Я в этом сезоне перечитываю "Шри Вишну-Пурану", "Шри Деви-Бхагавата-Пурану", "Шри Падма-Пурану" и "Шри Калика-Пурану", поэтому время от времени у меня в блоге будут появляться заметки, посвященные Пуранам.
Начну с "Шри Падма-Пураны", но сразу оговорюсь, что "Шри Падма-Пурана" - это одна из самых противоречивых Пуран, так как
в ней содержится очень много карма-канды, поклонения полубогам, дхармы и даже типичных моха/мохака-историй ("моха/мохака" означает "предназначенные для того, чтобы вводить асуров в заблуждение"), в общем, всего того, что на самом деле вредит чистому Нараяна-Прапатти (Шаранагати) и чистому Вишну-Бхакти!
По этой причине "Шри Падма-Пурану" нужно изучать очень и очень осторожно, смело проходя мимо тех глав, которые вопиюще противоречат Вайшнава-Сиддханте.
Так или иначе, "Шри Падма-Пурана" прекрасно раскладывается на классические Вайшнава-Праманы, поэтому при чтении важно заострять внимание не столько на главах в целом, сколько на отдельных шлоках. Если вы читаете таким методом, а он является типичным брахманическим, то будете время от времени открывать различные сокровища Вайшнава-Сиддханты.
Я читаю английский перевод от Motilal Banasirdass (ссылка на сканы всех 10 Томов в моей E-Library), с Санскритом не сверяюсь, да и нет смысла, потому что Motilal Banasirdass традиционно печатает очень авторитетные переводы. Например, их издания "Шри Вараха-Пураны" и "Шри Гаруда-Пураны" один в один сходятся с манускриптами на Санскрите и авторитетными версиями от GRETIL (ссылка на сайт GRETIL).
В любом случае, если мне вдруг понадобятся Праманы на Санскрите, я без всяких проблем найду их в соответствующих изданиях "Шри Падма-Пураны" на Санскрите.
"Шри Падма-Пурана" начинается со Сришти-Кханды (Кханда Сотворения). Далее цифра "1" в начале нумерации стихов будет означать именно "Сришти-Кханду" (например нумерация "1.1.43" расшифровывается как "Сришти-Кханда, стих № 1.43"). Начнём обзор наиболее интересных Праманов!
Стихи 1.1.43-46 говорят о том, что "Шри Падма-Пурана" была создана не людьми, а Лично Бхагаваном Шри Нараяной. Это так называемая Аупурушея-Таттва.
"Шри Падма-Пурана", 1.1.43-46: "Знай, что Шри Кришна-Двайпаяна-Вьяса является Самим Бхагаваном Шри Нараяной! Кто кроме Бхагавана Шри Вишну мог быть Создателем "Шри МахаБхараты"? Бхагаван Шри Нараяна является Изначальным Гуру и Создателем всех Вед и Пуран. Именно Всезнающий Бхагаван Шри Вишну (Бхагаван Шри Нараяна) поведал нам "Шри Падма-Пурану".
Стих 1.2.51 является афоризмом. В целом, красивые афоризмы очень типичны для "Шри Падма-Пураны", данный афоризм касается грамотности и звучит следующим образом:
"Шри Падма-Пурана", 1.2.51: "Веды, Итихасы и Пураны боятся поверхностного и очень слабого изучения (буквально "изучения понемножку"). В каждом малограмотном человеке Веды видят лгуна, который обманывает себя и других своей малограмотностью. Оттого Веды вдвойне боятся малограмотных!".
Стихи 1.3.38-40 очень важны для Шри Рамануджа-Сампрадаи, потому что в данных стихах Шримати Бхуми-Деви рассказывает о том, что Она неотлична от Шри Мадхави-Лакшми, а также о Прапатти, Шри Васудеве из "Шри ПанчаРатры" и Шарира-Шарири-Сиддханте.
वासुदेवः सर्वमिति - vAsudevaH sarvamiti - "Всё есть Васудева" - так говорится в "Шри Бхагавад-Гите", 7.19 и, если объяснять очень упрощённо, то "Шарира-Шарири-Сиддханта" как раз означает, что всё существующее (и даже наши мысли!) соткано из Тела Бхагавана Шри Нараяны/Бхагавана Шри Васудевы! Шри РамануджАчарья очень подробно объясняет данную тему в Своих комментариях к "Шри Бхагавад-Гите" (#ссылка на скан).
Итак, всего 3 стиха, но в них умещена ключевая Вайшнава-Сиддханта Шри Рамануджа-Сампрадаи! Грамотные Вайшнава-пандиты здесь обязательно обратят внимание на то, что соответствующие стихи также есть в "Шри Вишну-Пуране".
"Шри Падма-Пурана", 1.3.38-40 (слова Шримати Бхуми-Деви): "Разве возможно обрести Мукти, не поклоняясь Бхагавану Шри Васудеве? Все мысли и различные воспринимаемые живыми существами ментальные состояния, а также все внешние формы, - это на самом деле различные проявления Изначального Бхагавана Шри Васудевы.
Я (Шримати Бхуми-Деви) состою из Бхагавана Шри Васудевы, Бхагаван Шри Васудева - Моё Единственное Прибежище, потому что Я была создана Бхагаваном Шри Васудевой. Я также известна как Шри Мадхави-Лакшми (Лакшми, Которая принадлежит или буквально "соткана из" Господа Шри Мадхавы, т.е. Шри Вишну, т.е. Шри Васудевы)!".
Стихи 1.3.154-164 сопоставляют варны и различные Локи, но при этом отмечают, что подобные сопоставления не касаются тех, кто предан Бхагавану Шри Нараяне. Как было отмечено выше, "Шри Падма-Пурана" содержит очень много карма-канды, которую можно смело пропускать, так как карма-канда противоречит чистому Вайшнавизму.
Одновременно данные стихи говорят о невозвращении с Шри Вайкунтхи после получения Мокши. Опять-таки грамотные Вайшнава-пандиты здесь обязательно заметят, что данные Стихи блестяще повторяют Сиддханту из самых последних Сутр "Шри Веданта-Сутры" (тех самых, которые говорят о том, что джива, получившая Мукти на Шри Вайкунтхе, уже никогда не возращается в материальный мир).
"Шри Падма-Пурана", 1.3.154-164: "После смерти брахманы отправляются на Праджапати-Локу (или Брахма-Локу); те кшатрии, которые никогда не убегали с поля боя, отправляются на Индра-Локу; вайшьи - на Вайю-Локу, а шудры - на Гандхарва-Локу. Брахмачари отправляются на различные Риши-Локи, грихастхи попадают на Праджапати-Локу, ванапрастхи - на Саптариша-Локи, а санньяси - на Брахма-Локу.
Таким образом, живые существа, следующие варнашраме, постоянно мигрируют по различным локам материального мира.
Подобные правила не касаются Вайшнавов, следующих варнашраме, так как Вайшнавы, твёрдо преданные Бхагавану Шри Нараяне, освобождены от оков сансары уже в текущей жизни. После смерти подобные Вайшнавы отправляются на Шри Вайкунтха-Локу и уже никогда не возвращаются в материальный мир (сансару).
Те же, кто не следуют правилам варнашрамы, высмеивают религиозные обязанности, порицают Веды, а также мешают проведению жертвоприношений, после смерти отправляются в различные адские миры (Тамисра, АндхаТамисра и т.п.)".
Стихи 1.4.58-59 рассказывают о появлении Шримати МахаЛакшми-Деви.
Данные стихи очень похожи на знаменитый стих 8.8.8 из "Шримад-Бхагаватам". "Шри Падма-Пурана" часто повторяет Сиддханту из "Шри Вишну-Пураны", поэтому точно такие же стихи есть и в "Шри Вишну-Пуране".
Стихи из "Шри Вишну-Пураны" и "Шри Падма-Пураны" также примечательны тем, что в них упоминается Ведическая "Шри Сукта" ("Шри Лакшми-Сукта" из "Риг-Веды).
"Шри Падма-Пурана", 1.4.58-59: "После вспышки очень необыкновенного сияния появилась Шримати Лакшми-Деви. Шримати Лакшми-Деви восседала на лотосе, в Её Руках находились цветы лотоса. Все великие Риши тут же вознесли хвалу в честь Шримати Лакшми-Деви с помощью "Шри Сукты" из "Риг-Веды".
Далее "Шри Падма-Пурана" упоминает 4 знаменитых слона Шримати Лакшми-Деви.
"Шри Падма-Пурана", 1.4.62: "Четыре слона, держащие золотые кувшины с кристально чистой водой, служат Шримати Лакшми-Деви - Изначальной Повелительнице всех миров!".
Данный стих очень гармонично вписывается в Сиддханту, посвященную Шримати Бхуми-Деви и Шри Мадхави-Лакшми (смотрите выше), потому что если мы обратимся к "Шри Вишну-Дхармоттара-Пуране", то увидим, что Шримати Бхуми-Деви также служат 4 вышеупомянутых слона!
"Шри Вишну-Дхармоттара-Пурана", 3.61:
दिग्नागानां चतुर्णां सा कार्या पृष्ठगता तथा सर्वौषधियुता देवी शुक्लवर्णा ततः स्मृता
dignAgAnAM chaturNAM sA kAryA pRRiShThagatA tathA sarvauShadhiyutA devI shuklavarNA tataH smRRitA
"Шримати Бхуми-Деви всегда восседает на 4 слонах словно Императрица. Шримати Бхуми-Деви повелевает всей растительной жизнью, цвет Её Кожи - белый (шукла-варна)".
Продолжим тему Шактизма. Стих 1.5.94 очень порадует всех Шактов, так как он посвящен Шримати Гаури-Деви (Шримати Дурге-Деви) как "Знающей все Веды".
Напомню, что очень важно ни в коем случае не путать Шримати Дургу-Деви с полубогом, смотрите расширенную статью, посвященную Шримати Дурге-Деви здесь - "Почему Шримати Рукмини-Деви поклонялась Шри Дурге?"
"Шри Падма-Пурана", 1.5.94: "Шримати Гаури-Деви, безупречно знающая все Веды, приняла рождение в Гималаях как дочь Шримати Мены-Деви".
Стихи 1.7.114-115 очень важны для Шри Мадхва-Сампрадаи по той причине, что в них говорится о знаменитой идее освобождения (Мукти) вместе с Брахмой - это отличительная идея именно Шри Мадхва-Сампрадаи, в других Вайшнава-Сампрадаях идее подобного освобождения не следуют.
"Шри Падма-Пурана", 17.114-115: "В конце кальпы живые существа получают Мукти вместе с Брахмой. На протяжении тысячи Юг они снова и снова погибают, но в конце Кальпы, ведомые Брахмой, они получают Саюджья-Мукти в Теле Бхагавана Шри Вишну".
На всякий случай напомню, что все дживы - очень и очень разные, именно по этой причине существуют 4 Вайшнава-Сампрадаи (Шри Рамануджа, Шри Мадхва, Шри Нимбарка, Шри Валлабха).
Ачарьи разных Вайшнава-Сампрадай дают именно ту Сиддханту, которая подходит конкретной дживе. Например, Ачарьи Шри Рамануджа-Сампрадаи говорят о Мукти строго за 1 человеческую жизнь без всяких мучений и с мгновенным сгоранием прарабдха-кармы, тогда как Ачарьи Шри Мадхва-Сампрадаи говорят об очень отдалённым Мукти с обязательным переживанием всей прарабдха-кармы.
Это не значит, что Ачарьи Вайшнава-Сампрадай расходятся во мнениях или противоречат друг другу, а всего лишь значит то, что Вайшнава-Ачарьи сразу дают именно ту Сиддханту, которая подходит определенной дживе!
Окончание 1-ой части заметок, посвященных "Шри Падма-Пуране". Рубрикатор частей можно найти здесь - РУБРИКАТОР: "Шри Падма-Пурана" - Праманы и Заметки
Статья, переводы с английского,
by Vishnudut1926, Москва, сентябрь 2018