четверг, 30 июля 2020 г.

"ШРИ ГАУТАМИЯ-МАХА-ТАНТРА" - одна из самых строгих Кришна-Тантр и родина знаменитой шлоки "агьяна тимиран дхасья" [обзор и краткий пересказ всех 32 Патал]


Вступление от автора статьи (Vishnudut1926).

Данный лонгрид посвящён "Шри Гаутамия-Маха-Тантре" [издание на Санскрите-Хинди, перевод Шриниваса Шармы - #ссылка на pdf-скан в моей электронной библиотеке]. 

В настоящее время всё больше и больше людей интересуются Тантрами в традиции Вайшнавизма, Шактизма и Шиваизма, но
большинство подобных Тантр издаются лишь на Санскрите/Хинди. 

В случаях "лингвистического барьера" духовным искателям помогают пересказы Тантр - подобные пересказы, например, можно найти в книгах Артура Авалона, а также в узкоспециализированных изданиях, например, в блестящем исследовании H. Daniel Smith, которое посвящено синопсису основных Тантр/Самхит/Агам Шри Вайшнава-ПанчаРатры, смотрите pdf-скан в моей электронной библиотеке - #"A Descriptive bibliography of the printed texts of The Pancaratragama" - Vol.01 - H.Daniel Smith [Oriental Institute Baroda - 1975]. 

Естественно, пересказы никогда не смогут заменить самостоятельное изучение Тантр на языке оригинала: пересказы лишь помогают читателю определить вектор дальнейшего изучения - обычно после изучения синопсиса читателю становится ясно будет ли он/она заниматься штудированием Тантры. 
Нижеследующий пересказ следует паттерну, который использовал H. Daniel Smith в вышеупомянутом исследовании: сначала я рассказываю об общих идеях/особенностях "Шри Гаутамия-Маха-Тантры", а затем привожу краткий пересказ каждой Паталы (Главы) данной Тантры. 
И небольшое предостережение: Тантры всегда излагают Видьи, которые относятся к классу "Рахасья", т.е. "Видьи, которые следует сохранять в тайне от посторонних", поэтому перед началом пересказа я процитирую одну заключительных шлок "Шри Гаутамия-Маха-Тантры":

न प्रकाश्यमिदं तन्त्रं न देयं यस्य कस्यचित् 
मन्त्राः पराङ्मुखा यान्ति आपदश्च पदे पदे 
इह लोके च दारिद्र्यं परेऽपि पशुतां व्रजेत् 
na prakAshyamidaM tantraM na deyaM yasya kasyachit 
mantrAH parA~NmukhA yAnti Apadashcha pade pade 
iha loke cha dAridryaM pare.api pashutAM vrajet 
"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 32.125-126 (слова Нарада-Муни): "Эту Тантру следует сохранять в тайне. Для тех, кто разглашает Рахасьи из данной Тантры, все Мантры (т.е. все Мантры в Традиции Вайшнавизма, Шактизма и Шиваизма) становятся парализованными (прекращают действовать). 

Уже в этой жизни те, кто разглашают данную Тантру, становятся нищими, а после перерождения достигают лишь 'пашуты' (т.е. становятся либо тантриками-пашу очень низкого сорта, либо просто перерождаются в телах животных)". 
В свете данных слов Шри Нарада-Муни далее я излагаю лишь основные идеи "Шри Гаутамия-Маха-Тантры" без указания Мантр, Янтр и прочих Рахасий, которые относятся к садхане. 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ "ШРИ ГАУТАМИЯ-МАХА-ТАНТРЫ". 

01. Очень ригористичная Тантра в традиции Нарады.

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра" является одной из самых строгих Гопала-Тантр с очень ригористичными правилами поклонения/требованиями к адхикару бхакти-йога (а также гуру) и состоит из 32 Патал (Глав), оформленных как диалог Гаутамы и Нарада-Муни. 

Нараде в данной Тантре отведена роль основного рассказчика, так как именно Нарада развёрнуто отвечает на различные вопросы Гаутамы о правильном поклонении Шри Кришне (Шри Гопалу). 

Таким образом, "Шри Гаутамия-Маха-Тантра" является одной из Гопала-Тантр в традиции Нарада-Муни. 

02. Прайогический характер "Шри Гаутамия-Маха-Тантры".  

Большую часть Тантры (примерно 70% общего текста) занимает тема прайог. Те, кто изучал Шакти-Тантры и, например, Тантры в традиции МахаВидий или поклонения Кали, прекрасно знают суть прайог - это определённые действия, направленные на получение конкретного результата. 

Приведу пример из "Шри Гаутамия-Маха-Тантры". Например, для того, чтобы обрести прекрасного супруга, нужно медитировать на Шри Кришну (Шри Гопала) в Раса-Мандале, повторяя одну из Гопала-Мантр, а также предлагая Шри Кришне указанные в Тантре цветы и совершая строго обозначенные Тантрой тарпаны, хомы и т.д. 

03. Сходство с Тантрами в традиции Шри Видьи (Шактизма). 

Из-за ярко выраженного "прайогического" характера "Шри Гаутамия-Маха-Тантра" очень напоминает именно Шакти-Тантры и подобное сходство усиливает то, что на протяжении всей Тантры Нарада часто возвращается к теме Кундалини, негативно отзывается о "пашу" (в Шактизме направления "Шри Видья" под "пашу" подразумевают материалистичных тантриков/садхак самого низшего сорта в противовес более продвинутым тантрикам в вирья-бхаве и дивья-бхаве), а также упоминает Кришна-Мантры с тантрическими биджами "САУХ" (данная биджа типична для Мантр Шри Лалита-Трипура-Сундари и Шри Бала-Трипура-Сундари) и "ГЛАУМ" (данная биджа типична для Ганапати-Мантр).  

Вся вышеуказанная терминология более типична именно для Тантр в традиции Шактизма, нежели чем для Самхит/Тантр/Агам в рамках классической Шри Вайшнава-ПанчаРатры. 

04. Сходство с традицией Шри Вайшнава-ПанчаРатры. 

Вместе с тем "Шри Гаутамия-Маха-Тантра" отличается очень строгим Вайшнавским характером именно в палитре ортодоксальной Шри Вайшнава-ПанчаРатры: Патала 10 рассказывает о Шалаграмах, Патала 14 особенно восхваляет повторение Кришна-Мантр рядом с Шри Туласи, Патала 21 посвящена Шри Лакшми-Васудева-Мантре, Патала 24 и Патала 27 рассказывают о Шодаша-МахаЛакшми-Мантре и Вишну-Трайлокья-Мохана-Гаятри-Мантре соответственно, а Патала 31 подчеркивает важность проживания в Шри Рангаме (центр Шри Рамануджа-Сампрадаи), Шри Джаганнатха-Кшетре (столица Вайшнавизма Ориссы) и Шри Матхуре/Шри Вриндаване.  

05. Сходство с "Шри Крама-Дипикой" Шри Кешава Бхатты Кашмири (Шри Нимбарка-Сампрадая). 

В "Шри Гаутамия-Маха-Тантре" также можно найти много точек соприкосновения с тантрическими паддхати, принятыми в рамках Шри Нимбарка-Сампрадаи. 

Например, некоторые прайога-части "Шри Гаутамия-Маха-Тантры" очень напоминают отрывки не только из "Шри Крама-Дипики" Шри Кешава Бхатты - основного тантрика-паддхати, которому следуют вайшнавы из Шри Нимбарка-Сампрадаи, но также различные тантрические сборники, которые мне приходилось встречать в изданиях от Шри Нимбарка-Сампрадаи. 

Также особенно отмечу то, что Вишну-Трайлокья-Мохана-Гаятри-Мантра, которая упоминается в Патале 27 "Шри Гаутамия-Маха-Тантры", очень известна в Шри Нимбарка-Сампрадае и является частью ежедневной садханы вайшнавов из данной Сампрадаи. 

Разумеется, это НЕ означает, что Шри Кешава Бхатта Кашмири занимался плагиатом, наоборот, лишь прибавляет авторитетности его Грантхам, лишний раз подтверждая то, что из всех существующих Кришна-Сампрадай именно Шри Нимбарка-Сампрадая наиболее твёрдо следует заветам Вайшнава-ПанчаРатры - в частности, таким Грантхам как "Шри Санат-Кумара-Самхита" и рассматриваемая "Шри Гаутамия-Маха-Тантра". 

06. Терпимое отношение к Шиваизму и Рудракше. 

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра" - это одна из тех немногих Вайшнавских Тантр, что терпимо относятся к использованию чёток из Рудракши в садхане. Например, в Патале 14 говорится о том, что Гопала-бхакта, следующий "Шри Гаутамия-Маха-Тантре", может использовать чётки из Рудракши:

रुद्राक्षैरपि पद्माक्षैः पुत्रजीवकचन्दनैः ॥१४-३५॥
स्फाटिकैश्च प्रवालैश्च कुशग्रन्थिभवैस्तथा।
तथामलकसम्भूतैस्तुलसीकाष्ठनिर्मितैः ॥१४-३६॥
rudrAkShairapi padmAkShaiH putrajIvakachandanaiH ||14-35||
sphATikaishcha pravAlaishcha kushagranthibhavaistathA|
tathAmalakasambhUtaistulasIkAShThanirmitaiH ||14-36||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 14.35-36: "Для повторения Гопала-Мантр можно использовать чётки из Рудракши, лотоса, кристаллов, Шри Туласи.....". 
На всякий случай, специально подчеркну то, что данные стихи о чётках ни в коем случае нельзя выдирать из контекста в качестве некоего обобщённого правила  - они касаются лишь той системы поклонения, которую Нарада-Муни обозначил в "Шри Гаутамия-Маха-Тантре". 

07. Комплексная Арчана-Шастра, а не тривиальная Мантра-Шастра. 

При беглом просмотре "Шри Гаутамия-Маха-Тантру" можно ошибочно принять за Мантра-Шастру (сборник Мантр), но на самом деле весь текст является усложнённой Арчана-Шастрой с акцентом именно на комплексном поклонении Кришна-Мурти, Гопала-Янтре, тарпанах, хаванах и т.д.

Нарада-Муни особенно строго подчеркивает данную идею на протяжении всей Тантры, например, в Патале 7 он произносит следующую шлоку:

यत्कृत्वाधिकारितां याति मन्त्रयन्त्रार्चनादिषु ।
येन विना न सिद्धिः स्यानरकं च प्रपद्यते ॥७-६॥
yatkRRitvAdhikAritAM yAti mantrayantrArchanAdiShu |
yena vinA na siddhiH syAnarakaM cha prapadyate ||7-6||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 7.6: "Данная система поклонения Шри Гопалу основана на адхикаре гуру/шишьи, Мантре, Янтре, Арчане и прочих ангах. Те, кто отклоняются от данной системы, не только не достигают сиддх, но также обречены на перерождение в адских мирах". 
08. Мантра-Сиддхи. 

Одна из самых интересных Патал "Шри Гаутамия-Маха-Тантры" - это Патала 30, рассказывающая о признаках мантра-сиддх. Нарада делит данные признаки на 3 группы: уттама (высший уровень), мадхьяма (средний уровень) и адхама (низший уровень). 

Далее я процитирую неполные отрывки с наиболее показательными идеями:

मृत्यूनां हरणञ्चैव देवतादर्शनन्तथा।
प्रयोगाणामतः सिद्धिः सिद्धेस्तु लक्षणं परम् ॥३०-६॥
mRRityUnAM haraNa~nchaiva devatAdarshanantathA|
prayogANAmataH siddhiH siddhestu lakShaNaM param ||30-6||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 30.6: "К мантра-сиддхам высшего уровня относятся: свобода от смерти, видение Божества (Шри Гопала) и успешное осуществление всех прайог". 
इदानीं शृणु वक्ष्यामि मध्यमस्य तु लक्षणम् ॥३०-११॥
ख्यातिवाहनभूषादिलाभः सुचिरजीवनम् ।
नृपाणां तद्वणानां च वशीकरणमत्तमम् ॥३०-१२॥
सर्वत्र सर्वलोकेषु चमत्कारकरं सुखी।
रोगापहरणं दृष्ट्वा विषापहरणं तथा ॥३०-१३॥
idAnIM shRRiNu vakShyAmi madhyamasya tu lakShaNam ||30-11||
khyAtivAhanabhUShAdilAbhaH suchirajIvanam |
nRRipANAM tadvaNAnAM cha vashIkaraNamattamam ||30-12||
sarvatra sarvalokeShu chamatkArakaraM sukhI|
rogApaharaNaM dRRiShTvA viShApaharaNaM tathA ||30-13||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 30.11-13: "К мантра-сиддхам среднего уровня (мадхьяма) относятся: лёгкое обретение славы/средств передвижения/украшений, долгая жизнь, почёт со стороны королей (правящих кругов), способность творить чудеса (а также выдающиеся поэтические способности) и свобода от болезней/ядов". 
ख्यातिवाहनभूषादिलाभः सुचिरजीवनम् ॥३०-१६॥
नृपाणामङ्गनानां च वात्सल्यं लोकवश्यता।
महैश्वर्यं धनित्वञ्च पुत्रदारादिसम्पदः ॥३०-१७॥
अधमाः सिद्धयः प्रोक्ता मन्त्रिप्रथमभूमिका।
khyAtivAhanabhUShAdilAbhaH suchirajIvanam ||30-16||
nRRipANAma~NganAnAM cha vAtsalyaM lokavashyatA|
mahaishvaryaM dhanitva~ncha putradArAdisampadaH ||30-17||
adhamAH siddhayaH proktA mantriprathamabhUmikA|

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 30.16-17: "К мантра-сиддхам низшего уровня относятся лёгкое обретение славы/средств передвижения/украшений, долгая жизнь, ватсалья (покровительственное отношение) со стороны королей и принцесс, обретение айшварьи (величия, богатства) различных видов и обретение прекрасного супруга/сына".  
09. Према-Лакшана-Бхакти и высокие требования к адхикару. 

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра" предъявляет очень высокие требования к адхикару гуру и ученика. В плане ритуалистики "Шри Гаутамия-Маха-Тантра" буквально пронизана набором из сложных и мелких правил. 

Например, данная Тантра придаёт колоссальное значение ньясам всех только возможных видов: мантра-варна-ньясы, карана-ньясы, анга-ньясы, даша-таттва-ньясы, голака-ньясы (именно "голака", т.е. сферическо-круговые, а не "Голока") и т.д. 

До этого мне приходилось сталкиваться с Гопала-садханами, которые также были основаны на громадном количестве различных ньяс и это были садханы из Самхит, относящихся к классу "Санат-Кумара-Самхит", но именно в "Шри Гаутамия-Маха-Тантре" акцент на ньясах приобретает размеры гигантомании. 

Изучив подобные мелкие правила, читатель может прийти к ложному выводу о том, что это обычная Тантра для сурово-мускулистых тантриков, привыкших к намеренно усложнённым садханам, но в реальности Шри Нарада-Муни не раз подчеркивает взаимосвязь сложной ритуалистики данной Тантры с такой концепцией как "Према-Лакшана-Бхакти" - данная концепция появляется уже в первой Патале данной Тантры:

मन्त्रेणानेन मन्त्रज्ञे भक्तिः स्यात् प्रेमलक्षणा ।
समस्ततीर्थभूतश्च समस्तक्षेत्रपावनः ॥१-२१॥
mantreNAnena mantraj~ne bhaktiH syAt premalakShaNA |
samastatIrthabhUtashcha samastakShetrapAvanaH ||1-21||

Секрет подобной взаимосвязи Нарада-Муни подробно раскрывает в Патале 30, рассказывая о чистом/грязном рождении различных классов садхак: чистое рождение со стремлением к усложнённой Кришна-Арчане в рамках авторитетной Вайшнава-Сампрадаи как раз является идеальным выражением истинного Према-Бхакти - смотрите соответствующие Праманы в объяснении Паталы 30 далее по тексту. 

10. Сходство с "Шри Гопала-Тапани-Упанишадой" из-за ярко-выраженных Адвайта-концепций и отсутствия Мантр Шри Радхи. 

Из-за объёма данная тема вынесена в отдельное приложение к данному лонгриду, поэтому далее я сразу перехожу к пересказу всех 32 Патал "Шри Гаутамия-Маха-Тантры".

ПЕРЕСКАЗ ВСЕХ 32 ПАТАЛ "ШРИ ГАУТАМИЯ-МАХА-ТАНТРЫ".

ПАТАЛА-01. Основная тема данной Паталы - Гопала-Мантра-Махатмья. В целом, "Шри Гаутамия-Маха-Тантра" является "звездным часом" для двух  основных Кришна-Мантр, а именно Даша-Акшара-Гопала-Мантры (т.е. 10-Слоговой Кришна-Мантры) и Ашта-Даша-Акшара-Гопала-Мантры (т.е. 18-Слоговой Кришна-Мантры). 

Патала №1 как раз полностью посвящена прославлению 10-Слоговой Кришна-Мантры, всю суть данной Паталы можно понять из 2 следующих стихов:

गाणपत्येषु शैवेषु तथा शाक्तेषु सुव्रत ।
वैष्णवेषु च सर्वेषु कृष्णमन्त्राः फलाधिकाः ॥१-११॥
विशेषतो दशार्णोऽयं जपमात्रेण सिद्धिदः ।
मन्त्रस्य ज्ञानमात्रेण लभेन्मुक्तिं चतुर्विधाम् ॥१-१२॥
gANapatyeShu shaiveShu tathA shAkteShu suvrata |
vaiShNaveShu cha sarveShu kRRiShNamantrAH phalAdhikAH ||1-11||
visheShato dashArNo.ayaM japamAtreNa siddhidaH |
mantrasya j~nAnamAtreNa labhenmuktiM chaturvidhAm ||1-12||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 1.11-12: "Из всех существующих Мантр (Мантр Ганеши, Шивы, Шакти и Вайшнава-Мантр) Кришна-Мантры дают самые высшие плоды. Из всех существующих Кришна-Мантр особенно исключительной и наиболее быстро дарующей сиддхи/мукти Мантрой является Кришна-Даша-Варна-Мантра (т.е. 10-Слоговая-Мантра Кришны)". 
ПАТАЛА-02. Объяснение 10-Слоговой Кришна-Мантры и тантрической биджи "КЛИМ", а также объяснение смысла различных ньяс. 

Повелительницей 10-Слоговой Кришна-Мантры является Шримати Дурга-Деви [durgAdhiShThAtRRidevatA] - здесь Сиддханта сходится с "Шри Нарада-Пураной", в которой Повелительницей Гопала-Мантр также является Шримати Дурга-Деви: 

श्रीकृष्णो देवता चास्य दुर्गाधिष्ठातृदेवता।
महेश्वरमुखाज्ज्ञात्वा यः साक्षात्तपसा मनुम् ॥२-२७॥
shrIkRRiShNo devatA chAsya durgAdhiShThAtRRidevatA|
maheshvaramukhAjj~nAtvA yaH sAkShAttapasA manum ||Гаутамия-Маха-Тантра, 2-27||

Сравните с "Шри Нарада-Пураной", 1.80.7: अष्टादशार्णो मन्त्रो ऽयं दुर्गाधिष्ठातृदैवतः  - aShTAdashArNo mantro .ayaM durgAdhiShThAtRRidaivataH

Далее Нарада-Муни рассказывает о винийоге и длинных списках ньяс для 10-Слоговой Кришна-Мантры, особенно подчёркивая то, что без знания винийоги и соответственно ньяс данная Мантра становится "дурбала" (т.е. лишается силы и вообще не даёт мантра-сиддх): दौर्बल्यं याति मन्त्राणां विनियोगमजानताम् - daurbalyaM yAti mantrANAM viniyogamajAnatAm ||2-33||

Уже в этой Патале Нарада начинает постепенно подводить читателя к идее усложнённого поклонения с пранаямой/Кундалини-йогой, подчеркивая идею о том, что без знания пранаямы все садханы становятся тщетными:

प्राणायामं विना मुक्तिमार्गों नास्ति यमोदितः ।
प्राणायाम विना यद्यत्साधनं विफलं भवेत् ॥२-१५८॥
प्राणायामेन मुनयः सिद्धिमापुर्न चान्यथा।
प्राणायमपरो योगी न योगी शिव एव सः ॥२-१५९॥
prANAyAmaM vinA muktimArgoM nAsti yamoditaH |
prANAyAma vinA yadyatsAdhanaM viphalaM bhavet ||2-158||
prANAyAmena munayaH siddhimApurna chAnyathA|
prANAyamaparo yogI na yogI shiva eva saH ||2-159||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 2.158-159: "Без практики пранаямы невозможно следовать истинному Мукти-Маргу. Без знания пранаямы все садханы становятся тщетными. Все существующие муни обрели сиддхи лишь благодаря пранаяме. Йог, который следует пранаяме, уже не является обычным йогом, подобный йог - это сам Шива!". 
В заключительных шлоках данной Паталы Нарада также рассказывает о Величии биджи "ХРИМ" и произносит Маха-Мантру - данной Маха-Мантрой является одна из Вишну-Васудева Мантр. 

ПАТАЛА-03. Данная Патала посвящена одной из Васудева-Мантр, а также таким темам как даша-таттва-ньяса и голака-ньяса. 

ПАТАЛА-04. Посвящена Шри Вриндавана-Дхьяне и Кришна-Дхьяне. Это единственная Патала "Шри Гаутамия-Маха-Тантры", в которой встречается около-сектантский стих - द्वात्रिंशद्वनसंवीतं वैकुण्ठादतिसौख्यदम् - dvAtriMshadvanasaMvItaM vaikuNThAdatisaukhyadam - "32 леса Вриндавана даруют больше счастья, чем Шри Вайкунтха" (стих 3.4). 

Подобные стихи более свойственны раджасика-Пуранам (особенно "Шри Брахма-Вайварта-Пуране"), а также текстам кришнаитских фанатиков-сектантов, которые также написаны в раджасе. 

Учитывая то, что "Шри Гаутамия-Маха-Тантра" свободна от дешёво-помпезного сектанства и уважительно относится даже к Шиваизму, будет резонно предположить, что данный стих является либо поздней интерполяцией, либо обычной поэтической гиперболой. 

Далее по тексту подобных сектантских утверждений, к счастью, уже не будет.  

ПАТАЛА-05. Темы: адхикар для Гопала-Мантра-упасаны; список дней, подходящих для ритуала Мантра-дикши (а также дней, которые не подходят для передачи Мантр); описание сроков шишья-парикшаны (буквально "проверки/тестирования ученика") в зависимости от принадлежности к варне: срок парикшаны для брахмана - 1 год, для кшатрия - 2 года, для вайшьи - 3 года, для шудры - 4 года. 

ПАТАЛА-06. Правила конструирования Ягья-мандапы и кунды. 

ПАТАЛА-07. Объяснение сути дикши. В начале данной Паталы Шри Нарада-Муни говорит о том, что без дикши повторение Мантры на протяжении сотни лет не даёт сиддх:

अथ दीक्षां प्रवक्ष्यामि सर्वसिद्धिप्रवर्तिकाम् ।
यां विना नैव सिद्धः स्यान्मन्त्री वर्षशतैरपि ॥७-१॥
atha dIkShAM pravakShyAmi sarvasiddhipravartikAm |
yAM vinA naiva siddhaH syAnmantrI varShashatairapi ||7-1||

Далее Шри Нарада объясняет смысл слова "ДИ-КША":

ददाति दिव्यभावं च क्षिणुयात् पापसंहतिम् ॥७-२॥
dadAti divyabhAvaM cha kShiNuyAt pApasaMhatim ||7-2||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 7.2: "Слог 'ДИ' означает 'наделение божественной бхавой (дивья-бхавой)', а слог 'КША' означает 'разрушение всех грехов'". 
Под дикшей Нарада-Муни понимает не просто передачу Мантры, а комплексную систему, основанную на Мантре/Янтре/Арчане - следующий Праман уже цитировался в предисловии, но я его повторю, так как он очень информативен:

यत्कृत्वाधिकारितां याति मन्त्रयन्त्रार्चनादिषु ।
येन विना न सिद्धिः स्यानरकं च प्रपद्यते ॥७-६॥
yatkRRitvAdhikAritAM yAti mantrayantrArchanAdiShu |
yena vinA na siddhiH syAnarakaM cha prapadyate ||7-6||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 7.6: "Данная система поклонения Шри Гопалу основана на адхикаре гуру/шишьи, Мантре, Янтре, Арчане и прочих ангах. Те, кто отклоняются от данной системы, не только не обретают сиддх, но также обречены на перерождение в адских мирах". 
Далее Нарада рассказывает о Гуру-Дхьяне, Гуру-Мантре и Кундалини-Йоге, упоминая знаменитый стих "агьяна тимиран дхасья":

अज्ञानतिमिरान्धस्य ज्ञानाञ्जनशलाकया।
चक्षुरुन्मीलितं येन तस्मै श्रीगुरवे नमः।।
अखण्डमण्डलाकारं व्याप्तं येन चराचरम्।
तत्पदं दर्शितं येन तस्मै श्रीगुरवे नमः।।७-१२।।
aj~nAnatimirAndhasya j~nAnA~njanashalAkayA |
chakShurunmIlitaM yena tasmai shrIgurave namaH ||
akhaNDamaNDalAkAraM vyAptaM yena charAcharam|
tatpadaM darshitaM yena tasmai shrIgurave namaH ||7-12||

В стихе 7.33 Шри Нарада-Муни произносит одну из Кришна-Гаятри-Мантр - данная Гаятри относится к Дамодара-Гаятри-Мантрам. 

Далее следует сегмент, очень типичный именно для ПанчаРатра-Самхит, так как в данном сегменте Нарада-Муни рассказывает о классическом 5-компонентном Панчаратрика-поклонении (абхигамана, упадана, иджья, свадхьяйа, йога) - блок стихов 7.41-47 и, в частности, стих 7.42:

अभिगमनमुपादानं योगः स्वाध्याय एव च।
इज्या पञ्चप्रकारार्चा क्रमेण कथयामि ते ॥७-४२॥
abhigamanamupAdAnaM yogaH svAdhyAya eva cha|
ijyA pa~nchaprakArArchA krameNa kathayAmi te ||7-42|| 

В этой Патале также обсуждаются такие темы как Кундалини-Дхьяна и Адвайта-Дхьяна из серии "Я есть Гопала и больше не существует ничего другого". 

ПАТАЛА-08. Снова тема Вриндавана-Дхьяны - на этот раз более детализированная версия. В данной Патале также упоминается один из ритуалов шуддхи (очищения). 

ПАТАЛА-09. Темы: панчагавья, бхута-шуддхи, Кундалини-йога, адвайта-медитация "СОХАМ", Васудева-хридая-дхьяна (медитация на Шри Васудеву в анахата-чакре), описания вайшнава-мандал, а также различных мелких ритуалов. 

ПАТАЛА-10. Темы: Кундалини-дхьяна, мудры, Прана-Пратиштха-Мантра, Шалаграмы, Гопала-Янтра, Мантра Флейты Кришны (Вену-Мантра), Мантра Каустубхи, виды цветов для предложения (Шри Туласи, лотосы и т.д.). 

В данной Патале мне встретился Праман, который цитирует Шри Кешава Бхатта Кашмири в "Шри Крама-Дипике" и который также можно найти в "Шри Нарада-Пуране":

शालग्रामे मणौ यन्त्रे मण्डले प्रतिमासु च।
नित्यं पूजा हरेः कार्या न तु केवलभूतले ॥१०-१५॥
shAlagrAme maNau yantre maNDale pratimAsu cha|
nityaM pUjA hareH kAryA na tu kevalabhUtale ||10-15||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 10.15 (а также "Шри Крама-Дипика", 5.94 и "Шри Нарада-Пурана", 3.80.160): "Пуджи, посвященные Господу Шри Хари, всегда должны выполняться с помощью Шалаграма, драгоценных камней, Янтры, Мандалы и Пратимы (Вишну-Мурти), НО никогда - на пустой земле (т.е. никогда без всяких образов для поклонения)". 
Данная Глава также содержит очень важный Праман для всех ортодоксальных Вайдика-Панчаратрика-вайшнавов - это Праман о Шримати Лакшми-Деви как Пара-Шакти и воплощении Ануграхи:

इयं लक्ष्मीः पराशक्तिर्विश्वानुग्रहरूपिणी ॥१०-८९॥
iyaM lakShmIH parAshaktirvishvAnugraharUpiNI ||10-89||

ПАТАЛА-11. Правила ритуала "хавана", агни-самскары. 

ПАТАЛА-12. Сны и садхана. Главы о снах очень типичны для Тантр в 3 Традициях Индуизма (Вайшнавизм, Шактизм, Шиваизм) - подобные главы всегда рассказывают о том, какие сны предвещают беду на пути садханы, а какие сны, наоборот, предвещают быстрый успех в садхане и быстрое обретение сиддх. 

ПАТАЛА-13. Ритуал Мантра-даны и Кришна-самскара. Заключительный сегмент данной Паталы содержит классический Праман о том, что очень важно не проводить различий между Мантрой, Ишта-Деватом и Гуру (к Мантре, Ишта-Девату и Гуру нужно относиться с одинаковым Бхакти), а также о том, что любое поклонение без подобного трёх-компонентного Бхакти ведёт лишь к страданиям:

ततः प्रभृति मन्त्रज्ञो गुरुशासनसंस्थितः । 
यथा मन्त्रे तथा देवे यथा देवे तथा गुरौ ॥१३-२७॥
पश्येदभेदतो मन्त्री एवं भक्तिक्रमो मुने ।
अभक्तिभजनाल्लोके देवता क्लेशदायकः ॥१३-२८॥
tataH prabhRRiti mantraj~no gurushAsanasaMsthitaH | 
yathA mantre tathA deve yathA deve tathA gurau ||13-27||
pashyedabhedato mantrI evaM bhaktikramo mune |
abhaktibhajanAlloke devatA kleshadAyakaH ||13-28||

ПАТАЛА-14. Основная тема - пурашчарана и виды чёток. В стихе 14.4 говорится о том, что подобно тому, как тело не может действовать без дживы, любые садханы не могут действовать без оживления ритуалом пурашчараны:

जीवहीनो यथा देहः सर्वकर्मसु न क्षमः ।
पुरश्चरणहीनोऽपि न तथा फलदो मनुः ॥१४-४॥
jIvahIno yathA dehaH sarvakarmasu na kShamaH |
purashcharaNahIno.api na tathA phalado manuH ||14-4||

В данной Патале Нарада-Муни также перечисляет места, наиболее подходящие для следования пурашчарана-видхи - это прежде всего различные Вишну-Кшетры (например, Шри Рангам или Джаганнатха-Кшетра), а также, например, леса с Шри Туласи. 

Далее следует рассказ о видах чёток, подходящих для Кришна-садханы (чётки из Рудракши, Шри Туласи, лотоса - стих о чётках цитировался во вступлении к данному лонгриду). Здесь Нарада-Муни также передаёт подробные инструкции по повторению Мантр на чётках. 

В стихе 14.11 Нарада-Муни говорит о том, что чётки, Мантру и мудры ни в коем случае нельзя показывать "пашу":

माला मन्त्रं च मुद्रां च पशुभ्यो न प्रकाशयेत् ॥१४-११॥
mAlA mantraM cha mudrAM cha pashubhyo na prakAshayet ||14-11||

Шриниваса Шарма (переводчик Санскрит-Хинди-издания) переводит слово "пашу" из данного стиха как "адикшита" (буквально "непосвященные"), но данное слово можно также трактовать как "те, кто находятся в пашу-бхаве" (в противовес тем, кто находится в вирья-бхаве и дивья-бхаве). 

Далее Нарада рассказывает о множестве правил для поклонения (хаваны, тарпаны и т.д.) - данная Патала является одной из самых объёмных и содержит 120 стихов. В данной Патале также очень интересен стих 14.84:

विष्णोनिवेदितान्नं यद्रात्रौ भुञ्जेदकुत्सयन् ।
यदन्ना देवता यस्य तदन्नः पुरुषो भवेत् ॥१४-८४॥
viShNoniveditAnnaM yadrAtrau bhu~njedakutsayan |
yadannA devatA yasya tadannaH puruSho bhavet ||14-84||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 14.84: "Важно принимать пищу, предложенную Бхагавану Шри Вишну, так как тот, кто принимает пищу, предложенную своему поклоняемому девату, становится подобен своему поклоняемому девату!". 
В этом же блоке стихов Нарада-Муни подчеркивает важность Кришна-Смаранам и Вишну-Нама-Санкиртаны:

कर्मान्ते संस्मरेत् कृष्णं अन्तःकरणशुद्धये।
नामसङ्कीर्तनं विष्णोः सर्वविघ्ननिकृन्तनम् ॥१४-८२॥
karmAnte saMsmaret kRRiShNaM antaHkaraNashuddhaye|
nAmasa~NkIrtanaM viShNoH sarvavighnanikRRintanam ||14-82||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 14.82: "По окончании любой кармической деятельности всегда полезно помнить о Шри Кришне (Кришна-Смаранам), так как подобное памятование очищает антакарану (अन्तःकरण - antaHkaraNa = сознание, сердце, ум). И также полезно практиковать Вишну-Нама-санкиртану, так как подобная санкиртана устраняет все препятствия". 
И уже в финальном сегменте данной Паталы Нарада-Муни говорит о том, что для проживающих в Матхура-Маха-Кшетре особенно важно следовать правильной Кришна-Арчане [मथुरायां महाक्षेत्रे वसन् कृष्णं समर्चयेत् - mathurAyAM mahAkShetre vasan kRRiShNaM samarchayet, 14-103] - данный стих важен в свете того, что в следующей Патале Нарада-Муни будет рассказывать о системе Гопала-Трикала-Арчана-Видхи. 

ПАТАЛА-15. Гопала-Трикала-Арчана-Видхи (правила поклонения Шри Кришне 3 раза в день). 

Дополнительные темы: Говинда-дхьяна, а также ночная Гопала-дхьяна и ночное поклонение Шри Кришне. 

ПАТАЛА-16. Бала-Гопала-садхана и соответствующая Янтра. 

ПАТАЛА-17. Прайоги, а также рассказ о дополнительных тантрических биджах - "ХУМ" и "КШРАУМ". 

ПАТАЛА-18. Прайоги для подавления пишачей, претов и дакини. Хришикеша-Мантра. Камадева-Гаятри. 

ПАТАЛА-19. Продолжение темы прайог. Основная тема Паталы - круглогодичное поклонение Шри Кришне с рассказом о том, какой системе поклонения нужно следовать каждый месяц. Дополнительная тема - предложение Шри Гопалу различных цветов/кушаний в различные дни недели. 

ПАТАЛА-20. Каустубха-Мантра, а также дополнительные Гопала-Мантры (в частности, Мантры с "ХУМ ПХАТ"). 

ПАТАЛА-21. Рассказ об одной из Гопала-Мантра-Радж с биджей "САУХ". Нарада-Муни называет данную Мантру "Ганга-Праваха-Мантра", так как садхана с данной Мантрой дарует бхакти-йогу необычные Вак-сиддхи (речевые сиддхи), которые в святости и мощности подобны потоку Шри Ганги. 

Также в данной Патале рассказывается о Лакшми-Васудева-Мантре. 

ПАТАЛА-22. Гопала-Пинда-Мантра (также одна из Мантра-Радж). Соответствующая Янтра. 

ПАТАЛА-23. Трайодаша-Акшара-Гопала-Мантра и соответствующая Янтра. Также упоминаются различные модификации Гопала-Мантр. 

ПАТАЛА-24. Шри Рукмини-Валлабха-Мантра. 

И также 3 дополнительные Кришна-Мантры: Нанда-Путра-Кришна-Мантра, Лила-Данда-Дхара-Гопала-Мантра и Сиддха-Гопала-Мантра. 

В данной Патале Нарада-Муни также рассказывает о Шодаша-Акшара-МахаЛакшми-Мантре (Шри Лакшми-Гопала-Виграха-Мантра):

य एनं भजते मन्त्री लक्ष्मीगोपालविग्रहम् ।
स सर्वसम्पदं लब्ध्वा यात्यानन्त्यमयत्नतः ॥२४-६५॥
ya enaM bhajate mantrI lakShmIgopAlavigraham |
sa sarvasampadaM labdhvA yAtyAnantyamayatnataH ||24-65||

ПАТАЛА-25. Бхагавата-Говинда-Мантра (для этой Мантры Нарада указывает строгие разделения на сриштхи-ньясу, самхара-ньясу и т.д.). 

Данная Патала содержит классический стих о значении слова "ГУ-РУ":

गुकारं मरणं विद्याद्रुकारस्तद्विशोधकः 
गुरुरित्येव मुनिभिः प्रोक्तः कृष्णकयोगतः 
gukAraM maraNaM vidyAdrukArastadvishodhakaH 
gururityeva munibhiH proktaH kRRiShNakayogataH 

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 25.26: "ГУ означает 'смерть', а РУ означает 'освобождение от оков смерти'. Таким образом, ГУРУ - это тот, кто освобождает дживу от оков перерождений и дарует связь с Кришной". 
В данной Патале также содержится очень важный Панчаратрика-Праман о Кешава-Пратиштхе, т.е. об установлении Божеств Бхагавана Шри Вишну в различных кшетрах - под "установлением" подразумевается безукоризненно выполненный ритуал Прана-Пратишхи:

गोष्ठे वा शैलशृङ्गे वा पुण्यारण्ये नदीतटे ।
प्रासादे स्थापयन्कृष्णं तीर्थकोटिफलं लभेत् ॥२५-४०॥
कोटिकोटिमहादानात् कोटितीर्थपरिभ्रमात् ।
तत्फलं लभते भक्त्या सम्प्रतिष्ठाप्य केशवम् ॥२५-४१॥
महामन्त्रकोटिजापाद्यत्फलं पुरुषोत्तमे ।
कुरूक्षेत्रे सूर्यग्रहे गोदानायुतजं फलम् ॥२५-४२॥
तत्फलं लभते भक्त्या संस्थाप्य पुरुषोत्तमम् ।
goShThe vA shailashRRi~Nge vA puNyAraNye nadItaTe |
prAsAde sthApayankRRiShNaM tIrthakoTiphalaM labhet ||25-40||
koTikoTimahAdAnAt koTitIrthaparibhramAt |
tatphalaM labhate bhaktyA sampratiShThApya keshavam ||25-41||
mahAmantrakoTijApAdyatphalaM puruShottame |
kurUkShetre sUryagrahe godAnAyutajaM phalam ||25-42||
tatphalaM labhate bhaktyA saMsthApya puruShottamam |
"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 25.40-41: "Установление Божеств Шри Кришны в гоштхах (коровниках), на вершинах гор, священных лесах, берегах рек дарует получение таких же плодов как посещение тысячи тиртх (священных мест). 

