Продолжение серии, посвященной "Шри АхирБудхнья-Самхите" - одной из ключевых Грантх Шри Вайшнава-ПанчаРатры и Шри Рамануджа-Сампрадаи.
"АхирБудхнья" - это имя одного из 11 Рудр/Шив. Вся "Шри АхирБудхнья-Самхита" построена как беседа АхирБудхнья-Рудры и Нарады-Муни - в данной беседе Шива делится различными секретами поклонения Бхагавану Шри Вишну, Шримати Лакшми-Деви и Шри Сударшана-Чакре.
❦ ════════ •⊰❂⊱• ════════ ❦
Глава 9 "Шри АхирБудхнья-Самхиты" практически полностью посвящена Маха-Вибхути-Чакре.
В этой Главе Шива рассказывает о нескольких видах Вишну-Чакр - если изложить общую идею Главы, то получится следующее:
Шримати Лакшми-Деви и Бхагаван Шри Вишну в виде Шад-Гунья-Виграхи являются источником Маха-Вибхути-Чакры, а уже из Маха-Вибхути-Чакры исходят различные Чакры более низших уровней.
Смотрите простую карту "чакрополитена" ниже (а также на box, dropbox, plurk, koofr):
Итак, в первых 9 стихах Главы 9 АхирБудхнья-Рудра рассказывает о том, что абсолютно все явления в Творении регулируются различными Вишну-Чакрами - например, Адхара-Чакра регулирует 3 гуны Творения - саттву/раджас/тамас, а Наята-Чакра (Кала-Чакра) отвечает за контроль и время:
cakraṃ triṃśadaraṃ proktaṃ śaktiḥ sā yena dhāryate || 9-3 ||
tādṛśaṃ naiyataṃ cakraṃ niyatiryena dhāryate |
ṣaḍaraṃ kālacakraṃ tat sa kālo yena dhāryate || 9-4 ||
Кроме того, существуют Вишну-Чакры, регулирующие элементы: акаша — Чакра с 1 спицей, вайю — Чакра с 2 спицами, теджа — Чакра с 3 спицами, джала — Чакра с 4 спицами и притхви - Чакра с 5 спицами.
И даже Вишну-Чакры, регулирующие интеллект (буддхи) — 11 спиц и эго (аханкару) — 8 спиц:
sattvaṃ rajastamaścaiva dhāryante yairmahāmune |
tāni tvādhāracakrāṇi tryarāṇīti vidurbudhāḥ || 9-5 ||
cakramekādaśāraṃ tu buddhiḥ sā yena dhāryate |
aṣṭāraṃ tanmahācakramahaṃkārasya dhārakam || 9-6 ||
ekāraṃ vaiyataṃ cakraṃ dvyaraṃ tadvāyudhārakam |
tryaraṃ taijasamākhyātamāpyaṃ caturaraṃ mune || 9-7 ||
pañcāraṃ pārthivaṃ cakraṃ pṛthivī yena dhāryate |
guṇacakrāṇyaraiḥ sarvāṇyaṅkitāni tribhistribhiḥ || 9-8 ||
ekādaśavidhaṃ cakramaindriyaṃ dviyugārakam |
iyamādhāraśaktiste proktā pratisvikī mune || 9-9 ||
После блока из 9 начальных стихов Шива переходит к рассказу о Маха-Вибхути-Чакре - в этом рассказе Шива будет особенно подчёркивать такие категории как "апрамейя" (непознаваемость) и "ананта" (бесконечность).
В предыдущей части мы уже говорили о том, что главная созидающая роль в "Шри АхирБудхнья-Самхите" принадлежит Крия-Шакти и Шри Сударшане-Чакре, которые, в свою очередь, являются амшами Шримати Лакшми-Деви, поэтому в стихе 9.11 Шива говорит: "viṣṇuśaktimayī tathā", т.е. подчёркивает идею о том, что "Маха-Вибхути-Чакра" является Шакти Бхагавана Шри Вишну.
Шива также приводит пример с непрерывным потоком [ekadhāraṃ] и непрерывным ветром [pāvamānena]: вся созидающая деятельность Маха-Вибхути-Чакры подобна непрерывно дующему ветру, который приводит в движение абсолютно всё - от Вьюх Бхагавана Шри Вишну (Санкаршана и т.д.) до малейших элементов Творения.
Выше мы обсуждали различные Вишну-Чакры с определённым количеством лучей (спиц), но Маха-Вибхути-Чакра относится к категориям бесконечности, поэтому в стихе 9.12 Шива говорит: "cakramanantāraṃ" - "У Маха-Вибхути-Чакры бесконечное число лучей (спиц)".
mahāvibhūticakram
ekadhāraṃ mahaccakraṃ mahābhūtikaraṃ śṛṇu |
mahāketupaṭī yadvadvitatā vyomni dhāryate || 9-10 ||
aniśaṃ pāvamānena pavamānena vai mune |
saṃkarṣaṇādibhūmyantā viṣṇuśaktimayī tathā || 9-11 ||
nirālambe paṭe bhūtiḥ saṃkalpenaiva dhāryate |
tatsaṃkalpamayaṃ cakramanantāraṃ mahāmune || 9-12 ||
Далее АхирБудхнья-Шива подчёркивает идею "апрамейи" (непостижимости):
divyaṃ mahāvibhūtyākhyamavāṅmanasalaṅghitam |
aprameyamanādyantaṃ bhāvābhāvasvalakṣaṇam || 9-13 ||
anantāramaparyantaṃ paryantakulasaṃkulam |
brahmāṇḍakoṭikoṭyoghakoṭyarbudavibhāvitam || 9-14 ||
"Шри АхирБудхнья-Самхита", 9.13-14: "Эта Божественная Чакра [Дивья-Чакра - divyaṃ mahāvibhūtyā] известна как 'Маха-Вибхути-Чакра'. Данная Чакра относится к категории 'апрамея' [aprameyamanādyantaṃ], т.е. Её нельзя постичь умом и словами.
Эта Чакра бесконечна и, как и во всём Божественном, - в этой Чакре сочетаются абсолютно противоположные вещи - бхава (существование) и абхава (несуществование) [bhāvābhāva sva lakṣaṇam]. Эта Чакра ничем не лимитирована и ничем не ограничена [aparyantaṃ].
В данной Чакре постоянно возникают лучи, которые невозможно сосчитать. Эта Чакра постоянно создаёт миллиарды и миллиарды новых брахманд".
После данного объяснения Шива приводит пример с космосом и облаками: Маха-Вибхути-Чакра подобна безграничному/бесконечному космосу, в котором, словно очень и очень маленькие облака, плавают различные брахманды:
mahābhūtasahasraughasahasraughavibhāvanam |
jyotiriṅgaṇasacchāyairindriyaiḥ koṭikoṭiśaḥ || 9-15 ||
aṅkitaṃ kṣudrameghābhairbrahmāṇḍairanucitritam |
mahābhūtamayībhistu kvacidadbhirivātatam || 9-16 ||
Шива также приводит красивый пример с Бхакти (поклонением Стопам Господа Шри Вишну) и дождём:
vipruṅbhiriva varṣāṇāṃ vitataṃ vaiṣṇavaṃ padam |
mahābhūtaiḥ kvaciddīptaṃ jyotirbhirayutāyutaiḥ || 9-17 ||
"Шри АхирБудхнья-Самхита", 9.17: "Подобно тому, как в дожде содержатся миллиарды частиц воды, в этой Маха-Вибхути-Чакре, всегда поклоняющейся Стопам Господа Шри Вишну [vaiṣṇavaṃ padam], присутствуют абсолютно все миры, Творения и т.д."
В следующем блоке стихов Шива подчёркивает одну из самых классических идей всей Шри Вайшнава-ПанчаРатры, а именно "Шад-Гунью" Шримати Лакшми-Деви и Бхагавана Шри Нараяны и не просто "Шад-Гунью", а "Пурна-Шад-Гунью": nārāyaṇa manāmayam devyā lakṣmyā samāsīnaṃ pūrṇa ṣāḍ guṇya.
Рассмотрение очень обширной темы "Шад-Гуньи" выходит за рамки данного поста, но эта тема сверх-важна для всего Вайшнавизма, поэтому я публикую ниже вкладку-рисунок с лаконичным объяснением (рисунок можно также посмотреть на box, dropbox, koofr, plurk):
Таким образом, МахаВибхути-Чакра исходит от Бхагавана Шри Нараяны и Шримати Лакшми-Деви, которые являются Шад-Гунья-Виграхой:
nityairmuktairnirābādhairnirmalānandalakṣaṇaiḥ |
sākṣāt paśyadbhirīśānaṃ nārāyaṇamanāmayam || 9-30 ||
devyā lakṣmyā samāsīnaṃ pūrṇaṣāḍguṇyadehayā |
nityoditairnityatṛptairatikrāntaistamo mahat || 9-31 ||
ātmabhiḥ śobhitenaivaṃ vareṇa niyatāṅkitam |
ṣāḍguṇyavigrahairvyūhaiḥ puruṣaiḥ puṣkarekṣaṇaiḥ || 9-32 ||
Далее Шива приводит пример с сутрой (шнуром) и нанизанными на шнур драгоценными камнями: Маха-Вибхути-Чакра (Шри Сударшана-Чакра) подобна шнуру, который поддерживает существование всех брахманд, всех живых существ и всех элементов - в общем, абсолютно всё существование вплоть до самого мельчайшего атома:
āsthitaṃ jagadutpattisthitisaṃhṛtikāribhiḥ |
iti vyāptavatīmetāṃ vibhūtiṃ vaiṣṇavīṃ parām || 9-33 ||
citrāmbaradharāṃ samyagdadhadātmānamātmanā |
saṃkalpo vaiṣṇavo yo'yaṃ maṇīn sūtramivāsthitaḥ || 9-34 ||
tadanantāramavyaktaṃ mahaccakraṃ sudarśanam |
bhāvitaṃ smṛtimātreṇa bhāvayatyakhilā gatīḥ || 9-35 ||
Санхрити-Сударшана-Чакра.
В следующих стихах Шива рассказывает о Санхрити-Сударшана-Чакре (saṃhṛti-cakram, saṃhṛti-sudarśanam).
संहृति - saṃhṛti переводится с Санскрита как "разрушение" и, кстати, если вы зайдёте в карточку данного слова на знаменитом сайте wisdomlib.org, то там будет написано следующее:
Saṃhṛti (संहृति, “the śakti of destruction”) is the fourth function of Nārāyaṇī (an epithet of Lakṣmī: Viṣṇu’s consort), according to the Lakṣmī-tantra (12.52-56).
Перевожу с английского:
"Санхрити" (संहृति - "Шакти разрушения") - это четвёртая функция Нараяни (Нараяни - это одно из Имён Богини Лакшми - Супруги Господа Шри Вишну) в соответствии со стихами 12.52-56 "Шри Лакшми-Тантры".
Итак, Санхрити-Сударшана-Чакра - это агрессивно-деструктивное проявление Шримати Лакшми-Деви, данное проявление устраивает пралайи, концы света и т.д.
Словами АхирБудхнья-Рудры - мне очень понравилось как нижеследующий стих 9.36 перевёл Судхакар Малавия в Санскрит-Хинди издании, поэтому далее, вместе со своим русским переводом, я также приведу цитату на Хинди:
saṃhṛticakram
yo jihīrṣāmayo nityaḥ saṃkalpo vaiṣṇavaḥ paraḥ |
anantāramaparyantaṃ tatsaṃhṛtisudarśanam || 9-36 ||
"Шри АхирБудхнья-Самхита", 9.36: "Та, кто устраивает Пралайю (конец света) всей сансары, а также тождественна Высшей и Извечной Санкальпе Бхагавана Шри Вишну, известна как Санхрити-Сударшана-Чакра. Эта Чакра безгранична и бесконечна - у Неё бесконечное количество лучей".
Хинди-перевод Судхакара Малавии: "जो सारे संसार का प्रलय करने वाला, पर और नित्य वैष्णव सङ्कल्प है वह अनन्त अरों वाला तथा आदि और अन्त से रहित है, उसे संहृति नामक सुदर्शन कहा जाता है ।। ३६ ॥".
सङ्कल्प [saṅkalpa] переводится с Санскрита как "воля, желание" - в следующем стихе Шива подчёркивает идею о том, что Санхрити-Сударшана-Чакра всегда находится в идеальной гармонии с Санкальпой Бхагавана Шри Вишну, принимая различные бесконечные формы (рупы) для осуществления всех желаний Господа:
eka eva tu saṃkalpo rūpairnānopagīyate |
anantamaparicchedyamaprameyamanūpamam || 9-37 ||
Общая природа Санхрити-Сударшана-Чакры аналогична природе Маха-Вибхути-Чакры, о которой мы уже говорили выше - напомню некоторые черты: бесконечная (ананта), непостижимая (апрамейя), нирмала (лишённая недостатков), сочетающая бхаву и абхаву (существование/несуществование), авинашини (существующая вечно):
ataraṅgārṇavākāramanabhrāmbarasaṃnibham |
ekaṃ tat paramaṃ brahma ṣāḍguṇyastimitaṃ mahat || 9-38 ||
bhāvābhāvamayī tasya śaktirekānapāyinī |
taddharmadharmiṇī divyā jyotsneva himadīdhiteḥ || 9-39 ||
tasya saṃkalpasaṃkalpo rūpavyāpriyamāṇatā |
staimityasthitisaṃkalpastimitaṃ tat sudarśanam || 9-40 ||
Чалана-Сударшана-Чакра и Трайвидхья.
В заключительном блоке стихов Шива рассказывает о Чалана-Сударшана-Чакре и отмечает следующее: те, кто прекрасно знают Тантры Вайшнавизма (vijñeyās tantra vijñāna) всегда указывают на то, что Чалана-Сударшана-Чакра существует в 3 проявлениях (Трайвидхья):
01. Маха-Сриштхи-Чакра [mahā sṛṣṭi mayaṃ], которая отвечает за созидание/сотворение. Об этой Чакре Шива рассказывал ранее.
02. Маха-Санхара-Чакра [mahā saṃhāra cakraṃ], отвечающая за разрушение (пралайя, конец света и т.д.). Об этой Чакре Шива рассказал несколькими стихами выше.
03. Стхити-Чакра [sthiti cakraṃ] - Чакра, поддерживающая Творение. Об этой Чакре Шива будет рассказывать в следующей Главе.
prabhave cāpyaye vāpi sthitau vāpi mahāmune |
calattāpūrvarūpaṃ yaḥ saṃkalpastatra vartate || 9-41 ||
calanaṃ nāma taccakraṃ sudarśanamayaṃ mahat |
tasya traividhyam
bhedāstrayo'sya vijñeyāstantravijñānapāragaiḥ || 9-42 ||
mahāsṛṣṭimayaṃ tatra samāsavyāsalakṣaṇam |
nānāśaktisamākīrṇaṃ tacca te kathitaṃ purā || 9-43 ||
mahāsaṃhāracakraṃ ca samāsavyāsalakṣaṇam |
tādṛgevātra vijñeyaṃ tacca te darśitaṃ purā || 9-44 ||
sthiticakraṃ tu yanmadhye samāsavyāsalakṣaṇam |
tasya vakṣyāmi vistāraṃ yatpramāṇatayā sthitam || 9-45 ||
И, подытоживая всю Главу, Шива произносит классический Праман об актёре, принимающем различные облики:
yathā hyeko naṭo bhāvairnānārūpairvibhajyate |
tathā saṃkalpa evaikastaistairbhedairvibhajyate || 9-46 ||
"Шри АхирБудхнья-Самхита", 9.46: "Подобно тому, как за различными ролями скрывается лишь один и тот же актёр, за различными проявлениями Шри Сударшана-Чакры (такими как Маха-Вибхути, Санхрити и т.д.) скрываются лишь Шримати Лакшми-Деви и Бхагаван Шри Вишну как Шад-Гунья-Виграха, а также Вишну-Санкальпа".
Таким образом, Шива снова подчёркивает идею о том, что все проявления (рупы) Шри Сударшана-Чакры являются проявлениями Вишну-Санкальпы и исходят лишь от Богини Лакшми и Господа Шри Вишну.
Данный пост относится к серии, посвященной "Шри АхирБудхнья-Самхите" - смотрите полный список постов ЗДЕСЬ.
Статья by Вишнудутка Вишновская, Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 24-март-2021