Synopsis in English: My new Russian article dedicated to Shree YamunAcharya, Garuda, Vedanta Desika ("Shree Garuda-Dandakam", "Shree Garuda-Panchasat") and Shree Garuda-Vidya in the context of Shree PanchaRatra and Sankarshana-Vyuha!
Небольшая статья, посвященная Шри ЯмунАчарье, Гаруде, Ведическим Видьям, Шри Веданта Десике и Санкаршана-Вьюхе!
Стих 41 из "Шри Стотра-Ратнам" Шри ЯмунАчарьи (напомню, что Шри ЯмунАчарья - это никто иной как Гуру Шри РамануджАчарьи) считается классической Гаруда-Шлокой.
В этом Стихе Шри ЯмунАчарья развивает образный ряд, рассказывающий о шрамах Гаруды, но не пугайтесь - на самом деле,
Гаруду никто не обижает и данный Стих является поэтическим преувеличением, призванным заострить внимание на различных моментах Шри Вайшнава-Сиддханты.
Гаруду никто не обижает и данный Стих является поэтическим преувеличением, призванным заострить внимание на различных моментах Шри Вайшнава-Сиддханты.
Стих 41 звучит следующим образом:
दासः सखा वाहनमासनं ध्वजः यस्ते वितानं व्यजनं त्रयीमयः ।
उपस्थितं तेन पुरो गरुत्मता त्वदङ्घ्रिसंमर्दकिणाङ्कशोभिना । । ४१ । ।
dAsaH sakhA vAhanamAsanaM dhvajaH yaste vitAnaM vyajanaM trayImayaH |
upasthitaM tena puro garutmatA tvada~NghrisaMmardakiNA~NkashobhinA | | 41 | |
Перевод: "О Бхагаван Шри Нараяна, Гаруда является Твоим слугой, другом, Твоей ваханой [1] и Твоим троном. Гаруда изображён на Твоём флаге и он же защищает Тебя своими крыльями от палящего Солнца и дождей. Тело Гаруды сияет от шрамов, которые Ты наносишь ему Своими Лотосными Стопами, но эти Лотосные Стопы не могут причинить боль, так как Они сотканы из Вед! Более того, Твои Лотосные Стопы не могут причинить боль Гаруде, так как он является Атмой всех Вед!".
Примечание[1]: Вахана (वाहन - vAhana) переводится с Санскрита как "транспортное средство". Это слово чем-то созвучно с английским vehicle (которое также означает "транспортное средство"), но основное значение Санскритского слова "вахана" - это "транспортное средство Богов". Например, Ваханой Шримати-МахаЛакшми-Деви является Сова, Ваханой Бхагавана Шри Вишну - Гаруда, Ваханой Шивы - Бык Нанди, Ваханами Шримати Дурги-Деви являются Тигр и Лев и т.д.
АдиШеша - Изначальный Слуга Бхагавана Шри Вишну в форме Тысячеголового Змея на Шри Вайкунтхе, именно от АдиШеши исходит и на АдиШеше замыкается Дасья-Раса во всех формах!
Форма ТысячеГолового Змея не случайна, так как подобная форма символизирует служение (Дасья-Расу), усиленное в тысячу раз.
Форма ТысячеГолового Змея не случайна, так как подобная форма символизирует служение (Дасья-Расу), усиленное в тысячу раз.
Шри РамануджАчарья как раз является Аватарой АдиШеши.
Тем не менее, Бхагаван Шри Вишну часто покидает Шри Вайкунтху и тогда место АдиШеши занимает Гаруда, так как в пути и в движении Бхагавану Шри Вишну всегда служит только Гаруда!
Таким образом, Гаруда и АдиШеша служат Бхагавану Шри Вишну по очереди.
Если вернуться к теме Сострадания Бхагавана Шри Вишну и шрамов Гаруды, то на уровне упрощенного объяснения данные шрамы символизируют следующее:
1. То, насколько сильно и даже несколько нетерпеливо Бхагаван Шри Вишну всегда спешит на помощь Своим бхактам/прапаннам.
2. То, насколько сильно Бхагаван Шри Вишну торопится уничтожить врагов Своих бхактов и прапанн (враги = асуры).
Дополнительно шрамы Гаруды также символизируют защиту во всех аспектах - от правильного знания Вед и защиты от ложной, асурической видьи (маявады, адвайта-веданты Шанкарачарьи) до защиты от болезней и страданий на обычном мирском уровне.
Шрамы в контексте Хаягрива-Аватары, Вед и Санкаршана-Вьюхи.
На более глубинном уровне шрамы Шри Гаруды связаны с Ведическими Видьями, Шри Хаягрива-Аватарой и Санкаршана-Вьюхой.
Один из главных эпитетов Гаруды - это trayImayaH (त्रयीमयः) - "Тот, кто символизирует Веды".
Шри ЯмунАчарья как раз упоминает данный эпитет в рассматриваемом Стихе 41 из "Шри Стотра-Ратнам".
Шри ЯмунАчарья как раз упоминает данный эпитет в рассматриваемом Стихе 41 из "Шри Стотра-Ратнам".
В связи с этим Шри Веданта Десика (Основатель Северной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи) составил 2 произведения - "Шри Гаруда-Панчасат" и "Шри Гаруда-Дандакам".
Шри Веданта Десика пишет в "Шри Гаруда-Панчасат", Мантра 3:
Шри Веданта Десика пишет в "Шри Гаруда-Панчасат", Мантра 3:
"Атма Гаруды - это Сама-Веда и потому Он известен как "Веда-Атма", глаза Гаруды - это Гаятри-Мантра, а в Имени "Гаруда" заключена вся Яджур-Веда".
Шри Веданта Десика был не просто неким отвлеченным поэтом, пишущим о Гаруде, а непосредственным упасакой [2], посвященным в Шри Гаруда-Видью и Шри Гаруда-Мантры.
Примечание[2]: "Упасака" (उपासक - upAsaka) буквально означает "поклоняющийся" или "бхакта, следующий определенной упасане" (उपासन - upAsana = "система поклонения определённому Божеству/Аватаре").
Как правило, все упасаны относятся к Тантрическим Видьям. Например, если мы говорим о Вайшнавизме, то это будут Видьи из Шри ПанчаРатры (ПанчаРатра = Вайшнава-Агамы и Вайшнава-Тантры, например, "Шри Лакшми-Тантра" или #"Шри Парама-Самхита"# или #"Шри Ишвара-Самхита"#).
Допустим, если кто-то посвящен в НараСимха-Видью (Мантры, Янтры, Кавачи Бхагавана Шри НараСимхи, т.е. в общую систему поклонения Шри НараСимхе из Вайшнава-Тантр), то его называют Нарасимха-упасака.
Хаягрива-упасака - это Вайшнава-тантрик, который следует Хаягрива-Видье (повторяет Мантры Хаягрива-Аватары, наносит Хаягрива-Кавачу и т.п.)
Примечание[2]: "Упасака" (उपासक - upAsaka) буквально означает "поклоняющийся" или "бхакта, следующий определенной упасане" (उपासन - upAsana = "система поклонения определённому Божеству/Аватаре").
Как правило, все упасаны относятся к Тантрическим Видьям. Например, если мы говорим о Вайшнавизме, то это будут Видьи из Шри ПанчаРатры (ПанчаРатра = Вайшнава-Агамы и Вайшнава-Тантры, например, "Шри Лакшми-Тантра" или #"Шри Парама-Самхита"# или #"Шри Ишвара-Самхита"#).
Допустим, если кто-то посвящен в НараСимха-Видью (Мантры, Янтры, Кавачи Бхагавана Шри НараСимхи, т.е. в общую систему поклонения Шри НараСимхе из Вайшнава-Тантр), то его называют Нарасимха-упасака.
Хаягрива-упасака - это Вайшнава-тантрик, который следует Хаягрива-Видье (повторяет Мантры Хаягрива-Аватары, наносит Хаягрива-Кавачу и т.п.)
Шри Веданта Десика и Шри Гаруда-ПанчАкшари-Мантра.
Биография Шри Веданта Десики гласит, что Ачарья потратил огромное количество дней на поклонение Шри Гаруда-ПанчАкшари-Мантре (Пятислоговая Мантра Гаруды).
Гаруда был настолько доволен садханой Шри Веданта Десики, что даровал Ачарье посвящение в Шри Хаягрива-Видью (Хаягрива-Упасану).
Напомню, что Шри Хаягрива - это Аватара Бхагавана Шри Вишну, которая символизирует все существующие Вайшнавские Видьи - от Ведических до Тантрических.
Шри Гаруда и Санкаршана-Вьюха Бхагавана Шри МахаНараяны!
Более того, в соответствии с классической Сиддхантой из Ортодоксальной Шри ПанчаРатры (т.е. из Вайшнава-Агам и Вайшнава-Тантр) Шри Гаруда считается Санкаршана-Вьюхой!
В "Шри Гаруда-Дандакам" (Мантра 2) Шри Веданта Десика пишет:
"О Гаруда, из всех Четырёх Вьюх Бхагавана Шри МахаНараяны (Васудева, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха) именно Ты являешься Санкаршана-Вьюхой!".
Аналогично в "Шри Гаруда-Панчасат" (Мантра 2) Шри Веданта Десика говорит: "Гаруда дарует осуществление всех пурушартх (включая Мокшу), так как является Амшей Санкаршана-Вьюхи".
Санкаршана-Вьюха ПараВасудевы (МахаНараяны), а следовательно и Гаруда, олицетворяет Гьяну (Знание), Балу (Силу) и Разрушение.
Санкаршана-Вьюха ПараВасудевы (МахаНараяны), а следовательно и Гаруда, олицетворяет Гьяну (Знание), Балу (Силу) и Разрушение.
Более того, именно Санкаршана-Вьюха (Гаруда) обучает джив Экантика-Нараяна-Маргу, то есть чистому Бхакти и Прапатти, всецело посвященному ТОЛЬКО (एकान्तिक - ekAntika) Бхагавану Шри Нараяне.
В связи с этим в "Шри Гаруда-Дандакам" (Мантра 3) Шри Веданта Десика акцентирует внимание на следующем факте:
"О Гаруда, действительно образованные Вайшнава-пандиты на самом деле беспрерывно поклоняются лишь Тебе Одному!".
Гаруда также непосредственно связан с числом "5". В "Шри Гаруда-Дандакам" (Мантра 5) Шри Веданта Десика пишет о том, что "Гаруда-Мантра состоит из 5 Слогов...".
По этой причине Шри Веданта Десика оформил "Шри Гаруда-Панчасат" в пятеричной форме: суммарно "Шри Гаруда-Панчасат" состоит из 50 Стихов (что отражено в названии "Панчасат" - पञ्चाशत् - paJcAzat - "50, пятьдесят").
Цвет Санкаршана-Вьюхи - это цвет сияющего красного рубина (цвет Силы, отрезвляющего Знания и Разрушения) и сияющие шрамы Гаруды, которые были упомянуты выше, также подчеркивают данный факт!
Под разрушением в данном случае подразумевается позитивное разрушение, например, разрушение страха дживы перед сансарой и разрушение всех страданий.
Шри Веданта Десика пишет в "Шри Гаруда-Панчасат", Мантра 10:
Под разрушением в данном случае подразумевается позитивное разрушение, например, разрушение страха дживы перед сансарой и разрушение всех страданий.
Шри Веданта Десика пишет в "Шри Гаруда-Панчасат", Мантра 10:
"Когда Гаруда явил Свою Сияющую Форму, то полубоги спутали его с Агни. В страхе полубоги начали возносить следующую молитву: "Умоляем тебя, сжалься над нами и испепели Своим Сиянием страх всех живых существ перед сансарой".
Таким образом, в Гаруда-Шлоке из "Шри Стотра-Ратнам" Шри ЯмунАчарьи заложен не простой смысл из серии "Вишну стегает Гаруду ногами для того, чтобы спасать мир и проявлять сострадание", а глубинный смысл, базирующийся на Ведах, Шри ПанчаРатре и ортодоксальной Вайшнава-Сиддханте!
Вишнудутка1926, Москва, Январь 2018