поклоняться как Богине по Имени 'Вишалакши', в Наймише - как Богине 'Линга-Дхарини', в Праяге - как Богине по Имени 'Лалита', а в Гандхамадане - как Богине 'Камука'". 

Предсказание Бхагавана Шри Вишну, естественно, полностью сбылось и Храм Шри Лалиты-Деви существует в Праяге в наше время. Если читателя интересует посещение данного Храма, то рекомендую озадачить Google следующим запросом: "Lalita Devi Temple, Allahabad, India". 

"ПРАЯГА-МАХАТМЬЯ" - ЧАСТЬ 01 ["ШРИ ПАДМА-ПУРАНА", КРИЯ-ЙОГА-САРА-КХАНДА, 4.4-19].

Обратимся к словам Вьясы на Санскрите: во всех нижеследующих стихах Вьяса передаёт знания Джаймини-Риши, который является одним из учеников Вьяса-Дева. 

कोटिब्रह्माण्डमध्येषुयानितीर्थानिवैमुने 

प्रयांतितानिसर्वाणिप्रयागप्रतिमांतुकिम् [४-४]

गङ्गायायमुनायाश्चसरस्वत्याश्चसङ्गमे 

प्रशंसंतिसुराःसर्वेब्रह्मविष्णुशिवादयः [४-५]

मकरस्थेरवौमाघेस्नानंयेतत्रकुर्वते 

तेषामागमनंनास्तिविष्णुलोकात्कदाचन [४-६]

koTibrahmANDamadhyeShuyAnitIrthAnivaimune 

prayAMtitAnisarvANiprayAgapratimAMtukim [4-4]

ga~NgAyAyamunAyAshchasarasvatyAshchasa~Ngame 

prashaMsaMtisurAHsarvebrahmaviShNushivAdayaH [4-5]

makarastheravaumAghesnAnaMyetatrakurvate 

teShAmAgamanaMnAstiviShNulokAtkadAchana [4-6]

4.4-6 (Вьяса отвечает на вопрос Джаймини-Риши о Праяге): "Если сложить все священные места, существующие в десяти миллионах брахмандах (брахманда = вселенная), то все они не смогут сравниться с Праягом! 

Брахма, Вишну и Шива постоянно прославляют величие Праяга - священного места, в котором встречаются 3 реки: Шри Ганга, Шри Ямуна и Шри Сарасвати.

Те, кто принимают омовение в Праяге в месяц Магха (в период нахождения Солнца в Козероге), становятся вечными жителями Шри Вишну-Локи и уже никогда не возвращаются в материальный мир!". 

Прим. переводчика: Магха - это 11-ый месяц индийского календаря. На российской календарной шкале Магха находится примерно вот в таком интервале: 15 января - 15 февраля.

В вышеприведённых и последующих шлоках Вьяса обращается к такой типичной Пуранической единице измерения как "कोटि - koTi"

"Коти" - это "десять миллионов". Например, в начале данного блока стихов Вьяса произносит фразу "koTi brahmANDa", т.е. "10 миллионов брахманд (вселенных)". 

गवांकोटिसहस्राणिवाजिमेधमुखाध्वराः

मेरुतुल्यसुवर्णानिदानान्यन्यानिचद्विज [४-७]

कुरुक्षेत्रेपुष्करेचप्रभासेचगयासुच

हुत्वादत्वाचविप्रेभ्योयत्फलंप्राप्यतेबुधैः [४-८]

माघेस्नात्वाप्रयागेतुतस्मात्कोटिगणंभवेत्

तस्मात्समस्ततीर्थानांप्रयागः परमःस्मृतः [४-९] 

gavAMkoTisahasrANivAjimedhamukhAdhvarAH

merutulyasuvarNAnidAnAnyanyAnichadvija [4-7]

kurukShetrepuShkarechaprabhAsechagayAsucha

hutvAdatvAchaviprebhyoyatphalaMprApyatebudhaiH [4-8]

mAghesnAtvAprayAgetutasmAtkoTigaNaMbhavet

tasmAtsamastatIrthAnAMprayAgaH paramaHsmRRitaH [4-9]

4.7-9: "Плоды, которые получают те, кто принимают омовение в Праяге в месяц Магха, в 10 миллионов раз превосходят следующие виды благочестивой кармы: дарение миллиарда коров, миллиарды ашвамедха-яджн (Ведических жертвоприношений коней), пожертвование золотых сокровищ размером с гору Меру (Меру = гигантская золотая гора, на которой живут деваты), а также огненные ягьи и подношения брахманам в таких 4 священных местах как Курукшетра/Пушкара/Прабхаса/Гайя.  

