Synopsis in English: Russian rubrique dedicated to "Shree Vachana-Bhushanam" continued, 14th post in series. Themes: Sheshatva, Shri NammAlvar, ThiruMangai Alvar, Svabhavika-Prema and example of Shri Lakshmana from "Shree Ramayana".
###Данная статья тематически
относится к циклу статей о
Шри МахаЛакшми-Сампрадае,
смотрите рубрикатор -
Предыдущий пост (ссылка) оборвался на теме естественной Самбандхи между Бхагаваном Шри Нараяной и дживой и вопросе "Джива хочет быть с Бхагаваном Шри Нараяной из-за Мадхурьи/Айшварьи или из-за естественной изначальной Самбандхи?"
Небольшое пояснение к тому, о чем я буду писать ниже. В Санскрите есть прекрасное слово स्वाभाविक (svAbhAvika), а в английском есть очень хорошие, емкие термины "innate" и "inherent".
Все эти слова можно перевести как "внутренне присущее изначально, от рождения".
В русском языке, к большому сожалению, нормального термина для перевода слова स्वाभाविक (svAbhAvika) не существует, поэтому мне приходится оперировать такими не очень правильно звучащими субститутами как "естественный, натуральный, внутренне присущий".
Итак, ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья однозначно отвечает, что джива с Бхагаваном Шри Нараяной именно из-за
естественной Самбандхи и продолжает развивать данную тему в Сутрах 109-114.
В этих же Сутрах ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья снова возвращается к теме "Шешатвы", которая является одним из столпов Шри Рамануджа-Сиддханты.
ШЕШАТВА И "ЛЮБОВЬ РАДИ ЛЮБВИ".
Естественная Самбандха (Свабхавика-Самбандха) предполагает, что джива любит Бхагавана Шри Нараяну вообще без каких-либо корыстных мотивов, в данном случае мы говорим именно о любви без эгоизма - "любви ради любви".
Шри СатьяМурти Свами из Гвалиора в своем английском переводе "Шри Вачана-Бхушанам" использует блестящие термины "disinterested love" и "love for its own sake".
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО - ВОЗМОЖНА ЛИ КОРЫСТНАЯ ЛЮБОВЬ ДЖИВЫ?
Чтобы показать именно неэгоистичный характер любви дживы к Бхагавану Шри Нараяне ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья переходит к доказательству от противного.
Предположим, пишет ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья, что джива все-таки любит Бхагавана Шри Нараяну не чистой любовью, а просто из-за Айшварьи, Мадхурьи и т.п., т.е. опираясь на свои эгоистические конструкты.
По идее подобная нечистая и корыстная любовь должна прекратиться в тот момент, когда Бхагаван Шри Нараяна отбрасывает Качества Мадхурьи/Айшварьи и предстает перед дживой в несколько злобной персонификации.
Подобные примеры ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья приводил ранее - это примеры из Грантх Альваров. В Грантхах Альваров есть отрывки, в которых они ругают Бхагавана Шри Нараяну за то, что Он обрекает их на разлуку с Ним или, например, долго не отзывается на Молитвы.
ШРИ НАММАЛЬВАР И ПРИМЕРЫ ДИВЬЯ-БХАВ.
Подобные отрывки есть в Грантхах Шри НаммАльвара. В Грантхах Шри НаммАльвара можно найти разительные переходы от религиозного экстаза к состоянию полного опустошения: когда НаммАльвар ощущает Присутствие Бхагавана Шри Нараяны, то он пишет о переизбытке радостных эмоций, но когда Бхагаван Шри Нараяна оставляет его - переживания наполняются чувством скорби и опустошения. ***
***Примечание by Vishnudut1926: Подобные перепады настроения ни в коем случае нельзя трактовать с обыденной мирской точки зрения, так как они относятся к Дивья-Бхавам.
Например, в Грантхах Шри Гаудия-Сампрадаи при описании МахаБхавы Шримати Радхарани-Деви также часто описываются состояния опустошения и скорби, но это все Божественные Эмоции (Дивья-Бхавы), они не имеют никакого отношения к обыденным психическим расстройствам типа депрессии и т.п.
Например, в "Тирувоймоли" (5.3.5) НаммАльвар ругает и отчитывает Бхагавана Шри Нараяну за чрезмерно раздутую эгоистичность, полное отсутствие сострадания, за избегание общения, за ложь и обман, но при этом пишет о том, что Бхагаван Шри Нараяна всегда остается его Ашраей (Прибежищем), даже несмотря на все вышеуказанные "промахи".
МОЖЕТ ЛИ ДЖИВА РАЗОЧАРОВАТЬСЯ В БХАГАВАНЕ ШРИ НАРАЯНЕ?
Казалось бы подобные "промахи" Бхагавана Шри Нараяны должны привести к тому, что джива рано или поздно разочаруется/озлобиться и поймет, что отношения с Бхагаваном Шри Нараяной базируются не только на радужной Айшварье и Мадхурье.
Но почему разочарования не происходит? Почему джива продолжает льнуть к Бхагавану Шри Нараяне?
Ответ на этот вопрос прост: дживой движет не сколько любовь, сколько "Шешатва" - укоренное в свабхаве дживы желание служить Бхагавану Шри Нараяне.
ШРИ ТИРУМАНГАЙ АЛЬВАР И ПРИМЕР С ГУСЕНИЦЕЙ.
Чтобы подготовить почву для объяснения противоречивой природы "Шешатвы" ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья цитирует Стих 11.8.7 из "Шри Периа-Тирумели" ("Shri Peria-Thirumezhi").
Данный стих принадлежит Тирумангай Альвару и звучит следующим образом: "О мой Господь! Обычно Ты подобен сахарному тростнику, который дарит лишь сладость отношений, но если Ты вдруг станешь горьким словно плод дерева нима, я, твой вечный слуга, все равно не буду думать ни о чем, кроме Твоих Лотосных Стоп - подобно гусенице, которая родилась на дереве нима и которая обречена вкушать лишь его горечь".
Этот Стих прекрасно объясняет природу Шешатвы и естественной непреодолимой любви дживы к Бхагавану Шри Нараяне.
РАССМОТРЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ "АЙШВАРЬЯ/МАДХУРЬЯ БХАГАВАНА ШРИ РАМЫ И ЛАКШМАН".
Большая часть Сиддханты "Шри Вачана-Бхушанам" базируется на "Шри Рамаяне", поэтому далее ОМ ВишнуПад Пиллай ЛокАчарья переходит к рассмотрению примера с Лакшманом.
В "Шри Рамаяне" есть отрывок, в котором Лакшмана говорит Хануману о том, что он последовал за Бхагаваном Шри Рамой даже в изгнании из-за того, что был очарован Качествами (Гунами) Бхагавана Шри Рамы - "ahamasyavaro bratha gunair dhasyam upagataha".
Здесь возникает вопрос - разве это не прекрасный пример того, что джива может очароваться Мадхурьей/Айшварьей Бхагавана Шри Нараяны?
И также под-вопрос. В примерах выше было показано, что Шешатва стоит выше Мадхурьи/Айшварьи. Получается, что Лакшмана в "Шри Рамаяне" олицетворяет просто служение более низкого порядка, т.е. служение вызванное Мадхурьей/Айшварьей?
На данный вопрос можно ответить одним словом "Ади-Шеша". На самом деле Лакшмана является Аватарой Ади-Шешы, Самого Первого Слуги Бхагавана Шри Нараяны, поэтому вышеприведенные слова Лакшмана о том, что он привлекся Качествами Бхагавана Шри Рамы не следует трактовать в очень прямом смысле: Лакшмана на самом деле говорит лишь об одном из мотивов для своего служения.***
***Примечание by Vishnudut1926: Здесь нужно особенно отметить то, что:
А) Шри Рамануджа-Ачарья считается Аватарой Ади-Шешы, поэтому говоря о Лакшмане, мы фактически говорим о Шри Рамануджа-Ачарье.
Б) "Ади-Шеша" переводится как "Изначальный Слуга" - это сверхважно в контексте обсуждения "Шешатвы".
Таким образом, на примере Лакшмана прекрасно видно, что Шешатва всегда первична, а любые другие мотивы, даже если они, как кажется, обозначаются в Вайшнава-Грантхах, всегда носят вторичный, подчиненный к Шешатве характер.
Vishnudut1926, Москва, апрель 2017
Продолжение в следующем посте, пожалуйста, смотрите рубрикатор всей серии:
###Данная статья тематически
относится к циклу статей о
Шри МахаЛакшми-Сампрадае,
смотрите рубрикатор -