понедельник, 22 февраля 2021 г.

Q&A: Поклонение Шри Вараха-Аватаре в Джая-Экадаши (Бхима-Экадаши) и Вараха-Двадаши (Бхима-Двадаши)...

Содержание статьи:

║  I. Как возникла традиция поклонения Шри Варахе в Джая-Экадаши?

║ II. Почему Джая-Экадаши часто называют 'Бхима-Экадаши' и 'Бхайми-Экадаши'?

║ III. Существуют ли адаптированные/упрощённые правила поклонения Шри Варахе в Джая-Экадаши? История царя (кшатрия) Вирадханвы из "Шри Вараха-Пураны".

║ IV. Две Бхагавата-Мантры: Васудева-Мантра и Вараха-Мантра. 

║ ПРИЛОЖЕНИЕ: Несколько слов о Бхима-Двадаши из "Бхавишья-Пураны" и ссылки на сканы для самостоятельного изучения. 

••• ═───── •❖• ─────═ •••

I. Как возникла традиция поклонения Шри Варахе в Джая-Экадаши?

Вопрос: "Я сейчас готовлюсь к Джая-Экадаши и у меня возник вопрос по поклонению Шри Вараха-Аватаре в этот пост. 

В 'Шри Падма-Пуране', а я обычно сверяю все Экадаши именно с 'Шри Падма-Пураной', упоминается лишь история гандхарва Мальявата и апсары Пушпаданти, которые голодали в Джая-Экадаши, тем самым заслужив возвращение на планеты Индры, с которых они ранее пали. В 'Шри Падма-Пуране' вообще не упоминается поклонение Шри Варахе. 

В связи с этим у меня возник вопрос - откуда происходит традиция поклонения Шри Вараха-Аватаре в Джая-Экадаши?". 

Ответ by Vishnudut1926: "У Джая-Экадаши есть интересная особенность - данный пост упоминается сразу в 3 Вайшнава-Пуранах. 

Давайте сначала начертим краткую схему - так вам сразу станет понятно, откуда произошла традиция поклонения Шри Варахе в Джая-Экадаши (схема - ниже, а также на box, plurk, dropbox, koofr, gett):

01. 'Шри Гаруда-Пурана', Ачара-Кханда, Глава 127 - в этой Главе рассказывается о поклонении золотому Мурти Шри Варахи в Джая-Экадаши с бодрствованием всю ночь и классическими правилами Экадаши (голодание, слушание катхи о Господе Шри Вишну из Пуран и т.д.) 

02. 'Шри Вараха-Пурана', Глава 41 - в этой Главе рассказывается о Вараха-Двадаши. 

Фактически Вараха-Двадаши - это продолжение Экадаши из 'Шри Гаруда-Пураны', поэтому в Вараха-Двадаши также поклоняются золотому Мурти Шри Варахи и не спят всю ночь. Голодания здесь уже нет - пищу можно принимать в соответствии с классическими правилами Двадаши. 

03. 'Шри Падма-Пурана', Уттара-Кханда, Глава 43. Это как раз история гандхарва Мальявата и апсары Пушпаданти, которые пали с Индра-Локи. 

Все 3 вышеуказанные версии можно свести к 2 практическим вариантам проведения Джая-Экадаши, который также известен под такими названиями как 'Бхима-Экадаши' и 'Бхайми-Экадаши'. 

ВАРИАНТ-01 (сложный - 2 дня, кшатрия-дхарма). 

В этом варианте Джая-Экадаши с поклонением золотому Мурти Шри Варахи на основании правил из 'Шри Гаруда-Пураны' плавно переходит в Вараха-Двадаши также с поклонением золотому Мурти Шри Варахи уже на основании 'Шри Вараха-Пураны'. 

Таким образом, под этот пост нужно сразу планировать 2 интенсивных дня поклонения. 

Для обычного человека этот вариант не подходит, так как предполагает предложение драгоценностей, знание Мантр для поклонения золотому Мурти Шри Варахи и дарение золотого Мурти Шри Варахи вайшнава-брахманам после проведения поста. 

В целом, данный вариант предназначен лишь для кшатриев и относится больше к кшатрия-дхарме - далее я расскажу отдельную историю на эту тему.   

ВАРИАНТ-02 (лёгкий - 1 день, для обычных людей). 

Это вариант для обычных людей как раз по образцу гандхарва Мальявата и апсары Пушпаданти из 'Шри Падма-Пураны', у которых, после падения с Индра-Локи, было лишь несколько 'ценных активов' для соблюдения Экадаши - голод, нищета и отчаяние. 

Данный пост отлично подходит любому человеку Кали-Юги, так как перечисленные активы у людей Кали-Юги всегда присутствуют в избытке. 

В варианте №2 акцент делается именно на голодании весь день/всю ночь. Кстати, катха для этого варианта №2  есть у меня в блоге  - ссылка на катху из Уттара-Кханды 'Шри Падма-Пураны'".  

••• ═───── •❖• ─────═ •••

II. Почему Джая-Экадаши часто называют 'Бхима-Экадаши' и 'Бхайми-Экадаши'?

Вопрос: "Вы упомянули название 'Бхима-Экадаши', поэтому я сразу задам вопрос, который меня давно интересует. Почему 'Джая-Экадаши' часто также называют либо 'Бхима-Экадаши', либо 'Бхайми-Экадаши'?".

Ответ by Vishnudut1926: "Это как раз традиция из Ачара-Кханды 'Шри Гаруда-Пураны'. В самом начале Главы о Джая-Экадаши говорится следующее:

māghamāse śuklapakṣe sūryarkṣeṇa yutā purā

ekādaśī tathā caikā bhīmena samupoṣitā [1-127-1]

āścarya tu vrataṃ kṛtvā pitṝṇāmanṛṇo 'bhavat 

bhīmadvādaśī vikhyātā prāṇināṃ puṇyavardhinī [1-127-2]

'Шри Гаруда-Пурана', Ачара-Кханда, 127.1-2: 'Некогда знаменитый Бхима постился в 11-ый день месяца Магха, отмеченный Хаста-накшатрой. Благодаря этому посту Бхима смог избавиться ото всех обязанностей/долгов перед питри (предками). С тех пор Экадаши и Двадаши светлой половины месяца Магха известны как Бхима-Экадаши и Бхима-Двадаши - оба дня даруют невероятное увеличение пунья-кармы (благочестивой кармы)'.

Сейчас, кстати, часто попадается очень неправильное произношение 'Бхайми' вместо 'Бхима' - источник этой ошибки трудно отследить. 

Например, в английском переводе 'Шри Гаруда-Пураны' от New Bharatiya указан ошибочный перевод 'Bhaimi Dvadasi', несмотря на то, что в оригинальном тексте 'Шри Гаруда-Пураны' написано 'bhīmadvādaśī'

В английском переводе 'Шри Гаруда-Пураны' Motilal Banasirdass, наоборот, указано правильное произношение 'bhīmadvādaśī'. Смотрите пример-сравнение ниже (также на box, plurk, dropbox, koofr, gett):

Таким образом, правильное произношение - это именно 'Бхима' (Бхима-Экадаши, Бхима-Двадаши), а не 'Бхайми'". 

••• ═───── •❖• ─────═ •••

III. Существуют ли адаптированные/упрощённые правила поклонения Шри Варахе в Джая-Экадаши? История царя (кшатрия) Вирадханвы из "Шри Вараха-Пураны". 

Вопрос: "Я очень загорелся идеей поклонения Шри Варахе, но у меня нет золотого Мурти. Не существует каких-нибудь адаптированных и упрощённых правил для поклонения Шри Варахе в Джая-Экадаши и Бхима-Двадаши?". 

Ответ by Vishnudut1926: "Увы, нет. В 'Шри Вараха-Пуране' и 'Шри Гаруда-Пуране' обозначена очень строгая система поклонения, центром которой является именно золотое Мурти Шри Варахи.

अस्मिन्वराहपुरुषं कृत्वा देवं तु हाटकम् - asminvarāhapuruṣaṃ kṛtvā devaṃ tu hāṭakam - 'В этот день (Джая-Экадаши) следует поклоняться Мурти Шри Варахи, которое сделано из золота (hāṭaka)' - так говорится в 'Шри Гаруда-Пуране', Ачара-Кханде, 127.13.

सौवर्णं वाराहं कारयेद् बुधः दंष्ट्राग्रेणोद्धृतां पृथ्वीं  - sauvarṇaṃ vārāhaṃ kārayed budhaḥ daṃṣṭrāgreṇoddhṛtāṃ pṛthvīṃ - 'В этот день (Вараха-Двадаши) следует поклоняться золотому Мурти Шри Варахи, который держит Шри Притхви (Шри Бхуми-Деви)' - так говорится в 'Шри Вараха-Пуране', 41.7-8. 

Лично я в дни Вараха-Экадаши и Вараха-Двадаши буду повторять 'Шри Вараха-Кавачу' (сложная Кавача с ньясами), 'Шри Вараха-СахасраНам' и одну из Вараха-Мантр, но это тоже сложная система поклонения, которая требует обучения. 

В целом, усложнённая система с поклонением золотому Мурти Шри Варахи предназначена для богатых кшатриев - например, Бхима, как мы помним, относится именно к династии кшатриев. В связи с этим в 'Шри Вараха-Пуране', как раз в Главе 41 о Вараха-Двадаши, рассказывается история царя (кшатрия) Вирадханвы - перескажу вкратце. 

Некогда царь Вирадханва отправился на охоту - во время этой охоты Вирадханва убил не только огромное количество оленей около ашрама мудреца Самварты, но также умудрился убить 5 сыновей-брахманов Самварты.

Как можно было убить людей вместе с оленями? В 'Шри Вараха-Пуране' приводится следующая подробность о 5 сыновьях Самварты. 

Некогда эти 5 сыновей обнаружили оленят, которые потеряли мать-олениху и умирали. Сыновья Самварты собирались выходить оленят и для этого перенесли их в заброшенную пещеру, но в мрачной атмосфере пещеры все оленята погибли.

Таким образом, сыновья Самварты стали косвенно виновны в убийстве живых существ - в связи с этим, 5 сыновей Самварты спросили у своего отца об упае, которая могла бы снять с них тяжелую карму убийства оленят. 

Самварта порекомендовал сыновьям специальную упаю, которая предполагала йогическую медитацию - для этой медитации нужно было находиться в лесу, облачившись в шкуры оленей. 

Трагические переплетения кармы и убийство 5 брахманов. 

Во время охоты царь Вирадханва спутал 5 сыновей мудреца Самварты в оленьих шкурах непосредственно с живыми оленями и убил их. В итоге царь Вирадханва получил очень тяжелую карму убийства аж 5 брахманов!

После осознания всей тяжести устроенной бойни, царь Вирадханва сразу же помчался к своему гуру - мудрецу Деварате. 

Деварата сказал царю Вирадханве, что правильное соблюдение Вараха-Двадаши (с поклонением золотому Мурти Шри Варахи и прочими строгими правилами, указанными в Главе о Вараха-Двадаши из 'Шри Вараха-Пураны') снимет с царя всю тяжелую карму. 

Царь Вирадханва строго выполнил все указания. За правильное соблюдение Вараха-Двадаши Индра хотел забрать царя Вирадханву на свои планеты, так как дхармичные кшатрии, как правило, отправляются на Индра-Локу после смерти, но Индре помешали вишнудуты, которые решили, что за правильно проведённый пост Вараха-Двадаши царь Вирадханва заслужил жизнь на более высших локах, а именно - на Сатья-Локе (с которой никогда не падают). 

После жизни на Сатья-Локе вишнудуты переправили царя Вирадханву на Шри Вайкунтху (с которой тоже никогда не падают). 

Мораль всей истории: важность видхи при поклонении Шри Варахе. 

В конце этой истории в 'Шри Вараха-Пуране' специально подчёркивается следующее:

prasanne yajñapuruṣe kiṃ citraṃ yena tadbhavet [41-39]

iha janmani saubhāgyam āyur ārogya sampadaḥ 

eka ikā vidhinopāstā dadāty amṛtam uttamam [41-40] 

kiṃ punar varṣa saṃpūrṇe sa dadāti svakaṃ padam 

nārāyaṇaś catur mūrttiḥ parārdhyaṃ ca na saṃśayaḥ [41-41]

'Шри Вараха-Пурана', 41.39-41: 'Нет ничего удивительного в этой истории, ибо для тех, кто правильно поклоняется Яджна-Пуруше (Господу Шри Вишну), нет ничего невозможного! 

Даже однократное поклонение Бхагавану Шри Нараяне в соответствии со строгими видхи, дарует долгую жизнь, богатство, отменное здоровье и бессмертие (мокшу на Шри Вайкунтхе). 

Бхагаван Шри Нараяна дарует проживание в Своей Обители (на Шри Вайкунтхе) тем, кто поклоняется Ему в соответствии со строгими видхи'. 

Таким образом, в 'Шри Вараха-Пуране' строго подчеркивается соблюдение всех строгих правил (видхи) для Вараха-Экадаши и Вараха-Двадаши, т.е. адаптированных и лёгких правил здесь не существует. Дополнительные вопросы?".

••• ═───── •❖• ─────═ •••

IV. Две Бхагавата-Мантры: Васудева-Мантра и Вараха-Мантра.  

Вопрос: "Нет, спасибо за ответы - буду соблюдать Экадаши так, как соблюдал всегда, на голоде - по системе Мальявата и Пушпаданти". 

Ответ by Vishnudut1926: "Как вариант, можно также в Джая-Экадаши сделать акцент на повторении Васудева-Мантры [oṃ namo bhagavate vāsudevāya], потому что в 'Шри Гаруда-Пуране' есть прекрасный совет о повторении данной Вишну-Мантры:

pañca pravahaṇānyeva bhavābdhau majjatāṃ nṛṇām 

viṣṇurekādaśī gītā tulasī vipradhenavaḥ [2-32-100]

asāre durgasaṃsāre ṣaṭpadī bhaktidāyinī 

namo bhagavate vāsudevāyeti japannaraḥ [2-32-101]

'Шри Гаруда-Пурана', Прета-Кханда, 32.100-101: 'В Кали-Югу существует 5 спасательных кругов для тех, кто увяз в болоте сансары: Вишну, Экадаши, Бхагавад-Гита, Туласи, а также поклонение брахманам/коровам. 
Кроме того, даже простое повторение Мантры oṃ namo bhagavate vāsudevāya дарует все Бхакти-сиддхи и обретение Шри Вайкунтхи'.

Дополнительно в день Джая-Экадаши очень полезно погрузиться в изучение Вайшнава-Пуран, так как в 'Шри Гаруда-Пуране', Ачара-Кханде, 127.18 говорится: śrutvā purāṇaṃ devasya māhātmyapratipādakam - в день Джая-Экадаши нужно обязательно слушать (изучать) Пураны, воспевающие Величие Господа Шри Вишну". 

Вопрос: "Кстати, в связи с Васудева-Мантрой мне сразу вспомнилась Мантра 'Ом Намо Бхагавате Вараха Рупая', которую я несколько раз встречал в интернете. Эту Мантру можно повторять или для неё нужна инициация?". 

Ответ by Vishnudut1926: "Это не полная Мантра Шри Варахи, а лишь начало оригинальной Шри Вараха-Мантры, так как полная Мантра Шри Варахи примерно в 2 раза длиннее, включает в себя поклонение Шри Бхуми-Деви и строфу о Прапатти. 

Кроме того, полная Мантра Шри Варахи требует знания 'Шри Вараха-Кавачи' с ньясами (ньясы нужны как для Шри Вараха-Мантры, так и для 'Шри Вараха-Кавачи') - это одна из тех Вишну-Мантр, которую ни в коем случае нельзя повторять без Кавачи и ньяс.

В общем, лучше остановиться именно на классической Вишну-Мантре - oṃ namo bhagavate vāsudevāya, голодании и изучении Вайшнава-Пуран. Так будет намного безопаснее". 

Вопрос: "Понятно, спасибо большое за ответы - теперь у меня точно больше нет вопросов". 

Ответ by Vishnudut1926: "Не за что! Обращайтесь в случае любых сомнений - будем рады помочь!". 

••• ═───── •❖• ─────═ •••

ПРИЛОЖЕНИЕ: Несколько слов о Бхима-Двадаши из "Бхавишья-Пураны" и ссылки на сканы для самостоятельного изучения.

В "Бхавишья-Пуране" содержится отдельный вариант Бхима-Двадаши - его можно найти в Уттара-Кханде (беседах Кришны и Юдхиштхиры - смотрите, например, Том 3 Санскрит-Хинди издания भविष्य महापुराणम् हिन्दी अनुवाद सहित - अनुवादक पंडित बाबूराम उपाध्याय हिन्दी साहित्य सम्मेलन प्रयाग २००३), но...

Первая проблема с "Бхавишья-Пураной" заключается в том, что данная Пурана НЕ является Вайшнава-Пураной. 

Вариант Бхима-Двадаши из "Бхавишья-Пураны" также является усложнённым - он предполагает поклонение Четырех-Рукому Господу Шри Вишну с приглашением брахманов, конструкцией мандапы/питха-асаны, подношением золотых кувшинов, рецитацией Ведических Сукт и т.д., но из-за отсутствия упоминаний Шри Варахи этот вариант выглядит несколько чужеродно на фоне стройной системы "Вараха-Экадаши + Вараха-Двадаши", которую предлагают "Шри Гаруда-Пурана" и "Шри Вараха-Пурана". 

Здесь всё ещё осложняется тем, что "Бхавишья-Пурана" является раджасика-Пураной (это вторая проблема), а также жутко интерполированной Пураной (эта третья проблема), т.е. Пураной со множеством поздних неавторитетных приписок и дополнений.

Лично я вообще не принимаю "Бхавишья-Пурану" как Прамана-Шастру и советую всем остальным вайшнавам/вайшнави делать то же самое. 

Таким образом, подчеркну ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ: у нас есть 2 прекрасные Вайшнава-Пураны (Вараха и Гаруда), которые говорят о том, что Джая-Экадаши и Джая-Двадаши - это дни поклонения именно Шри Варахе, поэтому те, кто знают продвинутую Вараха-садхану (Кавача, 1000 Имён, Вараха-Мантра и т.д.) в эти 2 дня должны поклоняться именно Шри Варахе, даже если у них нет золотого Мурти Шри Вараха-Аватары. 

И дополнительно укажу ссылки для самостоятельного изучения. 

·•••【...Гаруда...】•••·

01-A. 'Шри Гаруда-Пурана', Глава 127 о Джая-Экадаши на Санскрите-английском - стр. 302 в издании New Bharatiya - ссылка на pdf-скан.

01-B. Версию в транслитерации IAST также всегда можно найти на GRETIL - http://gretil.sub.uni-goettingen.de/gretil/1_sanskr/3_purana/garup1_u.htm

·•••【...Вараха...】•••·

02-A. 'Шри Вараха-Пурана', Глава о Вараха-Двадаши на английском в издании Motilal Banasirdass, стр. 124 в Томе 1 - ссылка на pdf-скан.

02-B. 'Шри Вараха-Пурана' на Санскрите с разметкой Глав, вшитой в меню "Закладки" (вызывается через CTRL+B в большинстве pdf-ридеров), смотрите всю Главу 41 - ссылка на pdf-скан.

02-C. Глава 41 'Шри Варахи-Пураны' на Деванагари, на сайте sa.wikisource.org - ссылка 

·•••【...Падма...】•••·

03-A. "Шри Падма-Пурана" - все Главы об Экадаши для каждого месяца можно найти в Томе 7 издания Motilal Banasirdass - ссылка на pdf-сканы (история о Мальявате и Пушпаданти находится на стр. 2485 Тома 7). 

03-B. "Шри Падма-Пурану" на Деванагари можно скачать на Vedic Reserve - https://vedicreserve.miu.edu/puran.htm

·•••【...Бхавишья...】•••·

04. У меня в домашних архивах есть вышеуказанное 3-Томное издание "Бхавишья-Пураны" на Санскрите-Хинди, но я этот вариант никогда не добавлю в свои электронные библиотеки по причинам указанным выше (раджасика-Пурана с кучей интерполяций). 

Тем не менее, если кто-то просто захочет изучить вариант Бхима-Двадаши из данной раджасика-Пураны, то вырезанные страницы можно найти в моих облачных дисках: box, dropbox, koofr, gett

Статья by Vishnudut1926, Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 22-февраль-2021
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах