Synopsis in English: My new Russian article about Shreemati Lalita-Gopi and Shreemati Bahubhashini-Sakhi (based on Vartas of Shree Vallabha-Sampradaya also known as Pushti-Marg).
Я на этой неделе размещу потрясающее исследование "The Bhakti Sect of VallabhAcharya" by Richard Barz, 1976 - пока я не выложила скан в блог, но его можно найти на archive.org - https://archive.org/details/BhaktiSectOfVallabhacaryaRichardBarzMRMLMS
Это исследование уникально тем, что оно содержит переводы варт Шри Валлабха-Сампрадаи - их обычно очень трудно найти на Хинди-английском, так как их редко переводят с Гуджарати (родной язык Шри Валлабха-Сампрадаи).
Варты - это истории
ключевых Ачарьев и бхактов из Шри Валлабха-Сампрадаи. Для Шри Валлабха-Сампрадаи варты имеют такое же значение как "Шри Чайтанья-Чаритамрита" для Шри Гаудия-Сампрадаи.
Отличительная черта данных варт - это то, что они буквально испещрены историями падения с Голоки, НО...как правило, на одну жизнь в земном Вриндаване!
Я ниже перескажу одну из самых потрясающих и трогательных варт, в которой Шримати Лалита-Деви освобождает одну из своих Сакхи-служанок.
Готовьте носовые платки, девчонки, потому что эта история реально сносит всё, что только можно снести, но перед пересказом я объясню концепцию сварупы в Шри Валлабха-Сампрадае буквально на пальцах, так как без объяснения сварупа-сиддханты подобные истории будут непонятны.
Земные и Духовные Лилы.
Упрощенно жизнь как Ачарьев, так и бхактов Шри Валлабха-Сампрадаи можно разделить на лаукика (земную) и алаукика (духовную).
Например, в Духовном Мире (Шри Голока, Духовный Вриндаван) Шримати Лалита-Деви является...да, всё правильно - Шримати Лалитой-Деви (и Ришабхой - смотрите объяснение ниже), а определённый бхакт является Её служанкой (сакхи), но, воплощаясь на земном плане (земной Вриндаван), они принимают более "обыденные" воплощения.
Например, Шримати Лалита-Деви становится Шри Кришнадаса-Ачарьей (в мужском теле), а её служанка рождается где-нибудь во Вриндаване.
Здесь кто-то может воскликнуть: "Всё как в Гаудия-Сампрадае!". Да, похоже, но есть 2 отличительные черты:
1. В Шри Валлабха-Сампрадае духовные сварупы одновременно мужские и женские, подобная дихотомия завязана на дневные и ночные Лилы, которые проходят на Шри Голоке.
Днём большинство джив (и даже большинство ключевых Сакхи, например, Шримати Лалита-Деви) принимают мальчишеские сварупы (мальчики-пастушки и т.п.), тогда как ночью все превращаются в девушек для того, чтобы принимать участие в ночных Лилах Шри Кришны!
В Шри Чайтанья-Сампрадае такого разделения нет - там за сварупой четко зафиксирован лишь один пол (например, если Шри Рупа-Манджари является девушкой-манджари, то она является манджари и днём и ночью).
Для того, чтобы было понятно - наглядные примеры из жизни Ачарьев Шри Валлабха-Сампрадайи:
а) Шри Кумбханадаса-Ачарья. На Шри Голоке Он (Она) является одновременно Арджуной (Арджуна-Сакха) и Вишакхой-Сакхи (Вишакха-Гопи, Шримати Вишакха-Деви - одна из Главных 8 Гопик)
б) Шри Кришнадаса-Ачарья. В Шри Голока-Лилах Он (Она) является одновременно Ришабхой (Ришабха-Сакха) и Лалитой-Сакхи (Шримати Лалита-Деви).
2. Истории падения с Голоки - их в вартах немало, это тоже черта, присущая лишь Шри Валлабха-Сампрадае, в других Сампрадаях таких ярких и запоминающихся историй нет.
Как правило, они строятся по следующему паттерну - более старшая Сакхи становится недовольной поведением более младшей сакхи-служанки (высокомерие, эго, упрямство) и проклинает её. Дальше следует падение с Голоки и перерождение во Вриндаване.
В одной из подобных историй Шримати Радхарани-Деви проклинает Шримати Вринду-Деви и Шри Вринда перерождается буйволом во Вриндаване (эта история, кстати, чем-то напоминает историю из "Шри Брахма-Вайварта-Пураны", в которой Шримати Радхарани-Деви проклинает Шри Судаму - смотрите стр. 170 в вышеупомянутом ислледовании Барца).
Но мне больше всего запомнилась история Шримати Лалиты-Деви и Шримати Бахубхашини-Деви.
История Шри Кришнадаса-Ачарьи (земное воплощение Шримати Лалиты-Деви в Лилах Шри ВаллабхАчарьи) и Шримати Бахубхашини-Деви (одна из Сакхи Шримати Лалиты-Деви).
Агра всегда славилась своими базарами и Шри Кришнадаса-Ачарья часто посещал Агру для того, чтобы пополнить запасы для севы в Мандире Шри Говардхана-Натха-Джи.***
***Примечание by Vishnudut1926: Блестящий фотоотчет об этом Мандире можно найти здесь - https://jaipurthrumylens.com/2015/07/13/shri-goverdhan-nathji-temple-jaipur/ Если случится так, что ссылка умрет, то смотрите pdf-архив на gett, asus, dropbox
Как-то раз в Агре Шри Кришнадаса-Ачарья заметил проститутку, которая обучала свою дочку танцам прямо посреди шумного базара.
Этой дочке было всего 12 лет и её талант к пению и танцам явно был намного выше, чем у среднестатистического жителя Агры и окрестностей. Шри Кришнадаса-Ачарья был очень впечатлен вокальной и танцевальной одаренностью 12-летней девочки.
БХАВАПРАКАША (пояснение от Ачарьев Шри Валлабха-Сампрадаи): Эта история может посеять сомнение в умах некоторых бхактов и вызвать вопросы из серии: "Как могут Ачарьи и МахаБхагаваты уровня Шри Кришнадаса-Ачарьи быть очарованы пением самых падших женщин, например, пением девочки, родившейся в семье проститутки?"
Широко известно, что МахаБхагаваты уровня Шри Кришнадаса-Ачарьи всегда настолько погружены в Шри Кришна-Бхакти, что их не интересует даже красота изысканных апсар с высших лок и уж тем более не интересуют обычные женщины с Земли, которые подобны мартышкам.
Более того, Шри ВаллабхАчарья оставил нам следующие шлоки в "Шри Джалабхеде": "Певцы, которые находятся в обществе проституток и падших, а также зарабатывают пением на жизнь, осквернены даже больше чем свиньи, купающиеся в сточных канавах".
В этих шлоках Шри ВаллабхАчарья ясно указал на опасность общения как с проститутками, так и с представителями низших каст (например, кастой бхатов, которые являются платными певцами или кастой дОмов, которые занимаются как сжиганием трупов/избавлением от животных, так и пением за деньги).
Для того, чтобы рассеять все сомнения, выслушайте следующую историю:
"На самом деле, 12-летняя дочь проститутки была дживой, которая в Шри Голока-Лилах является близкой Сакхи Шримати Лалиты-Деви. Имя этой Сакхи - Шримати Бахубхашини-Деви.
Однажды Лалита готовила изысканные яства для Бхагавана Шри Кришны и у Неё закончился тростниковый сахар. Лалита попросила Бахубхашини сходить за новыми запасами сахара.
Бахубхашини пошла за сахаром, но на обратном пути стала болтать с одной из гопик и заливаться смехом. При этом часть слюны Бахубхашини попала в кувшинчик с сахаром.
Бахубхашини этого не заметила, но, всегда очень внимательная к Шри Кришна-Севе Лалита, прекрасно это увидела и сказала об этом Бахубхашини.
Бахубхашини в ответ очень сильно обиделась, стала грубить Лалите и сказала следующее: "Ты всё выдумала и лжёшь! Слюны не было, а даже если бы и была, то это никому не интересно, потому что все знают, что Кришна с радостью принимает остатки пищи всех тех, кто входит в его близкий круг, а я - одна из Его приближенных".
Лалиту очень опечалило то, что одна из её любимых служанок впала в высокомерие и откровенную грубость.
Лалита понимала, что Бахубхашини всего лишь девочка-подросток, попавшаяся в сети своего собственного высокомерия и подросткового упрямства, но вежливый разговор на Бахубхашини уже не действовал, поэтому Лалита сказала следующее:
"Во-первых, о Лилах Кришны, Его Характере и о том, что Он действительно принимает/не принимает знают лишь старшие Гопики, приближенные к Нему.
Во-вторых, в последнее время ты стала очень высокомерной и капризной. Я дам тебе одно рождение на Земле, в Агре - это рядом с земным Вриндаваном. Посмотришь на земную жизнь - это тебя исправит. После одной штрафной жизни в земном Вриндаване вернёшься ко Мне!".
Бахубхашини расплакалась и сказала следующее: "Ты - глупая, Лалита! Я - Твоя служанка и не могу существовать без Тебя даже одной секунды. Ты даёшь мне штрафную жизнь в земном Вриндаване, но вот моё ответное проклятие - ты тоже родишься в земном Вриндаване - в семье шудр - для того, чтобы спасти меня!".
Таким образом, Шримати Лалита-Деви и Шримати Бахубхашини-Деви взаимно прокляли друг друга и родились в земном Вриндаване: Лалита родилась в семье шудр и стала Шри Кришнадаса-Ачарьей в Шри Валлабха-Сампрадае, а Бахубхашини родилась в семье проститутки в Агре. (Окончание БхаваПракаши - пояснения от Ачарьев Шри Валлабха-Сампрадайи).
Продолжение истории Шри Кришнадаса-Ачарьи и дочери проститутки (далее Бахубхашини).
Шри Кришнадаса-Ачарья был настолько впечатлён голосом и танцем 12-летней Бахубхашини, что решил следующее: "Такой дар не должен пропадать в грязи и пыли базаров Агры, однозначно голос и танцы этой девочки должны быть задействованы в служении Шри Говардхана-Натха-Джи (Шри Кришне) во Вриндаване!"
Шри Кришнадаса-Ачарья разогнал базарную толпу, дал проститутке 10 рупий и сказал, что сегодня ночью он ждёт её вместе с дочерью (Бахубхашини) в своих апартаментах.
Ночью 12-летняя Бахубхашини вместе с матерью прибыли в его апартаменты. Шри Кришнадаса-Ачарья снова попросил их петь и танцевать.
После небольшого перфоманса, Шри Кришнадаса-Ачарья сказал, что хочет забрать 12-летнюю Бахубхашини к своему более богатому господину*** и сказал, что прямо сейчас готов заплатить 100 рупий.
***Примечание by Vishnudut1926: Шри Кришнадаса-Ачарья не стал говорить прямым текстом о том, что на самом деле он забирает Бахубхашини к Шри Кришне (смотрите развитие истории дальше).
Жадная до денег мать Бахубхашини тут же согласилась на подобную сделку и в ту же ночь они отправились из Агры во Вриндаван.
Сразу по прибытию во Вриндаван Шри Кришнадаса-Ачарья купил Бахубхашини новые одежды и парфюмы.
Далее Шри Кришнадаса-Ачарья стал думать какая из шлок Кришна-Бхакти-Поэзии будет наиболее красиво звучать из уст 12-летней Бахубхашини. Он некоторое время перебирал шлоки и в итоге остановился на шлоке, которую он когда-то сочинил сам.
Эту шлоку Бахубхашини должна была спеть во время бхога-даршаны (предложения пищи) в Храме Шри Говардхана-Натха-Джи.
Приблизилось время бхога-даршаны и Шри Кришнадаса-Ачарья вместе с Бахубхашини и всем её окружением вошли в Храм.
Бахубхашини начала петь шлоку, которую когда-то сочинил Шри Кришнадаса-Ачарья:
"Мой ум полностью очарован Красотой и Великолепием Господа Шри Кришна-ГириДхары..."
Все были зачарованы неземным пением Бахубхашини, она продолжила петь дальше и перешла к заключительным стихам песни Шри Кришнадаса-Ачарьи:
"Я предалась Шри Кришне и отдала Ему всё то, что у меня было - моё тело, всё моё земное существование..."На этих шлоках Бахубхашини внезапно рухнула на пол Храма замертво.
Так закончилась земная штрафная жизнь Бахубхашини. Чтобы урегулировать все споры с жадной матерью-проституткой Бахубхашини, Шри Кришнадаса-Ачарья просто выдал ей 1000 рупий и отправил её вместе со всем окружением обратно в Агру.
Так заканчивается история о том, как Бхагаван Шри Говардхана-Натха-Джи (Шри Кришна) принял дочь проститутки как подношение, невзирая на социальные условности.
Шри Кришнадаса-Ачарья вне всякого сомнения был одним из самых удивительных и прекрасных Ачарьев Шри Валлабха-Сампрадайи.
Текст/вольный перевод/пересказ
by Vishnudut1926, Москва, март 2018
История основана на вартах Шри Валлабха-Сампрадайи,
смотрите вторую часть исследования
"The Bhakti Sect of VallabhAcharya"
by Richard Barz, 1976 (страница 228 и далее) -