Таким образом, Праяг считается лучшим из всех существующих священных мест!". 

सिंहराशिस्थितेसूर्येगोदावर्यंद्विजोत्तम 

चिरमुग्रतपस्तप्त्वास्नानदानव्रतादिभिः [४-१०]

वेदागमपुराणोक्तंयत्पुण्यमक्षयंभवेत् 

माघेस्नात्वाप्रयागेतुतत्पुण्यंनात्रसंशयः [४-११]

siMharAshisthitesUryegodAvaryaMdvijottama 

chiramugratapastaptvAsnAnadAnavratAdibhiH [4-10]

vedAgamapurANoktaMyatpuNyamakShayaMbhavet 

mAghesnAtvAprayAgetutatpuNyaMnAtrasaMshayaH [4-11]

4.10-11: "Все Веды, Агамы и Пураны говорят о том, что неистощимые духовные и материальные плоды получают те, кто следуют суровым аскезам в водах реки Годавари во время нахождения Сурьи в Симхе (т.е. Солнца во Льве), НО...те же самые плоды с лёгкостью получают те, кто принимают омовение в Праяге в месяц Магха!". 

फाल्गुनेकृष्णपक्षेतुचतुर्दश्यामुपोषितः

काश्यांयत्फलमाप्नोतितन्मेनिगदतःशृणु [४-१२]

कोटिजन्मार्जितैः पापैर्विमुक्तःसर्वरूपधृक्

उद्धृत्यकोटिपुरुषाञ्छ्वेइनसहमोदते [४-१३]

phAlgunekRRiShNapakShetuchaturdashyAmupoShitaH

kAshyAMyatphalamApnotitanmenigadataHshRRiNu [4-12]

koTijanmArjitaiH pApairvimuktaHsarvarUpadhRRik

uddhRRityakoTipuruShA~nChveinasahamodate [4-13]

4.12-13: "Те, кто соблюдают Чатурдаши-Врату в священном городе Шивы под названием "Каши/Варанаси", в кришна-пакшу (тёмную половину) месяца Пхалгуна (12-ый месяц индийского календаря, приблизительно соответствует российскому интервалу 15 февраля - 15 марта), освобождают себя и десятки миллионов своих родственников ото всех грехов. 

Все подобные освобождённые живые существа становятся спутниками Шивы и наслаждаются различными удовольствиями в обществе Шивы".   

Прим. переводчика: Чатурдаши-Врата как особый день, который полностью посвящают Шиве и в который постятся лишь на зерне, уже упоминалась в Главе 2 Крия-Йога-Сары. 

Там же мы разбирали ответ на вопрос о том, почему в Вайшнавизме подобные стихи о Шиве ещё со времён Шри МадхвАчарьи относят к мохана-стихам (ложным стихам), смотрите подробно здесь - http://vishnudut1926.blogspot.com/2020/10/kriya-yoga-sara-02V.html

В целом, Праяг связан с Чатурдаши-Вратой, так как в "Шри Вараха-Пуране", 176.68 говорится следующее: त्रयोदश्यां नैमिषे च प्रयागे च चतुर्दशीम् - trayodashyAM naimiShe cha prayAge cha chaturdashIm - "Для освобождения от грехов нужно соблюдать Чатурдаши-Врату в Праяге", но все подобные стихи предназначены лишь для шиваитов, так как для вайшнавов существуют совершенно другие правила (например, правило избегания любых форм поклонения Шиве и запрет на посещение храмов Шивы) и совершенно другие Враты (например, знаменитая Экадаши-Врата с запретом на зерновые в противовес шиваитской Чатурдаши-Врате, в которую, наоборот, постятся лишь на зерне). 

माघेमासेप्रयागेतुस्नात्वासकृदपिद्विजः

कल्पकोटिशतंविष्णुंसंपूज्यान्यत्रयत्फलम् [४-१४]

एकाहमपिसंपूज्यमकरस्थेदिवाकरे

सत्यंसत्यमहंवच्मिसर्वमेवाक्षयंभवेत् [४-१५]

mAghemAseprayAgetusnAtvAsakRRidapidvijaH

kalpakoTishataMviShNuMsaMpUjyAnyatrayatphalam [4-14]

ekAhamapisaMpUjyamakarasthedivAkare

satyaMsatyamahaMvachmisarvamevAkShayaMbhavet [4-15]

4.14-15: "Те плоды, которые дваждырождённые вайшнавы обретают с помощью проведения Вишну-Пудж в различных священных местах на протяжении миллионов кальп, с лёгкостью обретаются всего лишь за 1 день почитания Бхагавана Шри Вишну в Праяге, в месяц Магха, во время нахождения Солнца в Козероге. 

Я говорю правду и лишь только правду! Все плоды подобного однодневного почитания Бхагавана Шри Вишну в Праяге остаются с поклоняющимся навечно!". 

यावद्दिनंमाघमासेतत्रतिष्ठतिमानवः 

तावत्कल्पशतंविप्रमोदतेविष्णुनासह [४-१६] 

गङ्गायमुनयोस्तोयेस्नानंयेनकृतंसकृत् 

सद्यस्तद्दर्शनात्पापैर्मुच्यतेसर्वपातकैः [४-१७]

yAvaddinaMmAghamAsetatratiShThatimAnavaH 

tAvatkalpashataMvipramodateviShNunAsaha [4-16] 

ga~NgAyamunayostoyesnAnaMyenakRRitaMsakRRit 

sadyastaddarshanAtpApairmuchyatesarvapAtakaiH [4-17]

4.16-17: "Бхагаван Шри Вишну засчитывает 1 день поклонения в Праяге (в месяц Магха) за 100 кальп, поэтому если человек провёл в Праяге даже лишь 1 день, то он/она будет наслаждаться на Шри Вишну-Локе (в обществе Господа Шри Вишну) 100 кальп! 

Те, кто видят Мурти Бхагавана Шри Вишну после омовения в Шри Ганге и Шри Ямуне (т.е. в Праяге), мгновенно освобождаются ото всех грехов". 

Прим. переводчика: С Шри Вишну-Локи практически никогда не возвращаются в материальный мир - об этом Вьяса говорил чуть выше - в стихе 4.6 (viShNu lokAt kadAchana), поэтому поэтическое сравнение из серии "наслаждаться на Шри Вишну-Локе 100 кальп" следует понимать как "наслаждаться на Шри Вишну-Локе вечно".

Подтвердим вышесказанное дополнительными Праманами из Пуран. Для начала возьмём очень красивый Праман из Лил Шри Радха-Кришны, говорящий о том, что с Вайкунтхи никто никогда не падает:

मद्दास्यभक्तिं स लभेद्वैकुण्ठे मोदके चिरम्

न हि पातो भवेत्तस्य यथा मे परमात्मनः [७६-५३]

maddAsyabhaktiM sa labhedvaikuNThe modake chiram

na hi pAto bhavettasya yathA me paramAtmanaH [76-53]

"Шри Брахма-Вайварта-Пурана", Кришна-Джанма-Кханда, 76.53 (слова Шри Кришны): "Мои дасья-бхакты (слуги-бхакты), достигшие Шри Вайкунтхи, никогда не падают в материальные миры". 

И усилим слова Шри Кришны двумя Праманами из Глав 24 и 81 Уттара-Кханды "Шри Падма-Пураны":

चराचराश्चयेजीवास्तथैवमनुजादयः 

प्रयागंतीर्थमाश्रित्यवैकुंठंयांतितेऽचिरात् [२४-२०]

charAcharAshchayejIvAstathaivamanujAdayaH 

prayAgaMtIrthamAshrityavaikuMThaMyAMtite.achirAt [24-20]

"Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 24.20: "Любая джива и даже растения, расстающиеся с жизнью в Праяге (или дживы даже просто принявшие прибежище у Праяга как священного места), отправляются на Шри Вайкунтху".  

सप्रयागस्तीर्थराजोवैष्णवानांहिदुर्लभः 

स्नात्वायत्रनरश्रेष्ठवैकुंठेसत्वरंव्रजेत् [८१-३३]

saprayAgastIrtharAjovaiShNavAnAMhidurlabhaH 

snAtvAyatranarashreShThavaikuMThesatvaraMvrajet [81-33]

"Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 81.33: "Праяга-Тиртха труднодостижима даже для вайшнавов. Те, кто принимают омовение в Праяге, быстро достигают Шри Вайкунтхи".  

Существуют лишь очень редкие варианты, при которых Бхагаван Шри Вишну (Бхагаван Шри Нараяна) может выбрать для определённых джив вариант с покиданием Шри Вишну-Локи (Шри Вайкунтхи). 

Подобный вариант ранее обсуждался при рассмотрении истории о карме 2 принцев, саранче и стервятниках в Части-03 данной серии - http://vishnudut1926.blogspot.com/2020/10/kriya-yoga-sara-03-ganga-karma.html

तर्तुंयदीच्छंतिजनाः संसाराब्धिंसुदुस्तरम् 

गङ्गायमुनयोःस्नात्वाभक्त्यापश्यंतुमाधवम् [४-१८]

यजंतिमानवास्तत्रयद्यदिष्ट्वाकलेवरम् 

सद्योलभंतेविप्रर्षेतत्तदेवनसंशयः [४-१९]

tartuMyadIchChaMtijanAH saMsArAbdhiMsudustaram 

ga~NgAyamunayoHsnAtvAbhaktyApashyaMtumAdhavam [4-18]

yajaMtimAnavAstatrayadyadiShTvAkalevaram 

sadyolabhaMteviprarShetattadevanasaMshayaH [4-19]

4.18-19: "Те, кто действительно хотят пересечь труднопреодолимый океан сансары, должны обязательно созерцать Мурти Господа Шри Мадхавы (Бхагавана Шри Вишну) сразу после омовения в Шри Ганге и Шри Ямуне. 

О брахман (Джаймини-Риши), те, кто следуют данному правилу, с лёгкостью обретают исполнение всех своих желаний. Не испытывай никаких сомнений в истинности данного утверждения!". 

Прим. переводчика: В предпоследней группе стихов Вьяса упомянул Божества Шри Вишну-Мадхавы. Изначально система поклонения Бхагавану Шри Вишну в Праяге построена на почитании 12 Божеств Шри Мадхавы.

Из этих 12 Божеств самыми известными являются Шри Вени-Мадхава и Шри Бинду-Мадхава. 

Выше мы уже обсуждали Праман из "Шри Вараха-Пураны", который говорит о том, что Главным Божеством Праяга является Шри Вени-Мадхава: veNImAdhavanAmnA.api yatra viShNuH svayaM sthitaH - "Бхагаван Шри Вишну всегда присутствует в Праяге как Божество Шри Вени-Мадхава".

Божество Шри Бинду-Мадхавы упоминается в Уттара-Кханде "Шри Падма-Пураны" при детальном описании маршрута паломничества для брахманов - далее я привожу лишь небольшой отрывок:

नत्वाविश्वेश्वरंदेबंबिंदुमाधवमेवच 

स्नातंमणिकर्णिकायांज्ञानवाप्यांचभक्तितः  

त्रिरात्रिमुषितस्तत्रप्रयागंपुनरागमम् [२०८.३७-३८] 

natvAvishveshvaraMdebaMbiMdumAdhavamevacha 

snAtaMmaNikarNikAyAMj~nAnavApyAMchabhaktitaH  

trirAtrimuShitastatraprayAgaMpunarAgamam [208.37-38] 

"Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 208.37-38: "Поклонившись Божеству Вишвешвары и Шри Бинду-Мадхаве, я омылся в Джнанавапи (Маникарника). Задержавшись там на 3 дня, я вернулся в Праяг"...

Далее Вьяса рассказывает историю вайшнави-вайшьи Падмавати и Господа Шри Говинды - данной истории будет посвящена следующая часть данного цикла переводов. 

Окончание Части 04-А, смотрите рубрикатор всех частей #ЗДЕСЬ

Статья, перевод с Санскрита/английского, примечания и 
оцифровка/вычитка Праманов на Санскрите by 
Vishnudut1926, Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 19-октябрь-2020
Перепечатка статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена