четверг, 14 января 2021 г.

Опровержение лжи о том, что Веданта Десика признал поклонение Шри Радхе в стихах 9.90 и 10.71 "Ядава-Абхью-Дайи" [Приложение к основной статье о Шри Наппиннай и Ниле-Деви]

ОЧЕНЬ ВАЖНО: Данная статья является приложением к лонгриду, посвященному Шри Наппиннай и Шри Ниле-Деви в Традиции 12 Альваров Шри Рамануджа-Сампрадаи. Если вы серьёзно интересуетесь вопросами о Шри Наппиннай и "Нила-Сукте" Яджур-Веды в рамках Шри Рамануджа-Сампрадаи, то смотрите в первую очередь именно основной лонгрид, а только потом данное приложение. Ссылка на лонгрид - https://vishnudut1926.blogspot.com/2021/01/nappinai-nila-yajur-veda-rus.html 

СОДЕРЖАНИЕ ДАННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ-ОПРОВЕРЖЕНИЯ:

I. Суть ложной идеи о Шри Радхе и краткое опровержение ложной идеи.

II. Шри Веданта Десика, факультативная МахаКавья-Грантха и Аппайя Дикшита.

III. Почему комментарии и книги Аппайи Дикшиты не считаются авторитетными в рамках Шри Рамануджа-Сампрадаи?

IV. Строгая Шри МахаЛакшми-Нараяна-Сиддханта из первых Глав "Шри Ядава-Абхью-Дайи".

V. "Шри Ядава-Абхью-Дайя" - стихи 9.90 и 10.71: правильный перевод и объяснения с точки зрения Шри Рамануджа-Сиддханты, "Шри Брихад-Брахма-Самхиты" и "Шри Падма-Пураны".

VI. Заслуживающие внимания точки зрения индологов: исследование N. V. Vasudevachariar и исследование Barbara Stoler Miller, а также сравнения с "Гита-Говиндой" Джаядевы.

VII. Опровержение других ложных идей (раздутая "сенсация", Вриндавана-Бхава и т.д.)

VIII. Дополнительные стихи и толкования из  "Шри Ядава-Абхью-Дайи", которые очень полезно знать.

I. Суть ложной идеи о Шри Радхе и краткое опровержение ложной идеи. 

Для начала я лаконично перескажу ложную идею - она выглядит вот так: 

ЛОЖНАЯ ИДЕЯ: "Шри Веданта Десика упоминает Шри Радху в стихах 9.90 и 10.71 'Шри Ядава-Абхью-Дайи' ["Yadavabhyudaya", Vedanta Desika], а это означает, что в Шри Рамануджа-Сампрадае признают культ Шри Радхи и поклоняются Шри Радхе". 

Итак, ложная идея очерчена, приступаем к опровержению. Сначала я обозначу лаконичное опровержение - далее, уже на основании краткого опровержения, мы обсудим детали и построим группу мини-опровержений. 

Краткое опровержение ложной идеи: 

"Шри Ядава-Абхью-Дайя" Шри Веданты Десики является Маха-Кавьей. Такой жанр литературы на Санскрите как "Маха-Кавья" предполагает упоминания источников из Пуран и Итихас. 

Шри Радха упоминается всего в 2 (именно всего в двух!!!) из 2643 стихов "Шри Ядава-Абхью-Дайи", поэтому абсурдно делать какие-либо выводы о признании поклонения Шри Радхе в Шри Рамануджа-Сампрадае на основании 2 микроскопических стихов, особенно в свете того, что в первых 2 Главах (из всех 24), а также на протяжении всей 'Шри Ядава-Абхью-Дайи' Шри Веданта Десика устанавливает строгую Шри МахаЛакшми-Нараяна-Сиддханту". 

Теперь расширим нашу группу опровержений - для этого нам сначала нужно сделать исторический экскурс в мир МахаКавья-Грантх. 

II. Шри Веданта Десика, факультативная МахаКавья-Грантха и Аппайя Дикшита.

"Шри Ядава-Абхью-Дайя" (часто принято именно слитное написание - "Ядавабхьюдая"/"Yadavabhyudaya") является МахаКавья-Грантхой (Расика-Грантхой) из 24 Глав - Грантхи данного вида в Шри Рамануджа-Сампрадае обычно изучают в самую последнюю очередь как поэтический факультатив. 

В общем, это редкая Грантха для самых, самых культурных Шри вайшнавов, которые серьёзно владеют поэтическим Санскритом.  

Исторически случилось так, что Аппайя Дикшита [Appayya Diksita] - один из ключевых гуру Шиваизма в направлении Шива-Адвайта - составил обширные комментарии именно к данной Грантхе. 

Закономерный вопрос: зачем ведущий гуру Шиваизма составил комментарии к редкой поэтической Грантхе Шри Рамануджа-Сампрадаи? Ответа на этот вопрос теперь не узнать. 

Существует исследование под названием "The Vaishnava Writings of a Saiva Intellectual" ("Вайшнавские произведения шайва-интеллектуала") за авторством Ajay K. Rao, в котором Аджай К. Рао пытается проследить генезис общей истории Аппайи Дикшиты и его сложных отношений с Вайшнава-Ачарьями, упоминая не только Шри Веданта Десику, но также Шри Виджая-Индра-Тиртху из Шри Мадхва-Сампрадаи. 

Я не хочу тратить время на детальный пересказ данного исследования, так как биография гуру Шиваизма никак не относится к сфере интересов Шри вайшнавов - просто добавлю копию pdf-скана исследования Ajay K. Rao в облачные хранилища, может быть, кому-нибудь пригодится: dropbox, box, gett

III. Почему комментарии и книги Аппайи Дикшиты не считаются авторитетными в рамках Шри Рамануджа-Сампрадаи?

Помимо комментариев к "Шри Ядава-Абхью-Дайе" Шри Веданты Десики, Аппайя Дикшита также написал 2 вайшнавские книги: "Варадараджа-Ставам" (Гимн, посвященный Шри Варарадже - одному из Главных Божеств Шри Рамануджа-Сампрадаи) и "Кришна-Дхьяна-Паддхати". 

В Шри Рамануджа-Сампрадае данные книги не считаются авторитетными, так как у нас есть "Шри Варадараджа-Ставам" Шри Куреша-Ачарьи и "Шри Гопала-Вимшатти" Шри Веданты Десики - о "Шри Гопала-Вимшатти" мы будем говорить далее. 

Итак, подчеркну 2 главные идеи: 

А) Аппая Дикшита является не просто шайва-гуру, но также адвайтином (маявади) из направления Шива-Адвайта и 

Б) Аппая Дикшита не принадлежит к Гуру-Парампаре Шри Рамануджа-Сампрадаи. 

По этим причинам, абсолютно все комментарии и книги Аппайи Дикшиты вообще не принимаются как авторитетные в рамках Шри Рамануджа-Сампрадаи, поэтому если вы где-нибудь видите указания из серии "сказано в комментарии/книгах Аппайи Дикшиты", то к подобному комментарию следует отнестись очень и очень настороженно. 

Позже Шри Уттамур ВираРагхава Ачарья (Шри Уттамур Свами) составил авторитетные комментарии к "Шри Ядава-Абхью-Дайе" с точки зрения чистой Шри Рамануджа-Сиддханты - вот как раз комментарии Шри Уттамура ВираРагхавы Ачарьи считаются сверх-авторитетными. 

Биографию Шри Уттамура Свами можно посмотреть на ramanuja.org - https://ramanuja.org/sri/BhaktiListArchives/Article?p=feb2002%2F0065.html 

Традиционно считается, что именно детальные комментарии Аппайи Дикшиты вывели "Шри Ядава-Абхью-Дайю" Шри Веданты Десики в топы поэтической литературы на Санскрите, так как - благодаря гениальному поэтическому слогу Шри Веданты Десики и мощным комментариям Аппайи Дикшиты - данная Грантха завоевала сердца многих высокообразованных знатоков Санскрита.

В связи с этим существует огромное многотомное издание на Санскрите под названием यादवाभ्युदयम् अद्वैतविद्याचार्य श्रीमदप्पय्यदीक्षितैः विरचितया व्याख्यया [yAdavAbhyudayam advaitavidyAchArya shrImadappayyadIkShitaiH virachitayA vyAkhyayA], т.е. буквально "Ядавабхьюдая с комментариями адвайта-видья-ачарьи Аппайи Дикшиты". 

Как уже было отмечено выше, в Шри Рамануджа-Сампрадае к данным комментариям относятся настороженно-прохладно - авторитетными они не считаются. 

Историю с Аппайя Дикшитой важно знать по той причине, что ложная идея, которую мы опровергаем и которую пытаются обосновать всего 2 стихами Шри Веданты Десики, зачастую появляется именно на различных форумах/блогах, которые посвящены даже не Индуизму и совсем не Вайшнавизму, а именно эстетически-культурному наследию Индии - например, поэзии и музыке. 

Естественно, люди, которые постят информацию на подобных ресурсах, абсолютно далеки от вайшнавского религиозного мышления, поэтому подобные люди и порождают идеи-фальшивки подобные той, что мы сейчас опровергаем. 

IV. Строгая Шри МахаЛакшми-Нараяна-Сиддханта из первых Глав "Шри Ядава-Абхью-Дайи". 

Далее мы рассмотрим стихи 9.90 и 10.71 из "Шри Ядава-Абхью-Дайи", но перед рассмотрением данных стихов нам обязательно нужно разобрать идеи из первых Глав, так как именно в этих Главах Шри Веданта Десика обозначает очень важную Сиддханту, без которой стихи 9.90 и 10.71 вообще не будут понятны. 

Сюжетно "Шри Ядава-Абхью-Дайя" базируется на историях о различных Аватарах Бхагавана Шри Нараяны из Вайшнава-Пуран/Итихас и повторяет блок историй из "Шри Вишну-Пураны", "Шри МахаБхараты" и 10-ой Скандхи "Шри Бхагавата-Пураны" (т.е. 10-ой Песни "Шримад-Бхагаватам"), а также других Пуран, например, "Шри Падма-Пураны" и "Шри Гаруда-Пураны". 

2 основных блока историй - это истории о Кришна-Аватаре во Вриндаване и Двараке. 

Перед блоком о Вриндаване, в 1-ой Главе "Шри Ядава-Абхью-Дайи", Шри Веданта Десика особенно подчеркивает Сиддханту о том, что Шри Кришна во Вриндаване - это лишь Крида-Аватара Бхагавана Шри Нараяны

क्रीडा तुलिकया स्वस्मिन् कृपारूषितया स्वयम् ।

एको विश्वमिद चित्रं विभु: श्रीमानजीजनत् ॥१-९॥

krIDA tulikayA svasmin kRRipArUShitayA svayam |

eko vishvamida chitraM vibhu: shrImAnajIjanat ||1-9||

"Шри Ядава-Абхью-Дайя", 1.9 [здесь и далее я перевожу лишь общий смысл стихов, так как перевод очень красивого и очень сложного поэтического Санскрита Шри Веданты Десики не входит в цели данной статьи]: "Шриман Нараяна создаёт различные Крида-Аватары...". 

Слово "ШРИМАН" в данном стихе означает не только Бхагавана Шри Нараяну, но также и Шримати МахаЛакшми-Деви, так как Ачарьи Шри Рамануджа-Сампрадаи всегда объясняют Имя "ШРИМАН" как включающее в себя Богиню "ШРИ", т.е. Шримати МахаЛакшми-Деви

Таким образом, в данном стихе речь также идёт о Крида-Аватарах Шримати МахаЛакшми-Деви. Кстати, в английском издании "Шри Ядава-Абхью-Дайи" (ссылка на pdf-скан) опубликован отличный перевод стиха 1.9, цитирую: "The Almighty, with His inseparable consort named Lakshmi". 

В стихе 1.17 Шри Веданта Десика также упоминает Шри Бхуми-Деви и Шри Вира-Лакшми:

विशालविपुलोत्तुङ्गे यद्दहुशिखरान्तरे । 

आसीद्वीरश्रिया सार्धं भूमिरर्धासने स्थिता ॥१-१७॥

vishAlavipulottu~Nge yaddahushikharAntare | 

AsIdvIrashriyA sArdhaM bhUmirardhAsane sthitA ||1-17||

"Шри Ядава-Абхью-Дайя", 1.17: "Шри Бхуми-Деви и Богиня Вира-Шри (Вира-Лакшми) живут на Груди Господа Шри Нараяны". 

В английском издании снова можно встретить отличный перевод, говорящий о том, что "Богиня Вира-Шри" - это "Вира-Лакшми". 

И уже я особенно подчеркну следующее: Шри Вира-Лакшми - это Шри Дурга, а Шри Дурга - это Шри Нила. 

Таким образом, в стихах 1.9 и 1.17 Шри Веданта Десика устанавливает классическую Сиддханту Шри Рамануджа-Сампрадаи о 3 Шакти Бхагавана Шри Нараяны из 3 Ведических Сукт: Шри, Бхуми и Нила

Вышеупомянутые стихи были упомянуты мною по той простой причине, что далее мы будем рассматривать такие темы как "Шри Радха является Крида-Аватарой Шримати МахаЛакшми-Деви" и "Шримати МахаЛакшми-Деви является Источником всех Шакти и всех Шакти-Аватар", поэтому нам нужен базис для данной идеи. 

В стихе 1.49 Шри Веданта Десика упоминает классическую идею Шри Рамануджа-Сампрадаи о "Бхагаване Шри Нараяне, который принимает различные роли/образы (Аватары - такие как Кришна, НараСимха, Матсья и т.д.), словно актёр, играющий на сцене": नटवद्भूमिकाभेदैर्नाथ दीव्यन् पृथग्विधैः - naTavadbhUmikAbhedairnAtha dIvyan pRRithagvidhaiH

В стихе 1.57 Шри Веданта Десика говорит о том, что все Аватары исходят лишь от Бхагавана Шри Нараяны, который всегда украшен Своими Любимыми Драгоценностями в виде Шримати Лакшми-Деви и Каустубхи: योगानां लक्ष्मी कौस्तुभ लक्षणम् - yogAnAM lakShmI kaustubha lakShaNam

Итак, в самой первой Главе Шри Веданта Десика устанавливает классическую Сиддханту Шри Рамануджа-Сампрадаи о том, что все Аватары исходят лишь от Бхагавана Шри Нараяны и Шримати Лакшми-Деви. 

В стихе 2.27 Шри Веданта Десика специально подчеркивает то, что в чрево Шри Деваки, которая родила Шри Кришну, вошёл именно Бхагаван Шри Нараяна, т.е. Источником Шри Кришна-Аватары является именно Бхагаван Шри Нараяна: नारायणे गर्भगते नताङ्गीnArAyaNe garbhagate natA~NgI

И, в стихе с говорящим номером 2.88 (цифра 8 в Вайшнава-Шастрах часто резервируется именно для Шримати Лакшми-Деви - смотрите знаменитый стих "Шримад-Бхагаватам", 8.8.8), Шри Веданта Десика говорит о том, что абсолютно во всех воплощениях Шримати МахаЛакшми-Деви всегда появляется вместе с Бхагаваном Шри Вишну как Шакти-Аватара:

सहोदिता चन्द्रमसा वभासे ज्यात्स्ना पयोधेरुपजातरागा।

तदातने संजननेऽपि शौरेः सहायिनी सागरसंभवेव ॥ २-८८ ॥

sahoditA chandramasA vabhAse jyAtsnA payodherupajAtarAgA|

tadAtane saMjanane.api shaureH sahAyinI sAgarasaMbhaveva || 2-88 ||

В английском издании снова можно найти отличный перевод: "Maha Lakshmi giving company to Vishnu even in that Avatara as Krishna", а Аппайя Дикшита - в своих комментариях на Санскрите - совершенно правильно связывает данный стих со знаменитым стихом "Шри Вишну-Пураны", в котором говорится о том, что Шримати Лакшми-Деви всегда воплощается вместе с Бхагаваном Шри Вишну во время абсолютно всех Аватара-Лил, например, как Шри Сита в Рама-Лиле (Рагхава-Лиле) и как Шримати Рукмини-Деви в Шри Дварака-Лиле:

राघवत्वे ऽभवत्सीता रुक्मिणी कृष्णजन्मनि अन्येषु चावतारेषु विष्णोरेषानपायिनि 

rAghavatve .abhavatsItA rukmiNI kRRiShNajanmani anyeShu chAvatAreShu viShNoreShAnapAyini ("Шри Вишну-Пурана", 1.9.144).

Итак, фундамент для дальнейшего рассмотрения стихов о Шри Радхе создан - приступаем к детальному анализу. 

V. "Шри Ядава-Абхью-Дайя" - стихи 9.90 и 10.71: правильный перевод и объяснения с точки зрения Шри Рамануджа-Сиддханты, "Шри Брихад-Брахма-Самхиты" и "Шри Падма-Пураны".  

Напомню суть проблемы - всякие черти выдёргивают из общего контекста всех 24 Глав и всех 2643 стихов "Шри Ядава-Абхью-Дайи" всего 2 микроскопических стиха о Шри Радхе, искажая тем самым строгую Сиддханту Шри Веданты Десики и Шри Рамануджа-Сампрадаи. Рассмотрим два пострадавших стиха - это стихи 9.90 и 10.71. 

•━──────≪ 9-90 ≫──────━•

निरपेक्ष इवैष नीलया रसिकः पालिकया सराधया। 

पृथगत्र किमेतदुच्यते कुहकः कश्चिदसौ कुलस्य नः ॥ ९-९० ॥

nirapekSha ivaiSha nIlayA rasikaH pAlikayA sarAdhayA | 

pRRithagatra kimetaduchyate kuhakaH kashchidasau kulasya naH ||9-90||

"Шри Ядава-Абхью-Дайя", 9.90 (в этом стихе Гопи обвиняют Шри Кришну и Акруру в бессердечии и жестокости из-за того, что Шри Кришна покинул Вриндаван): "Невозможно поверить в то, что наш Иша (Иша = Возлюбленный Господь Гопик, т.е. Шри Кришна) мог забыть о Ниле, Палике и Радхе - nIlayA rasikaH pAlikayA sa rAdhayA. Может быть, нашего Господа просто подменили и какой-нибудь притворщик из нашего рода просто пытается выдать себя за Кришну?". 

•━──────≪ 9-90 ≫──────━•

Итак, обратите внимание на то, что в данном стихе Шри Веданта Десика просто упоминает Шри Радху среди других Гопи (Нила и Палика). Здесь нет идеи из серии "Шри Радха - это Главная Гопи Вриндавана" и т.п. - роль Шри Радхи здесь, наоборот, микроскопически-эпизодическая. 

Здесь также очень важно то, что Шри Веданта Десика пишет о Шри Ниле и Шри Радхе как о совершенно разных Гопи (личностях), что отсекает всякие попытки поставить знак равенства между Шри Нилой и Шри Радхой. 

Ложность идеи "Шри Нила (Шри Наппиннай) = Шри Радха" уже подробно разбиралась в основном лонгриде о Шри Ниле (Шри Наппиннай) - том самом, к которому написано данное приложение. 

Переходим к следующему пострадавшему стиху - 10.71. 

•━──────≪ 10-71 ≫──────━•

देवकी दनुजस्थूणा दिव्यं धाम व्रजाङ्गणन् । 

रमा राधादयश्चेति राशिभेदैन भिद्यसे ॥ १०-७१ ॥

devakI danujasthUNA divyaM dhAma vrajA~NgaNan | 

ramA rAdhAdayashcheti rAshibhedaina bhidyase ||10-71||

Шри Веданта Десика, "Шри Ядава-Абхью-Дайя", 10.71: "Бхагаван Шри Нараяна Един, даже несмотря на существование различных манифестаций (Аватар): в доме Деваки (Кришна-Аватара), колонне замка Хираньякашипу (НараСимха-Аватара) и даже различных Обителях Шри Вайкунтхи. Точно таким же образом, существует лишь Одна Шримати МахаЛакшми-Деви, которая воплощается в различных образах - например, как Богиня РамА (Шри Лакшми) на Вайкунтхе и Шри Радха в Гокуле".

•━──────≪ 10-71 ≫──────━•

Итак, в данном стихе Шри Веданта Десика пишет о том, что Шри Радха является Крида-Аватарой Шримати МахаЛакшми-Деви в Гокуле - данная идея НЕ противоречит идеям из "Шри Брихад-Брахма-Самхиты", которую признают в Шри Рамануджа-Сампрадае. 

Напомню суть "Шри Брихад-Брахмы-Самхиты" - это очень обширная Грантха (40 Глав) Шри Вайшнава-ПанчаРатры, средний сегмент которой содержит Главы о Шри Радха-Кришне и Голоке. 

После среднего сегмента начинается более серьёзный блок, в котором рассказывается о поклонении Шри Лакшми-Нараяне. 

Таким образом, в соответствии с "Шри Брихад-Брахма-Самхитой", Шри Радха и Шри Кришна считаются Крида-Аватарами Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Нараяны - именно об этом пишет Шри Веданта Десика в рассмотренном выше стихе 10.71 "Шри Ядава-Абхью-Дайи".  

Если вас интересует "Шри Брихад-Брахма-Самхита", но вы не знаете Санскрит, то смотрите исследование H. Daniel Smith - в этом исследовании содержится отличный английский пересказ всех 40 Глав - "A Descriptive bibliography of the printed texts of The Pancaratragama" - Vol.01 - H. Daniel Smith: ссылка на pdf-скан

Кроме того, Сиддханта о том, что Шри Радха является Крида-Аватарой (Лила-Аватарой) Шримати Лакшми-Деви подтверждается на уровне "Шри Падма-Пураны": आस्यकांताभगवतीलक्ष्मीर्नारायणेहरौ विधायगोपिकारुपंक्रीडार्थंशार्ङ्गधन्वनः - AsyakAMtAbhagavatIlakShmIrnArAyaNeharau vidhAyagopikArupaMkrIDArthaMshAr~NgadhanvanaH - "Вне всякого сомнения, эта Гопика из Вриндавана (Шри Радха) является Крида-Аватарой Шримати Лакшми-Деви (так же как Кришна является Крида-Аватарой Бхагавана Шри Нараяны)" - так говорится в "Шри Падма-Пуране", Патала-Кханде, 71.16. 

Я не привожу подробного доказательства того, что Шри Радха относится к Крида-Аватарам Шримати МахаЛакшми-Деви по той простой причине, что в Шри Рамануджа-Сампрадае подобное доказательство никому не интересно и никому не нужно - ни один из 12 Альваров и Ачарьев Шри Рамануджа-Сампрадаи не говорит о системе поклонения Шри Радха-Кришне, поэтому нет смысла тратить время и буквы на пустые доказательства. 

Выше мы обосновали стих 10.71 Праманами, но на самом деле, подобное обоснование полностью лишено смысла, так как Шри Веданта Десика просто включил в "Шри Ядава-Абхью-Дайю" этот стих о Шри Радхе в качестве обычного Расика-стиха. 

Проще говоря, этот стих был включен в данную МахаКавья-Грантху из-за того, что под него была рифма и из-за того, что он эстетически вписывается в общую Главу, т.е. этот стих вообще нельзя рассматривать как некий догмат Шри Рамануджа-Сиддханты.  

VI. Заслуживающие внимания точки зрения индологов: исследование N. V. Vasudevachariar и исследование Barbara Stoler Miller, а также сравнения с "Гита-Говиндой" Джаядевы.

Существует отличное исследование под названием "Yadavabhyudaya a study" by N. V. Vasudevachariar [University of Madras, Department of Sanskrit, 1984], которое можно найти на Shodhganga  @INFLIBNET - ссылка [как обычно, на всякий случай, я сохраняю копию pdf-скана в облачных хранилищах - смотрите на box, dropbox, archive.org, gett и, кстати, в этом скане изначально затёрты некоторые страницы - с хранением бумажного оригинала с 1984 года явно были проблемы!].

В данном исследовании N. V. Vasudevachariar пишет следующее о стихе 9.90 про Радху, Нилу и Палику, который мы рассмотрели выше:

"They (gopis) accuse Krishna of abandoning even Nila, Radha and Palika all dear to the Lord, and question whether the name will befit Akrura who is only krura. The word 'radhaya' used here suggests that Radha was one of the cowherdesses, not having had the rank of the most beloved lady of Krishna, as found in Brahmavaivartapurana, Gita Govinda and others". [стр. 30]

Перевод: "В этом стихе [9.90 - nIlayA rasikaH pAlikayA sarAdhayA] они [гопи] обвиняют Кришну в том, что он оставил даже Нилу, Радху и Палику, которые дороги Господу и спрашивают, почему Акруру зовут Акрура [буквально - 'не-жестокий'], если он, на самом деле, является 'крурой' [жестоким]. Слово 'радхая' здесь подразумевает то, что Радха является лишь одной из гопи, т.е. в этом стихе Шри Веданты Десики у Радхи нет статуса самой любимой гопи Кришны, как это утверждается в Брахма-Вайварта-Пуране, Гите-Говинде (Джаядевы) и других похожих произведениях". 

Кстати, если говорить о сравнениях с "Гита-Говиндой" Джаядевы, то интересную и совершенно правильную идею можно найти в исследовании "Jayadeva's Gitagovinda - Love Song of The Dark Lord" by Barbara Stoler Miller, Delhi Oxford University Press, 1977

В данном исследовании Барбара Миллер пишет о том, что Шри Наппиннай (Шри Нила-Деви) из Гимнов Альваров и Шри Радха вряд ли могут считаться одной и той же Богиней по той простой причине, что Шри Напиннай (Шри Нила) из Гимнов 12 Альваров является законной Супругой Шри Кришны, тогда как Шри Радха состоит с Шри Кришной в секретных эротических отношениях именно как Любовница. Простая логика и очень простое замечание, но идея очень правильная!

Barbara Stoler Miller, p. 29: "Here Nappinnai is the daughter, or daughter-in-law, of Nandagopal and the wife of Krishna; she is an incarnation of Vishnu's consort NilaDevi. It is possible that Nappinnai is the source of the Radha conception in Prakrit and Sanskrit literature, but the two figures more likely represent independent variants; their characteristic relations with Krishna are different. In the ritual dance called kuravai, Krishna dances with his wife Nappinnai, while Krishna's relationship with Radha is a secret, erotic rite".

VII. Опровержение других ложных идей (раздутая "сенсация", Вриндавана-Бхава и т.д.)

Опровергнем дополнительные ложные микро-идеи, которые обычно пытаются вывести на основании основной ложной идеи.

Ложная микро-идея 01. В Шри Рамануджа-Сампрадае, оказывается, знают о Шри Радхе! Это просто сенсация! Оказывается, Шри Радха есть в Шри Рамануджа-Сампрадае и в книге Веданты Десики - это невероятная сенсация!  

Опровержение 01. Как мы видим, данная микро-идея выглядит максимально глупо и по-детски. Естественно, Ачарьи Шри Рамануджа-Сампрадаи прекрасно знали и знают о Шри Радхе, так как наши Ачарьи прекрасно знали и знают "Брахма-Вайварта-Пурану" и особенно "Шри Падма-Пурану", в которых упоминается Шри Радха. А также вышеупомянутую "Шри Брихад-Брахма-Самхиту". 

Таким образом, никакой сенсации здесь нет: о Шри Радхе прекрасно знали с самого начала существования Шри Рамануджа-Сампрадаи - просто культ Шри Радхи в нашей Сампрадае никому не интересен из-за омрачения раджасом и по очень многим другим причинам (например, Шри Радхи нет в Ведах и "Шри Вишну-Пуране"), поэтому Ачарьи Шри Рамануджа-Сампрадаи (и Ачарьи Шри Мадхва-Сампрадаи, кстати!) данный культ игнорируют. Тему игнорирования мы подробно разобрали в основном лонгриде. 

Ложная микро-идея 02. "Ядава-Абхью-Дайя" - это единственная  и основная Грантха Шри Веданты Десики о Вриндаване и как же удивительно то, что именно в этой Грантхе Шри Веданта Десика пишет именно о Шри Радхе!  

Опровержение 02. На самом деле, у Шри Веданты Десики есть основная Грантха, посвященная Шри Кришне во Вриндаване (Шри Гопалу). 

Данная Грантха называется "Шри Гопала-Вимшатти" и содержит Янтру и Мантру для поклонения в настроении Вриндавана. В стихе 13 "Шри Гопала-Вимшатти" Шри Веданта Десика пишет о том, что Супругой Гопала является Шри Лакшми-Деви, а в стихе 18 упоминает Шри Наппиннай как Супругу Гопала. 

Перевод и объяснения данных стихов в ортодоксальной Традиции Шри Веданты Десики можно посмотреть в издании sadagopan.org (sadagopan.org - это интернет-портал, который принадлежит Шри Вайшнавам направления Вадакалай, т.е. непосредственно направлению Шри Веданты Десики) - https://www.sadagopan.org/pdfuploads/Gopala%20Vimsati.pdf

Кроме того, основной поэтической Грантхой Шри Веданты Десики считается не Маха-Кавья "Шри Ядава-Абхью-Дайя" и не "Шри Гопала-Вимшатти", а массивная Грантха под названием "Шри РангаНатха-Падука-Сахасрам", посвященная Господу Шри РангаНатхе - одному из Главных Божеств Шри Рамануджа-Сампрадаи. 

Ложная микро-идея 03. "Ядава-Абхью-Дайя" целиком и полностью воспевает лишь Вриндаван. 

Опровержение 03. В реальности, блок о Вриндаване занимает довольно-таки небольшую часть в "Шри Ядава-Абхью-Дайе", так как Шри Веданта Десика делает огромный акцент на Дварака-Бхаве и Вайкунтха-Бхаве, рассказывая о том, что Шри Дварака является проявлением Шри Вайкунтхи на Земли. 

Всего в "Шри Ядава-Абхью-Дайе" 24 Главы и финальную Главу Шри Веданта Десика посвящает именно Шри Двараке и рассказу Шри Нарады об отношениях Шри Кришны и Принцесс Двараки (Шримати Рукмини-Деви, Шримати СатьяБхама-Деви и другие).

VIII. Дополнительные стихи и толкования из  "Шри Ядава-Абхью-Дайи", которые очень полезно знать. 

В стихе 16.115 можно найти блестящую строфу लक्ष्मीलक्षणमाहुस्त्वां - lakShmIlakShaNamAhustvAM. Аппайя Дикшита связывает данную строфу о Шримати Лакшми-Деви с классическим Ведическим Праманом из Тайттирия-Араньяки, который очень любят в Шри Рамануджа-Сампрадае: लक्ष्मीलक्षणं वक्षःस्थितलक्ष्मीचिह्नं “ह्रीश्च ते लक्ष्मीश्च पत्नयै" (तै. आ. ३-१३) - lakShmIlakShaNaM vakShaHsthitalakShmIchihnaM “hrIshcha te lakShmIshcha patnayai" (tai. A. 3-13).

В стихе 9.34 Шри Веданта Десика рассказывает о служении Шримати Лакшми-Деви и Шримати Бхуми-Деви Бхагавану Шри Нараяне:

रसमप्रतिमं रसायनं रमया च क्षमया च सेवितम् । 

नयने मम किं नु पास्यतो नरकातङ्कनिदानभेदनम् ॥ ९-३४ ॥

rasamapratimaM rasAyanaM ramayA cha kShamayA cha sevitam | 

nayane mama kiM nu pAsyato narakAta~NkanidAnabhedanam || 9-34 ||

9.34: "Бхагаван Шри Нараяна, Которому служат Богиня РамА (Шри Лакшми) и Богиня Кшама (Шри Дхарани, Шри Бхуми)". 

Аппайя Дикшита также совершенно правильно отмечает то, что в данном стихе Шри Веданта Десика говорит именно о Шримати Лакшми-Деви и Шримати Дхарани-Деви (т.е. Шримати Бхуми-Деви): रमया च क्षमया च सेवितं लक्ष्मीधरणीभ्यां सेवितम् - ramayA cha kShamayA cha sevitaM lakShmIdharaNIbhyAM sevitam (отрывок из комментария Аппайи Дикшиты). 

В стихе 9.45 Шри Веданта Десика также говорит о Богине Раме и Богине Кшаме: रमया क्षमया च माधवो - ramayA kShamayA cha mAdhavo - толкование такое же, как и выше. 

В издании "Шри Ядава-Абхью-Дайи" от sadagopan.org также отмечают то, что "Рама и Кшама" - это "Богиня Шри (Лакшми) и Богиня Бхуми (Бху-Деви)", цитирую: 

"'ramayA kshamayA cha mAdhavaH ramamANaH prathigamya thAm pureem', returning to Mathura, because that is where He belonged, and enjoy with Sri and Bhoodevi, meaning that He would become the king".

На этом я ставлю точку в приложении, посвящённом опровержениям ложных идей о том, что Шри Веданта Десика якобы признал культ Шри Радхи в "Шри Ядава-Абхью-Дайе". 

Благодарю за внимание и напомню, что данное опровержение являлось приложением к основному лонгриду, в котором мы - с точки зрения строгой Шри Рамануджа-Сиддханты - разбирали важнейшие подробности Сиддханты Альваров и Вайшнава-Пуран о Шри Наппиннай и Шри Ниле-Деви, основной лонгрид можно найти здесь - https://vishnudut1926.blogspot.com/2021/01/nappinai-nila-yajur-veda-rus.html

Статья by Вишнудутка Вишновская [Vishnudut1926], 
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 15-январь-2021
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах