среда, 20 июня 2018 г.

"Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям", Сутра 21 - Толкование Шри Нараяна-Мантры и Омкары (ॐ)

Продолжение рубрики, посвященной Шри Веданта Десике МахАчарье и "Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям", предыдущую Сутру (№20) можно найти либо в #данном блоге, либо #в блоге-зеркале на wordpress.

Вступление от переводчика (Vishnudut1926): Шри Веданта Десика начинает Сутру 21 с объяснения Шри Нараяна-Мантры и Омкары (Мантры "АУМ"). Я упрощенно объясню некоторые толкования Шри Нараяна-Мантры, так как без знания данных толкований логическая цепочка Сутры 21 будет непонятна читателю. 

В Шри Рамануджа-Сампрадае существуют 2 главных Мантры: 

1. Шри Аштакшара-Мантра
(Восьмислоговая Мантра Бхагавана Шри Нараяны - ॐ नमो नारायणाय - OM namo nArAyaNAya). Это Мантра более простого уровня. 

2. Шри Двая-Мантра Бхагавана Шри Нараяны. Это Мантра более сложного уровня, я не привожу Мантру здесь, так как желательно получить Её от Шри Вайшнава-Гуру.

В начале Сутры 21 Шри Веданта Десика вкратце упоминает о правильном понимании Шри Аштакшара-Мантры ("ОМ НАМО НАРАЯНАЯ"), но не раскрывает эту тему, так как более подробно Он разбирал тему толкования Шри Аштакшара-Мантры в "Шри Рахасья-Трая-Саре" (#ссылка на скан "Шри Рахасья-Трая-Сары"). 

Вкратце толкования звучат следующим образом:


В Звуке "ОМ", также известном как "Омкара" (напомню, что на Санскрите "ОМ" звучит как "АУМ"):
1. Буква "А" означает "Бхагавана Шри Нараяну"
2. Буква "У" означает "Шримати МахаЛакшми-Деви", а 
3. Буква "М" означает "дживу"

Как мы видим буква "М" (джива) идет последней - это не случайно, так как у дживы подчиненное по отношению к "А" (Бхагавану Шри Нараяне) и "У" (Шримати МахаЛакшми-Деви) положение, т.е. джива является служанкой Бхагавана Шри Нараяны и Шримати МахаЛакшми-Деви. 

Слово "НАМО" означает "я хочу стать вечной служанкой Бхагавана Шри Нараяны и Шримати МахаЛакшми-Деви". 

Слово "НАРАЯНАЯ" также указывает на служение Бхагавану Шри Нараяне, но для понимания всех оттенков значения слова "НАРАЯНАЯ" нужно хорошо знать Ведическую "Шри Нараяна-Сукту" ("Шри Пуруша-Сукту"). 

"Шри Чхандогья-Упанишада" и तदैक्षत बहु स्यां - tadaikShata bahu syAM: 

Упрощённо при толковании слова "НАРАЯНАЯ" выстраивается следующая логическая цепочка. Как говорится в "Шри Чхандогья-Упанишаде" (6.2.3) तदैक्षत बहु स्यां - tadaikShata bahu syAM:, т.е.
"Бхагаван Шри Нараяна и Шримати МахаЛакшми-Деви пожелали стать многими". 
Это концепция постоянного мультиплицирования ПараБрахмана, здесь нельзя не обратить внимание на то, что в Санскрите слово "Брахман" происходит от корня "брих", который означает "постоянно расти, постоянно умножаться"

Здесь также нельзя не отметить, что в Своих блистательных Тиках к "Шри Чхандогья-Упанишаде" ОМ ВишнуПад Шри МадхвАчарья специально отмечает, что Бхагаван Шри Нараяна творит не один, а в компании с Шримати МахаЛакшми-Деви (Богиней Рамой, смотрите Тики Шри МадхвАчарьи к "Шри Чхандогья-Упанишад" -  #ссылка на скан, выдержку из вышеупомянутого стиха можно найти в форме скриншота на flickr, dropbox или gett)

Итак, तदैक्षत बहु स्यां - tadaikShata bahu syAM - "Брахман пожелал стать многими" и так стали возникать дживы в бесконечных количествах. 

Логически афоризм из "Шри Чхандогья-Упанишады" означает, что дживы буквально создаются/конструируются из Самого Бхагавана Шри Нараяны и "Шри Веданта-Сутра", 2.3.42 подтверждает данную Сиддханту, говоря, что: 

अंशो नानाव्यपदेशाद् अन्यथा चापि दाशकितवादित्वम् अधीयत एके 
aMsho nAnAvyapadeshAd anyathA chApi dAshakitavAditvam adhIyata eke
"Джива является амшей и подчинённой частью Бхагавана Шри Нараяны" 

По этой причине в Шри Рамануджа-Сампрадае следуют такой концепции как "Шарира-Шарири" - данная концепция означает, что все существующее является продолжением Тела Бхагавана Шри Нараяны/Шримати МахаЛакшми-Деви, т.е. в этом мире (и уж тем более в Мире Духовном) нет ничего, чтобы не было создано из Брахмана (Бхагавана Шри Нараяны).  

Эту концепцию Шримати МахаЛакшми-Деви блестяще раскрывает на протяжении всей "Шри Лакшми-Тантры".

"Шри Нараяна-Сукта", "нара" и तदीय (tadIya).

Если обратиться к "Шри Нараяна-Сукте" ("Шри Пуруша-Сукте"), то можно увидеть, что каждая джива - это "нара", т.е. продолжение Тела Бхагавана Шри Нараяны. Если обратиться к Санскритской семантике, то можно увидеть, что слово "нара" означает "человека, некую общность людей" и, как ни странно, "телёнка". 

Отталкиваясь от значения "телёнок", мы легко приходим к пониманию того, что джива подобна телёнку, к которому Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагаван Шри Нараяна относятся с огромными теплом и заботой. 

В "Шри Рахасья-Трая-Саре" Шри Веданта Десика развивает значение слова "нара" с помощью толкования Упанишад и, в частности, с помощью Санскритского прилагательного तदीय (tadIya), которое означает "Его, Её, всецело принадлежащий Ему/Ей".   

Но кто действительно всецело и полностью принадлежит Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавану Шри Нараяне? Каких телят Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагаван Шри Нараяна считают "своими" в наиболее полном значении этого слова?

Как раз тех, которых можно охарактеризовать как तदीय (tadIya), а это ТОЛЬКО Шри Вайшнавы, поскольку, как мы показали выше, вокруг существует бесконечное множество мультиплицированных джив и большая часть этих джив вообще не относится к Шри Вайшнавизму, более того, по замыслу Бхагавана Шри Нараяны огромное количество джив вообще враждебно относится ко всяким формам религии (так действует Авидья - Одна из Энергий Бхагавана Шри Вишну, но тема Авидьи выходит за рамки данного объяснения). 

Соответственно, важно тянуться к дживам своего типа (слово तदीय - tadIya также означает "свой тип"), а именно к Шри Вайшнавам. 

Далее Шри Веданта Десика развивает данную логическую цепочку с помощью классических Вайшнава-Праманов из "Шри Итихаса-Самуччаи" (этот Праман говорит о том, что Любовь Бхагавана Шри Вишну легче всего заслужить с помощью служения Шри Вайшнавам) и "Шри МахаБхараты" (Прамана из Ашвамедхика-Парвы, в котором уже Сам Бхагаван Шри Вишну говорит о том, что по-настоящему Он любит лишь "слуг Своих слуг", т.е. Шри Вайшнавов)

Кстати, эти 2 Прамана Шри Веданта Десика также упоминает и в "Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям". 

Смыкаем логическую цепочку. 

Напомню, что мы начали разворачивать логическую цепочку с толкования Шри Нараяна-Мантры (Шри Аштакшара-Мантры - "ОМ НАМО НАРАЯНАЯ"), поэтому Шри Веданта Десика смыкает данную логическую цепочку на совершенно справедливом заключении о том, что:
Слово "НАМО" в Шри Нараяна-Мантре означает не только служение дживы Бхагавану Шри Нараяне и Шримати МахаЛакшми-Деви, но прежде всего служение Шри Вайшнавам как тем, кто являются "нара" и истинными तदीय (tadIya) Бхагавана Шри Нараяны. 
Здесь очень важно помнить о том, что на самом деле данное звено логической цепочки не является финальным, так как далее (в Сутре 22) Шри Веданта Десика укажет на то, что служение Шри Вайшнава-Гуру по рангу находится выше служения Бхагавану Шри Нараяне и Шри Вайшнавам, но это будет темой следующих Сутр "Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям".  

Логическая карта Сутр 21-24 "Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям":

В целом, Сутры 21-24 у Шри Веданта Десики объединены в 1 логический блок, поэтому, чтобы читатель не запутался, я прилагаю небольшую карту Сутр 21-24 (карту также можно найти на flickr, box, dropbox, ge.tt):


И также нужно обязательно держать в голове то, что в рамках Шри Рамануджа-Сампрадаи лишь Северная Ветвь (Шри Веданта Десика, Вадакалай) придерживается идеи очень строгой шешатвы (служения), тогда как Южная Ветвь (Шри Пиллай ЛокАчарья, Тенкалай), наоборот, придерживается идеи "разрушения шешатвы" и близких отношений с Бхагаваном Шри Нараяны. 

Более подробно об идее "разрушения шешатвы" можно узнать в данной статье - #Кришне не нужны слуги (концепция разрушения Дасья-Расы и Шешатвы в Шри Рамануджа-Сампрадае)# [окончание вступления переводчика (Vishnudut1926)]


bhagavat-kaimkaryamum bhAgavata-kaimkaryamum sEra anushThikka arithAna pOthu parama-purushartha-kAshThaiyAna bhAgavata kaimkaryamE upAdEyatamam.

"Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям", Сутра 21: "Если прапанна стоит перед выбором - служить Бхагавану Шри Нараяне или Шри Вайшнавам, то всегда стоит отдавать предпочтение служению Шри Вайшнавам, так как служение Шри Вайшнавам по рангу находится выше служения Бхагавану Шри Нараяне!". 

Комментарий: "Истинное предназначение дживы - это служение Бхагавану Шри Нараяне ("шешатва") и прапанна узнает о такой концепции как "шешатва" (служение) из Пранава-Мантры (- "АУМ"), а именно размышляя над значением Шри Аштакшара-Нараяна-Мантры (ॐ नमो नारायणाय - OM namo nArAyaNAya) и, в частности, над значением звука "А" в Омкаре Шри Аштакшара-Нараяна-Мантры. 

Как известно, звук "А" в Омкаре означает Бхагавана Шри Нараяну, звук "У" указывает на Шримати МахаЛакшми-Деви, звук "М" говорит о дживе, а слово "НАМО" указывает на желание дживы быть служанкой Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Нараяны.  

По мере прогресса на духовном пути прапанна также познает более глубокие значения Шри Нараяна-Мантры и осознает то, что слово "НАМО" в Шри Аштакшара-Нараяна-Мантре также означает "служение бхагаватам, т.е. слугам Бхагавана, т.е. прапаннам Бхагавана Шри Нараяны (Шри Вайшнавам)". 

Таким образом, действительно грамотный и продвинутый прапанна знает, что истинное служение (шешатва, кайнкарья) по своей сути двойственно, так как оно должно включать в себя как служение Бхагавану Шри Нараяне, так и служение Шри Вайшнавам. Это теоретический аспект. 

Тем не менее, практически прапанна может столкнуться с ситуацией, при которой он должен будет "разрываться" между служением Бхагавану Шри Нараяне и служением Шри Вайшнавам. 

В таком случае всегда лучше выбрать один вид служения и сосредоточиться именно на нем, так как при метании от служения Бхагавану Шри Нараяне к служению Шри Вайшнавам оба вида служения будут выполняться "спустя рукава". 

Как мы сказали выше, служение Шри Вайшнавам всегда первично по отношению к служению Бхагавану Шри Нараяне, поэтому при возникновении подобной дилеммы прапанна просто должен полностью сосредоточиться на служении Шри Вайшнавам и Бхагаван Шри Нараяна полностью одобрит подобный выбор, так как служение Шри Вайшнавам автоматически включает в себя и служение Бхагавану Шри Нараяне (Бхагавану Шри Вишну)!

Обратимся к Праману из Уттара-Кханды "Шри Падма-Пураны":
"Из всех форм поклонения именно поклонение Бхагавану Шри Вишну является наивысшим - так говорят все Веды и Пураны. Но Веды и Пураны часто умалчивают о следующей Рахасье - на самом деле, наивысшим видом поклонения является не прямое поклонение Господу Шри Вишну, а служение Его слугам - Шри Вайшнавам!" ["Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда"]***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Уттара-Кханда "Шри Падма-Пураны" (также известная как "Падмоттара") - это одна из классических Вайшнавских частей "Шри Падма-Пураны". 

