Итак, продолжаем рассмотрение не просто очень важной темы, а наиважнейшей темы. Лишь после понимания всего того, о чём говорится ниже, джива может претендовать на мокшу.
Все ошибки и недостатки дживы, о которых будет говориться ниже сведены в следующую таблицу:
Данную таблицу также можно посмотреть и скачать на minus и dropbox.
Все ошибки и недостатки дживы, о которых будет говориться ниже сведены в следующую таблицу:
Данную таблицу также можно посмотреть и скачать на minus и dropbox.
К данной статье также тематически относится статья "Шри Кришна - мнимые противоречия Возлюбленного Господа".
“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 2.1.246: “Верховный Господь Шри Кришна полностью свободен от 18 величайших недостатков (ashta-maha-doshai). Верховный Господь Шри Кришна наделён Айшварьей в самой высшей степени. Верховный Господь Шри Кришна - Самая Высшая Реальность, Самое Высшее Знание и Самое Высшее Блаженство (Satya-Vijnanananda-Rupini)”. (так говорится в “Вайшнава-Тантре”)
“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 2.1.247-248:
1) Иллюзия (मोह - moha)
2) Сон (तन्द्रा - tandrA)
3) Подверженность ошибкам (भ्रम - bhrama)
4) Материальные привязанности и отсутствие Премы (выражение रूक्ष रसता rUkSa rasatA буквально означает “полное отсутствие Расы”)
5) Похоть (kama)
6) Нестабильность ума (लोलत् - lolat)
7) Безумие, стремление к интоксикациям (mada)
8) Зависть (मात्सर्य - mAtsarya)
9) Склонность к насилию (हिंसा - hiMsA)
10) Истощение, депрессия, грусть (खेद - kheda)
11) Необходимость тяжело трудиться (परिश्रम - parizrama)
12) Ложь (असत्य - asatya)
13) Злость (क्रोध - krodha)
14) Иллюзорные стремления и чаяния (आकाङ्क्ष् - AkAGkS)
15) Волнение (आशङ्का - AzaGkA)
16) Погруженность в мирские дела (विश्वविभावन - vizvavibhAvana)
17) Предубеждения, неравенство (विषमत्व - viSamatva)
18) Зависимость от других”. (стих из “Шри Вишну-Ямалы”)
Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами: “Но все вышеперечисленные 18 недостатков считаются хорошими Качествами, если они связаны с Верховным Господом Шри Кришной и Премой бхакти-йогов. Здесь необходимо указать на такое явления как “моха”***.
***Примечание переводчика (Vishnudut1926) - под “мохой” или буквально “иллюзией” Шри Шримад Джива Госвами имеет в виду особое состояние, в которое впадают как бхакти-йоги, так и Сам Шри Кришна для проведения Лил.
При этом природа Верховного Господа Шри Кришны и бхакти-йогов при этом вообще не изменяется.
С понятием moha также непосредственно связано такое понятие как “нирвикара” (“нирвикара” - निर्विकार - nirvikAra переводится с Санскрита как “неизменный”).
И Брахман (Верховный Господь Шри Кришна), и джива (атма) являются “нирвикара”, то есть они полностью неизменны.
Верховный Господь Шри Кришна может проявить такое, казалось бы, негативное Качество как ярость, но при этом Он остаётся “Нирвикара”, то есть Его Внутренняя Природа всегда остаётся Совершенной.
Данная Таттва трудно постижима материальным умом (Ачинтья-Таттва) и понимание подобных истин приходит лишь на уровне Самадхи.
Нужно также обязательно понимать, что “моха” Верховного Господа Шри Кришны существует лишь для Лилы и что Сам Верховный Господь Шри Кришны никогда и ни при каких условиях не может впасть в иллюзию. Со стороны Верховного Господа Шри Кришны подобная “моха” - это всего лишь проявление такой Его совершенной черты как Актёрство”.
Продолжение комментария Шри Шримад Дживы Госвами: “Приведём примеры “мохи” из “Шримад-Бхагаватам”.
“Шримад-Бхагаватам”, 10.13.6: “Шри Кришна так и не нашёл телят. Он решил вернуться к берегу реки, но и там он не нашёл мальчиков-пастушков. Тогда Кришна возобновил поиски, потому что Он растерялся и не мог понять, что же произошло на самом деле”.
Следующий стих из “Шримад-Бхагаватам” иллюстрирует проявления сна, истощения и необходимости тяжело работать (tandra, kheda, parishrama).
“Шримад-Бхагаватам”, 10.15.16: “Когда Шри Кришна очень уставал от борьбы, Он ложился под дерево на кровать из мягких веток и цветов. В качестве подушки Он использовал плечо одного из друзей-пастушков”.
Теперь рассмотрим пример подверженности ошибкам (bhrama).
“Шримад-Бхагаватам”, 10.8.21-22: “Прошло совсем немного времени, и два брата, Рама и Кришна, стали ползать на четвереньках по земле Враджа и наслаждаться Своими детскими играми. Когда Кришна и Баларама, шевеля ногами, ползали в жиже, образованной коровьей мочой и навозом во Врадже, их движения напоминали движение змеи и колокольчики на Их лодыжках мелодично позванивали. Зачарованные звучанием ножных колокольчиков других людей, Они следовали за ними, как за матерью, но потом, увидев, что это кто-то другой, в страхе возвращались к настоящим матерям, Яшоде и Рохини”.
В Духовном Мире не существуют привязанности без Премы. Материальная похоть (ulbana-kama) также не существует в Духовном Мире, потому что в Духовном Мире существует лишь Према. У Верховного Господа Шри Кришны вообще нет похоти, для Него существует лишь Према.
Что касается такого качества как “нестабильность ума” (lolata), то в Духовном Мире данное Качество относится к положительным. Проиллюстрируем то как “нестабильность ума” превращается в хорошее качестве на примере из “Шримад-Бхагаватам”.
“Шримад-Бхагаватам”, 10.8.29: “Милая подруга, Яшода, иногда твой сын приходит в наши дома раньше, чем мы подоим коров, и отвязывает телят, а когда хозяин дома начинает сердиться, твой сын просто улыбается. Иногда Он придумывает какой-нибудь способ украсть вкусную простоквашу, масло и молоко и потом съедает и выпивает их. Когда собираются обезьяны, Он делится с ними, а когда обезьяны настолько объедаются, что уже больше ничего не хотят, Он разбивает горшки. Иной раз, если Ему не удается украсть из какого-то дома масла или молока, Он сердится на его обитателей и в отместку начинает дразнить и щипать их маленьких детей. А когда дети начинают плакать, Кришна уходит”.
Теперь приведём пример интоксикации (mada).
“Шримад-Бхагаватам”, 10.35.24: “Когда Кришна с почтением приветствует Своих дорогих друзей. Он, словно опьянев, чуть вращает глазами. На Его шее гирлянда из лесных цветов. Блеск Его золотых серег оттеняет красоту Его нежных щек и падает на Его светлое лицо, цветом напоминающее ягоды бадара. Лицо Его напоминает луну, повелителя ночи. Предводитель рода Яду, чьи движения грациозностью напоминают царственную походку слона, возвращается вечером с пастбищ, неся облегчение коровам Враджа, утомленным от дневного зноя”.
Теперь - зависть (matsarya)
“Шримад-Бхагаватам”, 10.25.16: “Своим мистическим могуществом Я избавлю всех от стихийного бедствия, посланного Индрой. Полубоги, подобные Индре, слишком гордятся своими богатствами и по глупости мнят себя повелителями вселенной. Теперь пришло время избавить их от невежества”.
О том, что для усмирения демонов и грешников Шри Кришне приходится прибегать к насилию, знают все, поэтому мы не будем приводить здесь соответствующие примеры.
Во время Своих Лил Шри Кришна также часто лжёт. Например, к таким Лилам можно отнести Лилу с сокрытием реального облика Шри Кришны и Пандавов перед Джарасандхой и множество других Лил.
“Шримад-Бхагаватам”, 10.8.35: “Господь Шри Кришна ответил: Дорогая Моя мама, Я никогда не ел грязь. Все Мои друзья, которые жалуются на Меня, лгут. Если ты думаешь, что они говорят правду, тогда сама загляни Мне в рот и проверь”.
Примеры ярости Верховного Господа Шри Кришны также широко известны (примечание переводчика - здесь можно вспомнить Господа Парашураму и Господа Шри Нрисимхадева).
Пример иллюзорных стремлений и чаяний.
“Шримад-Бхагаватам”, 10.09.04: “Пока матушка Яшода сбивала масло, Господь Кришна, который хотел ее грудного молока, вдруг появился перед ней и, чтобы усилить ее трансцендентное блаженство, схватил мутовку и стал мешать Своей матери сбивать масло”.
Пример волнения.
“Шримад-Бхагаватам”, 10.13.17: “Не найдя во всем лесу ни телят, ни пасших их пастушков, Кришна вдруг понял, что это проделка Господа Брахмы”.
В качестве погруженности в мирские дела (vishva-vibhramah) можно привести стремление Верховного Господа Шри Кришны поддерживать вселенные, которое зачастую передаётся преданным Шри Кришны, например, Брахме.
Пример предубеждения, неравенства (visamatvam).
“Шри Бхагавад-Гита”, 9.29: “Я одинаково отношусь ко всем живым существам и ни к кому не питаю вражды или пристрастия. Но те, кто служат Мне с любовью и привязанностью, побуждают Меня испытывать к ним такие же чувства”.
Пример зависимости от других.
“Шримад-Бхагаватам”, 9.04.63: “Верховный Господь сказал брахману: Я всецело нахожусь во власти Моих преданных. На самом деле у Меня нет независимости. Мои преданные не имеют никаких материальных желаний, поэтому Я нахожусь только в их сердцах. Что говорить о них, когда даже те, кто предан Моим преданным, очень дороги Мне”.
Итак, подведём итог всему вышесказанному очень важным стихом из “Шримад-Бхагаватам”.
“Шримад-Бхагаватам”, 10.77.31: “Скорбь, иллюзия (moha), материальная привязанность или страх являются порождениями авидьи и тамаса. Разве могут эти явления присутствовать в Совершенном Верховном Господе Шри Кришне, Знание и Могущество Которого также Бесконечны?”.
Итак, скорбь, иллюзия, материальные привязанности и страх происходят из авидьи и более чем очевидно, что подобные примитивные качества никак не могут присутствовать в Верховном Господе Шри Кришне.
Но существуют скорбь, иллюзия, материальные привязанности и страх, которые происходят из Видьи и Премы. Такие Качества действительно существуют в Верховном Господе Шри Кришне.
Преданные Верховного Господа Шри Кришны также могут проявлять качества, которые происходят именно из Видьи и Премы.
“Шримад-Бхагаватам”, 10.12.44: “Сута Госвами сказал: О Шаунака, величайший из святых и преданных, когда Махараджа Парикшит обратился к Шукадеве Госвами с таким вопросом, Шукадева Госвами, сразу вспомнив в глубине своего сердца о Кришне и Его деяниях, на какое-то время утратил связь с внешней деятельностью органов чувств. Затем он с большим трудом пришел в себя и стал рассказывать Махарадже Парикшиту Кришна-Катху”.