Шри РамануджАчарья в Своих Тиках как всегда более чем блистательно объясняет суть "Шри Бхагавад-Гиты" всего в нескольких предложениях, в частности, разъясняет порабощающую суть раджаса и тамаса.
Раджас я лично считаю самой опасной гуной - именно раджо-гуна превращает человека в поверхностного и очень деятельного дурачка с кучей желаний.
Базис у раджаса всегда один - это сексуальное влечение (о чём Шри РамануджАчарья сразу пишет в Своей Тике, смотрите ниже).
Далее раджас трансформируется в "привязанность к действию" (выражение Шри РамануджАчарьи) и обязательно сангу (жажду общения), поэтому раджас всегда легко опознать по всяким карнавалам, концертам, фестивалям, секс-шопам, институтам семьи/брака и прочему бреду, который в Кали-Югу можно наблюдать на каждом шагу: деятельных дурачков под влиянием раджаса тянет на общение с себе подобными, что опять-таки всего лишь является преломлением похоти!
На религиозном плане раджо-гуна способна серьёзно покорёжить даже самые возвышенные духовные чаяния, так как в 100% случаев приведёт человека либо к Ведической, либо к Тантрической камья-карме (карме, совершаемой лишь для исполнения своих поверхностных желаний).
Как правило, это будут желания, связанные с общением с другими живыми существами во всех формах - от традиционной семьи до каких-нибудь диких видов группового секса, так как "САНГА", т.е. общение - это один из базисов раджо-гуны).
При этом человек будет совершать ритуалы и постоянно ныть, что ему постоянно всего не хватает, так как раджо-гуна непосредственно связана с желаниями, которые невозможно ничем погасить. Окончание моего вступления, далее - блистательная Тика Шри РамануджАчарьи:
रजो रागात्मकं विद्धि तृष्णासङ्ग-समुद्भवम् |
तन् निबध्नाति कौन्तेय कर्म-सङ्गेन देहिनम् ||७||
rajo rAgAtmakaM viddhi tRRiShNA sa~Nga-samudbhavam |
tan nibadhnAti kaunteya karma-sa~Ngena dehinam
"Шри Бхагавад-Гита", 14.7, перевод: "Знай же, Арджуна, что раджас питают 3 составляющие: рага (привязанность, сексуальное влечение), тришна (влечение к чувственным наслаждениям) и санга (жажда общения). Раджас связывает дживу кармой (пунья-кармой и папа-кармой) и соответственно постоянными перерождениями в различных телах".
Тика ОМ ВишнуПад Шри РамануджАчарьи к стиху 14.7 "Шри Бхагавад-Гиты":
"Природа раджаса - это рага (привязанность), если говорить по существу, то именно раджас вызывает сексуальные привязанности во всех проявлениях. Рага - это взаимное притяжение мужчины и женщины.
Фраза "tRRiShNA sa~Nga-samudbhavam" означает "возникающая из жадной чувственности (тришна) и привязанности к общению во всех видах (санга)".
"Тришна" - это стремление к различным объектам, услаждающим чувствам (например, звукам, музыке и т.п.)
"Санга" (привязанность) - это чрезмерное влечение к своей семье, друзьям и общению во всех видах.
Раджо-гуна всегда создает стремление к действию (крия) и тем самым порабощает дживу.
Коварный механизм порабощения здесь следующий: под влиянием раджо-гуны джива стремится всё к новым и новым чувственным удовольствиям/видам общения (тришна, санга), что в свою очередь вызывает перерождения в тех телах, которые наиболее соответствуют подобным желаниям.***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): ОМ ВишнуПад Шри РамануджАчарья очень технично и ёмко пишет на Санскрите, что अतः कर्मसङ्गद्वारेण रजो देहिनं निबध्नाति - ataH karmasa~NgadvAreNa rajo dehinaM nibadhnAti
Перерождения в различных телах также приносят с собой новую пунья-карму и папа-карму, что в свою очередь ведёт к ещё большему порабощению вышеуказанными видами кармы.
В итоге раджо-гуна связывает дживу кармой - в этом её коварство, но - перед тем как связать дживу кармой - раджо-гуна наносит удар сексуальностью (рагой), привязанностью/чувственностью (тришна) и жаждой общения (санга)".
Вступление/перевод с Санскрита/английского by
Vishnudut1926, Москва, март 2018
"Шри Бхагавад-Гиту" с Тиками Шри РамануджАчарьи можно скачать здесь -