Композиционно часть Уттара-Кханды построена в форме диалога между Шримати Парвати-Деви и Шивой. В различных диалогах Шримати Парвати-Деви и Шива обсуждают величие Вайшнавизма и Вайшнавов (не только Шри Вайшнавов, но и Вайшнавов в традиции "Бхагавата", так как часть глав Уттара-Кханды посвящена Шримати Радхарани-Деви и Господу Шри Кришне). 

Структурно "Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям" относится к лаконичным произведениям, поэтому Шри Веданта Десика следует паттерну "один Праман из одного источника", прекрасно зная о том, что грамотные Шри Вайшнава-брахманы поймут все дополнительные смыслы, которые Он вкладывает в текст и в цитирование лишь одного Прамана. 

В данном случае дополнительный смысл кроется в том, что Шри Вайшнава-брахманы, строго следующие идеалам Шри Вайшнавизма, неотличны от Самого Господа Шри Вишну, в частности, в стихах 16-18 из Главы 29 Уттара-Кханды "Шри Падма-Пураны" Шива говорит следующее: 

"В этом мире нет никого равного Шри Вайшнава-брахману! Такой брахман - это проявление Самого Господа Шри Вишну в этом мире! Шри Вайшнава-брахман, который носит тилаки в форме раковины и чакры, а также погружён в неустанное изучение Вед и Шри Нараяна-Дхьяну, - это Сам Бхагаван Шри Вишну! Таково заключение всех Вед". [окончание примечания переводчика]

В "Шри Итихаса-Самуччае" говорится следующее:
"Милость и Одобрение Бхагавана Шри Вишну легче всего заслужить через служение Шри Вайшнавам. Если ты действительно хочешь заслужить Любовь Бхагавана Шри Вишну, то просто служи Шри Вайшнавам и даже ни на секунду не сомневайся в величии подобного служения!" ["Шри Итихаса-Самуччая", 27.27]
В Ведах говорится, что:
"Глава семейства не любит тех, кто не оказывает уважения его сыновьям. Точно таким же образом Бхагаван Шри Вишну не любит тех, кто игнорирует его сыновей (т.е. Шри Вайшнавов)!" ["Шри Шандилья-Смрити", 4.86] 
Обратимся к Словам Бхагавана Шри Нараяны из "Шри МахаБхараты":
"Бхагаван Шри Вишну сказал: "По-настоящему Я люблю только слуг Своих слуг, поэтому прежде всего старайся служить Шри Вайшнавам!". ["Шри МахаБхарата", Ашвамедхика-Парва, 116.23]
Праман из "Шри Вишну-Дхармы":
"Бхагаван Шри Вишну больше всего доволен теми Шри Вайшнавами, которые служат другим Шри Вайшнавам. Если вдруг Шри Вайшнав полностью оставит служение Бхагавану Шри Вишну в пользу служения другим Шри Вайшнавам, то Бхагаван Шри Вишну не только не обидится, но даже полностью одобрит такой поступок". ["Шри Вишну-Дхарма"]
Праман из "Дравида-Вед", слова одного из наших Величайших Ачарьев - Шри Тирумалисай-Альвара:
"Служение тех Шри Вайшнавов, которые привязаны к служению другим Шри Вайшнавам, намного превосходит даже служение тех, кто привязан к неустанному воспеванию Славы Бхагавана Шри Нараяны". [Шри Тирумалисай-Альвар, "Нанмукан Тирувандади", 18]
На Сиддханте, провозглашённой Шри Тирумалисай Альваром 
(одним из 12 Святых Альваров в Традиции Шри Вайшнавизма) 
мы заканчиваем рассмотрение 21-ой Сутры "Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям" 
ОМ ВишнуПад Шри Веданта Десики МахАчарьи 
(Основателя Северной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи известной как Вадакалай). 

@@@Смотрите полный рубрикатор всех Сутр либо #в данном блоге, либо #в блоге-зеркале на wordpress@@@

Перевод с Санскрита/английского на русский/примечания 
by Vishnudut1926, Москва, Июнь 2018