Почитание Шри Вайкунтхи — это прекрасная черта характера, а медитацию на Шри Вайкунтху всегда рекомендовал сам Шри Рамануджа-Ачарья. Тем не менее, иногда Мантры, казалось бы, указывающие на Шри Вайкунтху, на самом деле, рассказывают о Шримане Нараяне. Далее — объяснение на примере Мантры №3 «Шри Лакшми-Нараяна-Хридайи».
नारायणः परं धाम ध्यानं नारायणः परः ।
नारायण परो धर्मो नारायण नमोऽस्तु ते ॥३॥
nārāyaṇaḥ paraṃ dhāma dhyānaṃ nārāyaṇaḥ paraḥ ।
nārāyaṇa paro dharmo nārāyaṇa namo'stu te ॥3॥
«Шри Лакшми-Нараяна-Хридая», Мантра №3: «Бхагаван Шри Нараяна — Наивысшая Обитель и Наивысшее Прибежище; нет дхьяны (медитации) выше, чем дхьяна, посвящённая Шриману Нараяне; Наивысшая Дхарма — это поклонение Господу Шри Нараяне. Я предлагаю свои смиренные поклоны Бхагавану Шри Нараяне».
КОММЕНТАРИЙ.
На первый взгляд может показаться, что речь в Мантре №3 идёт о Шри Вайкунтхе как Наивысшей Обители Бхагавана Шри Нараяны, но в действительности здесь говорится о Бхагаване Шри Нараяне как Наивысшей Обители и Наивысшем Прибежище для всех джив. Подобное толкование связано с Мантрами №93 и №94 «Шри Маха-Нараяна-Упанишады». Вспомним, как звучат данные Мантры.
नारायण परं ब्रह्म तत्त्वं नारायणः परः ।
नारायण परो ज्योतिरात्मा नारायणः परः ॥९३॥
nārāyaṇa paraṃ brahma tattvaṃ nārāyaṇaḥ paraḥ ।
nārāyaṇa paro jyotirātmā nārāyaṇaḥ paraḥ ॥93॥
В Мантре №93 говорится о Бхагаване Шри Нараяне как о Пара-Брахмане, Наивысшей Таттве, Наивысшем Достижении для атмы (дживы) и Наивысшем Божественном Свете.
यच्च किंचिज् जगत्यस्मिन् दृश्यते श्रूयतेऽपि वा ।
अन्तर्बहिश्च तत्सर्वं व्याप्य नारायणः स्थितः ॥९४॥
yacca kiṃcij jagatyasmin dṛśyate śrūyate'pi vā ।
antarbahiśca tatsarvaṃ vyāpya nārāyaṇaḥ sthitaḥ ॥94॥
А в Мантре №94 говорится о всеохватывающей/вездесущей Божественной природе Шримана Нараяны: «Нет ничего, что было бы отделено от Шримана Нараяны. Господь Шри Нараяна буквально пронизывает Собой всё творение и пребывает в нём как Глубинная Божественная Сущность. И что бы ни было в этом мире видимо или слышимо, и внутри и снаружи — во всём присутствует Шриман Нараяна».
Можно также сказать, что Мантра №93 «Шри Маха-Нараяна-Упанишады» содержит знание о трансцендентной природе Шримана Нараяны, а Мантра №94 рассказывает об имманентной природе Шримана Нараяны.
Таким образом, в свете прозвучавших Мантр «Шри Маха-Нараяна-Упанишады», мы толкуем Мантру №3 «Шри Лакшми-Нараяна-Хридаям» не как указывающую на Шри Вайкунтху, а как рассказывающую о Шримане Нараяне — Наивысшей Обители/Наивысшем Прибежище для всех джив, а также Наивысшем Достижении в религиозных исканиях любой дживы.
•◌•◌•◌•◌•★•◌•◌•◌•◌•
Данный пост подготовлен на основании электронного издания портала Северной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи — https://www.sadagopan.org/ebook/pdf/Lakshmi%20Narayana%20Hrudayam.pdf.
Статья, перевод, примечания, OCR санскрита:
Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 01-ноябрь-2025
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах
Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):
SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926
▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/
▲WP https://vishnudut.wordpress.com/
▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus
