четверг, 14 января 2021 г.

Q&A: Шри Наппиннай из Гимнов Альваров - это Богиня Нила из Яджур-Веды или Шри Радха?


Данный модульный лонгрид в форме вопросов и ответов был составлен мною для всех вайшнавов и вайшнави Шри Рамануджа-Сампрадаи, которые серьёзно изучают Гимны Альваров и, в частности, интересуются историей о Шри Наппиннай (Богине Ниле) и усмирении 7 быков Кришной.

В лонгриде также отражена Мадхва-Сиддханта и, в частности, Сиддханта из "Шри Прамея-Дипики" Шри Джая-Тиртхи, так как историю Шри Наппиннай также объясняют Ачарьи Шри Мадхва-Сампрадаи! Материал предназначен только для публикации в моих блогах - перепечатка статьи и отрывков из статьи в других блогах/сетевых ресурсах (vk, facebook и т.п.) запрещена.

СОДЕРЖАНИЕ ЛОНГРИДА:

МОДУЛЬ-01. Шри Наппиннай и история об усмирении 7 быков из Гимнов Альваров: "Нила-Сукта" Яджур-Веды и Мокша-Кханда "Шри Гаруда-Пураны". 

МОДУЛЬ-02. История о 2 воплощениях Шри Нилы-Деви (Гопа-Канья Нила во Вриндаване и Принцесса Нила в Двараке) из Мокша-Кханды "Шри Гаруда-Пураны".  

МОДУЛЬ-03. Объяснение смысла 2 воплощений Шри Нилы-Деви в Шри Мадхва-Сампрадае: Шри МадхвАчарья и "Шри Прамея-Дипика" Шри Джая-Тиртхи. 

МОДУЛЬ-04. "Шри Бхагавата-Пурана" ("Шримад-Бхагаватам") - история о Принцессе Сатье и усмирении 7 быков.

МОДУЛЬ-05. Полный блок историй о Шри Ниле-Деви (Шри Наппиннай) во всех 6 Вайшнава-Пуранах.

МОДУЛЬ-06. Почему в Шри Рамануджа-Сампрадае ставят знак равенства между Шри Наппиннай из Гимнов Альваров и Богиней Нилой из "Нила-Сукты" Яджур-Веды? 

СЕГМЕНТ-06-А. Шри Андал и Мантра 18 из "Шри Тируппавай".

СЕГМЕНТ-06-Б. Таниян "nIlA tunga stana giri" Шри Парашары Бхатты. 

СЕГМЕНТ-06-В. Шри Тирумангай-Альвар и "Шри Перия-Тирумоли", 2.3.5.

СЕГМЕНТ-06-Г. Шри НаммАльвар и Мантра 03 "Шри Тирувируттам". 

МОДУЛЬ-07. Почему нельзя поставить знак равенства между Богиней Нилой из Яджур-Веды (Шри Наппиннай) и Шри Радхой?

МОДУЛЬ-08. Два реестра Лакшми-Аватар из Вайшнава-Пуран. Какие Праманы доказывают Сиддханту о том, что Шри Нила - это Аватара Шримати Лакшми-Деви?

СЕГМЕНТ-08-А. Реестр 01: 38 Имён Шри Лакшми-Деви, перечисленные Шивой на основании Риг-Веды ("Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда). 

СЕГМЕНТ-08-Б. Реестр 02: Аватары Шримати МахаЛакшми-Деви из Мокша-Кханды "Шри Гаруда-Пураны", перечисленные Шри Кришной лично.

МОДУЛЬ-09. Как правильно понимать тему бесконечности Аватар?

МОДУЛЬ-10. Шри Канья-Дурга во Вриндаване и сверх-важность поклонения Шри Андал (Шри Годе). 

•━──────≪✷≫──────━

МОДУЛЬ-01. Шри Наппиннай и история об усмирении 7 быков из Гимнов Альваров. "Нила-Сукта" Яджур-Веды и Мокша-Кханда "Шри Гаруда-Пураны".

Вопрос: "В Гимнах Альваров Шри Рамануджа-Сампрадаи часто встречается история о Наппиннай и усмирении 7 быков Кришной. Мне встречалось совсем не вызывающее доверия утверждение о том, что Наппиннай из Гимнов Альваров - это якобы Радха, но данное утверждение выглядит максимально странно с точки зрения Шри Рамануджа-Сиддханты, так как в Шри Рамануджа-Сампрадае вообще не поклоняются Радхе. 

Более правдивым выглядит утверждение о том, что Наппиннай - это Нила-Деви из Ведической "Нила-Сукты", но мне не удалось найти блок Праманов, который доказывает данную идею. Вы можете подробно рассказать об истории Наппиннай и привести Праманы, которые максимально точно объясняют даннную историю с точки зрения Шри Рамануджа-Сиддханты?". 

Ответ by Vishnudut1926: "Я сначала кратко отвечу на вопрос, а далее мы остановимся на деталях и Праманах. Когда Альвары пишут об истории Шри Наппиннай и усмирении 7 быков Шри Кришной, то Альвары имеют в виду: 

А) Принцессу Нилу и историю о 7 быках из Мокша-Кханды "Шри Гаруда-Пураны". 

Б) Богиню Нилу из Ведической "Нила-Сукты" (Яджур-Веда). 

Но ни в коем случае не Радху, так как все Гимны Альваров относятся к чистому Саттвика-Вайшнавизму, а поклонение Радхе относится к раджасу и таким раджасика-Пуранам как:

  • "Брахма-Вайварта-Пурана" (аж примерно 900 страниц, посвященных Радхе в таком сегменте данной Пураны как Кришна-Джанма-Кханда);
  • "Шри Падма-Пурана" (Патала-Кханда - средняя часть "Шри Падма-Пураны" - данная часть омрачена раджасика и тамасика идеями);
  • "Шримад Деви-Бхагаватам" (Шакта-Пурана в раджасе) и 
  • "Шри Нарада-Пурана" (Главы в раджасе, в которых культ Радхи соотносится с Шактистким культом Лалита Трипура-Сундари). 

В основных Вайшнава-Пуранах - "Шри Вишну-Пуране", "Шри Бхагавата-Пуране" ("Шримад-Бхагаватам"), "Шри Гаруда-Пуране" и "Шри Вараха-Пуране" - Радха вообще не упоминается, так как данные Вайшнава-Пураны говорят лишь о Шримати МахаЛакшми-Деви и Шримати Рукмини-Деви. 

Таким образом, если кто-либо пытается объявить Шри Наппиннай из Гимнов Альваров Радхой, то он сразу совершает ошибку и оскорбление, так как приравнивает Альваров к обычным раджасика-гуру, которые отклоняются от чистой Саттвика-Вайшнава-Сиддханты. 

Итак, это был краткий ответ. Теперь рассмотрим детали. 

•━──────≪✷≫──────━•

МОДУЛЬ-02. История о 2 воплощениях Шри Нилы-Деви (Гопа-Канья Нила во Вриндаване и Принцесса Нила в Двараке) из Мокша-Кханды "Шри Гаруда-Пураны". 

Сначала докажем то, что история о Шри Наппиннай и 7 быках из Гимнов Альваров основана на Саттвика-Вайшнава-Пуранах - это очень легко сделать, так как история об усмирении 7 быков излагается в Главе 19 Мокша-Кханды "Шри Гаруда-Пураны". 

В данной Главе Шри Кришна рассказывает о Шримати Рукмини-Деви и остальных Принцессах - история Шри Нилы-Деви (Шри Наппиннай) начинается на стихе 3.19.27, который звучит следующим образом:

rukmiṇyādyāḥ ṣaṇmahiṣyo mamaśrīrnīlā ca yā mama bhāryā khagendra sarge pūrvasminhavyavāhasya putrī tāstā bhaje sadya evā viśeṣāt [3-19-27]

"Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 19.27 (слова Шри Кришны): "Рукмини возглавляет Шесть Моих Главных Принцесс. Шри Нила также входит в круг данных Принцесс [shrIr nIlA cha yA]. В прошлом творении Шри Нила была дочерью Агни. Я не делаю различий между Шестью Принцессами - все Они одинаково дороги Мне!". 

Далее Шри Кришна рассказывает 2 истории, посвящённые 2 разным воплощениям Шри Нилы. 

ИСТОРИЯ 01: Вриндаван, Гопа-Канья и воплощение в семье Кумбхаки.  

В первом воплощении Шри Нила очень привязалась к Шри Кришне и мечтала лишь о свадьбе со своим Возлюбленным Господом, но коварный Агни (отец Шри Нилы) решил, что Шри Нила должна выйти замуж за одного из мелких деватов.  

Шри Нила сказала Агни, что Она никогда не примет мужем обычного девата и ушла в Храм Господа Шринивасы (один из Храмов Шри Рамануджа-Сампрадаи), где провела 1000 лет, поклоняясь Бхагавану Шри Нараяне:

dhyātvā nārāyaṇaṃ devaṃ tatrāsīcca kumārikā divyavarṣasahasrānte stotuṃ samupacakrame [3-19-52]

"Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 19.52 (здесь и далее слова Шри Кришны): "Эта незамужняя девушка [kumArikA - девственница] провела 1000 лет [divyavarShasahasrAnte - 1000 лет по божественному летоисчислению], медитируя на Бхагавана Шри Нараяну [dhyAtvA nArAyaNaM]". 

Бхагавану Шри Нараяне очень понравилось поклонение Шри Нилы-Деви, поэтому Он лично появился перед Принцессой Нилой и сказал, что выполнит любую Её просьбу:

evaṃ stutastathā viṣṇuḥ śrīnivāso dayānidhiḥ prādurāsīdvaradarāṭ bhaktyā tasyā janārdanaḥ [3-19-60

"Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 19.60: "Господь Шри Вишну-Шриниваса появился перед Шри Нилой и сказал, что исполнит любое Её желание, так как Он очень высоко оценил уровень Бхакти Шри Нилы". 

У Шри Нилы-Деви было лишь 1 желание - стать женой Бхагавана Шри Нараяны, поэтому Господь Шриниваса даровал Шри Ниле следующее благословление: ahaṃ kumāri subhage kṛṣṇajanmani bhūtale - "Я обязательно стану Твоим Мужем, когда воплощусь на Земле как Кришна-Аватара" ("Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 19.63). 

В этой Главе Мокша-Кханды Бхагаван Шри Нараяна также делает важное предсказание о том, что все незамужние девушки, которые следуют Бхакти в стиле Шри Нилы-Деви, обретут похожее благословление, т.е. станут Его Супругами:

śrī bhagavān uvāca kumāryā vidhṛtatvācca matpradānācca bhāmini teṣāṃ manobhīṣṭasiddhirbhaviṣyati na saṃśayaḥ [3-19-67]

"Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 19.67: "Все незамужние девушки, которые следуют Бхакти в Твоём стиле, Нила, также в итоге обретут благословление с замужеством лично от Меня". 

После благословлений Бхагавана Шри Нараяны, Шри Нила оставила тело в Храме Шринивасы и воплотилась в семействе Кумбхаки также под именем Нила. Кумбхака был шурином Нандашобхи: kuṃbhakastu mahābhāga nandaśobhasya śālakaḥ ("Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 19.69). 

Далее следует счастливое осуществление предсказания Бхагавана Шри Нараяны и Шри Нила выходит замуж за Кришна-Аватару. Это была история №1. 

ИСТОРИЯ 02: Дварака-Лила и усмирение 7 быков Нагнаджита.  

Сразу после этой истории Шри Кришна рассказывает о втором воплощении Шри Нилы-Деви. Это как раз история о 7 быках - данная история занимает всего 4 стиха в Мокша-Кханде "Шри Гаруда-Пураны" - далее я привожу их полностью. 

nāgnijitkavyavāhobhūtkanyā nīlāhvayābhavat tasyāḥ svayaṃvare cāhaṃ govṛṣānsaptasaṃkhyakān [3-19-72]

śivasya varataścaivāpyavadhyāndevamānuṣaiḥ baddhvā vṛṣānnṛpāñjitvā prāptā nīlā mahākhaga [3-19-73]

kuṃbhakasya sutā nīlā dehasthāḥ prāviśan bhṛśam ekāvayavato yasmāttasmāttatraiva sāviśat [3-19-74]

bhūmau dvidhā saṃprajātā kumāryeva na saṃśayaḥ bhadrājanma pravakṣyāmi śṛṇu pakṣīndrasattama [3-19-75]

"Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 19.72-75: "Во втором воплощении Шри Нила-Деви родилась как дочь Нагнаджита (Кавьяваха). 

Когда для Шри Нилы-Деви проводили ритуал 'сваямвара' (обычай выбора мужа для девушки), то Я (Шри Кришна) лично прибыл на место проведения ритуала и усмирил 7 быков, которых, из-за магии Шивы, не мог усмирить никто из обычных смертных и деватов. 

Я также победил всех собравшихся там королей и стал Мужем Шри Нилы. Таким образом, Шри Нила 2 раза выходила за Меня замуж во время 2 воплощений на Земле!". 

На этом вторая история Шри Нилы заканчивается и Шри Кришна начинает рассказывать историю Шри Бхадры - одной из Шести Принцесс, которая также входит в круг Шримати Рукмини-Деви". 

•━──────≪✷≫──────━•

МОДУЛЬ-03. Объяснение смысла 2 воплощений Шри Нилы-Деви в Шри Мадхва-Сампрадае: Шри МадхвАчарья и "Шри Прамея-Дипика" Шри Джая-Тиртхи.

Вопрос: "Я всё правильно понял: в этих 2 историях первое воплощение Шри Нилы во Вриндаване (Кумбхака, Нандашобха) носит некий временный характер, а главенствующее значение придаётся именно последующей Дварака-Лиле с усмирением 7 быков? Несколько переформулирую вопрос: первая история вообще не оставляет никакого шанса для доказательства того, что Шри Нила в первом, вриндаванском воплощении была Шри Радхой?". 

Ответ by Vishnudut1926: "Совершенно правильный ход мысли - на основании первой истории Шри Нилы о воплощении во Вриндаване вообще нельзя делать никаких доказательств о том, что Шри Нила-Деви и соответственно Шри Наппиннай из Гимнов Альваров якобы является Шри Радхой. 

Во-первых, Шри Нила-Деви была рождена в семействе Кумбхаки - это не семейство Шри Радхи. 

Во-вторых, 2 истории Шри Нилы-Деви также рассматривает Шри МадхвАчарья в "Шри МахаБхарата-Татпарья-Нирнае". Объяснения Шри МадхвАчарьи здесь исключительно важны, так как Шри МадхвАчарья устанавливает следующую Сиддханту:

tato gatvā nagnajito gṛhaṃ ca svayamvare sapta vṛṣānagṛhṇāt sarvairagrāhyānasurān vareṇa śivasya yairnirjitā bhūmipālāḥ [20-46]

Шри МадхвАчарья, "Шри МахаБхарата-Татпарья-Нирная", 20-46: "Позже Шри Кришна специально прибыл в дворец Нагнаджита для того, чтобы принять участие в ритуале 'сваямвара' для Шри Нилы и усмирить 7 быков. Этих быков удерживали демоны, которые ранее получили особое благословление Шивы - из-за этого данных быков никто не мог усмирить". 

tato nīlāṃ tasya sutāṃ ca lebhe pūrvaṃ nīlā gopakanyā'pi yā'sīt sā dehe'syāḥ prāviśat pūrvameṣā yasmādekā dvividhā samprajātā [20-47]

Шри МадхвАчарья, "Шри МахаБхарата-Татпарья-Нирная", 20-47: "Шри Кришна взял в жёны Шри Нилу - дочь царя Нагнаджита. Ранее Шри Нила воплощалась как девушка-гопи [gopakanyA] во Вриндаване. После этого воплощения Гопа-Канья Нила вошла в тело Шри Нилы-Деви из Двараки (дочери царя Нагнаджита). Таким образом, одна и та же личность воплощалась 2 раза". 

В издании "Шри МахаБхарата-Татпарья-Нирнаи" от Шри Мадхва-Сампрадаи (издание можно найти на mahabharata-resources.org) переводчики делают важную сноску, которая говорит о том, что Кумбхака - это старший брат Яшоды". 

Вопрос: "Я, кстати, только хотел спросить о том, кем являлся Кумбхака, но ответ пришёл сам собой. Что касается слов Шри МадхвАчарьи, я всё правильно понял - у Шри МадхвАчарьи история с 2 воплощениями завязана на такие типичные для Шри Мадхва-Сампрадаи концепции как 'таратамья' и 'пратибимба'?". 

Ответ by Vishnudut1926: "Да, всё верно - 'таратамья' и 'пратибимба', поэтому переводчики 'Шри МахаБхарата-Татпарьи-Нирнаи', в примечании к стиху 20.47 Шри МадхвАчарьи, который мы только что рассмотрели, сразу цитируют "Шри Прамея-Дипику" Шри Джая-Тиртхи, в которой говорится следующее:

द्वितीये शरीरे जाते तत्पूर्वशरीरेणैक्यमापद्यत इति सम्प्रदायविदः

dvitīye śarīre jāte tatpūrvaśarīreṇaikyamāpadyata iti sampradāyavidaḥ

Шри Джая-Тиртха, "Шри Прамея-Дипика", 10.6: "При воплощениях в 2 телах (2 рождениях), первое воплощение всегда сливается со вторым воплощением". 

"Шри Прамея-Дипика" Шри Джая-Тиртхи - это один из самых известных комментариев Шри Мадхва-Сампрадаи к "Шри Бхагавад-Гите". В "Шри Прамея-Дипике" Шри Джая-Тиртха дополняет комментарии, которые ранее были составлены Шри МадхвАчарьей. 

В оригинале, "Шри Прамея-Дипика", 10.6 - это очень подробный комментарий Шри Джая-Тиртхи на стих 10.6 "Шри Бхагавад-Гиты": данное толкование занимает примерно 2 страницы мелким текстом в изданиях на Санскрите. Мы, вслед за переводчиками из Шри Мадхва-Сампрадаи, рассматриваем лишь одну строчку из данного толкования, так как данной строчки достаточно для понимания общей идеи. 

Ниже - скриншот отрывка из гуджаратского издания "Шри Бхагавад-Гита с 11 комментариями" 1935 года ["The Bhagavad-Gita with eleven commentaries - The Gujarati Printing Press, 1935] - в это издание как раз входит полный вариант "Шри Прамея-Дипики" Шри Джая-Тиртхи на Санскрите (смотрите скриншот также на #box, #dropbox, #plurk):

Итак, резюмируем объяснения главных Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи: 

МАДХВА-СИДДХАНТА-01. Шри Нила-Деви, в первом воплощении, родилась во Вриндаване, в семействе Кумбхаки - старшего брата Яшоды, что уже указывает на то, что Шри Нила-Деви - это не Шри Радха. 

МАДХВА-СИДДХАНТА-02. Шри Нила-Деви прежде всего относится именно к Дварака-Лиле, так как первое воплощение во Вриндаване было промежуточным и далее форма из Вриндавана просто слилась с формой Шри Нилы-Деви из Двараки (рождение в семье Нагнаджита).

Также особенно отмечу то, что в Шри Мадхва-Сампрадае нет традиции поклонения Шри Радхе по причинам, которые мы уже обсудили выше (раджасика-культ из раджасика-Пуран) и другим, очень многочисленным причинам (Шри Радхи нет в Ведах, Шри Радхи нет в "Сарва-Мула-Грантхам" Шри МадхвАчарьи и Грантхах Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи и т.д.), поэтому Шри МадхвАчарья сразу сводит всю историю Шри Нилы-Деви к Дварака-Лиле. 

Здесь не последнюю роль также играет то, что в Шри Мадхва-Сампрадае очень популярно поклонение Виттхале (Виттхала = Шри Кришна в паре с Шримати Рукмини-Деви) и то, что ключевые Грантхи Шри Мадхва-Сампрадаи составлены именно в Дварака-Бхаве и посвящены Шримати Рукмини-Деви - смотрите, например, "Шри Рукминиша-Виджаю" Шри Вадираджа-Тиртхи. Дополнительные вопросы?". 

•━──────≪✷≫──────━•

МОДУЛЬ-04. "Шри Бхагавата-Пурана" ("Шримад-Бхагаватам") - история о Принцессе Сатье и усмирении 7 быков.

Вопрос: "Я точно помню, что Нагнаджит упоминается в Главах о Шримати Рукмини-Деви и Шри Двараке из 'Шри Бхагавата-Пураны' ('Шримад-Бхагаватам'). Данная история повторяет сюжет из Мокша-Кханды 'Шри Гаруда-Пураны' или это совершенно другая история?". 

Ответ by Vishnudut1926: "Это 2 одинаковые истории, просто в 'Шри Бхагавата-Пуране' Шри Нила (Шри Наппиннай) упоминается как Принцесса Сатья:

nagnajin nāma kauśalya āsīd rājāti-dhārmikaḥ tasya satyābhavat kanyā devī nāgnajitī nṛpa [10-58-32]

"Шри Бхагавата-Пурана", 10.58.32: "Некогда Кошалой (город в Айодхье) правил очень благочестивый царь Нагнаджит. У него была прекрасная дочь по имени Сатья, также известная как Нагнаджити". 

na tāṃ śekur nṛpā voḍhum ajitvā sapta-go-vṛṣān tīkṣṇa-śṛṅgān su-durdharṣān vīrya-gandhāsahān khalān [10-58-33]

tāṃ śrutvā vṛṣa-jil-labhyāṃ bhagavān sātvatāṃ patiḥ jagāma kauśalya-puraṃ sainyena mahatā vṛtaḥ [10-58-34]

"Шри Бхагавата-Пурана", 10.58.33-34: "Для того, чтобы заполучить руку и сердце Шри Сатьи, цари должны были пройти через обряд обуздания ужасных и очень злобных быков, но никто не смог этого сделать, кроме Бхагавана Шри Нараяны - Повелителя всех сатвата-вайшнавов!". 

В "Шри Бхагавата-Пуране" ("Шримад-Бхагаватам") история Принцессы Сатьи (Шри Нилы-Деви) рассказывается более подробно, чем в "Шри Гаруда-Пуране" и, кстати, очень интересная деталь - обряд обуздания быков был не обычным мирным соревнованием, а жестоким ритуалом, после которого многие принцы, претендовавшие на руку Шри Сатьи-Деви (Шри Нилы-Деви), остались инвалидами:

saptaite go-vṛṣā vīra durdāntā duravagrahāḥ etair bhagnāḥ su-bahavo bhinna-gātrā nṛpātmajāḥ [10-58-43]

"Шри Бхагавата-Пурана", 10.58.43: "Эти 7 быков были очень дикими и совершенно неуправляемыми. Многие великие принцы остались инвалидами после столкновения с этими 7-ью быками (некоторые принцы лишились конечностей, другие получили ужасные проколы, рваные раны и т.д.)". 

Ещё одной интересной подробностью в истории из "Шри Бхагавата-Пураны" является то, что для обуздания 7 быков Шри Кришна специально создал 7 копий Самого Себя - именно подобный трюк с мистическими сиддхами позволил Кришне одержать победу над всеми 7-ью быками: ātmānaṃ saptadhā kṛtvā nyagṛhṇāl līlayaiva tān ("Шри Бхагавата-Пурана", 10.58.46). 

•━──────≪✷≫──────━•

МОДУЛЬ-05. Полный блок историй о Шри Ниле-Деви (Шри Наппиннай) во всех 6 Вайшнава-Пуранах.

Давайте заодно сразу соберём полный блок историй о Шри Ниле-Деви, чтобы у нас был список из всех 6 Вайшнава-Пуран. Взгляните на таблицу ниже (таблицу также можно найти на #box#dropbox#plurk#gett) и я сразу прокомментирую те упоминания в Пуранах, которые мы ещё не обсуждали:

В "Шри Вишну-Пуране" отдельная история о Шри Ниле-Деви и 7 быках отсутствует, а Шри Нила-Деви просто лаконично упоминается в Книге 5 "Шри Вишну-Пураны" - в списке Принцесс Двараки - под именем "Нагнаджити":

tanayā bhadravindādyā nāgnajityāṃ mahābalāḥ saṃgrāmajitpradhānāstu śaibyāyāṃ ca hareḥsutāḥ [Вишну-Пурана, 5-32-3]

"Шри Нарада-Пурана" также содержит лишь лаконичное упоминание имени "Нагнаджити" как одной из Главных Принцесс Шри Двараки:

dikṣvastrāṇi samabhyarcya patreṣu mahiṣīryajet rukmiṇī satyabhāmā ca nāgnajityabhidhā punaḥ [Нарада-Пурана, 1-80-61]

В "Шри Вараха-Пуране" вообще не содержится упоминаний о Шри Ниле-Деви, так же как и историй о Шри Дварака-Лиле в целом. В данной Пуране также не упоминается Шримати Рукмини-Деви. 

В "Шри Падма-Пуране" Рудра сначала лаконично упоминает историю о 7 быках в блоке из 4 стихов, который посвящён 3 Принцессам Шри Двараки: Шри Сатье, Шри Калинди и Шри Митравинде, НО...в данном блоке стихов Шри Сатья - это Шримати Сатьябхама-Деви (дочь царя Сатраджита), т.е. не Шри Нила/Шри Сатья (дочь царя Нагнаджита).  

śrī rudra uvācasatrājitasya tanayānāmnāsatyāyaśasvinī ṛthivyaṃśenasaṃbhūtābhāryāṃkṛṣṇasyavāparā [6-249-1] 

vaivasvatīmahābhāgākāliṇdīnāmanāmataḥ ṛtīyātasyabhāryāsālīlāṃśāsamupasthitā [6-249-2]

viṃdānuviṃdasyasutāṃmitraviṃdāṃśucismitām vayaṃvarasthitāṃkanyāmupayemejanārdanaḥ [6-249-3]

pāśenaikenabaddhātānbṛṣabhānsaptadurmadān tāṃvīryaśulkāṃjagrāhapadmapatrāyatekṣaṇaḥ [6-249-4]

"Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 249.1-4: "Дочь Сатраджита по имени Сатья (рождённая как Притхви-Амша) стала ещё одной женой Шри Кришны. Калинди, дочь Солнца, стала третьей женой Шри Кришны - Калинди была Лила-Амшей. Шри Кришна также взял в жёны Митравинду - дочь Винда-Анувинды. Господь Шри Джанардана (Шри Кришна) участвовал в сваямваре, где усмирил 7 безумных быков". 

И уже в стихе 6.249.39 Рудра упоминает Шри Нилу-Деви именно как Нагнаджити:

sulakṣmaṇāṃnāgnajitīṃsuśīlāṃcayaśasvinīm madrarājasatāstisraḥkanyakāstāḥśubhānanāḥ [6-249-39]

И на время оторвёмся от Пуранической Сиддханты, так как теперь нам нужно перейти на уровень Вед и "Шри Нила-Сукты".

Мы вернёмся к Пуранам чуть позже, так как в "Шри Падма-Пуране" есть очень важный сегмент, который как раз нужно обсуждать в контексте "Шри Нила-Сукты" из Яджур-Веды".

•━──────≪✷≫──────━•

МОДУЛЬ-06. Почему в Шри Рамануджа-Сампрадае ставят знак равенства между Шри Наппиннай из Гимнов Альваров и Богиней Нилой из "Нила-Сукты" Яджур-Веды? 

Вопрос: "У меня как раз вертелся на языке вопрос именно о 'Шри Нила-Сукте' из Яджур-Веды. Мне всё понятно с уровнем Пуран и то, что Наппиннай из Гимнов Альваров является Шри Нилой-Деви/Шри Сатья-Деви/Шри Нагнаджити из Шри Дварака-Лилы, но если говорить об уровне Вед, то мы можем поставить знак равенства между Наппиннай и Богиней Нилой из знаменитой 'Нила-Сукты' Яджур-Веды?". 

Ответ by Vishnudut1926: "Да, можем, причём без всяких проблем. В рамках Шри Рамануджа-Сампрадаи подобный знак равенства ставится с помощью Мантр из "Шри Тируппавай" Шри Андал, Мантры 2.3.5 из "Шри Перия-Тирумоли" Шри Тирумангай-Альвара, Мантры 03 из "Шри Тирувируттам" Шри НаммАльвара, а также специального танияна (таниян = Мантра, составленная Ачарьей), который составил Шри Парашара Бхатта. 

СЕГМЕНТ-06-А. Шри Андал и Мантра 18 из "Шри Тируппавай".

В "Шри Тируппавай" Шри Андал обращается к Шри Наппиннай в трёх Мантрах: 18, 19 и 20. Здесь прежде всего важна Мантра 18, которая считается одной из самых любимых Мантр Шри Рамануджа-Ачарьи и которая звучит следующим образом:

undhu madha kaLiRRan Odaadha thOL valiyan

nandhagOpan marumagaLE nappinnaay

kandham kamazhum kuzhali kadai thiRavaay

vandhu engum kOzhi azhaiththana kaaN maadhavi

pandhal mEl pal kaal kuyilinangaL koovina kaaN

pandhu aar virali un maiththunan pEr paada

chendhaamarai kaiyaal seeraar vaLai olippa

vandhu thiRavaay magizhndhElOr empaavaai

Я специально не перевожу данную Мантру пословно, так как у неё много эзотерических значений, часть из которых можно посмотреть в блестящих переводах/комментариях на ibiblio.org - https://www.ibiblio.org/sripedia/ebooks/tpv/vstp18.html

Тем не менее, перескажу общий смысл Мантры. В данной Мантре Шри Андал обращается к Шри Наппиннай (nandhagOpan marumagaLE nappinnaay) как к невестке (невестка = жена сына, daughter-in-law) НандаГопы (приёмного отца Шри Кришны) и как к Шри Ниле-Деви с просьбой пустить девушек-гопи к Шри Кришне. 

В данной Мантре Шри Андал также просит Шри Наппиннай даровать Ей (Шри Андал) и всем гопикам силы для декламации Шри Кришна-Мантр, а также даровать Ей и всем гопикам вечное блаженство в Лилах Шри Кришны.

Как мы видим, в данной Мантре Шри Андал не упоминает Шри Нилу-Деви, а говорит лишь о Шри Наппиннай - nandhagOpan marumagaLE nappinnaay

СЕГМЕНТ-06-Б. Таниян "nIlA tunga stana giri" Шри Парашары Бхатты. 

Тем не менее, данную Мантру Шри Андал считают именно обращением к Шри Нила-Деви, так как Шри Парашара Бхатта - один из ключевых Ачарьев Шри Рамануджа-Сампрадаи, составил особый таниян, в котором специально подтвердил то, что данная Мантра обращена именно к Шри Ниле-Деви. 

Таниян-подтверждение Шри Парашары Бхатты звучит следующим образом:

nIlA tunga stana giri taTI suptam udbOdhya kRshNaM

pArArthyaM svaM Sruti-Sata-Siras-siddham adhyApayantI

svOcchishTAyAm sraji nigalitam yA balAt kRtya bhunktE

gOdA tasyai nama idam idaM bhUya EvAstu bhUyaH

Перевод: "Я снова и снова предлагаю поклоны Богине Андал - Той, которая пробудила Шри Кришну, спящего на подобных холмам грудях Шри Нилы-Деви. Именно Богиня Андал даровала нам Сиддханту о полной зависимости от Воли Господа Шри Кришны (Прапатти/Шаранагати) и именно о данной Сиддханте говорят все Веды. Я поклоняюсь Богине Андал, которая без всякого стеснения наслаждается Господом Шри Кришной после того, как Она связала Его цветочными гирляндами Своего Бхакти". 

Итак, в данном танияне Шри Парашары Бхатты звучит знаменитая строка "nila tunga stana giritani", которая как раз ставит знак равенства между Шри Наппиннай из Гимнов Альваров и Шри Нилой-Деви из "Шри Нила-Сукты" Яджур-Веды.

СЕГМЕНТ-06-В. Шри Тирумангай-Альвар и "Шри Перия-Тирумоли", 2.3.5.

Теперь обратимся к объяснениям Шри Тирумангай-Альвара. В "Шри Перия-Тирумоли" Шри Тирумангай-Альвара можно найти Мантру 2.3.5 - в данной Мантре Шри Тирумангай-Альвар говорит о Шри Наппиннай именно как о Шри Ниле-Деви:

In tuṇaip patumattu alarmakaḷ tanakkum inpan nal puvitanakku iraivan tan tuṇai āyar pāvai nappinnai tanakku irai marraiyōrkku ellām van tuṇai pañca pāṇṭavarkku āki vāy urai tūtu cenru iyankum en tuṇai entai tantai tam'mānai tiruvallikkēṇik kaṇṭēnē [2-3-5]

Я снова не привожу пословный перевод, так как для нас в данном случае более важны толкования отдельных строк, а именно:

1) In tuṇaip patumattu alarmakaḷ tanakkum inpan - данная строка обращена к Шримати Лакшми-Деви и буквально переводится как "Бхагаван Шри Нараяна питает невероятные любовь и чувства по отношению к Богине, родившейся в лотосе, т.е. по отношению к Шримати Лакшми-Деви"

2) nal puvitanakku iraivan - данная строка обращена к Шри Бхуми-Деви (Богине Бху) и буквально переводится как "Бхагаван Шри Нараяна, который является Мужем Шри Бхуми-Деви"

3) nappinnai tanakku irai - эта строка обращена к Шри Наппиннай в образе Шри Нилы-Деви. Почему именно Шри Нилы-Деви? 

Потому что в Шри Рамануджа-Сампрадае поклоняются Трём Шакти Бхагавана Шри Нараяны - Шри (Лакшми), Бху (Бхуми) и Ниле на основании 3 Ведических Сукт: "Шри-Сукта" из Риг-Веды, "Бху-Сукта" также из Риг-Веды и "Нила-Сукта" из Яджур-Веды. 

В 2 предыдущих строках Шри Тирумангай-Альвар обращался к Богине Шри (Шри Лакшми) и Богине Бхуми, поэтому простым методом исключения мы приходим к совершенно истинному выводу о том, что в данной строке Шри Тирумангай-Альвар обращается к Шри Наппиннай как к Богине Ниле из "Нила-Сукты" Яджур-Веды. 

СЕГМЕНТ-06-Г. Шри НаммАльвар и Мантра 03 "Шри Тирувируттам".  

И рассмотрим ещё одну важнейшую Мантру - это Мантра 03 из "Шри Тирувируттам" Шри НаммАльвара:

Kular kovalarmadappavaiyum manmagalum tiruvum

Nilar polvanar kandunir kumgol! milunkol ! tannamtulāy

Alarpoladuncakkarattannal vinnor tolakkadavum

Talarporcinatta appullin pinpona taninencame

В данной Мантре Шри НаммАльвар говорит о том, что Шри Лакшми, Шри Бхуми и Шри Наппиннай (Шри Нила) всегда следуют за Бхагаваном Шри Нараяной словно тени. 

B.S.S. Iyengar блестяще переводит данную Мантру в издании "Tiruviruttam of NammAlvar" by B.S.S. Iyengar (published by B.R. Seshadri Iyengar), особенно подчеркивая то, что в данной Мантре Шри НаммАльвар указывает на строгую приверженность Ведической Традиции, поэтому далее я просто привожу красивый скриншот с переводом/объяснениями из данного издания (скриншот также можно посмотреть на #box, #dropbox, #plurk, #gett):

Таким образом, в данной Мантре Шри НаммАльвар подчеркивает Ведическую концепцию о поклонении 3 Шакти Бхагавана Шри Нараяны: Шри Ниле (Шри Наппиннай), Бхуми (Бху) и Лакшми (Шри). 

На всякий случай, также напомню, что в рамках Шри Рамануджа-Сампрадаи все Гимны Альваров почитаются как отдельные Веды, которые называют "Дравида-Веда" или "Тамильские Веды", поэтому, на самом деле, обращения к Ведическим Богиням (МахаЛакшми/Лакшми/Шри, Бху/Бхуми, Ниле) изначально присутствуют во всех Гимнах Альваров. 

Тем не менее, вышеприведённое доказательство с помощью Мантр Шри Андал, Шри Тирумангай-Альвара и Шри НаммАльвара, а также танияна Шри Парашары Бхатты, очень полезно знать, так как данное доказательство идеально гармонизирует Сиддханту Тамильских Вед (Гимнов Альваров) и Вед на Санскрите (Риг-Веда, Яджур-Веда, Сама-Веда и Атхарва-Веда).

И небольшая, но сверх-важнейшая оговорка: когда Альвары и Ачарьи Шри Рамануджа-Сампрадаи говорят, например, только о Шри Ниле-Деви (Шри Наппиннай), то они всегда подразумевают именно Шримати МахаЛакшми-Деви, так как 3 классические Сукты Вед - "Шри-Сукта", "Бху-Сукта" и "Нила-Сукта" обращаются к различным Аспектам Шримати МахаЛакшми-Деви, то есть за всеми 3 Суктами, на самом деле, скрывается лишь Одна Богиня - Шри МахаЛакшми!". 

•━──────≪✷≫──────━•

МОДУЛЬ-07. Почему нельзя поставить знак равенства между Богиней Нилой из Яджур-Веды (Шри Наппиннай) и Шри Радхой?

Вопрос: "У меня возник очень глупый вопрос, но я всё равно задам его, так как очень хочу услышать ваше мнение. Если я, например, где-нибудь в обществе брахманов и пандитов ляпну, что между Шри Нилой-Деви (Шри Наппиннай) из Гимнов Альваров/Яджур-Веды и Шри Радхой нет разницы или, например, что все Веды говорят лишь о Шри Радхе, то я попаду на сильный шквал гнева и хейта? Или меня просто по-тихому увезут в индийскую психушку как анти-Ведического дурачка?". 

Ответ by Vishnudut1926: "ХАХАХАХА! Мне понятна суть вопроса, поэтому давайте сразу рассмотрим подводные камни, с которыми сталкиваются те, кто пытаются выдать Шри Нилу-Деви (Шри Наппиннай) из Гимнов Альваров и "Нила-Сукты" Яджур-Веды за Шри Радху из раджасика-Пуран. 

Подводный камень 01 - Ведические Сукты. 

Шри Радхи нет в Ведах, так как в Ведах элементарно не существует "Радха-Сукты". 

Любое Ведическое поклонение всегда базируется на концепции "Панча-Суктам", т.е. концепции "Пяти Ведических Гимнов", а "Панча-Суктам", в свою очередь, базируется на 3 Шакти-Суктах: "Шри-Сукта" из Риг-Веды, "Бху-Сукта" также из Риг-Веды и "Нила-Сукта" из Яджур-Веды. 

Например, самый классический вариант "Панча-Суктам", который принят в Шри Рамануджа-Сампрадае и Шри Мадхва-Сампрадае выглядит следующим образом: 

  • Нараяна-Сукта; 
  • Пуруша-Сукта; 
  • Шри-Сукта (Лакшми-Сукта); 
  • Бху-Сукта; 
  • Нила-Сукта.

Данные 5 Сукт являются фундаментом Ведического поклонения Шри Лакшми-Нараяне. 

При поклонении Шри Радхе-Кришне построить подобный фундамент из 5 Сукт абсолютно невозможно, так как Кришна присутствует в Ведах очень фрагментарно и лишь как Аватара Бхагавана Шри Нараяны, а Шри Радха вообще отсутствует, потому что в Ведах всегда говорится либо о Шримати Лакшми-Деви (Богине Шри), либо о Шримати Рукмини-Деви. 

Итак, подводный камень 01 - в Ведах не существует "Шри Кришна-Сукты" и "Шри Радха-Сукты", что делает невозможным Ведическое поклонение Шри Радхе-Кришне. 

Подводный камень 02 - Гаятри. 

Гаятри-Мантры всегда выводятся именно из Сукт. Отсутствие "Радха-Сукты" означает и отсутствие Радха-Гаятри-Мантры, а без Радха-Гаятри-Мантры невозможно серьёзное Ведическое поклонение. 

В мире ортодоксального Ведического Вайшнавизма главной является лишь одна Шакти-Гаятри-Мантра - это знаменитая МахаЛакшми-Гаятри, которая содержится в конце "Шри-Сукты" из Риг-Веды и звучит следующим образом:

ॐ महादेव्यै च विद्महे विष्णुपत्न्यै च धीमहि तन्नो लक्ष्मीः प्रचोदयात् ॥३७॥

OM mahAdevyai cha vidmahe viShNupatnyai cha dhImahi tanno lakShmIH prachodayAt ||37||

Аналогично - знаменитая Вишну-Гаятри-Мантра (Нараяна-Гаятри) выводится на основании "Шри Нараяна-Сукты" и звучит следующим образом:

ॐ नारायणाय विद्महे वासुदेवाय धीमहि तन्नो विष्णुः प्रचोदयात् 

OM nArAyaNAya vidmahe vAsudevAya dhImahi tanno viShNuH prachodayAt 

"Шри Кришна-Сукты" в Ведах не существует, поэтому Кришна-Гаятри-Мантры также не существует в природе!

Итак, проблема №2 - Радха-Гаятри-Мантры и Кришна-Гаятри-Мантры не существует ни в одной Веде!

Подводный камень 03 - Упанишады. 

"Радха-Упанишады" не существует в природе, а без подобной Упанишады опять-таки невозможно любое Ведическое поклонение. 

В классическом Вайшнавизме известны лишь 2 основные Шакти-Упанишады: 

А) "Шри Саубхагья-Лакшми-Упанишада" из Риг-Веды - данная Упанишада посвящена Шримати МахаЛакшми-Деви и 

Б) "Шри Сита-Упанишада" из Атхарва-Веды - данная Упанишада посвящена Сите (Супруге Господа Шри Рамы) как Аватаре Шримати МахаЛакшми-Деви. 

В) На уровне отдельных Мантр в Вайшнава-Упанишадах также часто упоминается Шримати Рукмини-Деви. 

Например, в "Шри Гопала-Тапани-Упанишаде" содержатся знаменитые Мантры, посвященные Шримати Рукмини-Деви: kṛṣṇātmikā jagat kartrī mūla prakṛti rukmiṇī (Гопала-Тапани, 2.56) и śrī kṛṣṇa rukmiṇī kānta gopījana manohara (Гопала-Тапани, 1.44) - именно подобные упоминания служат обоснованием для Ведического поклонения Шримати Рукмини-Деви. 

Шри Радхи в "Шри Гопала-Тапани-Упанишаде" вообще нет - мы как-нибудь обязательно отдельно обсудим эту тему, так как она требует детальных объяснений, поэтому просто пока возьмите на заметку факт отсутствия Шри Радхи в "Шри Гопала-Тапани-Упанишаде".

Итак, "Шри Радха-Упанишады" не существует и из-за этого Шри Радхе нельзя поклоняться как Ведической Богине.

Подводный камень 04 - Саттвика-Пураны. 

Ранее мы уже говорили о том, что культ Шри Радхи обозначен лишь в раджасика-Пуранах, в связи с чем в Индии часто можно услышать очень популярный вопрос: "А почему Радхи нет в Шримад-Бхагаватам и Вишну-Пуране?"

Ответ прост: потому что культ Шри Радхи предназначен лишь для тех, кто находится в раджасе, а потому обозначен лишь в раджасика-Пуранах типа "Брахма-Вайварта-Пураны". Таким образом, из-за омрачения раджасом культ Шри Радхи-Кришны не подходит для серьёзного поклонения в рамках Саттвика-Вайшнавизма.

На самом деле, подобных подводных камней просто миллиард, просто нет смысла на них останавливаться в рамках диалога, посвященного Шри Наппиннай и Шри Ниле-Деви. 

В реальности, ни в одной Веде и ни в одной Пуране не существует даже микроскопического Прамана из серии "Шри Нила-Деви = Шри Радха", поэтому нет даже смысла сотрясать воздух подобными темами". 

•━──────≪✷≫──────━•

МОДУЛЬ-08. Два реестра Лакшми-Аватар из Вайшнава-Пуран. Какие Праманы доказывают Сиддханту о том, что Шри Нила - это Аватара Шримати Лакшми-Деви?

Вопрос: "Итак, получается, мы доказали то, что: А) Шри Наппиннай - это Шри Нила-Деви из Дварака-Лилы "Шри Гаруда-Пураны" Б) Шри Наппиннай - это Шри Нила-Деви из "Нила-Сукты" Яджур-Веды. В) Шри Нила-Деви из Яджур-Веды - это НЕ Шри Радха. А как доказать то, что Шри Нила-Деви - это именно Шримати Лакшми-Деви?".  

Ответ by Vishnudut1926: "Для подобного доказательства используют 2 реестра Аватар Шримати МахаЛакшми-Деви и Праманы из Пуруша-Сукты и Вайшнава-Упанишад. 

Реестр №1 приводит Шива в Уттара-Кханде "Шри Падма-Пураны", а реестр №2 приводит лично Шри Кришна в Мокша-Кханде "Шри Гаруда-Пураны". 

СЕГМЕНТ-08-А. Реестр 01: 38 Имён Шри Лакшми-Деви, перечисленные Шивой на основании Риг-Веды ("Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда).

В Главе 226 Уттара-Кханды "Шри Падма-Пураны" Шива произносит следующие важнейшие Праманы:

īśaḥ sarvasyajagataḥ savainārāyaṇaḥ smṛtaḥ nārāyaṇaḥ paraṃbrahmatatvaṃnārāyaṇaḥ param [226-59]

"Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 226.59: "Лишь Бхагаван Шри Нараяна является Повелителем всех миров (духовных и материальных). Лишь Бхагаван Шри Нараяна является Пара-Брахманом и Высшей Истиной". 

śrībhūnīlāpatiryosāvīśvarassaudāhṛtaḥ tasmātsarveśvaratvaṃtuvāsudevepratiṣṭhitam [226-75]

"Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 226.75: "Лишь Господь, являющийся Мужем 3 Шакти (Шри, Бху, Нила - shrI bhU nIlA patir) известен как Шри Нараяна-Васудева". 

Далее, уже в следующей Главе (227), Шива начинает рассказывать о Шри Лакшми-Сиддханте - на основании данной Сиддханты мы как раз говорим о том, что Шри, Бхуми и Нила - это Аватары Шримати Лакшми-Деви: 

yathāsarvagatoviṣṇustathālakṣmīśśubhānane īśānāsarvajagatoviṣṇupatnīsadā śivā [227-14]

sarvataḥ pāṇipādāṃtāsarvato'kṣiśiromukhī nārāyaṇījaganmātāsamastajagadāśrayā [227-15]

"Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 227.14-15: "Бхагаван Шри Вишну является ВездеСущим - Шримати Лакшми-Деви обладает точно таким же качеством. Бхагаван Шри Вишну (Бхагаван Шри Нараяна) повелевает всеми мирами и Шримати Лакшми-Деви также является Царицей всех миров, а потому Шримати Лакшми-Деви всегда называют Нараяни - Матерью всех миров и Прибежищем для всех джив!". [прим. переводчика: नारायनी - nArAyanI - именно с долгой "И" в последнем слоге, так как подобная долгая "И" в Санскрите указывает на женский род

Далее Шива произносит Праманы о том, что Бху и Нила - это, на самом деле, лишь Одна Богиня - Шри МахаЛакшми:

sarvasyādyāmahālakṣmīstriguṇāparameśvarī

lakṣyālakṣyasvarūpāsāvyāpyakṛtsnaṃvyavasthitā [227-17]

sālakṣmīrdharaṇīcaivanīlādevītiviśrutā 

ādhārabhūtā jagataḥ pṛthivīrūpamāśritā [227-19]

"Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 227.17-19: "Нет Богини выше Шри МахаЛакшми - Парамешвари, которая повелевает тремя гунами. Шри МахаЛакшми также известна как Лакшми (Богиня Шри), Богиня Дхарани (Бху, Бхуми) и Богиня Нила". 

Далее по тексту "Шри Падма-Пураны" (стихи 227.24-37 Уттара-Кханды) Шива приводит список из 38 Имён Шримати МахаЛакшми-Деви. Данный список у Шивы составлен не просто так, а основан на Риг-Веде - эту подробность Шива специально оговаривает в стихе 227.31: evaṃ ṛk saṃhitāyāṃtu stūyamānā maheśvarī - "Данный список Имён Шримати МахаЛакшми-Деви основан на Риг-Веда-Самхите".   

Давайте сначала рассмотрим скриншот с 38 Именами Шримати МахаЛакшми-Деви из английского издания "Шри Падма-Пураны" (издание Motilal Banasirdass) - так будет удобнее (скриншот ниже, а также на #box, #dropbox, #plurk, #gett): 

Итак, как мы видим, в данном списке содержатся классические Имена Шримати МахаЛакшми-Деви: Рукмини, Нила, Бху, РамА, Камала, Шри, Сита и другие. 

Розовым маркером подчёркнуты 3 Имени: Шри, Бху, Нила - это как раз Имена Шримати МахаЛакшми-Деви, на которых основаны 3 Ведические Сукты, о которых мы ведём беседу. 

Обратите особое внимание на то, что в списке присутствует Шримати Рукмини-Деви - это особенно важно для тех, кто поклоняется Шримати Рукмини-Деви (например, для тех вайшнавов Шри Мадхва-Сампрадаи, которые поклоняются Шри Виттхале в паре с Шри Рукмини) - с помощью данного Прамана можно без всяких проблем обосновать то, что любое поклонение Шримати Рукмини-Деви основано именно на Риг-Ведической Традиции (Риг-Веда-Самхита) - как об этом говорит Шива!

И также обратите особое внимание на то, что имени "Радха" в этом списке 38 Имён вообще нет. Таким образом, знак равенства между Шри Нилой-Деви и Шри Радхой невозможно поставить уже на уровне реестра Шивы из "Шри Падма-Пураны".

Зато без всяких проблем можно поставить знак равенства между Шримати Лакшми-Деви и Шри Нилой-Деви, так как Шри Нила упоминается в реестре Шивы! Итак, это была первая часть доказательства "Шри Нила-Деви = Шримати МахаЛакшми-Деви"

Теперь давайте дополним объяснения Шивы Мантрами из Вед. 

Часть вступительной Мантры из "Шри Пуруша-Сукты" как раз говорит о Шри, Бхуми и Ниле: श्री भूमि नीळा समेत श्री महाविष्णु प्रसाद - shrI bhUmi nILA sameta shrI mahAviShNu prasAda

В "Шри Сита-Упанишаде" также содержится следующая Мантра: श्री भूमि नीलात्मिका भद्ररूपिणी प्रभावरूपिणी  - shrI bhUmi nIlAtmikA bhadrarUpiNI prabhAvarUpiNI

На всякий случай, я также привожу реестр 38 Имён Шримати Лакшми-Деви, составленный Шивой, на Санскрите:

लक्ष्मीःश्रीःकमलाविद्यामाताविष्णुप्रियासती पद्मालयापद्महस्तापद्माक्षीलोकसुंदरी [२२७-२४] 

भुतानामीश्वरीनित्यासह्यासर्वगताशुभा विष्णुपत्नीमहादेवीक्षीरोदतनयारमा [२२७-२५] 

अनंतालोकमाताभूर्नीलासर्वसुखप्रदा रुक्मिणीचतथासीतासर्ववेदवतीशुभा [२२७-२६] 

सतीसरस्वतीगौरीशांतिः स्वाहास्वधारतिः नारायणीवरारोहाविष्णोर्नित्यानपायिनी [२२७-२७] 

एतानिपुण्यनामानिप्रातरुत्थाययः पठेत् समहाश्रियमाप्नोतिधनधान्यमकल्मषम् [२२७-२८] 

हिरण्यवर्णांहरिणींसुवर्णरजतः स्रजाम् चंद्रांहिरण्मयींलक्ष्मीविष्णोरनपगामिनीम् [२२७-२९]

गन्धद्वारांदुराधर्षांनित्यपुष्टांकरीषिणीम् ईश्वरीसर्वभूतानांतामिहोपह्वयेश्रियम् [२२७-३०]

lakṣmīḥśrīḥkamalāvidyāmātāviṣṇupriyāsatī padmālayāpadmahastāpadmākṣīlokasuṃdarī [227-24] 

bhutānāmīśvarīnityāsahyāsarvagatāśubhā viṣṇupatnīmahādevīkṣīrodatanayāramā [227-25] 

anaṃtālokamātābhūrnīlāsarvasukhapradā rukmiṇīcatathāsītāsarvavedavatīśubhā [227-26] 

satīsarasvatīgaurīśāṃtiḥ svāhāsvadhāratiḥ nārāyaṇīvarārohāviṣṇornityānapāyinī [227-27] 

etānipuṇyanāmāniprātarutthāyayaḥ paṭhet samahāśriyamāpnotidhanadhānyamakalmaṣam [227-28] 

hiraṇyavarṇāṃhariṇīṃsuvarṇarajataḥ srajām caṃdrāṃhiraṇmayīṃlakṣmīviṣṇoranapagāminīm [227-29]

gandhadvārāṃdurādharṣāṃnityapuṣṭāṃkarīṣiṇīm īśvarīsarvabhūtānāṃtāmihopahvayeśriyam [227-30]

СЕГМЕНТ-08-Б. Реестр 02: Аватары Шримати МахаЛакшми-Деви из Мокша-Кханды "Шри Гаруда-Пураны", перечисленные Шри Кришной лично.

Теперь вернёмся к Мокша-Кханде "Шри Гаруда-Пураны" и обратимся к Главе 16 - практически к тому же самому разделу, с которого мы начали беседу о Шри Наппиннай и Шри Ниле-Деви, так как история о 2 воплощениях Шри Нилы-Деви содержится в Главе 19, а перечень Аватар Шримати МахаЛакшми-Деви можно найти в Главе 16.  

Второй реестр Аватар Шримати МахаЛакшми-Деви перечисляет уже не Шива, а Шри Кришна лично - обратимся к Его словам:

nityāviyoginī devī haripādaikasaṃśrayā nityamuktā nityabuddhā mahālakṣmīḥ prakīrtitā [3-16-3]

"Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 16.3 (здесь и далее - слова Кришна-Аватары): "Извечная Богиня, которая никогда не расстаётся с Господом Шри Вишну и для которой Единственным Прибежищем являются Стопы Господа Шри Хари, известна как МахаЛакшми. МахаЛакшми является Вечно-Освобождённой (Нитьямукта - никогда не попадает под влияние Майи) и Всегда Пробуждённой/Просветлённой (Нитьябуддха)". 

vāsudevasya bhāryā tu māyā nāmnī prakīrtitā saṃkarṣaṇasya bhāryā tu jayeti parikīrtitā [3-16-6]

aniruddhasya bhāryā tu śāntā nāmnīti kīrtitā kṛtiḥ pradyumnabhāryāpiṃ sṛṣṭiṃ kartuṃ babhūvaha  [3-16-7]

"Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 16.6-7 (в данном стихе перечисляются Вьюхи Бхагавана Шри Нараяны): "МахаЛакшми известна как Майя, когда является Супругой Васудевы; как Джая, когда является Супругой Санкаршаны; как Шанта в Супружестве с Анируддхой и как Крити в Супружестве с Прадьюмной".  

viṣṇupatnī kīrtitā ca śrīdevī sattvamāninī tamobhimāninī durgā kanyaketi prakīrtitā [3-16-8]

kṛṣṇāvatāre kanyeva nandaputrānujā hi sā rajobhimānibhūdevī bhāryā sā sūkarasya ca [3-16-9]

"Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 16.8-9: "МахаЛакшми известна как Богиня Шри (shrI devI), когда является Супругой Господа Шри Вишну (Повелителя Саттва-Гуны) и как Дурга (Канья), когда лично повелевает тамо-гуной.

Когда Бхагаван Шри Нараяна создаёт Кришна-Аватару, то МахаЛакшми также становится Каньей (младшей сестрой Кришны в семье Нанды, т.е. МахаЛакшми становится Шри Канья-Дургой).  

МахаЛакшми повелевает гуной раджаса в образе Шри Бхуми-Деви - Супруги Господа Шри Варахи".  

vedābhimāninī vīndra annapūrṇā prakīrtitā nārāyaṇasya bhāryā tu lakṣmīrūpā tvajā smṛtā [3-16-10]

yajñākhyasya harerbhāryā dakṣiṇā saṃprakīrtitā [3-16-11]

jayantī vṛṣabhasyaiva patnī saṃparikīrtitā videhaputrī sītā tu rāmabhāryā prakīrtitā [3-16-12]

"Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 16.10-12: "МахаЛакшми известна как АннаПурна, когда повелевает всеми Ведами и как Лакшми - Извечная и Нерожденная Супруга Бхагавана Шри Нараяны. 

МахаЛакшми также известна как Дакшина - Супруга Господа Шри Яджна-Варахи; как Джаянти в Супружестве с Вришабхой и как Сита (дочь Джанаки) в Супружестве с Господом Рамой". 

Прим. переводчика (Vishnudut1926): Стих 3-16-11 состоит именно из одной строфы во всех существующих изданиях "Шри Гаруда-Пураны" - в оригинальных изданиях на Санскрите и сетевых изданиях (смотрите, например, сетевое издание GRETIL), а также в английском издании от Motilal Banasirdass .

rukmiṇīsatyabhāmā ca bhārye kṛṣṇasya kīrtite ityādikā hyanantāścāpyāvatārāḥ pṛthagvidhāḥ [3-16-13]

"Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 16.13: "МахаЛакшми известна как Рукмини и СатьяБхама в Супружестве с Шри Кришной. Существует бесконечное количество Аватар Шримати МахаЛакшми-Деви и между всеми Аватарами не существует никаких различий (никаких различий в божественной природе всех Аватар)". 

Итак, это был второй реестр, который утвердил лично Шри Кришна. Как видно, в данном реестре присутствуют Шри Лакшми лично и Богиня Бхуми (Бху), но нет Шримати Нилы-Деви, что, на самом деле, не так важно по следующим причинам:

ПРИЧИНА-01. Шри Кришна будет рассказывать о Шри Ниле в Главе 19 и произнесёт фразу о том, что Он не делает различий между Шри Нилой и Шри Рукмини - данного стиха достаточно для того, что признать Шри Нилу-Деви Аватарой Шримати МахаЛакшми-Деви как раз на основании "Шри Гаруда-Пураны". 

Данный стих Шри Кришны мы уже разобрали в самом начале нашей беседы - напомню, как он звучал:

rukmiṇyādyāḥ ṣaṇmahiṣyo mamaśrīrnīlā ca yā mama bhāryā khagendra sarge pūrvasminhavyavāhasya putrī tāstā bhaje sadya evā viśeṣāt [3-19-27]

"Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 19.27 (слова Шри Кришны): "Рукмини возглавляет Шесть Моих Главных Принцесс. Шри Нила также входит в круг данных Принцесс [shrIr nIlA cha yA]. В прошлом творении Шри Нила была дочерью Агни. Я не делаю различий между Шестью Принцессами - все Они одинаково дороги Мне!". 

ПРИЧИНА-02. Шри Нила-Деви присутствовала в первом перечне (38 Имён, поведанные Шивой) и в тех 2 Ведических Праманах, которыми мы дополнили реестр Шивы ("Шри Пуруша-Сукта" + "Шри Сита-Упанишада"). 

Как мы видим, во втором реестре Шри Радха также отсутствует. 

Таким образом, у нас есть 2 реестра Аватар Шри МахаЛакшми-Деви из 2 Вайшнава-Пуран и в обоих списках Шри Радха вообще не упоминается, но при этом мы без всяких проблем можем поставить знак равенства между Шри Нилой-Деви и Шримати МахаЛакшми-Деви (Шри Лакшми-Деви). Доказательство завершено!". 

Вопрос: "Получается какая-то очень грустная история. Шри Радха у нас при доказательствах превратилась прямо-таки в изгоя. Более того, Шри Кришна даже не упомянул Шри Радху в реестре избранных и самых любимых Аватар".

Ответ by Vishnudut1926: "Это обманчивое впечатление из-за того, что мы рассмотрели строгую Саттвика-Сиддханту. 

В раджасика-Пуранах Шри Радхе посвящены огромные сегменты текста, например, приблизительно 900 страниц в "Брахма-Вайварта-Пуране", и Шри Кришна на страницах раджасика-Пуран очень много говорит о Своей любви именно к Шри Радхе, так что на уровне раджасика-Пуран у Шри Радхи и Шри Кришны идеальная любовь". 

•━──────≪✷≫──────━•

МОДУЛЬ-09. Как правильно понимать тему бесконечности Аватар?

Вопрос: "У меня также возник вопрос по последним строкам, которые произнёс Шри Кришна в Своём реестре. "hy anantā ścāpy āvatārāḥ" (стих 3.6.13 "Шри Гаруда-Пураны") - в этой строке Шри Кришна говорит, что у Шри МахаЛакшми-Деви существует бесконечное количество Аватар. 

Мы можем использовать это утверждение Кришны для того, чтобы включить Шри Радху в реестр Аватар под тем предлогом, что Шри Радха просто не была упомянута в реестре из-за того, что Аватар бесконечное множество и их невозможно перечислить?". 

Ответ by Vishnudut1926: "Нет, ни в коем случае! Смысл любых реестров с Аватарами как раз состоит в том, чтобы железно очертить тот круг Аватар, которым можно поклоняться вайшнавам. 

Строки о бесконечности Бхагаван Шри Нараяна (а составителем всех Вед и Пуран, напомню, является Бхагаван Шри Нараяна в образе Вьясы) обычно вставляет в Пураны лишь для того, чтобы подчеркнуть идею Бесконечного Божественного Величия.

В противном случае, получится, что в реестр Аватар можно вписывать всяких посторонних богинь, псевдо-святых, лже-гуру и т.д. - так обычно поступают в лже-сампрадаях, когда несут какую-нибудь чушь из серии "наша богиня/бог или основатель нашей секты является аватарой - его нет в списках аватар из Пуран, но он - аватара, так как проявления Господа бесконечны". Подобная позорная логика сразу выдаёт дешёвых сектантов.

Кстати, не только у Шримати МахаЛакшми-Деви есть собственный реестр Аватар в "Шри Гаруда-Пуране". 

У Бхагавана Шри Нараяны есть несколько аналогичных реестров в различных Вайшнава-Пуранах и один из этих списков можно найти как раз в "Шри Гаруда-Пуране" - с этого реестра фактически начинается вся "Шри Гаруда-Пурана", так как весь реестр находится в Главе 01 Ачара-Кханды "Шри Гаруда-Пураны"!

В данном реестре перечисляются 22 классические Аватары Бхагавана Шри Нараяны: НараСимха, Вамана, Кришна, Баларама, Калки и т.д. Смотрите самое начало "Шри Гаруда-Пураны", скан можно найти у меня в электронной библиотеке - ссылка на pdf-скан  

У Бхагавана Шри Нараяны, в данном реестре, также есть Праман о бесконечности Аватар  - звучит вот так:

avatārā hyasaṃkhyeyā hareḥ sattvanidherdvijāḥ manuvedavido hyādyāḥ sarve viṣṇukalāḥ smṛtāḥ [1-1-34]

"Шри Гаруда-Пурана", Ачара-Кханда, 1.1.34: "Бесконечны Аватары Господа Шри Хари (Шри Нараяны) - Олицетворения Саттва-Гуны и всех существующих брахманов. Все изначальные Ману, блестяще знающие Веды, происходят от Бхагавана Шри Вишну". 

Смысл здесь остаётся таким же, как и в реестре Шримати МахаЛакшми-Деви - у Бхагавана Шри Нараяны действительно бесконечное количество Аватар, но мы поклоняемся лишь тем Аватарам, которые упомянуты в официальных реестрах из Вайшнава-Пуран, а также Ведах и Грантхах Шри Вайшнава-ПанчаРатры".

•━──────≪✷≫──────━•

МОДУЛЬ-10. Шри Канья-Дурга во Вриндаване и сверх-важность поклонения Шри Андал (Шри Годе).

Вопрос: "У меня есть ещё один вопрос по реестру Аватар Шримати МахаЛакшми-Деви, который произнёс Шри Кришна. При перечислении Аватар Шри Кришна сказал, что во Вриндаване Шримати МахаЛакшми-Деви становится Канья-Дургой. 

Здесь у меня нет вопросов, так как Лилу из 10-ой Скандхи 'Шри Бхагавата-Пураны', в которой Шри Дурга издевается над демоном Камсой и предсказывает скорую гибель асура Камсы от рук Шри Кришны, я прекрасно помню. 

Я также прекрасно понимаю, что что Главной Гопи Вриндавана является Шримати МахаЛакшми-Деви, но почему Шри Кришна пропустил данный факт в реестре, упомянув лишь такую Аватару Шримати МахаЛакшми-Деви как Канья-Дурга?".

Ответ by Vishnudut1926: Здесь всё очень просто. Многие стихи 'Шри Бхагавата-Пураны' и других Вайшнава-Пуран являются Праманами, говорящими о том, что Главной Гопи Вриндавана является Шримати МахаЛакшми-Деви. Перечислю классические Праманы:

"Шри Бхагавата-Пурана", 10.32.14: cakāsa gopī pariṣad gato 'rcitas trailokya lakṣmy eka padaṃ - "Среди всех гопи Шримати Лакшми-Деви сияет как Главная Гопи Шри Кришны". 

"Шри Вишну-Пурана", 1.8.33: ratī rāgaś ca maitreya lakṣmīr govinda - "Господь Шри Говинда (Шри Кришна из Вриндавана) больше всех обожает Шримати Лакшми-Деви". 

"Шри Бхагавата-Пурана", 10.33.14: gopyo labdhvācyutaṃ kāntaṃ śriya ekānta vallabham - "Из всех гопи лишь Богиня Шри (Шри Лакшми) является Экантика-Валлабхой (Единственной Возлюбленной) Шри Кришны". 

Праманов о том, что Шри Дурга является Аватарой Шримати МахаЛакшми-Деви, в Пуранах гораздо меньше, поэтому Шри Кришна специально подчеркивает то, что Шримати МахаЛакшми-Деви является Шри Канья-Дургой во Вриндаване, в Своём реестре из "Шри Гаруда-Пураны". 

И коли мы вернулись к теме воплощений и Аватар во Вриндаване, то я напомню одну из сверх-важнейших Сиддхант Шри Рамануджа-Сампрадаи. 

В Шри Рамануджа-Сампрадае всё поклонение Вриндавану осуществляется ТОЛЬКО и СТРОГО через обращение к Шри Андал (Шри Андал - одна из 12 Альваров). 

В Шри Рамануджа-Сампрадае блестяще развиты настроение Вриндавана и Гопи-Бхава, которая в Шри Рамануджа-Сампрадае называется "Наяки-Бхава" (Nayaki-Bhava) - именно в данном настроении составлены часть Гимнов Шри Андал и Шри НаммАльвара, а также других Альваров, но нашим основным проводником в мир Гопи-Бхавы и Вриндавана считается именно Шри Андал. 

Таким образом, при поклонении Шри Кришне во Вриндаване мы всегда сначала обращаемся к Шри Андал (например, с помощью Молитвы "Года-Прапатти"; Года - это второе Имя Шри Андал), затем Шри Андал приводит нас к Шри Ниле-Деви (Шри Наппиннай), и после этого Шри Андал вместе с Шри Нилой-Деви (Шри Наппиннай) приводят нас к Шримати МахаЛакшми-Деви. 

Шри Андал считается воплощением Богини Бху (Бхуми), а Шри Нила - это Шри Нила-Деви из "Нила-Сукты" Яджур-Веды, о чём мы уже говорили. Богиня Шри (Шри МахаЛакшми) считается Главной Гопи Вриндавана. 

Другими словами, Богиня Бху (Бхуми) и Богиня Нила приводят нас к Шри МахаЛакшми-Деви во Вриндаван. Здесь ключевую роль также играет поклонение таким Божествам Шри Рамануджа-Сампрадаи как Шри Венкатешвара (БалаДжи) и Шри РангаНатха, но это уже тема для отдельного разговора.

Сиддханту, обозначенную выше, Шри Андал установила в "Шри Тируппавай" и "Шри Наччияр Тирумоли", поэтому данной Сиддханте железно следуют абсолютно все вайшнавы и вайшнави Шри Рамануджа-Сампрадаи. 

Это важнейший момент, который отличает Шри Рамануджа-Сампрадаю от различных кришнаитских направлений Ассама, Бенгалии и других регионов: в данных направлениях считается, что проводницей во Вриндаван является лишь Шри Радха, тогда как в Шри Рамануджа-Сампрадае считается, что проводницами во Вриндаван являются Богиня Бху и Богиня Нила с финальным прибежищем у Стоп Шримати МахаЛакшми-Деви. 

Как мы видим, данная Сиддханта Шри Рамануджа-Сампрадаи отражает Ведическую концепцию 3 Шакти Бхагавана Шри Нараяны из 3 Ведических Сукт: "Бху-Сукта", "Нила-Сукта" и "Шри-Сукта", что опять-таки выгодно отличает Шри Рамануджа-Сампрадаю от различных кришнаитских направлений Бенгалии/Ассама, которые из-за ашастрика-поклонения (поклонения, которое не обосновано Вайшнава-Шастрами) отклоняются от Вед по максимуму! Дополнительные вопросы?"

Вопрос: "Нет, вопросов больше нет и большое спасибо за развёрнутые ответы: мне всё понятно - система объяснений была очень стройной и логичной. И, что главное, основанной на множестве Праманов - я именно о таком объяснении и мечтал!". 

Vishnudut1926: "Не за что! Если у вас будут сомнения/вопросы по Шри Рамануджа-Сиддханте, то я всегда с радостью на них отвечу!".

ОЧЕНЬ ВАЖНО: К данной статье также составлено приложение, в котором я опровергаю ложь о том, что Шри Веданта Десика якобы признал культ Шри Радхи в "Ядава-Абхью-Дайе", приложение можно найти здесь -  https://vishnudut1926.blogspot.com/2021/01/yadavabhyudaya-lakshmi-rus.html

Статья by Вишнудутка Вишновская [Vishnudut1926], 
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 15-январь-2021
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах