ВАЖНО: Это одно из самых техничных и красивых объяснений ОМ ВишнуПад Веданта Десики МахАчарьи с гениальной подборкой Праманов, но в этой Сутре ОМ ВишнуПад Веданта Десика МахАчарья делает огромный акцент именно на Сиддханту Вадакалая (Северная Ветвь Шри Рамануджа-Сампрадаи) о грехах и опровергает более хулиганскую Сиддханту Тенкалая (Южной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи).
По этой причине для понимания данной темы дополнительно смотрите следующий пост-объяснение - #Два взгляда МахаЛакшми и Нараяны на грехи#
Sutra 14. rAjakumAranukkum avadhAnam paNNi nadakka vENdumApOlE laghu-pratyavAyamum vArAmaikkAka apacArankaL dUrapari-haraNeeyangaL.
Сутра 14: "Прапанна подобен принцу, Бхагаван Шри Нараяна подобен Королю. По этой причине прапанна должен вести себя как изысканный принц из знатного рода и ни в коем случае не должен нарушать Законы Бхагавана Шри Нараяны (Короля), даже учитывая то, что Бхагаван Шри Нараяна никогда не наказывает прапанн очень строго".
Комментарий: Прапанна не просто дорог Бхагавану Шри Нараяне. На самом деле, любой прапанна является самым близким и дорогим родственником Бхагавана Шри Нараяны (смотрите "Шри Бхагавад-Гиту", 11.44 ниже), но это не означает, что
после принятия Прапатти можно высокомерно наплевать на все Законы Вед.
Бхагаван Шри Нараяна считает всех прапанн частью Своей Семьи и относится к ним как Король к сыновьям-принцам, но это не означает, что после обретения подобного статуса прапанна может впасть в высокомерие очень богатого и знатного принца, презирающего любые законы. ***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): В данной Сутре ОМ ВишнуПад Веданта Десика МахАчарья одновременно обсуждает 2 Упанишада-Сиддханты.
Сиддханта 1 - это Сиддханта из "Шри Трипад-Вибхути-МахаНараяна-Упанишады" и "Шри Каушитаки-Упанишады", которая говорит о том, что прапанну (и далее мукта-дживу) коронуют словно принца.
Сиддханта 2 - это Сиддханта из различных Упанишад/Вайшнава-Тантр/Пуран, которая говорит о том, что для гьяни/бхактов/прапанн якобы не существует никаких предписаний и законов и что уже на уровне дживан-мукти они могут уподобиться авадхутам, нарушающим все Ведические Нормы.
Сиддханта 2 не поддерживается Шри Рамануджа-Сампрадаей, как правило, ее поддерживают только маявади на основании неправильно понятых Праманов из Упанишад, поэтому ОМ ВишнуПад Веданта Десика МахАчарья заодно опровергает сиддханту об авадхутах.
Даже на обычном жизненном уровне мы можем заметить, что избалованные дети легко вызывают гнев родителей. Точно таким же образом принц-нарушитель обязательно навлечет на себя Гнев Короля (Бхагавана Шри Нараяны) и Бхагаван Шри Нараяна будет вынужден прибегнуть к отрезвляющему наказанию.
Да, наказание будет очень легким - мы уже обсуждали Сиддханту "легкого наказания" в #Сутре13#. Важно также то, что Бхагаван Шри Нараяна всегда выдумывает не просто некое абстрактное наказание по правилам из учебников, а глубоко продуманное наказание с моралью и смыслом, то есть наказание, которое:
а) Исправит прапанну
б) Обязательно продемонстрирует прапанне в чем он был не прав.
Вышесказанное не отменяет того факта, что прапанна также должен будет совершить Праяшчиты и искренне раскаяться в сознательно допущенных грехах и нарушениях.
Бывает так, что прапанна очень упрямится и не выполняет Праяшчиты/раскаяния. В этом случае Бхагаван Шри Нараяна посылает прапанне небольшое заболевание или какое-нибудь бедствие в качестве небольшого кармического воздаяния и стимула все-таки подумать над своим поведением.***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Переводя на язык обыденной жизни это означает, что если вы видите заболевшего прапанну или бхакта, то это означает, что он получил "желтую карточку" от Бхагавана Шри Нараяны.
Пураны говорят, что в Кали-Югу люди грешат тайно, но от метких глаз Бхагавана Шри Нараяны и продвинутых прапанн ничего не скрыть. Любой продвинутый прапанна по болезни сразу увидит, что перед ним скрытый грешник.
Здесь также нужно отметить, что Бхагаван Шри Нараяна в качестве мелких наказаний часто травмирует горло/легкие (простуды, ангины и т.п.) и ноги (неожиданные вывихи, хромота, в качестве более серьезных и редких наказаний - болезни, которые обездвиживают/парализуют). С точки зрения Джйотиш это связано с Шани (Сатурном - планетой наказания), который как раз отвечает за легкие/ноги и который часто появляется в образе страшного, хромающего старца с хрипяще-осуждающим голосом.
В связи со всем вышесказанным прапанна должен особенно внимательно следить за своим поведением на таком очень коротком временном отрезке, который называется "пост-Прапатти".***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): То есть на отрезке после принятия Прапатти и до получения Мукти. Например, если вы приняли Прапатти в 2017 году, а Мукти получите в 2030 году, то 13 остающихся лет в сансаре нужно будет прожить, следуя саттвика-Вайшнава-садачару, т.е. правильному Вайшнавскому поведению без грехов.
Ожидая обретения "Мокша-Сукхам" (Блаженства Мокши) прапанна должен строго контролировать 4 следующих побуждения:
1. Половых органов (секс)
2. Желудка (обжорство, адхармичная пища - мясо, чеснок, чай и т.п.)
3. Рук (убийства, воровство и т.п.)
4. Речи (ругательства, распри и т.п.)
Подобный контроль спасет прапанну от Ниграхи Бхагавана Шри Нараяны (निग्रह - nigraha = наказание).
Существует простое правило, которое отлично отражает суть всего вышесказанного: в вопросах пунья-кармы прапанна должен следовать правилу "правритти" (принятия), в вопросах любой греховной кармы прапанна должен следовать правилу "нивритти" (отторжения, отвращения).***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): ОМ ВишнуПад Веданта Десика МахАчарья в данном абзаце играет на смыслах слова "отторжение" (ниграха и нивритти).
Вышеупомянутое слово "ниграха" (निग्रह), кроме смысла "наказание", также означает "отвращение, отторжение". И нивритти тоже, т.е. 2 слова частично синонимичны. Переводя игру слов, получаем следующее: чтобы не вызвать отторжение (ниграху) со стороны Бхагавана Шри Нараяны, прапанна должен отторгнуть (нивритти) всю греховную карму.
Праманы.
"Подобно тому как Отец прощает выходки своего глупого сына или как Муж прощает жене все ее причуды, Кришна, прости и Ты мне все мои прегрешения". ["Шри Бхагавад-Гита", 11.44]
"Я никогда не буду завидовать другим, буду безразличен к богатствам других, я оставлю все виды общения с невайшнавами". ["Тирувантай" Шри Тирумалисай Альвара]
Рассмотрение небольшого Прамана-сомнения.
В "Шри Вараха-Пуране" есть следующий Стих: "О, Муж МахаЛакшми (Бхагаван Шри Нараяна). Принятие Прапатти означает, что отныне Ты - мой Защитник. Я же отныне буду жить словно принц, который полагается на защиту более Могущественного Родственника и который, ведомый своими васанами и адхикаром, придерживается пунья-кармы и папа-кармы не сам, а лишь надеясь на Твою Защиту".
Важно отметить, что этот Стих ни в коем случае не "благословляет" прапанну на совершение папа-кармы. Правильное понимание данного Стиха следующее: "я буду следовать своей Дхарме в пределах своего адхикара и буду избегать папа-кармы любой ценой".
В любом случае, главный смыслообразующий мотив жизни любого прапанны - это удовлетворение Бхагавана Шри Нараяны.
Избегание грехов (папа-кармы) больше удовлетворяет Бхагавана Шри Нараяну, нежели чем совершение грехов с надеждой на Защиту Бхагавана Шри Нараяны. Смысл данного Прамана из "Шри Вараха-Пураны" именно такой, а не vice versa. ***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): В предисловии к этой Сутре я упомянула о том, что Вадакалай и Тенкалай радикально расходятся в вопросах отношения к папа-карме (грехам). У этого расхождения очень глубинный характер, так как это не тривиальное расхождение на уровне Праманов, а расхождение на уровне тех главных камней, которые образуют фундамент каждой Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи (Северной и Южной).
Вадакалай (Веданта Десика, Север) говорит о том, что нужны собственные усилия и садхана, без них Бхагаван Шри Нараяна не сможет защитить.
Тенкалай (Пиллай ЛокАчарья, Юг) говорит о том, что собственные усилия вообще не нужны и что Бхагаван Шри Нараяна не только автоматически защитит прапанну от грехов, но также не будет обращать внимания на грехи прапанны, понимая, что прапанна в Post-Prapatti period все еще находится в тисках Авидьи и прошлых васан.
По этой причине у Тенкалая и Вадакалая существует свой собственный набор Праманов, толкующих вопрос греха и папа-кармы. В данном под-пункте ОМ ВишнуПад Веданта Десика МахАчарья как раз опровергает один из любимых Праманов Тенкалая.
Здесь нужно отметить, что несмотря на весь ригоризм Вадакалая, опровергнуть этот Праман на самом деле очень сложно, так как он самым глубинным образом связан с такими фундаментальными Ангами Прапатти как "MahAviswAsam" (предание Бхагавану Шри Нараяне как Единственному Защитнику) и "Goptrtva varaNam" (вера в то, что Бхагаван Шри Нараяна защитит при любых обстоятельствах).
По этой причине ОМ ВишнуПад Веданта Десика пытается мягко вразумить хулиганский Тенкалай их же любимым козырем и самой любимой идеей, а именно идеей "Ананья-Бхогьятвы" (т.е. идеей смысла жизни ради удовлетворения Бхагавана Шри Нараяны - #эта идея обсуждалась в данном посте#).
На подобные доводы Тенкалай обычно отвечает фразами про Ватсалью Бхагавана Шри Нараяны и корову, слизывающую грехи с прапанны как с теленка (смотрите упомянутый в начале этой Сутры пост-объяснение #Два взгляда МахаЛакшми и Нараяны на грехи#).
С другой стороны, ОМ ВишнуПад Веданта Десика МахАчарья в рассматриваемой Сутре 14 не требует ничего невозможного и просто просит следовать ортодоксальному саттвика-Вайшнава-садачару.
Финальная же точка в этом споре ставится уже не на уровне Праманов, а на уровне praxis и реальной, живой принадлежности/следования либо Вадакалаю, либо Тенкалаю, а также на уровне живых отношений между Шримати МахаЛакшми-Деви, Бхагаваном Шри Нараяной и дживой (не забывайте также идею о Шримати МахаЛакшми-Деви как о Заступнице за дживу перед Бхагаваном Шри Нараяной - идея о Заступничестве МахаЛакшми обсуждалась #в этом# и #вот этом# постах).
Дополнительные Праманы.
"Идеален лишь тот прапанна, который мудро отторгает 4 побуждения, ведущих к деградации: 1. побуждения половых органов 2. побуждения желудка 3. побуждения рук и 4. побуждения речи". [Шри Вишну-Пурана]
"Если я вижу что-то не принадлежащее к Линии всех наших предыдущих Вайшнава-Ачарьев, я с отвращением отбрасываю это. Но это не значит, что мы должны устраивать религиозные распри и скандалы!" ["Тируппавай" Шримати Андал-Деви]
На Прамане, принадлежащем перу
Шримати Андал-Деви
(Аватары Шримати МахаЛакшми-Деви)
мы заканчиваем рассмотрение Сутры 14
"Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям"
ОМ ВишнуПад Веданта Десики МахАчарьи
@@@Смотрите полный рубрикатор всех Сутр ЗДЕСЬ@@@
Вишнудутка1926, Москва, август 2017