среда, 21 ноября 2018 г.

"Апастамба-Дхарма-Сутра" о значении слова "Ачарья", изучении Вед, запрете на спиртное/лук/чеснок/грибы...

Я в последнее время часто упоминаю "Апастамба-Дхарма-Сутру" из Тайттирии Чёрной Яджур-Веды по той причине, что "Апастамба-Дхарма-Сутра" является одним из тех фундаментов, что придают Шри Рамануджа-Сампрадае именно Ведический статус (наряду с ПанчаСуктой [wiki], такими Мантрами РигВеды как знаменитая РигВеда-Мандала 1.22.20 तद् विष्णोः परमम् पदं - tad viShNoH paramam padaM  и остальными многочисленными Ведическими Праманами). 

Ниже - мой перевод отрывков из книги "Dharmasutras - The Law Codes of Apastamba, Gautama, Baudhayana and Vasishtha" by Patrick Olivelle, 2000". Патрик Оливелль делает очень интересные наблюдения, а также цитирует очень интересные отрывки из Апастамба-Дхармы: 

"Исследователи причисляют "Апастамба-Дхарма-Сутру" к Сутрам очень "пуританского" направления. 

Например, другие Дхарма-Сутры позволяют брахманам
жить сразу с 4 жёнами, тогда как Апастамба очень твёрд в вопросах моногамии и запрещает принимать даже вторую жену, особенно в том случае, если первая жена способна принимать участие в Ведических ритуалах и вынашивать детей. 

В целом, взгляды Апастамбы на женщин очень прогрессивны по меркам остальных Дхарма-Сутр. Например, Апастамба строго запрещает мужчинам оставлять жён ("Апастамба-Дхарма-Сутра", 1.28.19), а также позволяет дочерям вступать в права наследства (2.14.4). 

Апастамба также указывает на то, что такого понятия как "разделение имущества между мужем и женой" не должно существовать в силу того, что муж и жена связаны Ведическими узами, а потому обладают равным правом на всё имущество (2.29.3). 

Кроме того, жена может принимать подарки (пожертвования), а также распоряжаться имуществом, не спрашивая разрешения у мужа (2.12.16). 

Апастамба также подчёркивает то, что женщины часто являются хранительницами традиционных ритуалов, а потому могут выступать как советники (2.15.9, 2.29.11). 

НЕКОТОРЫЕ ОТРЫВКИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ ОСНОВНОГО ТЕКСТА "АПАСТАМБА-ДХАРМА-СУТРЫ".

О разделении на варны.
"Существует 4 варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Те, кто НЕ относятся к шудрам, могут получать Ведические инициации, изучать Веды и проводить Ведические ритуалы. Шудры должны служить остальным варнам. Чем выше класс, которому служат шудры, тем большее благо шудры получат в следующей жизни". 
О Дхарме и перерождениях. 
"Следуя Дхарме, люди низших варн (шудры, вайшьи) продвигаются к рождению в высших варнах (кшатрии, брахманы) в следующей жизни. Следуя Адхарме (то есть нарушая Дхарму), даже люди из высших варн обрекают себя на рождение в низших варнах в следующих жизнях". 
Об Ачарье. 
"Ачарья - это человек, который аккумулирует (आचिनोति  - Acinoti - "ачиноти" - "аккумулировать" - глагол на Санскрите) и передаёт различные Видьи из Вед. 
Любое оскорбление Ачарьи намного страшнее греха оскорбления родителей, потому что Ачарья даёт рождение нашему духовному телу (Мокшу) с помощью Ведического знания, тогда как родители всего лишь дают рождение нашему физическому телу". 
Об отношениях Ачарьи и ученика. 
"Ачарья должен любить ученика как сына. Даже в чрезвычайных условиях Ачарья не должен использовать ученика в своих эгоистичных целях. Ачарья также должен внимательно следить за тем, чтобы ничто не мешало ученику в прогрессивном изучении Вед.
Ачарья перестаёт быть Ачарьей в тот момент, когда начинает поверхностно относится к образованию своего ученика. То же самое касается и ученика: ученик перестаёт быть учеником в тот момент, когда теряет остроту ума и внимательность по отношению к тем наставлениям, что передаёт ему Ачарья". 
О рецитации/изучении Вед. 
"Рецитация/изучение Вед - это аскеза" - так говорится в одной из Брахман.*** Когда брахман изучает/рецитирует Веды в любых условиях (стоя, сидя, лёжа и т.п.), то он всегда выполняет аскезу, потому что "Рецитация/изучение Вед - это аскеза"!"
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Веды делятся на 2 части: 1. Мантра (Гимны и Ритуалы из различных Ведических Самхит) и 2. Брахмана (Упанишады и Араньяки).

В данном случае имеется в виду выражение तपः स्वाध्याय - tapaH svAdhyAya - "Изучение/рецитация Вед является аскезой" из Тайттирия-Араньяки. Эта фраза обрамляет данную цитату в стиле #рондо

Санскритское слово स्वाध्याय (svAdhyAya) очень многозначно: оно означает изучение Вед, громкое пение Вед, повторение Гаятри-Мантр, а также повторение Ведических Гимнов/Мантр либо шёпотом, либо просто в уме". [окончание примечания переводчика] 

О грехах. 
"Теперь мы укажем на грехи, которые раздирают человечество: гнев, перевозбуждение, ярость, жадность, смятение/атеизм/сомнения***, притворство, злоба, ложь, переедание, клевета (распускание слухов)".
***"Шри Бхагавад-Гита", 4.40: अज्ञश्चाश्रद्दधानश्च संशयात्मा विनश्यति - aj~nashchAshraddadhAnashcha sa.nshayAtmA vinashyati -  "Для тех, кто сомневается и является атеистом, не существует ни этого мира, ни следующего, так как сомневающиеся и атеисты мертвы уже при этой жизни". 
Наставления, касающиеся спиртного/еды. 
"Абсолютно запрещены любые виды спиртного. Также запрещено использовать любые наркотические вещества и, в частности, различные наркотические травы, использующиеся в приготовлении алкоголя. 
Полностью запрещается есть чеснок и лук. Грибы в любых видах также запрещены, так как в Брахманах говорится: "Грибы не подходят для пищи". 
О выборе Ачарьи. 
"Ачарьей может быть только брахман. Во времена различных бедствий можно принимать в качестве Ачарьи кшатрия и вайшью, но ни в коем случае не шудру. В спокойные времена Ачарьей всегда становится только брахман". 
Перевод с Санскрита/английского, примечания 
by Vishnudut1926, Москва, Ноябрь 2018