воскресенье, 27 августа 2017 г.

"Puella Magi Madoka Magica" - аниме, по сравнению с которым Достоевский, Толстой и Нолан просто нервно сосут...

Synopsis in English: my huge Russian review of "Puella Magi Madoka Magica" - the most tragic, philosophic and masterpiece anime in anime-fandom history. 

Highly recommended, my rating is 1000000000000 out of 10 stars. 

Отсмотрела вчера примерно за 2 часа все 12 серий "Мадоки", девчонки (как всегда на скорости примерно 1.8 в GOM-Player). Это аниме, в 2011 году взорвавшее всё аниме-коммьюнити, по степени воздействия его ставят на одну полку с "Евангелионом".

Рассказать о "Мадоке" очень непросто, так как
аниме требует подготовки - нужно быть продвинутым отаку, чтобы понять все пласты смыслов.

Вкратце. 

Представьте себе, что Сэйлор-Мун вдруг впадает не просто в angst, а в немой, лавфкрафтианский, хтонический ужас, понимая, что не в силах справиться с тем злом и ложью, которые ей втыкают в спину все те, кто раньше казались лучшими, улыбающимися друзьями. 

И при этом все, кто сражаются за добро, вдруг начинают не просто погибать, а погибать с полным осознанием бессмысленности борьбы вообще за что-либо светлое и доброе. И что вместо эндинга в каждой серии начинает звучать #KVLT-металл# и сатанинский стоунер.
Это как раз "Мадока" - аниме, превратившее кавайный жанр махо-седзе в экзистенциальную драму с коннотациями, завязанными на философию энтропии и бессмысленности существования/альтруизма/самопожертвования (смотрите ниже).
Первые 3 серии "Мадоки" как раз маскируются под такой жанр как "кавай с повседневностью", после них наступает полный ужас по сравнению с которым саспенс и беспомощность Бэтмена в "Темном рыцаре" Нолана кажутся просто яслями. 

Немного о сюжете. 

Существует очень циничная раса так называемых "инкубаторов" (инкубатора в аниме играет "милый" кавайный зверек Кьюбей - слева), которые тупо используют человечество как источник энергии. 

"Инкубаторы" скрываются за образом милых, кавайных зверюшек, которые предпочитают пороть всякую слащавую чушь, не раскрывая своей циничной сущности.
Здесь важно отметить, что ужас в "Мадоке" нагнетается не самими ужасами, а именно циничным психологизмом, в котором буквально все носят маски лжи и обмана.
Сцены, в которых циничный Кьюбей без всяких эмоций (по задумке режиссера к его мордочке навсегда в качестве циничной маски прилеплена милая улыбка - смотрите картинку выше) рассказывает девчонкам-волшебницам (верившим в самое-самое светлейшее добро) горькую правду о том, что на самом деле всё их сражение за добро и светлые идеалы является пустышкой и барахтанием пешек в океане энтропии, являются одними из самых сильных сцен в аниме-истории.

Кьюбея, кстати, можно обвинять в цинизме и т.п., но на самом деле в "Мадоке" только он и является голосом здравого разума. Но это лишь прибавляет аниме того немого, кошмарного ужаса, которым оно прославилось.

Альтруизм/самопожертвование. 

Главным мотивом аниме являются размышления об альтруизме и самопожертвовании. С точки зрения 13-летних девчонок борьба за добро является единственным смыслом существования и Саяка (одна из волшебниц) по сценарию наряжена в рыцарские доспехи, которые увы, в данном случае символизируют не доблесть и отвагу, а инфантильность и очень глупые, наивные идеалы рыцарей.

Опять-таки здесь нельзя не отметить цинично-колкие, но здравые выступления Кьюбея, который в одной из серий как всегда холодно отмечает, что "все планеты/цивилизации постоянно уничтожаются и каждое новое поколение просто живет на костях других поколений".

Кьюбею вторит Кёко Сакура - единственная циничная волшебница, которая в ответ на гуманистические выпады наивных волшебниц в одной из серий произносит блестящие слова о том, что "некоторым надо было в школе лучше заучить тему про пищевые цепочки!".

Тонкий момент здесь заключается в том, что Кёко является дочерью священника, отлученного от церкви, которая с детства познала отнюдь не кавай и купание в сладостях, а жесткую жизнь с нищетой, болью и голодом (именно поэтому в аниме Кёко постоянно что-то ест). 

В общем, позиция Кёко радикально расходится с Церковью Любви и Добра, но в одной из серий она, увы, погибает, спасая одну из волшебниц и символизируя тем самым победу простых, человеческих эмоций над холодным цинизмом Кьюбея.

Бессмысленность альтруизма - это как раз тема, которая красной нитью идет через все аниме.

Масштабы трагедии или нетрагедии? 

Еще 1 мотив аниме - это противопоставление микрокосма и макрокосма. Эта тема не раз появляется в "Мадоке".
Смысл в следующем. Очевидно, что 13-летние девчонки, которые лелеют наивные желания из серии "помоги ближнему", не видят дальше собственных носов. То есть они не могут понять, что проблема зла, боли и страданий носит макрокосмический характер.
Здесь снова блестяще выступает Кьюбей, который в одной из серий отмечает, что "то, что является злом и катастрофой для 1 человека, отнюдь не является злом для всей Вселенной!".

Happy/unhappy end?


Вот такие темы. Скажу сразу, что у "Мадоки" довольно-таки причудливый финал - некоторые видят в нем хэппи-энд, некоторые считают, что финал лишь окончательно втаптывает в грязь такие идеалы как альтруизм, самопожертвование, взаимовыручка и т.п. (я как раз увидела в концовке именно радикальный анти-хэппи-энд).

Вердикт: Я очень рекомендую Puella Magi Madoka Magica, но это аниме после которого нужно приходить в себя - след в голове оно оставляет огромнейший. 100000000000000000 из 10 - мой балл, но еще раз напомню, что это аниме для подготовленных культурологически отаку, а не для новичков в аниме. 


Немного отзывов c world-art - http://www.world-art.ru/animation/comment_all.php?id=8039&action=2