Содержание лонгрида:
01. Акшая-Трития в "Шри Падма-Пуране". История проститутки Рупавати и ювелира Девадаса.
02. Акшая-Трития в "Шри Нарада-Пуране" и сопоставление с Югами.
03. Ритуал "гандха-лепана" в Шри Мадхва-Сампрадае.
04. Акшая-Трития в Вайшнава-Кханде "Шри Сканда-Пураны".
05. История Шри Джаганнатхи и Праджапати Дакши. Особая Милость для падших людей Кали-Юги и особенно людей с "алпа-буддхи".
06. Камья-карма, чистый Вайшнавизм и Прапатти/Шаранагати.
Вчера был день Акшая-Трития и я провела вторую половину данного дня, изучая отрывки об Акшая-Тритие в различных Пуранах. По следам штудирования я сразу же составила данный лонгрид.
У Акшая-Тритии очень интересная история упоминания в Пуранах - если изложить эту историю кратко, то получится вот так: очень умеренные упоминания в Вайшнава-Пуранах и неожиданно огромное прославление в Вайшнава-Кханде "Шри Сканда-Пураны".
01. Акшая-Трития в "Шри Падма-Пуране". История проститутки Рупавати и ювелира Девадаса.
Из всех Вайшнава-Пуран наиболее подробно Акшая-Трития упоминается в Патала-Кханде "Шри Падма-Пураны" - в Главе 95, которая посвящена различным ритуалам месяца Вайшакха.
В этой Главе Амбариша задаёт Нараде-Муни следующий вопрос: "Как так получилось, что в этой жизни я обрёл очень красивую и религиозную жену, преданную лучшим идеалам Дхармы?".
Шок-контент от Нарады-Муни.
В ответ Нарада-Муни рассказывает Амбарише шокирующую историю. В прошлой жизни жена Амбариши была проституткой по имени Рупавати, а сам Амбариша принадлежал к касте торговцев золотом (ювелирам) и звали его Девадаса.
В России ювелиры считаются почётной профессией, но в Индии всё совершенно иначе и ювелиры там издревле принадлежат к самым отверженным кастам - по умолчанию считается, что все ювелиры относятся к ворам и мошенникам, которые хотят лишь ободрать клиента как липку - далее по тексту Нарада-Муни подчеркнёт эту идею.
Уже в той жизни проститутка Рупавати часто слушала брахманов и старалась максимально строго следовать религии, так как понимала весь позор своего рождения и мечтала о более лучшей карме. Ювелир Девадаса не был особенно религиозным, но слушался Рупавати, которая часто вовлекала его в различную религиозную деятельность.
Рупавати узнаёт о дне Акшая-Трития.
Однажды Рупавати узнала от брахманов о том, что в третий день светлой половины месяца Вайшакха (это как раз день Акшая-Трития) очень благотворно поклоняться золотому Мурти Господа Шри Вишну.
В связи с этим Рупавати попросила Девадаса изготовить золотое Мурти Господа Шри Мадхусуданы для поклонения. "Мадхусудана" - это 74-ое Имя Господа Шри Вишну из "Шри Вишну-СахасраНама": данное имя означает "Уничтоживший демона Мадху".
Далее я процитирую стихи на Санскрите, так как Нарада-Муни произносит важные шлоки, которые прекрасно выражают общую суть дня Акшая-Трития:
वेश्योवाच उत्तमंकुरुसौवर्णंमधुसूदनमच्युतम् पूजयित्वायवैर्देवमेतैःसंतर्प्यचानलम् [५-९५-१३३]
ब्राह्मणायचदास्यामिब्राह्मणानामनुज्ञया दानमेतत्पुराणेषुकथ्यतेतत्रचाक्षयम् [५-९५-१३४]
अक्षयेतितृतीयासौब्राह्मणेभ्यःश्रुतंमया शुक्लावैशाखमासस्यतदक्षयफलप्रदम् [५-९५-१३५]
veśyovāca
uttamaṃkurusauvarṇaṃmadhusūdanamacyutam
pūjayitvāyavairdevametaiḥsaṃtarpyacānalam [5-95-133]
brāhmaṇāyacadāsyāmibrāhmaṇānāmanujñayā
dānametatpurāṇeṣukathyatetatracākṣayam [5-95-134]
akṣayetitṛtīyāsaubrāhmaṇebhyaḥśrutaṃmayā
śuklāvaiśākhamāsasyatadakṣayaphalapradam [5-95-135]
"Шри Падма-Пурана", Патала-Кханда, 95.133-135 (veśyovāca, т.е. буквально "проститутка сказала" - वेश्या veśyā на Санскрите означает "проститутка, куртизанка"): "Изготовь золотое Мурти Господа Шри Мадхусудана-Ачьюты самого высшего качества. Я предложу золотому Мурти Господа Шри Вишну ячмень и огонь, а потом подарю ячмень и золотое Мурти брахманам.
В Пуранах говорится, что данный вид поклонения приносит неистощимые плоды, если проводить его на третий день светлой половины месяца Вайшакха, поэтому этот день назвали 'Акшая', т.е. "неистощимый" (अक्षय - akṣaya переводится с Санскрита как 'неистощимый, вечный')".
Таким образом, в этих 3 стихах очерчена основная форма поклонения в день Акшая-Тритии, а именно предложение ячменя золотому Мурти Господа Шри Вишну, огненные пуджи и пожертвования брахманам.
Итак, проститутка Рупавати попросила ювелира Девадаса изготовить золотое Мурти Господа Шри Вишну: Девадас выполнил эту просьбу, "не обворовав Рупавати даже на крошку золота" (цитирую Шри Нараду-Муни) - выше мы уже говорили про дурную репутацию ювелиров в Индии, поэтому Шри Нарада-Муни отдельно упоминает этот факт.
Далее следует хэппи-энд: Рупавати удачно проводит поклонение в день Акшая-Тритии по всем правилам и после смерти перерождается как Кантимати - очень религиозная жена Амбариши, который в прошлой жизни был ювелиром Девадасом.
Трета-Юга и важная деталь из истории Рупавати.
Ещё одна важная деталь из рассказанной выше истории - это упоминание Трета-Юги в стихе 95.132:
तत्रत्रेतायुगस्यादौतृतीयामाप्यनिर्मलाम् सुवर्णकारंसोवाचदेवदासंतमादरात् [५-९५-१३२]
tatratretāyugasyādautṛtīyāmāpyanirmalām
suvarṇakāraṃsovācadevadāsaṃtamādarāt [5-95-132]
"Шри Падма-Пурана", Патала-Кханда, 95.132: "Узнав о приближении этого третьего дня в начале Трета-Юги, Рупавати обратилась к Девадасу с просьбой об изготовлении золотого Мурти...".
02. Акшая-Трития в "Шри Нарада-Пуране" и сопоставление с Югами.
Здесь самое время перейти к "Шри Нарада-Пуране", так как сопоставления с Югами - это отличительная черта "Шри Нарада-Пураны".
Сразу скажу, что мне не удалось найти нижеследующие стихи в издании на Санскрите от GRETIL, которым я обычно пользуюсь (у "Шри Нарада-Пураны" долгая история расхождений в версиях и рассказ о расхождениях находится за рамками данной статьи), поэтому далее я просто публикую скриншот из английского издания "Шри Нарада-Пураны" от Motilal Banasirdass (скрин также можно посмотреть на box, plurk, koofr):
Я не перевожу скриншот полностью - изложу лишь суть. Как и в "Шри Падма-Пуране", в "Шри Нарада-Пуране" подчёркивается идея о том, что ритуалы, проводимые в Акшая-Тритию, даруют неистощимые плоды, цитирую: "Любой ритуал, проводимый в Акшая-Тритию, становится вечно дарующим плоды".
Под ритуалами имеются в виду поклонение Бхагавану Шри Нараяне вместе с Шримати Лакши-Деви (Богиней Шри) - данное поклонение заключается в предложении цветов, благовоний, мазей/масел. Результат поклонения - обретение Шри Вишну-Локи (Шри Вайкунтхи), а также почитание со стороны всех существующих деватов.
В "Шри Падма-Пуране" упоминался ячмень - в "Шри Нарада-Пуране" ячмень тоже упоминается, но уже в виде муки/пищи из ячменной муки, которую следует пожертвовать брахманам.
03. Ритуал "гандха-лепана" в Шри Мадхва-Сампрадае.
Кстати, если вы будете изучать историю сопоставления Юг и Акшая-Тритии, то заметите, что в "Шри Сканда-Пуране" Акшая-Трития сопоставляется с днём начала Крита-Юги и, если вы, например, посетите страницы об Акшая-Тритие на официальных сайтах Шри Мадхва-Сампрадаи, то увидите, что Шри Мадхва-Сампрадая часто следует идее о Крита-Юге, а не идее о Трета-Юге.
Здесь нет ошибки, так как сопоставление с Крита-Югой можно найти в Вайшнава-Кханде "Шри Сканда-Пураны", а Шри Мадхва-Сампрадая следует именно информации из "Шри Сканда-Пураны", так как в Шри Мадхва-Сампрадае в этот день уделяют большое значение такому виду служения как "гандха-лепана" [gandha-lepana], т.е. умащению различных Мурти Бхагавана Шри Вишну и вриндаванов (усыпальниц) Ачарьев специальными мазями на основе сандала.
Данный вид служения основан именно на Праманах из Вайшнава-Кханды "Шри Сканда-Пураны".
Например, один из самых знаменитых ритуалов Шри Мадхва-Сампрадаи на день Акшая-Трития - это умащение вриндавана Шри Рагхавендра-Тиртхи мазью на основе сандала.
Для проведения этого ритуала за месяц до начала Акшая-Тритии начинают готовить сандал по особым правилам из Вайшнава-Агам. Приготовленный сандал перемещают в освящённые кувшины и смешивают с панча-карпурой (особый вид камфоры) + другими священными компонентами: полученной мазью - после проведения панчамрита-абхишеки - умащают вриндаван (усыпальницу) Шри Рагхавендра-Тиртхи. При этом декламируются классические Стотры Шри Мадхва-Сампрадаи: "Шри Вайю-Стотра", "Шри Рагхавендра-Стотра" и другие.
В настоящее время официальные youtube-каналы Шри Мадхва-Сампрадаи транслируют ритуал "гандха-лепана" в день Акшая-Тритии, поэтому если вас заинтересовал данный ритуал, то вот, например, часовое видео его проведения на Акшая-Тритию-2021 с официального канала Шри Мадхва-Сампрадаи Mantralaya Vahini - https://youtu.be/VGOhc1afc0s
Как было упомянуто выше, ритуал "гандха-лепана" основан на Праманах из Вайшнава-Кханды "Шри Сканда-Пураны", поэтому далее мы переходим на страницы данной Пураны.
04. Акшая-Трития в Вайшнава-Кханде "Шри Сканда-Пураны".
В данной Пуране несколько раз подчёркивается идея о том, что в Акшая-Тритию особенно благотворно выполнять умащение Мурти Шри Джаганнатхи либо сандаловой мазью, либо другими мазями. Далее я буду цитировать шлоки на Санскрите из издания, сканы которого можно найти на сайте Vedic Reserve (ссылка).
वैशाखस्य सिते पक्षे तृतीयाऽक्षयसंज्ञिता तत्र मां लेपयेद्गन्धलेपनैरतिशोभनैः [२९-५१]
प्रीतये मम ये कुर्युरुत्सवान्मम शाश्वतान् चतुर्वर्गप्रदाह्येते प्रत्येकं परिकीर्तिताः [२९-५२]
vaiśākhasya site pakṣe tṛtīyā'kṣayasaṃjñitā
tatra māṃ lepayedgandhalepanairatiśobhanaiḥ [29-51]
prītaye mama ye kuryurutsavānmama śāśvatān
caturvargapradāhyete pratyekaṃ parikīrtitāḥ [29-52]
"Шри Сканда-Пурана", Вайшнава-Кханда, Пурушоттама, 29.51-52 (слова Шри Джаганнатхи): "Третий день светлой половины месяца Вайшакха называется 'Акшая-Трития'. В этот день Меня следует умащать самыми лучшими мазями. Мне особенно дороги те, кто строго соблюдают дни, подобные Акшая-Трития, - подобные люди обретают все 4 цели жизни (чатурваргу - каму, дхарму, артху и мокшу)".
Далее тема Акшая-Тритии продолжается в Главе 46 - данная Глава посвящена Дакша-Ятре (далее по тексту я перескажу историю Дакши). В этой Главе описываются сложные ритуалы с декламированием "Шри Сукты" ("Лакшми-Сукты"), предложением кувшинов из золота, изготовлением особой мази для Шри Джаганнатхи - в общем, те ритуалы, которые обычно выполняют вайшнавы Храма Шри Джаганнатхи, но никогда не смогут выполнить вайшнавы из России - по этой причине я не привожу подробное описание данных ритуалов.
Как и в упомянутой выше Главе 29, в Главе 46 особенно подчёркивается служение с умащением Мурти Шри Джаганнатхи различными мазями:
सन्तोषयञ्जगन्नाथंतृतीयादौविलेपयेत् यस्य चिन्तनमात्रेण तापा नश्यन्तिदेहिनाम् [४६-१६]
सोऽसौ सन्दर्शनात्तापान्नृणां हन्ति तदा द्विजाः अचिन्त्यो महिमा विष्णोरीद्वक्तादृक्तया सदा [४६-१७]
santoṣayañjagannāthaṃtṛtīyādauvilepayet
yasya cintanamātreṇa tāpā naśyantidehinām [46-16]
so'sau sandarśanāttāpānnṛṇāṃ hanti tadā dvijāḥ
acintyo mahimā viṣṇorīdvaktādṛktayā sadā [46-17]
"Шри Сканда-Пурана", Вайшнава-Кханда, Пурушоттама, 46.16-17: "На третий день (т.е. в Акшая-Трития) с самого начала поклонения следует провести умащение Мурти Шри Джаганнатхи мазями. Даже простое памятование о Шри Джаганнатхе разрушает все страдания. Даже те, кто просто видят Шри Джаганнатху, мгновенно избавляются ото всех страданий. Таково непостижимое Величие Господа Шри Вишну (acintyo mahimā viṣṇor) и это Величие нельзя описать обычными словами".
05. История Шри Джаганнатхи и Праджапати Дакши. Особая Милость для падших людей Кали-Юги и особенно людей с "алпа-буддхи".
В прошлую Кали-Югу Дакша был потрясен теми страданиями, которые люди Кали-Юги получают, рождаясь в тех уродливых и болезненных телах, что характерны именно для этой мрачной эпохи.
На третий день месяца Вайшакха (т.е. в Акшая-Тритию) Дакша провёл арчану с нанесением мази на Мурти Шри Джаганнатхи и произнёс специальную Молитву для избавления существ Кали-Юги от страданий.
В "Шри Сканда-Пуране" текст данной небольшой Молитвы (7 шлок) приводится полностью, я же просто изложу главную суть - в этой Молитве Дакша попросил Шри Джаганнатху об особой Милости для тех падших существ Кали-Юги, которые не могут следовать таким сложным видам поклонения как Аштанга-Йога, продвинутые Вишну-Арчаны, Атма-Гьяна и т.д.
Шри Джаганнатха ответил на Молитву Дакши и заверил Дакшу, что в Кали-Югу поклонение Шри Джаганнатхе будет даровать особую Милость даже самым слабым живым существам.
В этой истории также особенно подчёркивается важность фестивалей (процессий), посвященных Шри Джаганнатхе, так как подобные фестивали как раз предназначены для тех, кто не может следовать сложным садханам.
इमामक्षययात्रांयेभत्तयापश्यन्तिहर्षिताः तस्मिन्कालेयदिच्छन्तिमनसातदवाप्नुयुः [४६-३६]
यथा मन्तापहरणं चन्दनेनाऽनुलेपनम् तथोत्सवोऽयं मे दक्ष सन्तापत्रयनाशनः [४६-३७]
imāmakṣayayātrāṃyebhattayāpaśyantiharṣitāḥ
tasminkāleyadicchantimanasātadavāpnuyuḥ [46-36]
yathā mantāpaharaṇaṃ candanenā'nulepanam
tathotsavo'yaṃ me dakṣa santāpatrayanāśanaḥ [46-37]
"Шри Сканда-Пурана", Вайшнава-Кханда, Пурушоттама, 46.36-37 (слова Шри Джаганнатхи): "Подобно тому как умащение сандаловой мазью избавляет тело от неприятного жара, Мои фестивали избавляют живых существ от 3 видов страданий".
Далее Шри Джаганнатха особенно подчёркивает важность 12 фестивалей, которые начинаются с фестиваля Гундича и произносит следующие слова:
त्वयाऽभिकाक्षितं सर्वं दास्याम्येव प्रजापते द्वादशैता महायात्रा गुण्डिचाद्यास्तु पावनाः [४६-३९]
एकैका मुक्तिदाः सर्वा धर्मकामार्थवर्द्धनाः [४६-४०]
तासामेकतमाम्वाऽपि यो भक्त्या चाऽवलोकयेत् एकयाऽपि भवाब्धि सतिर्त्व विष्णुपदम्ब्रजेत् [४६-४१]
tvayā'bhikākṣitaṃ sarvaṃ dāsyāmyeva prajāpate
dvādaśaitā mahāyātrā guṇḍicādyāstu pāvanāḥ [46-39]
ekaikā muktidāḥ sarvā dharmakāmārthavarddhanāḥ [46-40]
tāsāmekatamāmvā'pi yo bhaktyā cā'valokayet
ekayā'pi bhavābdhi satirtva viṣṇupadamvrajet [46-41]
"Шри Сканда-Пурана", Вайшнава-Кханда, Пурушоттама, 46.39-41 (слова Шри Джаганнатхи): "Дакша, я обязательно выполню твою просьбу. Мои 12 фестивалей (Маха-Ятр), начиная с фестиваля Гундича, будут очень священными и дарующими все духовные блага (mahāyātrā guṇḍicādyāstu pāvanāḥ).
Каждый из этих 12 фестивалей дарует Мукти, а также увеличивает дхарму/каму/артху поклоняющихся. Даже если кто-либо просто видит хотя бы один из этих 12 фестивалей, то такой человек достигает Стоп Бхагавана Шри Вишну (viṣṇu padam vrajet, т.е. получает Мукти на Шри Вайкунтхе/Шри Вишну-Локе)". [прим. переводчика - стих 46.40 состоит именно из одной строфы - подобные стихи время от времени встречаются как в "Шри Падма-Пуране", так и в "Шри Сканда-Пуране"]
В конце данной Главы уже не Шри Джаганнатха, а Джаймини-Риши, который рассказывал историю о Праджапати-Дакше, подчёркивает то, что 12 фестивалей предназначены для людей со слабым интеллектом (алпа-буддхи): विश्वासायाऽल्पबुद्धीनां यात्रावै परिकीर्तिताः - viśvāsāyā'lpabuddhīnāṃ yātrāvai parikīrtitāḥ (стих 46.45).
И далее Джаймини-Риши произносит 2 особых, мотивационных стиха специально для вышеобозначенных "алпа-людей":
किं व्रतैः किं तपोदानैः किं कृच्छौ क्रतुभिस्तथा [४६-४७]
किमष्टाङ्गेन योगेन किं साङ्ख्येन परेण च [४६-४८]
तीर्थराजजले स्नात्वा क्षेत्रे श्रीपुरुषोत्तमे न्यग्रोधमूलवसतौ वसन्तं चर्मचक्षुण
दृष्टा दारुमयं ब्रह्म देहबन्धात्प्रमुच्यते [४६-४९]
kiṃ vrataiḥ kiṃ tapodānaiḥ kiṃ kṛcchau kratubhistathā [46-47]
kimaṣṭāṅgena yogena kiṃ sāṅkhyena pareṇa ca [46-48]
tīrtharājajale snātvā kṣetre śrīpuruṣottame
nyagrodhamūlavasatau vasantaṃ carmacakṣuṇa
dṛṣṭā dārumayaṃ brahma dehabandhātpramucyate [46-49]
"Шри Сканда-Пурана", Вайшнава-Кханда, Пурушоттама, 46.47-49: "Зачем следовать сложным обетам, аскезам, праяшчиттам (искуплениям), благотворительности, жертвоприношениям, а также Санкхья-Йоге и Аштанга-Йоге, если достаточно просто принять омовение в водах океана в Шри Пурушоттама-Кшетре (Шри Джаганнатха-Кшетре) и получить даршан (т.е. увидеть) Брахмана, который принял форму деревянного Божества? Подобные простые действия с лёгкостью избавляют любое живое существо от деха-бандхи (т.е. порабощения в цепи перерождений)!".
[прим. переводчика: dārumayaṃ brahma - буквально "Брахман из дерева", стих 46.49 - напомню, что уникальность Мурти Шри Джаганнатхи заключается в том, что Мурти является деревянным, тогда как обычно все Мурти Господа Шри Вишну состоят либо из золота/камня, либо из сплавов различных металлов!].
Далее тема Акшая-Тритии получает очень мощное развитие в Вайшакхья-Махатмье Вайшнава-Кханды "Шри Сканда-Пураны", но там изложены очень подробные истории (например, история царя, который в прошлых 10 рождениях был очень греховным охотником), поэтому я пока пропускаю их перевод/пересказ, так как они требуют нескольких отдельных постов!
Далее же я кратко выскажусь на тему камья-кармы, так как общее настроение Акшая-Тритии часто попадает в сферу влияния именно камья-кармы, т.е. эгоистичной аханкара-кармы, которая направлена на выпрашивание плодов для себя/своей семьи/близких и т.п., что очень и очень противоречит чистому Вайшнавизму.
06. Камья-карма, чистый Вайшнавизм и Прапатти/Шаранагати.
Каждый год, перед Акшая-Тритией и в день Акшая-Тритии, можно наблюдать своеобразное помешательство: все - от простых индусов до смарта-брахманов - словно угорелые готовятся к этому дню, планируют различные ритуалы, проводят всякие цветасто-вычурные ягьи и т.д.
Обычных индусов-карми и смартов в этом смысле легко понять - они, как обычно, выпрашивают у деватов различные блага, но с идеалами Вайшнавизма Акшая-Трития кардинально расходится, так как в 99% случаев попадает в область камья-кармы.
В далёком 1997 году на форуме ramanuja.org поднималась данная тема, мне очень понравилось как высказался Васудха Нараянан и особенно то, что он подчеркнул идею "пхала-самарпанам", очень рекомендую его небольшой пост - https://ramanuja.org/sri/BhaktiListArchives/Article?p=mar97%2F0046.html [копию поста также можно найти на archive-org].
В любом случае, для меня лично вообще нет проблемы с Акшая-Трития-Вратой - я в этот день просто следую стандартным ритуалам, как и в любой обычный день. На данный момент я в основном поклоняюсь Шримати МахаЛакшми-Деви и Шри Сударшане-Чакре (в Шри Вайшнавизме Шри Сударшана-Чакра считается Аватарой Шримати МахаЛакшми-Деви), поэтому в день Акшая-Тритии я не провожу никаких угорелых и вычурных ритуалов, а просто следую своей обычной ежедневной вайшнава-дхарме.
Бессмысленность Акшая-Тритии для Шри Вайшнавов и трезвый взгляд на истории из Пуран.
В целом, Акшая-Трития бессмысленна для Шри Вайшнавов. Например, история проститутки Рупавати, которую мы рассмотрели выше, для нас полностью лишена смысла, так как Рупавати соблюдала Акшая-Тритию для лучшей кармы в следующем рождении, а весь Шри Вайшнавизм ориентирован на Мукти строго за 1 жизнь, т.е. для нас история о последующих перерождениях в более лучшем теле вообще лишена любого практического смысла (смотрите объяснения Шри Веданты Десики о Мукти на Шри Вайкунтхе за 1 жизнь из "Шри Рахасья-Ратнавали" в отдельной статье).
Аналогично - история Шри Джаганнатхи и Дакши. В Шри Рамануджа-Сампрадае поклоняются Шри Венкатешваре (БалаДжи), Шри Ранганатхе и другим Божествам нашей Сампрадаи, т.е. уже на уровне Шри Джаганнатхи эта история полностью теряет для нас всякий смысл, не говоря о том печальном факте, что вся история ориентирована на людей с "алпа-буддхи" и прочих падших людей Кали-Юги (к коим, к счастью, не относятся Шри Вайшнавы)!
Более того, Акшая-Трития при любом раскладе относится к упаям/камья-карме, так как фактически собирает аж все 6 ловушек на пути Прапатти, т.е. полностью искажает фундаментальную концепцию Прапатти (смотрите объяснения Шивы о 6 ловушках, которые сбивают с пути чистого Прапатти/Шаранагати в отдельном посте).
В общем, подчеркну главную идею: Акшая-Трития с попытками "подправить свою карму" и выпрашиванием различных благ у Бхагавана Шри Нараяны и Шримати Лакшми-Деви - это отклонение от чистой Прапатти-Дхармы/чистого Вайшнавизма.
Для действительно серьёзных вайшнавов в этот день достаточно просто следовать своей обычной дхарме/ритуалам, без выпрашивания различных благ у Господа Шри Вишну и Шри Лакшми.
Либо, как вариант, можно следовать Акшая-Тритие с полной и строжайшей пхала-тьягой (отречением ото всех плодов) и пхала-самарпаной (посвящением всех плодов Акшая-Тритии Бхагавану Шри Нараяне и Шри Лакшми), как пишет в статье выше Васудха Нараянан.
Приложение: ссылки на pdf-сканы для самостоятельного изучения.
I. "Шри Сканда-Пурана". Данная Пурана является кладезем информации об Акшая-Тритие, но в случае изучения приготовьтесь к очень большим объёмам текста и очень длинным историям. Здесь лучше сразу изучать всю Вайшнава-Кханду.
Сканы изданий Motilal Banasirdass на английском можно найти в моей электронной библиотеке (ссылка на pdf-сканы), а оригиналы на Санскрите можно забрать с сайта Vedic Reserve (ссылка на pdf).
Очень хорошая новость здесь заключается в том, что издания Motilal и Vedic Reserve идеально сходятся в нумерации Глав/стихов, т.е. у вас не будет проблем с поиском стихов на Санскрите.
II. "Шри Нарада-Пурана". Здесь в любом случае будет полезно изучить Главу под названием "Enumeration of Vratas to be observed on Trtiyas" из Тома 4 английского издания Motilal Banasirdass (стр. 1431 - ссылка на pdf-сканы в моей электронной библиотеке), так как в этой Главе рассказывается не только об Акшая-Тритие, а также о таких очень популярных в Индии Вратах как Гаури-Врата и Рамбха-Врата, по которым очень часто задают вопросы, поэтому любой эрудированный вайшнав/шакт/шайв и просто человек, серьёзно относящийся к Индуизму, должен хорошо знать подобные Главы.
Ложка дёгтя здесь заключается в том, что издания "Шри Нарада-Пураны" традиционно расходятся в обозначениях/нумерациях Глав и стихов, поэтому сверка с изданиями на Санскрите будет затратной по времени.
III. "Шри Падма-Пурана". Отличные английские сканы Motilal Banasirdass как всегда можно скачать из моей электронной библиотеки (ссылки на pdf). Эти сканы идеально сходятся в нумерации со сканами на Санскрите от Vedic Reserve, которые можно скачать на их оф. сайте (ссылка на pdf).