Narayanastra некоторое время назад опубликовал блестящий лонгрид, посвящённый Урхдва-Пундре (Тилакам), ссылка - https://narayanastra.blogspot.com/p/on-symbols-and-practices-of-vaishnavism.html
Я сейчас как раз собираю материалы для лонгрида также на тему Урдхва-Пундры с множеством праманов из Вайшнава-Пуран, Вед и "Шри Саттвата-Самхиты"/"Шри Ишвара-Самхиты", но не знаю как быстро получится создать лонгрид, так как в Москве настали очень романтичные снегопады и мы с Вишновским предаёмся dolce far niente под альбомы с нордическим джазом (сейчас у меня на фоне звучит Silje Nergaard и альбом "Silje" аж 1991 года).
У смарта-брахманов существует очень долгая история противостояния Вайшнавизму: смартов то заносит в дикий тамас с нанесением причудливых тилаков из пепла, то в какую-нибудь форму шиваизма с нанесением тилаков в форме тришул (трезубцев) - тришула-тилаки не считаются авторитетными и порою опровергаются даже самими смарта-брахманами (наиболее трезвыми из них!).
Narayanastra выносит совершенно справедливый вердикт о том, что - цитирую:
"Hence, this work [Yatidharamasangrah of Visweswara Saraswati] shows that the sannyAsa sampradAya of advaita was Vaishnava originally".
И цитирует классику в виде "Яма-Смрити" - данная классика также присутствует в вышеупомянутой компиляции "Ятидхармасанграха":
“दत्त्वा तोयाञ्जलिं विप्रो भक्त्या संप्रार्थयेद्धरिम् । सर्वदेवतात्मके तोये तोयाहुतिमहं हरे ॥
दत्त्वा सर्वैषणां त्यक्त्वा युष्मच्चरणमागतः । त्राहि मां सर्वलोकेश गतिरन्या न विद्यते ॥
संन्यस्तं मे जगन्नाथ पाहि मां मधुसूदन । त्राहि मां सर्वदेवेश वासुदेव सनातन ॥
संन्यस्तं मे जगद्योने पुण्डरीकाक्ष मोक्षद । अहं सर्वाभयं दत्त्वा भूतानां परमेश्वर ॥
युष्मच्चरणमापन्नस्त्राहि मां पुरुषोत्तम ॥”
“dattvā toyāñjaliṃ vipro bhaktyā saṃprārthayeddharim ।
sarvadevatātmake toye toyāhutimahaṃ hare ॥
dattvā sarvaiṣaṇāṃ tyaktvā yuṣmaccaraṇamāgataḥ ।
trāhi māṃ sarvalokeśa gatiranyā na vidyate ॥
saṃnyastaṃ me jagannātha pāhi māṃ madhusūdana ।
trāhi māṃ sarvadeveśa vāsudeva sanātana ॥
saṃnyastaṃ me jagadyone puṇḍarīkākṣa mokṣada ।
ahaṃ sarvābhayaṃ dattvā bhūtānāṃ parameśvara ॥
yuṣmaccaraṇamāpannastrāhi māṃ puruṣottama ॥”
Перевод (быстрый и не сверхточный - я перевожу лишь общий смысл): "После анджали с водой брахман, принимающий санньясу, должен принести поклоны Бхагавану Шри Хари со следующими словами: 'Я принимаю прибежище у Тебя, Господь Шри Джаганнатха. Прошу защити меня, Господь Шри Мадхусудана! О Извечный Господь Шри Васудева - я принял прибежище у Твоих Стоп, а потому прошу - защити меня и даруй мне мокшу'".
Кстати, я в своём лонгриде буду делать акцент не на борьбе с ересями, а постараюсь собрать как можно Праманов из Вайшнава-Пуран, так как в "Шри Падма-Пуране" есть много Праманов об Урдхва-Пундре, которые можно найти в разных Кхандах и которые нужно собрать в один букет для отдельной публикации.
Такие вот новости в этот прекрасный и очень снежный февраль в Москве! Статью Narayanastra я очень и очень рекомендую, напомню ссылку - https://narayanastra.blogspot.com/p/on-symbols-and-practices-of-vaishnavism.html
И напоследок ещё один прекрасный блок Праманов от Narayanastra в форме цветного скриншота из Visual Studio (цветная расцветка также выполнена этой программой! - скрин также на #box, #plurk):