Установление Божеств Бхагавана Шри Кешавы (Шри Вишну) в настроении Бхакти дарует плоды миллиона махадан (величайших пожертвований) и плоды посещения миллиона тиртх. 

Даже повторение миллиона Маха-Мантр и даже миллион пожертвований коров в день солнечного затмения на Курукшетре не могут превзойти те плоды, что получают те, кто устанавливают Божества Шри Пурушоттамы (Бхагавана Шри Вишну) в настроении Бхакти". 
Дополнительные темы Паталы 25: Гокула-Натха-Кришна-Мантра и Шьяма-Кришна-Мантра. 

ПАТАЛА-26. Чатур-Акшара-Кришна-Мантра, а также несколько модифицированных вариантов 10-Слоговой Кришна-Мантры и 18-Слоговой Кришна-Мантры. 

ПАТАЛА-27. Трайлокья-Мохана-Вишну-Мантра. Интересная деталь: Риши данной Мантры является не просто Нарада, а "Ананда-Нарада". 

Дополнительные темы: ритуалы "оживления" Мантр, а также одна из Хришикеша-Мантр. 

Заключительные шлоки Паталы 27 посвящены Шри Вишну-Трайлокья-Мохана-Гаятри-Мантре (именно Гаятри-варианту). 

ПАТАЛА-28. Дополнительные Гопала-Мантры. 

ПАТАЛА-29. Шри Пурушоттама-Мантра (также известная как Джаганнатха-Лакшми-Пати-Мантра). Шри Джаганнатха-Гаятри и соответствующая Янтра. 

ПАТАЛА-30. Признаки Мантра-сиддх (частично рассматривались во вступлении к данному лонгриду).  

В этой Патале Нарада-Муни также начинает подробно объяснять тему садачара (саттвичного вайшнавского поведения), так как в заключительных Паталах "Шри Гаутамия-Маха-Тантры" Нарада-Муни будет особенно подчёркивать важность шуддха-ачара.   

पितृमातृविशुद्धा ये शुद्धाचारा जितेन्द्रियाः ॥३०-१९॥
सम्प्रदायेनोपदिष्टास्तेषां सिद्धिद्भ्र्द्रुतं भवेत् ।
pitRRimAtRRivishuddhA ye shuddhAchArA jitendriyAH ||30-19||
sampradAyenopadiShTAsteShAM siddhidbhrdrutaM bhavet |

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 30.19: "Те, кто рождены от чистых отцов/матерей, следуют шуддха-ачару (чистому поведению), контролируют свои чувства, а также получают садхана-инициацию в рамках истинной Вайшнава-Сампрадаи, очень быстро обретают сиддхи". 
Далее Нарада-Муни рассказывает о более печальных вариантах развития событий:

मलिना मलसज्छन्ना पापिनस्तरलाशयाः ॥३०-२०॥
देवार्चनादिविमुखा गुरवे शठवृत्तयः ।
तेषां कृच्छ्रेण सिद्ध्यन्ति मन्त्राः जपहुतादिभिः ॥३०-२१॥
malinA malasajChannA pApinastaralAshayAH ||30-20||
devArchanAdivimukhA gurave shaThavRRittayaH |
teShAM kRRichChreNa siddhyanti mantrAH japahutAdibhiH ||30-21||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 30.20-21: "Те, кто рождены в грязных семьях и потому очень греховны, а подобная греховность выражается в отрицании ритуалов Кришна-Арчаны, злобе по отношению к наставлениям Саттвика-Вайшнава-Ачарьев и слабой вере в Шри Кришну, очень тяжело и медленно достигают Мантра-сиддх". 
Далее Нарада-Муни рассказывает о мантрах с различными дошами - подобные мантры вообще никогда не дают сиддх: к ним, например, относятся мантры без бидж (nIrbIja); мантры, лишённые саттвы (sattvahInA); проклятые мантры (shApAdisaMyutAH); мантры, не подтвержденные Вайшнава-Сиддхантой (siddhAntavarjitA) и прочие поврежденные мантры:

ये मन्त्रा मलसञ्छन्ना केवला वर्णरूपिणः ।
नीर्बीज सत्त्वहीना ये कुण्ठिताश्च तिरस्कृताः ॥३०-२२॥
अरिपक्षे स्थिता ये च ये च शापादिसंयुताः।
ये मन्त्रा अविधिप्राप्ता ये च सिद्धान्तवर्जिता ॥३०-२३॥
इत्यादिदोषदुष्टाश्च सिद्धिदा नाल्पयोगतः ।
पशुभावे स्थिता मन्त्राः केवला वर्णरूपिणः ॥३०-२४॥
ye mantrA malasa~nChannA kevalA varNarUpiNaH |
nIrbIja sattvahInA ye kuNThitAshcha tiraskRRitAH ||30-22||
aripakShe sthitA ye cha ye cha shApAdisaMyutAH|
ye mantrA avidhiprAptA ye cha siddhAntavarjitA ||30-23||
ityAdidoShaduShTAshcha siddhidA nAlpayogataH |
pashubhAve sthitA mantrAH kevalA varNarUpiNaH ||30-24||

После данного блока стихов Нарада рассказывает о различных способах "лечения" мантр и 10 мантра-самскарах: janana, jIvana, tARana, bodhana, abhiSheka, vimalIkaraNa, ApyAyana, tarpaNa, dIpana и gupti. 

Вся оставшаяся часть данной Паталы посвящена теме "лечения" мантр (мантра-упаям): в заключительном сегменте Паталы Нарада рассказывает о самом лучшем виде упай - это так называемые "7 упай Шивы (Шанкары)", данный вид мантра-упай применяют в тех тяжелых случаях, когда все остальные упаи вообще не действуют. 

ПАТАЛА-31. Продолжение темы садачара - в данной Патале Нарада-Муни рассказывает о типах садачара для отдельных классов: брахмачари, грихастх и т.д. 

Нарада-Муни также произносит большой сегмент стихов, посвящённый опасности женщин для вайшнава-садхаки:

सर्वसंसारदोषो हि नारीमूलस्ततो यदि।
शक्यते रक्षितुं चेतस्तदा वैष्णवसाधकः ॥३१-१८॥
sarvasaMsAradoSho hi nArImUlastato yadi|
shakyate rakShituM chetastadA vaiShNavasAdhakaH ||31-18||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 31.18: "Женщина олицетворяет все недостатки сансары, а потому вайшнава-садхака должен прилагать максимум усилий для защиты ума от тлетворного влияния женщин". 
Далее Нарада-Муни объясняет суть подобных усилий. Во-первых, нужно избегать слушания речи женщин или, например, слушания звона их украшений. Также нужно избегать взгляда на женщин и постоянного памятования о них. 

Во-вторых, нужно практиковать пранаяму и отреченный, йогический образ жизни. 

В-третьих, нужно "привязать свой ум к Стопам Божества (Шри Кришны), а не женщин" - здесь Нарада особенно подчеркивает важность контроля ума/сознания. 

После блока стихов об опасности женщин Шри Нарада-Муни рассказывает о важности следования садхане в Вайшнава-кшетрах - например, лесах с Шри Туласи, Вриндаване, Гокуле, Матхуре:

पुण्यतीर्थे च पुलिने सरितां देवतालये।
नद्यास्तटेऽथ विवरे विपिने तुलसीवने ॥३१-२५॥
यद्वा कलिन्दकन्यायाः कानने पुलिने तथा ।
वृन्दावने गोकुले वा मथुरायामथापि वा ॥३१-२७॥  
puNyatIrthe cha puline saritAM devatAlaye|
nadyAstaTe.atha vivare vipine tulasIvane ||31-25||
yadvA kalindakanyAyAH kAnane puline tathA |
vRRindAvane gokule vA mathurAyAmathApi vA ||31-27|| 

В этом же блоке стихов Нарада-Муни упоминает Шри Рангам и Шри Венкатеша-Кшетру (центры Шри Рамануджа-Сампрадаи), а также Шри Пурушоттама-Кшетру (т.е. Шри Джаганнатха-Кшетру) как священные места, особенно рекомендуемые для проживания вайшнава-садхакам:

बदरीखण्डविपिने गङ्गाद्वारेऽथवा पुनः
व्यङ्कटे श्रीरङ्गे वा क्षेत्रे श्रीपुरुषोत्तमे ॥३१-२९॥
badarIkhaNDavipine ga~NgAdvAre.athavA punaH
vya~NkaTe shrIra~Nge vA kShetre shrIpuruShottame ||31-29||

Далее следует блок стихов, в котором Нарада-Муни рассказывает о важности Экадаши и, в частности, произносит следующий Праман:

वैष्णवो यदि भुञ्जीत एकादश्यां प्रमादतः ।
विष्णवर्चनं वृथा तस्य नरकं घोरमाप्नुयात् ॥३१-६३॥
vaiShNavo yadi bhu~njIta ekAdashyAM pramAdataH |
viShNavarchanaM vRRithA tasya narakaM ghoramApnuyAt ||31-63||

"Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 31.63: "Если вайшнав из-за помрачения ума принимает пищу в Экадаши, то вся его Вишну-Арчана становится напрасной - после смерти подобный вайшнав попадает в ужасные адские миры". 
Дополнительные темы данной Паталы: правила соблюдения Шри Кришна-Джанмаштами; цветы, пригодные для предложения в Вишну-Арчанах; важность избегания общения с атеистами, пашу и т.п.; виды пищи, которые можно предлагать Господу Шри Хари; соблюдение Карттика-враты и т.д. 

ПАТАЛА-32 (заключительная). Данная Патала полностью посвящена Кундалини-Йоге, Адвайте-Бхаве и Кришна-Парама-Йоге. 

Основные темы: препятствия на пути Йоги, пробуждение Кундалини (в данной Тантре подобное пробуждение очень сильно завязано на тантрическую биджу КЛИМ), пранаяма, нади (сеть энергетических каналов), СОХАМ-медитация и Адвайта-медитация в настроении "Я есть Кришна и не существует никого/ничего, кроме Кришны". 

Данная Патала полностью повторяет абсолютно идентичные Адвайта-идеи из "Шри Гопала-Тапани-Упанишады". 

В заключительных шлоках "Шри Гаутамия-Маха-Тантры" Нарада-Муни говорит о том, что данную Тантру нельзя разглашать (подобное разглашение наказывается нищетой в этой жизни и последующим перерождением в теле пашу) и о том, что Богиня Шри Камала (Шримати Лакшми-Деви) вместе с Шри Кришной всегда счастливо резвятся в тех домах, в которых хранится манускрипт данной Тантры - kamalApi sthirA bhUtvA kRRiShNena saha modate:

न प्रकाश्यमिदं तन्त्रं न देयं यस्य कस्यचित् ।
मन्त्राः पराङ्मुखा यान्ति आपदश्च पदे पदे ॥३२-१२५॥
इह लोके च दारिद्र्यं परेऽपि पशुतां व्रजेत् ।
यद्गहे विद्यते ग्रन्थं लिखितं तस्य वेश्मनि ॥३२-१२६॥
कमलापि स्थिरा भूत्वा कृष्णेन सह मोदते ।
इत्येवं कथितं ग्रन्थं मया ते मुनिसत्तम! ॥३२-१२७॥
na prakAshyamidaM tantraM na deyaM yasya kasyachit |
mantrAH parA~NmukhA yAnti Apadashcha pade pade ||32-125||
iha loke cha dAridryaM pare.api pashutAM vrajet |
yadgahe vidyate granthaM likhitaM tasya veshmani ||32-126||
kamalApi sthirA bhUtvA kRRiShNena saha modate |
ityevaM kathitaM granthaM mayA te munisattama! ||32-127||

Итак, как мы видим, данная Тантра заканчивается на упоминании Шримати Лакшми-Деви (Шри Камала-Деви) и Шри Кришны. Кроме того, в тексте Тантры упоминаются лишь Рукмини-Валлабха-Мантры, Мантры Лакшми-Васудевы/Лакшми-Гопала-Мантра, а также Шримати Дурга-Деви как Повелительница всех Гопала-Мантр. 

На этом я заканчиваю обзор "Шри Гаутамия-Маха-Тантры" и перехожу к приложению, которое рассказывает о 2 подделках, которые как раз возникли из-за того, что в "Шри Гаутамия-Маха-Тантре" отсутствуют Мантры Шри Радхи, а также упоминания о Шри Радхе как Изначальной Шакти. 

ПРИЛОЖЕНИЕ: ОПРОВЕРЖЕНИЕ 2 ФАЛЬШИВЫХ ТЕКСТОВ - "БРИХАД-ГАУТАМИЯ" И "УТТАРА-ГАУТАМИЯ". 

В ходе подготовки данного лонгрида мне пришлось столкнуться с 2 подделками под "Шри Гаутамия-Маха-Тантру". 

Первая подделка носит название "Брихад-Гаутамия-Тантра" и пытается объявить Шри Радху "Пара-Деватом", а вторая подделка называется "Уттара-Гаутамия-Тантра" и пытается объявить Голоку высшей планетой Духовного Мира, которая находится даже выше Шри Маха-Вайкунтхи. 

Обе подделки были созданы сектами кришнаитов-чайтанитов примерно в 17 веке. Далее я опровергну обе подделки. 

ПОДДЕЛКА-01 - "Брихад-Гаутамия-Тантра" кришнаитов-чайтанитов. 

Тема данной поддельной Тантры поднималась несколько лет назад в нашумевшем цикле "Ложь кришнаитов", который публиковал Карл Бергштрайссер. 

Здесь мы сталкиваемся с обычной для чайтанитов историей - поняв, что на территории честной и строгой "Шри Гаутамия-Тантры" им делать нечего, кришнаиты как всегда запустили аттракцион подделок и сфабриковали стих, который звучит следующим образом: "радхика пара девата сарва лакшми майи", перевожу этот кришнаитский абсурд - "Радхика является Пара-Деватом и источником всех Лакшми". 

Кришнаиты утверждают, что данный стих можно найти в некоей "Брихад-Гаутамия-Тантре", но подобного текста, естественно, не существует в природе. 

Более того, кришнаиты, как всегда, по своей лживой традиции, цитируют данный стих без указания главы/номера стиха, что лишний раз подтверждает позорность данной подделки. 

В 2020 году мною был составлен анти-фейковый список Вайшнава-Самхит/Тантр, основанный на авторитетных списках из существующих Вайшнава-Грантх: в данном списке есть только "Гаутамия-Тантра" и нет никаких вариантов "Гаутамия-Тантры" с префиксом "Брихад" или "Уттара", смотрите полный список здесь - http://vishnudut1926.blogspot.com/2020/01/vaishnava-pancharatra-287-list-rus.html

Кроме того, любая серьёзная Сиддханта о "Пара-Девате" всегда должна подтверждаться как минимум на 5 уровнях:

Уровень 01. Праманы из Грантх Ачарьи-Основателя Сампрадаи (напомню, что чайтаниты считают себя "частью Шри Мадхва-Сампрадаи" при том, что Шри МадхвАчарья вообще никогда не упоминал Шри Радху-Деви, так как поклоняемые Божества Шри Мадхва-Сампрадаи - это Шри Рукмини-Кришна и Шри Лакшми-Нараяна). 

Уровень 02. Праманы из Вед (Риг-Веда, Сама-Веда, Яджур-Веда, Атхарва-Веда). Напомню, что Шри Радха вообще не упоминается в Ведах, так как культ Шри Радхи происходит из таких раджасика-Пуран как "Шри Брахма-Вайварта-Пурана" и "Шри Деви-Бхагавата-Пурана". 

Все Веды говорят лишь о поклонении Шримати Лакшми-Деви, Шримати Сита-Деви ("Шри Сита-Упанишад) и Шримати Рукмини-Деви - приведу классические цитаты из Кришна-Упанишад. 

"Шри Гопала-Тапани-Упанишада":

नमः कमलनाभाय कमलापतये नमः - namaH kamalanAbhAya kamalApataye namaH  [Гопала-Тапани-Упанишада, Атхарва-Веда, 1.36]
श्रीकृष्ण रुक्मिणीकान्त गोपीजनमनोहर - shrIkRRiShNa rukmiNIkAnta gopIjanamanohara [Гопала-Тапани-Упанишада, Атхарва-Веда, 1.44]
यथ श्रियाभियुक्तोऽहं तथ भक्तो मम प्रियः - yatha shriyAbhiyukto.ahaM tatha bhakto mama priyaH [Гопала-Тапани-Упанишада, Атхарва-Веда, 2.49]
कृष्णात्मिका जगत्कर्त्री मूलप्रकृतिरुक्मिणी - kRRiShNAtmikA jagatkartrI mUlaprakRRitirukmiNI [Гопала-Тапани-Упанишада, Атхарва-Веда, 2.56] 

"Шри Кришна-Упанишада":

"Шри Кришна-Упанишада" говорит лишь о Бхагаване Шри МахаВишну и Шри Вишну-Лакшми - цитирую 2 классические Мантры:

श्रीमहाविष्णुं सच्चिदानन्दलक्षणं रामचन्द्रं - shrImahAviShNuM sachchidAnandalakShaNaM rAmachandraM - "Шри Кришна-Упанишада", Атхарва-Веда, Мантра 01. 

यः शङ्खः स स्वयं विष्णुर्लक्ष्मीरुपो व्यवस्थितः - yaH sha~NkhaH sa svayaM viShNurlakShmIrupo vyavasthitaH - "Шри Кришна-Упанишада", Атхарва-Веда, Мантра 16. 

Уровень 03. Праманы из Саттвика-Вайшнава-Пуран - например, из "Шри Вишну-Пураны" или "Шри Бхагавата-Пураны", а НЕ из раджасичной "Брахма-Вайварта-Пураны"!!! 

Напомню, что в классической Троице Саттвика-Вайшнава-Пуран ("Шри Вишну-Пурана" + "Шри Бхагавата-Пурана" + "Шри Гаруда-Пурана") упоминания о Шри Радхе полностью отсутствуют.  

Уровень 04. Праманы из Итихас (МахаБхарата, Рамаяна). В Итихасах также отсутствуют упоминания о Шри Радхе, так как данный класс Шастр говорит лишь о Шримати Лакшми-Деви, Шримати Сите-Деви, Шримати Дурге-Деви и Шримати Рукмини-Деви. 

Уровень 05. Праманы из авторитетных Грантх Шри Вайшнава-ПанчаРатры. Кстати, здесь я "помогу" кришнаитам и специально для них процитирую Праман из "Шри Гаутамия-Маха-Тантры" о Шримати Лакшми-Деви как Пара-Шакти, т.е. Источнике всех остальных Шакти с указанием номера Главы и стиха:

इयं लक्ष्मीः पराशक्तिर्विश्वानुग्रहरूपिणी
iyaM lakShmIH parAshaktirvishvAnugraharUpiNI ["Шри Гаутамия-Маха-Тантра", 10.89]
Итак, как мы видим, кришнаиты сделали попытку подменить классический Праман о Шри Лакшми-ПараШакти из истинного текста "Шри Гаутамия-Маха-Тантры" позорнейшим фейком о "Радхика-Пара-Девате" из сфабрикованной и несуществующей в природе "Брихад-Гаутамия-Тантры".
ПОДДЕЛКА-02 - "Уттара-Гаутамия-Тантра" и стих из серии "Голока находится выше Шри Вайкунтхи и Шри Маха-Вайкунтхи". 

Если вы сталкивались с причудливыми текстами кришнаитских фанатиков и различными кришнаитскими фейками, то наверняка обратили внимание на помпезно-вычурную привычку кришнаитов лепить префиксы из серии "Брихад" ("Величайшая") или "Уттара" ("Высшая") к тем подделкам, которые они фабрикуют. 

Фейк по имени "Уттара-Гаутамия-Тантра" попался мне в статье "The Hari-Smṛti-Sudhāṅkura of Raghunandana of Gauḍadesa", которую можно найти на jstor [#ссылка на jstor-статью]

В этой статье делается утверждение о том, что Голока якобы находится выше Шри Вайкунтхи  и даже Шри Маха-Вайкунтхи со ссылкой аж на 50-ую Паталу некоей "Уттара-Гаутамия-Тантры" - смотрите скриншот-цитату из статьи ниже (также на #box#dropbox):


Естественно, текста под названием "Уттара-Гаутамия-Тантра" не существует в природе - это очередной фейк чайтанитов. Опровергается бред из серии "Голока выше Вайкунтхи" очень легко. 

Во-первых, подобные кривые "праманы" о Голоке есть только в раджасика-Пуранах - смотрите, например, "Шри Брахма-Вайварта-Пурану", Кришна-Джанма-Кханду, 73.15-16: निराधारश्च वैकुण्ठो ब्रह्माण्डेभ्यः परो वरःतत्परश्चापि गोलोकः पञ्चाशत्कोटियोजनात् - nirAdhArashcha vaikuNTho brahmANDebhyaH paro varaHtatparashchApi golokaH pa~nchAshatkoTiyojanAt - "Голока находится на 50000 йоджан выше Шри Вайкунтхи". 

Ни один из Вайшнава-Ачарьев не принимает подобные "праманы" о 50000 йоджанах всерьёз, так как подобные стихи отравлены раджасом. 

Во-вторых, авторитетная градация Шри Вайкунтх излагается в "Шри Трипад-Вибхути-МахаНараяна-Упанишаде", т.е. в Яджур-Веде: Видья-Майя-Вайкунтха, Шуддха-Бодха-Ананда-Вайкунтха, Шри Туласи-Вайкунтха и другие виды Шри Вайкунтх - заинтересованный читатель всегда может обратиться к данной блистательной Упанишаде для того, чтобы свериться с географией Духовного Мира.  

Итак, 2 кришнаитские (чайтанитские) подделки опровергнуты. На этом я завершаю статью о "Шри Гаутамия-Маха-Тантре", напомню, что отличный и авторитетный pdf-скан Санскрит-Хинди-издания "Шри Гаутамия-Маха-Тантры" можно найти в моей электронной библиотеке - http://vishnudut1926.blogspot.com/2020/07/gautamiya-maha-tantram-sanskrit-hindi-srinivasa-sharma.html

Статья, примечания, перевод с Санскрита/Хинди,
оцифровка текста на Санскрите и вычитка by
Вишнудутка Вишновская [Vishnudut1926], Шри Рамануджа-Сампрадая,
Москва, 30-июль-2020
Перепечатка статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена