सर्वेषु भूतेषु च मित्रभावं भजन्त्व् अयं सर्वगतो हि विष्णुः | ४३.१५ |
sarveShu bhUteShu cha mitrabhAvaM bhajantv ayaM sarvagato hi viShNuH | 43.15 |
Перевод: "Бхагаван Шри Вишну присутствует абсолютно во всех явлениях данного мира и даже в каждом живом существе как Лучший Друг (Митра-Бхава), ведущий дживу к высшей цели, а именно - к Шри Вишну-Локе".
Удивительно, но вот этот очень простой Стих из "Шри НараСимха-Пураны" содержит в себе сразу 2 ключевые Сиддханты:
Сиддханта №1 - Сакхья-Раса (Митра-Бхава) и Мадхурья-Раса (Шрингара-Бхава).
Сакхья-Бхава (Митра-Бхава), которую можно найти в Гимнах Альваров из Шри Рамануджа-Сампрадаи (т.е. в Дравида-Ведах), смотрите фразу "मित्रभावं भजन्त्व् - mitrabhAvaM bhajantv" - буквально "О Господь Шри Вишну, Ты находишься в Сакхья-Бхаве (Митра-Бхаве) с каждым живым существом".
Сравните вышеприведённый Стих из "Шри НараСимха-Пураны" с похожим Стихом 4.12.37 из "Шри Бхагавата-Пураны" ("Шримад-Бхагаватам"):
शान्ताः सम-दृशः शुद्धाः सर्व-भूतानुरञ्जनाः
यान्त्य् अञ्जसाच्युत-पदम् अच्युत-प्रिय-बान्धवाः
shAntAH sama-dRRishaH shuddhAH sarva-bhUtAnura~njanAH
yAnty a~njasAchyuta-padam achyuta-priya-bAndhavAH
Перевод: "Обители Бхагавана Шри Вишну достигают те, кто осознал, что Бхагаван Шри Вишну присутствует абсолютно во всём, что нас окружает и в каждом живом существе. Для таких Вайшнавов Бхагаван Шри Вишну становится Единственным Возлюбленным (Ачьюта-Прия)".
Данный стих из "Шри Бхагавата-Пураны" примечателен тем, что его можно трактовать как с точки зрения Сакхья-Расы (Митра-Бхавы), так и с точки зрения Мадхурья-Расы (Шрингара-Бхавы).
В большей степени, с точки зрения Мадхурья-Расы, так как выражение "Ачьюта-Прия" указывает именно на Шрингара-Самбандху!
Кстати, Сакхья-Бхавы в Гимнах Альваров намного, намного МЕНЬШЕ, чем чистой Мадхурья-Бхавы, но тем не менее! Напомню, что #"Шри Тируппавай" Шримати Андал-Деви#, который считается одной из ключевых Грантх Шри Рамануджа-Сампрадаи, был написан Шримати Андал-Деви (Аватарой Шримати МахаЛакшми-Деви) в чистой Гопи-Бхаве и Шрингара-Расе!
Сиддханта №2 - Шри Вишва-Вишну и Санскритская этимология.
Это Ведическая Сиддханта, которая гласит, что всё, что нас окружает (и даже наши мысли) сотканы из Бхагавана Шри Вишну. Ведически этимология Имени "Вишну" очень сильно связано со словом "विश्व - vishva" - "весь, всё".
Именно по этой причине "Шри Вишну-СахасраНам" начинается со знаменитой Шлоки विश्वं विष्णुर्वषट्कारो भूतभव्यभवत्प्रभुः - vishvaM viShNur vaShaT.hkAro bhUta bhavya bhavat prabhuH.
Также смотрите, например, Яджур-Веду, 31.19:
तस्थुर्भुवनानि विश्वा
tasthurbhuvanAni vishvA
Перевод: "Бхагаван Шри Вишну присутствует во всём, что нас окружает (Господь Шри Вишну является ВсеОбъемлющим, ВсеОхватывающим)".
Мантра №241 "Шри Вишну-СахасраНама" базируется на такой красивейшей фразе как विश्वभुग्विभुः (vishvabhugvibhuH) и Шри Парашара Бхатта (один из ключевых Ачарьев Шри Рамануджа-Сампрадаи) объясняет данную фразу с Ведической точки зрения, а именно с точки зрения "Шри Пуруша-Сукты" из РигВеды, цитируя такую Мантру "Шри Пуруша-Сукты" как:
सर्वाणि रूपाणि विचित्य धीरः
sarvANi rUpANi vichitya dhIraH
Перевод: "Все существующие формы и все существующие имена созданы Бхагаваном Шри Нараяной".
У Вайшнава-брахманов, а также у тех смарта-брахманов, которые поклоняются Бхагавану Шри Вишну (#пост о подобных смарта-брахманах), существуют очень детальные толкования Вишва-Вишну-Сиддханты с подробным объяснениям Санскритских корней, дериватов и т.п.
Если вы будете общаться с подобными брахманами, то обязательно поразитесь очень завораживающей красоте тех Санскритских конструкций, которые они используют!
Vishnudut1926, Москва, Декабрь 2018