Содержание данной статьи:
А. Даты биографии.
Б. Шри Ранга-Нараянарья [Sri Ranga-Narayanarya].
В. Нараянарья из линии Ядава Пракаши (маявади).
Г. Мимамса-Грантха - 500 адхикаран для острых умов.
Д. "Шри Нитимала": краткое изложение всех 10 Глав.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Упоминания Шри Нараянарьи в Грантхах Шри Веданта Десики - дополнительный список.
Неделю назад в мои электронные библиотеки был добавлен скан "Шри Нитималы" - Вишишта-Адвайта-Грантхи, которую написал Шри Нараянарья [#"NITIMALA" by Narayanarya - English synopsis and Sanskrit text, R. Ramanujachari and K. Srinivasacharya, 1940].
Вышеуказанное издание содержит отличное вступление, рассказывающее о Шри Нараянарье и "Шри Нитимале". Далее я приведу основные факты из данного вступления.
А. Даты биографии.
Как таковой биографии Шри Нараянарьи не существует, но данного Ачарью цитирует Шри Веданта Десика, а непосредственно в тексте "Шри Нитималы" содержатся цитаты из "Шри Бхашьи" и "Шри Ведартха-Санграхи" Шри Рамануджа-Ачарьи.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Шри Нараянарья жил в период после Шри Рамануджа-Ачарьи, но до Шри Веданта Десики, т.е. примерно в 1075-1250 A.D.
Б. Шри Ранга-Нараянарья [Sri Ranga-Narayanarya].
Также отметим то, что Шри Ранга-Нараянарья и Шри Нараянарья - это 2 совершенно разных Ачарьи, их важно не путать.
Шри Ранга-Нараянарья, также известный как Шри Вангипуратту Намби [Vangipurattu Nambi], является одним из учеников Шри Рамануджа-Ачарьи, а также автором известных "Карик" [Karikas] и гуру Нараянамуни [Narayanamuni].
Для того, чтобы избежать путаницы, Шри Веданта Десика - при ссылке на цитаты Шри Ранга-Нараянарьи - всегда упоминает полное имя Ачарьи, без сокращения до имени "Нараянарья": смотрите "Шри Панчаратра-Ракшу" Шри Веданта Десики в качестве примера.
В. Нараянарья из линии Ядава Пракаши (маявади).
В таких Грантхах как "Шри Ньяя-Паришуддхи" [1] и "Шри Татпарья-Чандрика" [2] (комментарий к "Шри Гита-Бхашье" Шри Рамануджа-Ачарьи), Шри Веданта Десика клеймит комментарий к "Шри Бхагавад-Гите", который составил не Шри Нараянарья в линии Вишишта-Адвайты, а маявадский Нараянарья в линии Ядава Пракаши (Адвайта).
Сноска [1]. "Uktañca Nārāyanāryah Bhagavad-Gīta-Bhāsye 'Prasiddham api vijnānam vāde Yo náma nuhnute Sa sadasyaih niyantavyah vyavasthā nā'nyathā yatah" Nyāyaparıśuddhi (Memorial edition), p. 101
Сноска [2]. "anayatadharma-parityāgah atra vvaksitah itu Nārāyanārya-vyakhyāyām api na anusthāna-virodhah” Gita-Bhasya with Tātparya-candrika (Anandā Press), p. 947
В комментарии к знаменитой шлоке "sarvadharman parityajya" Шри Веданта Десика приводит двоичную классификацию комментаторов "Шри Бхагавад-Гиты":
Класс 01 - выдающиеся комментаторы в традиции Вишишта-Адвайты Шри Рамануджа-Сампрадаи. К ним относятся Шри Ямуна-Ачарья и Шри Рамануджа-Ачарья.
Класс 02 - ведантины из других лагерей (зачастую очень враждебно относящихся к Вишишта-Адвайте и Вайшнавизму). К ним относятся: Пишача, Рантидева, Гупта, Шанкара, Ядава Пракаша, Нараянарья и Яджна Свами. [3]
Сноска [3]. "Piśāca-Rantideva-Gupta-Śamkara-Yādavaprakāśa-Bhāskara-Nārāyanārya-Yajñasvāmi-prabhrtıbbih svam svam matam āsthitah paraśśataih Bhāsyakārādibhih asmat-siddhānta-tīrthakaraśca Bhagavad-Yāmunācārya-Bhāśyakārādıbhih avigītaparıgrhītah ayam atra sārārthah." Gita-Bhasya with Tātparyacandrikā, p. 352
В "Шри Саччаритра-Ракше" [Saccaritraraksā] Шри Веданта Десика также пишет о том, что некий Нараянарья был последователем Ядава Пракаши, т.е. маявади.
Таким образом, также очень важно не путать нашего родного и истинного Шри Нараянарью, написавшего "Шри Нитималу" в традиции Вишишта-Адвайты, с поддельным Нараянарьей, который относился к маявади.
Г. Мимамса-Грантха - 500 адхикаран для острых умов.
Шри Нараянарья известен не только как автор "Шри Нитималы", но также как автор Грантхи, посвященной Пурва-Мимамсе.
Шри Веданта Десика ссылается на данную Грантху в своём труде под названием "Шри Мимамса-Падука", а уже Шри Кумара Варада Десика (сын Шри Веданта Десики) - в своей Грантхе "Шри Мимамса-Падука-Паритрана" - дополнительно рассказывает о том, что Шри Нараянарья свёл тысячи адхикаран из "Пурва-Мимамса-Сутры" Джаймини всего в 500 адхикаран для того, чтобы исключить все повторения и предоставить текст в наиболее компактной форме.
Прим. переводчика: Шри Кумара Варада Десика является сыном Шри Веданта Десики и одним из выдающихся Ачарьев Шри Рамануджа-Сампрадаи. Смотрите подробную биографию и список трудов Шри Кумара Варада Десики на Anudinam - https://anudinam.org/2013/08/29/today-thirunakshatram-of-sri-kumara-varadacharya/ [окончание прим. переводчика]
Изначально текст Джаймини содержит очень много повторов - подобные повторы нужны для того, чтобы ученики даже с самым слабым интеллектом могли усвоить материал, натыкаясь на клоны одних и тех же идей.
Шри Нараянарья убрал из текста все повторы, так как видел в качестве целевой аудитории своей книги по Пурва-Мимамсе лишь очень образованных учеников с острыми умами, которые готовы сразу воспринять суть текста. [4]
Сноска [4]. Mimānsa-Paduka-Paritrana, p. 16: "Ata eva prajnā Nārāyanaryah - parimita-gabhīrāni paraspara-virodhadı-rahitani sutrāni praniya adhikarananam pañcasatim eva Mimāmsa-Sastram acaksate Anyanı punah adhikaranánı paunaruktyadi-dosa-dūsitani akathayan Yat tu prājnair Nārāyanāryaih samgrhya kathanam na tat Jaimini-vacana-dūsanāyate Jaimınır hi mandamanda-sakala sisyajana-samvitti-saukaryārtham mandaprayojananı adhikaranani prthak anukatha yancakara Nārāyanāryās tu praudha-vidvajjana-parigrahābhisandhina pradhanartha-prakāśanena tulya-nayāyatayā sarvam api artha-játam parimitena grantha-sandarbhena prācīkaśen iti dvayor api aikarasya-siddhih ita na virodha-gandhah".
Д. "Шри Нитимала": краткое изложение всех 10 Глав.
"Шри Нитимала" оформлена как Грантха в прозе с вкраплениями стихов и отличается простым, прозрачным стилем изложения. На протяжении всего текста Шри Нараянарья рассматривает ключевые концепции Вишишта-Адвайты Шри Рамануджа-Сампрадаи.
Глава 01. В этой Главе Шри Наранаярья рассказывает о том, что перед изучением Брахма-Видьи всегда нужно предварительно изучать Карма-Мимамсу (т.е. все Веды и всю систему Ведических ритуалов).
Глава 02. Опровержение части Карма-Мимамсы, которая говорит о том, что сутью Вед являются лишь ритуалы. В реальности, сутью всех Вед является лишь поклонение Бхагавану Шри Вишну и принятие Прапатти (Шаранагати) у Стоп Господа Шри Вишну.
В данной Главе Шри Нараянарья также опровергает философию Ньяя, которая пытается доказать существование Бога лишь логикой.
Кроме того, в данной Главе Шри Нараянарья громит ложную доктрину Мимамсы (Карма-Канды), которая говорит о том, что Упанишады и Брахма-Видья якобы являются лишь приложениями к ритуалам.
Глава 03. Опровержение маявады (Адвайты).
Главы 04-05. Опровержение брахма-паринама-вады Бхаскары и опровержение маявадских идей Ядава Пракаши.
Главы 06-07. Природа Брахмана и природа дживы.
Глава 08. Важность видхи.
Глава 09. Важность Гьяны для обретения Мокши.
Глава 10. Мокша как финальная пурушартха.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Упоминания Шри Нараянарьи в Грантхах Шри Веданта Десики - дополнительный список.
В данной статье уже упоминались основные референсы на труды Шри Нараянарьи в Грантхах Шри Веданта Десики - ниже я привожу дополнительную подборку референсов, которые не были включены в основной текст статьи.
01. Mimamsa-Paduka, 11: "sutroktam nunam anyat prajnair Narayanaryaih".
02. Nyaya-Siddhanjana, Jada-Dravya-Pariccheda, p. 16: "yat tu nitimalayam Narayanaryair uktam jnanasya tu paraktvabhavamatram eva na tu pratyaktvam".
03. Nyaya-Siddhanjana, Jiva-Pariccheda, pp. 162-163: "Narayanaryais tu sambhuti-vinasa-shabdau phaladvara lakshanaya vidya-karma-visayav uktau viduso vidyasadhyasya apavargasya samyag-abhivrddhi-rupatvat ityadina".
04. Nyaya-Siddhanjana, Ishvara-Pariccheda, p. 212: "ayam evarthah Narayanaryaih apy uktah gunaih iyattarahityat vastuna aparicchinnatvanca avagamyate iti".
05. Nyaya-Siddhanjana, Adravya-Pariccheda, p. 375: "yat tu Narayanaryair uktam samsthanam eva jatih tat pratipindam bhinnatvepi dvitiyadipindeshu sausadrshyat prasandhiyamanam svashrayesu vastusu ekabuddhi shabda nibandhenam bhavati.
06. "Шри Сарва-Артха-Сиддхи" [Sarva-Artha-Siddhi].
В данной Грантхе, комментируя стих "deva pritya adikam va..." из "Таттва-Мукта-Калапам" [Tattva-Mukta-Kalapam], Шри Веданта Десика цитирует следующую строку из "Шри Нитималы" Шри Нараянарьи: "aptasya hita kamasya niyogam kecid ucire" [Tattva-Mukta-Kalapa with Sarvarthasiddhi, Benares edition, p. 680].
Данную цитату также можно найти в "Шри Ньяя-Паришуддхи" Шри Веданта Десики: "Narayanarya istu evam uktam - aptasya hita kamasya niyogam kecid ucire Bhashyakaropi Bhagavan evam eva'nvamanyata".