вторник, 12 июня 2018 г.

"Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям", Сутра 19 - "Майя Майя бхога айшварьям", Вишну-Дхарма, полубоги и пучины тамаса...

Небольшое предисловие переводчика (Vishnudut1926): Продолжение цикла, посвященного ОМ ВишнуПад Шри Веданта Десике МахАчарье и Сиддханте Северной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи (также известной как Вадакалай). Предыдущую Сутру можно найти #здесь

Рубрикатор Сутр можно найти #здесь, либо в #зеркале-блоге на wordpress.

В предыдущей Сутре Шри Веданта Десика обсуждал различные препятствия на пути Нараяна-Прапатти (яд чувственных удовольствий, грихастха-ашрам и т.п.) 

Данная Сутра логически продолжает предыдущую, обратите особое внимание на то, что
Сиддханта, посвященная полубогам, в данной Сутре движется в особом порядке: Шри Веданта Десика начинает логическую цепочку с Сиддханты о полубогах как источниках препятствий, но затем цитирует козырной Праман из "Шри Вишну-Пураны". 

И небольшое объявление - с июня 2018 года цикл также публикуется на wordpress в зеркале-блоге (это связано с майскими блокировками Роскомнадзора). 

На данный момент на wordpress перенесены все предыдущие Сутры, соответственно их можно читать как в этом блоге, так и в блоге-зеркале на wordpress - https://vishnudut.wordpress.com/rahasya_ratnavali_russian_guide/ 

ippaDi nishiddha bhoga prAvaNyam kainkarya amrutarasa viruddhamAkaiyAlE visham pOlE dUrapariharaNIyam

"Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям", Сутра 19: "Желание наслаждаться тем, что запрещено в Вишну-Дхарма-Шастрах подобно желанию пить смертельно опасный яд. Желание служить Бхагавану Шри Вишну и Шри Вайшнавам подобно желанию вкушать нектар". 

Комментарий: "Бхагаван Шри Нараяна прежде всего олицетворяет Саттва-Гуну и Шуддха-Саттву. Соответственно то, что нравится Бхагавану Шри Вишну будет находиться именно в сфере различных саттва-проявлений. 

Таким образом, ожидается, что те, кто причисляют себя к Шри Вайшнавам и Шри Вайшнавизму прежде всего избегают того, что категорически противоречит образу жизни в саттва-гуне. 

Тем не менее, даже в обычной жизни мы часто можем видеть, что запрещенные желания могут проявляться на уровне снов, дурных мыслей и т.п., а самые возвышенные риши и муни иногда становятся жертвами сиддх, эго, богатства, интриг полубогов. ***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): В "Шримад-Бхагаватам" (11.4.10) говорится: "Полубоги создают различные препятствия на пути тех, кто стремится попасть в Обитель Господа Шри Вишну (на Шри Вайкунтху)".
"Шримад-Бхагаватам" (11.2.5) проводит демаркационную линию между Вайшнава-садху и полубогами: "Эгоистичные полубоги вызывают как счастье, так и различные несчастья живых существ - в противоположность им Вайшнава-садху всегда думают лишь о благе живых существ". 
Следует также помнить следующую простую поговорку из "Шримад-Бхагаватам" (5.24.22): майя майя бхога айшварьям"Богатство и наслаждения похищают не только ум, но и преданность Бхагавану Шри Вишну".
А в "Шримад-Бхагаватам" (11.15.33) Бхагаван Шри Кришна предупреждает об опасности сиддх: "Мистические сиддхи являются серьёзными препятствиями на пути Уттама-Вайшнава-Бхакти". Окончание примечания переводчика.
По этой причине прапанне важно следить как за состоянием своего сознания, так и за поведением в обычной жизни. 

Правильный контроль, как правило, устраняет срывы в раджо-гуну и тамо-гуну, тем не менее, если прапанна допускает какие-либо промашки в своем саттвичном поведении, то он должен раскаиваться и соблюдать праяшчитты - в противном случае прапанне придется столкнутся с различными наказаниями со стороны Бхагавана Шри Нараяны (вопрос праяшчит обсуждался в #Сутре 16, вопрос легких наказаний обсуждался в #Сутре 17).

Руководством здесь служит стих 17.102 из "Шри Лакшми-Тантры":

इदं तितीर्षतां पारमिदमानन्त्यमिच्छताम् । 
प्रायश्चित्तप्रसङ्गे तु सर्वपापसमुद्भवे । ।
idaM titIrShatAM pAramidamAnantyamichChatAm | 
prAyashchittaprasa~Nge tu sarvapApasamudbhave | | 
"Тот, кто принял Прапатти у Меня (Шримати МахаЛакшми-Деви), но при этом не воздерживается от частого и осознанного совершения греховных действий (а также не соблюдает праяшчитты в случае совершения подобных греховных действий), обязательно столкнется с А) задержкой в обретении Мукти Б) различными страданиями, так как должен будет пережить ту негативную карму, что была порождена совершением различных грехов". ["Шри Лакшми-Тантра", 17.102]
Более того, различные виды греховной деятельности полностью дисквалифицируют прапанну из полноценного Вишну-Дасья-Бхакти/Вишну-Прапатти, т.е. из полноценного служения Бхагавану Шри Нараяне. 

Стоит ли говорить о том, что для любого прапанны именно такое служение является источником ананды/освобождения/правильной праяшчитты? 

Следует также помнить о том, что до получения сокровища Прапатти прапанна был подобен трупу, но был воскрешен благодаря Милости Бхагавана Шри Вишну! Есть ли смысл падать в пучины греховного тамаса и уподобляться духовному трупу снова? Вопрос риторический. 

В связи с вышесказанным полезно помнить следующий стих:
"Существует огромная разница между отравляющим воздействием яда и отравляющим воздействием чувственных наслаждений. Любой яд очень прост и по сути лишен коварства, как правило, яд просто мгновенно убивает. 
Чувственные удовольствия более изысканы и эстетичны в своем коварстве - они убивают медленно, незаметно и имеют опасную тенденцию скрытно и медленно осквернять ум саттвика-бхактов/саттвика-прапанн даже при простых мыслях о них!" ["Шри Вишну-Дхарма"]
Таким образом, важно бороться с различными искушениями, а лучший способ борьбы - это избегание. 

Избегание во всех смыслах - и прежде всего избегание дурного общества, так как традиционно любой саттвика-вайшнав должен находиться в обществе таких же саттвика-вайшнавов и избегать асат-санги (дурного общения с шудрами, чандалами и прочими раджасика-тамасика-элементами). 

В обычной жизни мы часто видим как люди избегают строительства домов рядом со змеиными гнездами - никому не хочется умереть от укуса змеи. 

Точно таким же образом любой грамотный вайшнав прежде всего избегает "змеиного" тамасично-раджасичного общества Кали-Юги, так как нахождение в подобном обществе ведет к медленной духовной смерти.***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Начиная с данного абзаца Шри Веданта Десика МахАчарья начинает обсуждать 72 изречения, которые Шри РамануджАчарья передал своим ученикам перед уходом на Шри Вайкунтху, смотрите более подробно отдельную статью #72 Золотых Изречения Шри РамануджАчарьи#
В предыдущих Сутрах мы не раз обсуждали тему необычайной эффективности Прапатти как праяшчитты, поэтому в связи со всем вышесказанным может возникнуть следующий вопрос: "Не будет ли Прапатти мощным щитом, отражающим грехи даже самого закоренелого грешника? Можно ли очень много грешить и при этом замаливать все свои грехи Прапатти как эффективнейшей праяшчиттой?"

Ответом будет: "Конечно же НЕТ!". Нельзя бесконечно испытывать Терпение Шримати МахаЛакшми-Деви (Основательницы Прапатти-Марга) и Бхагавана Шри Нараяны, кроме того, в "Шри МахаБхарате" говорится:
"Грехи, совершаемые снова и снова, разрушают знание и разум абсолютно любого человека. С разрушенным разумом и благочестием человек уподобляется животному, которое падает в темное болото из вновь и вновь совершаемых грехов". ["Шри МахаБхарата", Удйога-Парва, 35.73]
В противоположность подобному грешнику-животному, прапанна, ведущий благочестивый образ жизни становится личностью, которой поклоняются все деваты (полубоги)! В "Шри Вишну-Пуране" говорится:
"Деваты (полубоги) считают истинным Вайшнава-брахманом лишь того, кто избегает людских толп так, как обычно избегают змеиных гнезд; бежит от почестей так, как обычно бегут от смерти и сторонится общества женщин так, как обычно сторонятся трупов!" ["Шри Вишну-Пурана"]
Не только полубоги, но и Сам Бхагаван Шри Вишну становится очень довольным подобными саттвичными Нараяна-прапаннами. Бхагаван Шри Вишну говорит в "Шри Вишну-Дхарме:
"Те, кто с рождения слепы к недостаткам других; те, кто ведут себя словно евнухи по отношению к женам других (т.е. те, кто свободен от похоти); те, кто глухи к скандалам, сплетням и распрям - лишь они по-настоящему дороги Мне (Бхагавану Шри Вишну)" ["Шри Вишну-Дхарма"]
Кроме того, "Шри Вишну-Дхарма" провозглашает следующее:
"Бхагавану Шри Кришне по-настоящему дороги лишь те, кто погружен в непрерывный Шри Говинда-Смаранам. Подобных бхактов Бхагаван Шри Кришна считает своими близкими родственниками и не оставляет их ни на одну секунду!" ["Шри Вишну-Дхарма"]
Не стоит также забывать о том, что одобрение Бхагавана Шри Вишну можно вызвать не только следованием Шри Вишну-Дхарме и интенсивным Шри Кришна-Смаранам (памятованием о Бхагаване Шри Кришне). 

Служение Шри Вайшнавам - вот истинный ключ к успеху, поэтому Шри ЯмунАчарья (Гуру Шри РамануджАчарьи) обращается со следующей молитвой к Бхагавану Шри Нараяне в "Шри Стотра-Ратнам":

सकृत् त्वदाकारविलोकनाशया तृणीकृतानुत्तमभुक्तिमुक्तिभि: । 
महात्मभिर्मामवलोक्यतां नय क्ष्णेऽपि ते यद्विरहोऽतिदुःसहः । । 
sakRRit tvadAkAravilokanAshayA tRRiNIkRRitAnuttamabhuktimuktibhi: | 
mahAtmabhirmAmavalokyatAM naya kShNe.api te yadviraho.atiduHsahaH | | 
"О Бхагаван Шри Нараяна, пожалуйста, сделай так, чтобы на меня бросили свой милостивый взгляд те великие души (Шри Вайшнавы), которые лишь ради мимолетного созерцания Твоей Виграхи, отбросили бхукти и мукти (наслаждения Сварга-Локи и соблазны мукти) словно засохшие травинки не обладающие никакой ценностью по сравнению с истинной Дасьей Бхагавану Шри Нараяне!
Ведь подобные великие души (Шри Вайшнавы) дороги Тебе настолько, что Ты (Бхагаван Шри Вишну) не можешь вынести даже секунды разлуки с ними!" [Шри ЯмунАчарья, "Шри Стотра-Ратнам", 56]
На изысканной Сиддханте из "Шри Стотра-Ратнам" Шри ЯмунАчарьи (Гуру Шри РамануджАчарьи) мы заканчиваем рассмотрение 19-ой Сутры "Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям" Шри Веданта Десики МахАчарьи (Основателя Северной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи также известной как Вадакалай).

@@@Смотрите полный рубрикатор всех Сутр либо #в данном блоге, либо #в блоге-зеркале на wordpress@@@

Перевод с Санскрита/английского на русский/примечания 
by Vishnudut1926, Москва, Июнь 2018