понедельник, 12 августа 2024 г.

Танцуй и кружись, проводя ритуал огня...


Чудесно, когда та или иная песня вписывается в инфо-повод для блога. У нас с Вишновским этим летом в плеере по ночам, во время катания по Москве, часто играет песня ”Ритуал огня” группы ”Имя твоей бывшей”, наш плеер эту песню про "твои заклинания на мертвом языке" очень полюбил и ставит практически в каждый микс, далее - ссылка на Bandcamp, там заодно есть полный текст песни - https://imjatvoejbyvshej.bandcamp.com/track/--38

В "Шри Бхагавата-Пуране" есть замечательный стих, в котором Господь Шри Кришна едко и осуждающе высказывается на тему того, что зацикленность лишь на ритуалах, без всестороннего развития, в итоге приводит лишь к раздражению глаз от огня/дыма ритуалов. В более трагичной и далеко идущей перспективе огненные ритуалы, не посвящённые Бхагавану Шри Вишну, приводят глупых карма-канди к дхума-маргу, т.е. посмертному пути, который ведёт ритуалистов не к освобождению, а к новым перерождениям [धूम - dhUma - дым; मार्ग - mArga - путь, маршрут; когда душа выбирает дхума-марг после смерти, то это считается очень неблагоприятным, так как дхума-марг ведёт к новым перерождениям в сансаре].  

Далее мы вернёмся к данному стиху "Шри Бхагавата-Пураны", а пока расскажу об общем контексте: Шри Рагхавендра-Тиртха, выдающийся Ачарья Шри Мадхва-Сампрадаи, упоминает едкий Бхагавата-стих в комментарии к шлоке №5.4 "Шри Бхагавад-Гиты".

Напомню фабулу Главы № 5 "Шри Бхагавад-Гиты": Арджуна задаёт Господу Шри Кришне вопросы о разнице между санньясой (отречением) и йогой (действием). Шри Рагхавендра-Тиртха, в комментарии к стиху №5.1, совершенно правильно указывает на то, что по сути речь идёт о разнице между санньяси и грихастхами

Далее, в стихе №5.2, Господь Шри Кришна говорит о том, что важным является гармоничное развитие, так как оба пути взаимосвязаны, а в стихе №5.3 Шри Кришна-Аватара произносит знаменитые слова о том, что истинная санньяса (отречение) оценивается не нахлобучиванием на себя одежд санньяси, а базируется лишь на правильном мировосприятии: ज्ञेयः स नित्यसंन्यासी यो न द्वेष्टि न काङ्क्षति - jñeyaḥ sa nityasaṃnyāsī yo na dveṣṭi na kāṅkṣati - «Истинный санньяси - это тот, кто превзошёл дуализм этого мира; такой истинный санньяси не питает ненависти к горестным событиям и не испытывает влечения к событиям радостным - ум такого санньяси всегда ровен». 

Таким образом, грихастха с ровным умом превосходит какого-нибудь эмоционально нестабильного санньяси и, наоборот, - какой-нибудь расшатанный грихастха меркнет перед хиленьким, но ментально устойчивым санньяси. 

После этих объяснений Господь Шри Кришна произносит стих №5.4, который как раз связан со стихом "Шри Бхагавата-Пураны": 

सांख्ययोगौ पृथग् बालाः प्रवदन्ति न पण्डिताः

एकम् अप्य् आस्थितः सम्यग् उभयोर् विन्दते फलम् [५.४]

sāṃkhyayogau pṛthag bālāḥ pravadanti na paṇḍitāḥ

ekam apy āsthitaḥ samyag ubhayor vindate phalam [5.4]

"Шри Бхагават-Гита", 5.4: «Лишь глупцы говорят о том, что путь знания и путь кармы (предложения всей кармы Бхагавану Шри Вишну, без ожидания плодов) - это 2 отдельных пути без всякой взаимосвязи. Мудрые пандиты осуждают подобные глупые заявления, ибо правильное следование этим путям всегда приводит к обретению духовных плодов». 

Процитирую полный английский комментарий с упоминанием "Шри Бхагавата-Пураны": 

«The Lord clarifies that the paths of knowledge and action are not exclusive but are in fact causally related (i.e. complement each other). Some scriptures such as the Bhagavata Maha Purana [BMP], in canto 11, chapter 21, state that those who focus only on ritualistic fire sacrifices will only end up with irritation in the eyes due to smoke (in other words they do not achieve anything of value). 

Shri Rayaru in Gita Vivruti clarifies that the reference in [BMP] is related to someone who performs ritualistic activities with expectations on rewards and without offering the fruits to the Lord. Such activities are pointless. In summary, both the paths of renunciation and action are complementing each other and result in a seeker achieving divine, spiritual knowledge»

Как мы видим, Шри Рагхавендра-Тиртха в своём комментарии трактует стих "Шри Бхагавата-Пураны" как осуждение тех, кто не предлагает плоды ритуалов Бхагавану Шри Вишну. Вот как звучит Бхагавата-шлока в оригинале - это шлока №11.21.27:

कामिनः कृपणा लुब्धाः पुष्पेषु फल-बुद्धयः 

अग्नि-मुग्धा धूम-तान्ताः स्वं लोकं न विदन्ति ते [११.२१.२७]

kāminaḥ kṛpaṇā lubdhāḥ puṣpeṣu phala-buddhayaḥ 

agni-mugdhā dhūma-tāntāḥ svaṃ lokaṃ na vidanti te [11.21.27]

"Шри Бхагавата-Пурана", 11.21.27: «Глупцы, ищущие чувственных наслаждений, задыхаются под гнётом своей алчности и скудости ума. Цветастый язык Ведической карма-канды с обещанием райских миров такие глупцы ошибочно принимают за наивысшее послание всех Вед, но их иллюзии не соответствуют действительности, ибо сутью всех Вед является поклонение Бхагавану Шри Вишну и обретение Мокши. Духовное зрение всех этих глупцов повреждено дымом от тех эгоистичных огненных ритуалов, что они обычно проводят: судьба этих недоучек в высшей степени печальна - в итоге они обретают лишь дхума-марг, т.е. посмертный путь дыма, ведущий к новым перерождениям». 

У Шри Рагхавендра-Тиртхи неслучайно появляется идея предложения плодов Бхагавану Шри Вишну, потому что, если внимательно читать рассматриваемую Главу №21 "Шри Бхагавата-Пураны", то там можно найти прекрасную шлоку №11.21.15, в которой Шри Кришна-Аватара говорит о том, что без предложения плодов своей кармы Бхагавану Шри Вишну невозможно достичь, например, чистоты Мантр: मन्त्रस्य च परिज्ञानं कर्म-शुद्धिर् मद्-अर्पणम् - mantrasya ca parijñānaṃ karma-śuddhir mad-arpaṇam

В Главе №21 Песни №XI "Шри Бхагавата-Пураны" Господь Шри Кришна ярко высказывается на многие темы - в частности, очень осуждает карма-канди и жертвоприношения, поэтому, в качестве завершающего аккорда к этому посту, я порекомендую читателям полный перевод Главы №21 из английского издания Motilal Banasirdass, в этом издании Глава №21 отлично переведена, скан есть в моей электронной библиотеке - http://vishnudut1926.blogspot.com/2014/11/the-bhagavata-purana-all-5-volumes-in.html

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 12-август-2024

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

суббота, 10 августа 2024 г.

श्रद्धावांल् लभते ज्ञानं - śraddhāvāṃl labhate jñānaṃ


Продолжим высекать красивые формулы на основании слов Господа Шри Кришны из "Шри Бхагавад-Гиты" - издание Шри Мадхва-Сампрадаи "The Bhagavad Gita (Based on Sri Raghavendra Teertha’s Gita Vivruti)" by Giridhar Boray, 2021

Стихи №4.39 и №4.40 следует рассматривать в одной связке, потому что в первом стихе Шри Кришна-Аватара рассказывает о позитивных чертах, а во втором - о негативных. 


На скриншоте выше - позитивный стих №4.39 и комментарий, в котором мы видим формулу "F+SC+UD", где F = Faith {ВЕРА}, SC = Self-Control {САМО-КОНТРОЛЬ}, а UD - Unswerving Devotion {УСТОЙЧИВОЕ, НЕПОКОЛЕБИМОЕ БХАКТИ}. Смысл этого позитивного стиха состоит в том, что настоящее духовное знание и Шри Вайкунтху обретают лишь те, кто тверды в своей вере, само-контроле и Шри Вишну-Бхакти.

Взглянем на негативную сторону медали - стих №4.40, в котором Господь Шри Кришна очерчивает деградантские черты, ведущие к горю как в этой жизни, так и в жизнях последующих: безграмотность, безверие и различные сомнения (сюда, кстати, попадает столь коварно вылезающий во все времена агностицизм). Скриншот с негативными чертами - ниже:


Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 10-август-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

четверг, 8 августа 2024 г.

Живое общение с Божествами: 10 личностных историй из биографии Шри Рамануджа-Ачарьи


М.К. Шринивасан, в статье «So Blessed was Sri Ramanuja», публикует прекрасный реестр по встречам Шри Рамануджа-Ачарьи с Божествами Шри Рамануджа-Сампрадаи. 

I. ГОСПОДЬ ШРИ ВАРАДА-РАДЖА.

Три встречи: А) Когда Шри Варада-Раджа и Шри Лакшми-Деви явились перед Шри Рамануджа-Ачарьей в образе охотника и супруги охотника для того, чтобы вывести Шри Рамануджа-Ачарью из джунглей - это знаменитая история, в которой на жизнь Шри Рамануджа-Ачарья покушался маявади Ядавапракаша. Напомню читателям, что позже Ядавапракаша стал Шри вайшнавом, поэтому - несмотря на его маявадское прошлое - мы Ядавапракашу не обижаем, у меня в блоге есть отдельный лонгрид с его необычной биографией - https://vishnudut.wordpress.com/2021/08/25/yadava-prakasha/

Б) История, в которой Шри Рамануджа-Ачарья не успевал встретиться в Шри Ямуна-Ачарьей и в которой Господь Шри Варада-Раджа передал Шри Рамануджа-Ачарье Шесть Божественных Истин с помощью Шри Тирукаччи Намби - напомню, как звучат эти Истины: 

«1. Я (Господь Шри Нараяна/Господь Шри Варада-Раджа) являюсь Пара-Брахманом; 

2. Джива отлична от Господа Шри Нараяны (а НЕ идентична, как лепечут маявади); 

3. Лишь Прапатти, принятое у Стоп Богини Шри Лакшми и Господа Шри Нараяны, является путём к Мокше; 

4. В момент смерти не нужно думать обо Мне или Моих Аватарах (например, Шри Кришне или Шри Нарасимхе), потому что в „Шри Вараха-Чарама-Шлоке” Я лично пообещал, что заберу любого Шри вайшнава на Шри Вайкунтху, независимо от его/её состояния во время смерти [прим. переводчика: в моём блоге есть отдельная статья о „Шри Вараха-Чарама-Шлоке” - https://vishnudut.wordpress.com/2020/03/26/varaha-narasimha-vaikuntha/];

5. Мокша обретается только после смерти физического тела, т.е. мы не поддерживаем теорию маявади о том, что освобождение можно получить при жизни;

6. Выбери Шри Махапурна-Ачарью своим гуру». 

В) История, в которой Господь Шри Варада-Раджа явился Шри Рамануджа-Ачарье во сне для того, чтобы помочь Шри Рамануджа-Ачарье подготовиться к дебатам с маявади по имени Яджнамурти. 

II. ГОСПОДЬ ШРИ КОДАНДА-РАМА. 

Шри Рамануджа-Ачарья получил инициацию в Шри Двая-Нараяна-Мантру в присутствии Господа Шри Коданда-Рамы, а сама инициация была проведена Шри Махапурна-Ачарьей.  

III. ГОСПОДЬ ШРИ РАНГАНАТХА. 

История, в которой Шри Рамануджа-Ачарья посещает Шри Рангам, где Господь Шри Ранганатха произносит истины о Нитья-Вибхути (Шри Вайкунтхе) и Лила-Вибхути (материальном мире). Это главная, но не единственная история - в наших агиографиях существуют другие истории, посвящённые встречам Господа Шри Ранганатхи и Шри Рамануджа-Ачарьи. 

IV. ГОСПОДЬ ШРИ ВЕНКАТЕШВАРА. 

Знаменитая история с дебатами о том, является ли Господь Шри Венкатешвара Бхагаваном Шри Вишну или Шивой. Некоторые сошедшие с ума тамасичные брахманы пытались объявить Господа Шри Венкатешвару Шивой, поэтому Шри Рамануджа-Ачарья проучил их следующим образом. 

На ночь, в Храме Господа Шри Венкатешвары, оставили Шри Сударшана-Чакру/Раковину и трезубец/барабан. На утро нужно было проверить, чем в итоге украсит Себя Господь Шри Венкатешвара - естественно, Господь Шри Венкатешвара украсил себя Шри Сударшана-Чакрой и Раковиной, продемонстрировав всем, что Он является Бхагаваном Шри Вишну!

V. ГОСПОДЬ ШРИ САМПАТ-КУМАРА (ШРИ ТИРУ-НАРАЯНА-ПУРАМ). 

История, в которой Господь Шри Тиру-Нараяна явился Шри Рамануджа-Ачарье во сне для того, чтобы указать на местонахождение Своего Мурти в песках Ядугири и показать, где можно найти огромные запасы тирумана (тируман = священная земля для ритуалов). 

VI. ГОСПОДЬ ШРИ КУРУНГЕША. 

История, в которой один из брахманов задаёт Шри Рамануджа-Ачарье следующие вопросы: «Как вы смогли обрести среди вайшнавов влияние, которого не было даже у Шри Кришна-Аватары и Шри Рама-Аватары? Благодаря какой Мантре?»

В ответ Шри Рамануджа-Ачарья украшает брахмана всеми необходимыми вайшнавскими символами, проводит для него обряд "панча-самскара", передаёт брахману Мантры Бхагавана Шри Нараяны и даёт брахману новое имя - «Вайшнава-Намби»

После этого брахман неожиданно исчезает и, войдя в Храм Господа Шри Курунгеши, Шри Рамануджа-Ачарья видит, что Господь Шри Курунгеша украшен теми же вайшнавскими символами, которые Шри Рамануджа-Ачарья использовал для ритуала "панча-самскара". Шри Рамануджа-Ачарья понимает, что Господь Шри Курунгеша выбрал его Своим личным гуру, смиренно приняв от Шри Рамануджа-Ачарьи ученическое имя «Вайшнава-Намби»

Прим. переводчика: Существует также альтернативный вариант этой истории, смысл остаётся таким же - Господь Шри Курунгеша становится учеником Шри Рамануджа-Ачарьи, но детали истории - несколько другие, смотрите подробности в книге «Lexicography of Ramanujacharya - Founder of Visisthadvaitam», T. Rengarajan, Eastern Book Linkers, 2013, стр. 369-370, скан есть в моей электронной библиотеке -  https://vishnudut1926.blogspot.com/2017/12/lexicography-of-ramanujacharya-founder.html 

VII. ГОСПОДЬ ШРИ СУНДАРА-БАХУ. 

История с предложением 100 блюд сладкого риса от имени Шри Годы-Деви - в честь свадьбы Шри Годы-Деви и Господа Шри Ранганатхи. 

Некогда Шри Рамануджа-Ачарья пообещал Шри Годе-Деви, что лично исполнит Её клятву/обет с предложением 100 блюд Бхагавану Шри Нараяне - этот ритуал Шри Рамануджа-Ачарья провёл в Храме Господа Шри Сундара-Баху.

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 08-август-2024

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

среда, 7 августа 2024 г.

Лимитированное количество джив (не всех!) и 1000 рождений до уровня уттама-вайшнава


В Шри Мадхва-Сампрадае следуют концепции разделения джив по количеству: класс №1 (типичный) - это бесчисленное множество джив, а класс №2 (Брахмади-деваты) - это ограниченное количество джив, которые подразделяются на различные ганы. Смотрите скриншот выше, на котором также очень интересна фраза "in a promotional order"

С точки зрения цифр, у Шри Мадхва-Сампрадаи также существует концепция 1000 рождений до уровня уттама-вайшнава, т.е. 1000 рождений уходит на ”level up” и лишь потом джива рождается в брахманической семье, становясь уттама-вайшнавом в линии Мадхва-Мата. 

Здесь же обозначается главный критерий уттама-вайшнава - это Гьяна уровня «Господь Шри Вишну = Сарвоттама». Отличная дефиниция, в которой уттама-статус вайшнава фактически определяется верой в Сарвоттама-статус Бхагавана Шри Вишну - не менее важное значение при этом уделяется вере в классические концепции Мадхва-Мата (поклонение Вайю, знание панча-бхеды, таратамьи и т.д.) 

Смотрите скриншот ниже (2 скриншота из этого поста - из электронного издания "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса, стихи/комментарии №23.04 и №23.05 соответственно).


Я не планирую писать лонгрид на эту тему, но если вас интересует тема цифр/разделений/level up для джив, то смотрите всю Главу №23 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары", там содержится много дополнительных разъяснений. 

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 07-август-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

понедельник, 5 августа 2024 г.

Имя / Стопы / прощание с ленью


Бесценные советы звучат в стихе 22.30 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса. Вкратце их можно сформулировать вот так: постоянное, без лени и без прокрастинации, повторение Мантры/Имени Бхагавана Шри Нараяны, сопровождаемое медитацией на Стопы Господа Шри Нараяны. 

Комментарий к стиху звучит следующим образом: «Громадная удача дживы состоит в том, что джива смогла получить рождение в человеческом теле. В таком рождении ни в коем случае нельзя лениться - время должно уходить лишь на прогресс в садхане, поэтому необходимо отринуть все земные наслаждения и посвятить всё своё время лишь Священным Именам Бхагавана Шри Вишну. 

Не стоит также забывать о том, что любые мирские наслаждения заканчиваются очень печально - болезнями ума и тела. Это ещё один веский довод в пользу того, чтобы отвергнуть мирские соблазны. 

Наша садхана-шарира (наше человеческое тело в этом рождении) - это храм Господа Шри Вишну, а наши уста являются дверьми этого храма, поэтому речь важно занимать лишь повторением Божественных Имён Бхагавана Шри Нараяны. Ум при повторении важно сконцентрировать на Стопах Бхагавана Шри Нараяны.

Сансара, по своей зловещей сути, - это одна большая болезнь, от которой не так-то легко избавиться даже на протяжении многих рождений, но если - при повторении Имён/Мантр - вы обращаетесь к Бхагавану Шри Нараяне как к единственному доктору, способному излечить вас от болезни сансары, то скорейшее излечение не заставит себя ждать!». 

СТИХ 22.30 В ОРИГИНАЛЕ:

jAgu mADade bhOgadAseya nIgi paramanurAgadali vara

bhOgishayanana Agarada hebbAgilali niMdu

kUgutali shirabAgi karuNA sAgarane bhavarOgabhEShaja

kaigoDeMdene bEga odaguva bhAgavatatararasa [22-30]

ПОСЛОВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ СТИХА 22.30:

jAgu mADade = без лени и без прокрастинации;  

bhOgadAseya = желание мирских наслаждений;

nIgi = оставить, отринуть; 

┅━━━╍⊶⊰⊱⊷╍━━━┅

paramanurAgadali = культивировать Шраддху и Бхакти;  

varabhOgishayanana = Бхагаван Шри Нараяна, лежащий на Змее Ананта-Шеше; 

Agarada = стхула-деха (человеческое тело) как храм Господа Шри Нараяны; 

hebbAgilali = уста, являющиеся дверьми; 

┅━━━╍⊶⊰⊱⊷╍━━━┅

niMdu = ясный ум и идеальная концентрация на;  

kUgutali = повторении Божественных Имён; 

shirabAgi = и Стопах Бхагавана Шри Вишну;  

┅━━━╍⊶⊰⊱⊷╍━━━┅

karuNA sAgarane = Океан Милости Господа Шри Вишну;  

bhavarOgabhEShaja = единственный доктор, способный излечить болезнь сансары;

kaigoDeMdene = если бхакта просит Бхагавана Шри Вишну: «Пожалуйста, протяни мне руку помощи и защиты»;  

bhAgavatatararasa = то Император всех бхактов (т.е. Господь Шри Вишну); 

bEga odaguva = немедленно приходит на помощь. 

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 05-август-2024

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

воскресенье, 4 августа 2024 г.

Кшатризм или аскетизм?


У Шри Мадхва-Сампрадаи блестяще составлены комментарии к Главе №3 "Шри Бхагавад-Гиты" - книга "The Bhagavad Gita (Based on Sri Raghavendra Teertha’s Gita Vivruti)" by Giridhar Boray, 2021

Например, шлоки 3.1 и 3.2: jyāyasī cet karmaṇas и vyāmiśreṇaiva vākyena buddhiṃ, в которых Арджуна спрашивает Господа Шри Кришну о выборе между Гьяна-Йогой и Карма-Йогой. Шри Рагхавендра-Тиртха, в комментариях к этим шлокам, приводит следующую компаративную сводку из предыдущей Главы:

≫≫≫ Шлока 2.49 - в этом стихе Господь Шри Кришна говорит о превосходстве Гьяны над Кармой;

≫≫≫ Шлока 2.37 - тем не менее, в стихе 2.37 Господь Шри Кришна настаивает на том, чтобы Арджуна ринулся в бой, выбрав тем самым Карма-Йогу в стиле кшатрия.

В итоге, начало Главы №III "Шри Бхагавад-Гиты" - это фактически тяжелые душевные терзания Арджуны, который мечется между 2 путями: Гьяны в стиле отречённого аскета и Кармы в стиле агрессивного воина.  

В шлоке с красивым номером №3.3 Господь Шри Кришна сразу же рассеивает все сомнения Арджуны, рассказывая о том, что к Мокше приводят оба пути. Некогда царь Джанака был карма-йогином, а мудрец Санака был гьяна-йогином - оба они в итоге обрели Мокшу. Вот как переведён стих №3.3 в рассматриваемом издании Шри Мадхва-Сампрадаи:

श्रीभगवान् उवाच  

लोके ऽस्मिन् द्विविधा निष्ठा पुरा प्रोक्ता मयानघ 

ज्ञानयोगेन सांख्यानां कर्मयोगेन योगिनाम् ३.३

śrībhagavān uvāca  

loke 'smin dvividhā niṣṭhā purā proktā mayānagha 

jñānayogena sāṃkhyānāṃ karmayogena yoginām 3.3

«The Lord said: „O Anagha (Arjuna, the one without sins)! As explained before, in this world there are two paths towards liberation, depending on one’s innate nature, talent, and situation. Kings such as Janaka (karma yogi) achieve liberation by sincerely ruling their kingdoms (path of action), and sages such as Sanaka (jnana yogi) achieve liberation by learning, teaching, and spreading spiritual knowledge to others (path of knowledge)”».

В англоязычном комментарии к стиху №3.3 звучит прекрасное предложение с тремя характеристиками, цитирую: «Lord Krishna clarifies that there are two main paths to liberation based on one’s innate nature, ability, and eligibility». 

То есть, формула ”IAE”, а именно: I = Innate nature [внутренне присущая природа]; A = Ability [способности]; E = Eligibility [годность, пригодность для определённой деятельности]. Чёрно-белых путей в этой формуле не существует, возможен лишь выбор доминанты. Например, гьяна-йогин - в процессе обретения знания - всегда также следует карме в той или иной степени. В пути Арджуны доминирует Карма-Йога и кшатрианство с обязанностями царя по защите граждан, но это не значит, что Арджуна отринул Гьяна-Йогу, так как нельзя быть хорошим кшатрием без той или иной степени духовного знания!

Завершается комментарий к стиху №3.3 на позитивной ноте - констатацией того факта, что для выбора правильного пути важны интроспективный подход и искренность Молитв, цитирую издание: «This also means that everyone of us should introspect within ourselves as to the proper path for us to follow, depending on our innate nature, talent, interest, and ability. For one who sincerely prays to the Lord, the path will become clear».

Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 04-август-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

суббота, 3 августа 2024 г.

"Шри Вишну-Пурана": правила приёма пищи и гастрономическая Молитва


DISCLAIMER: Данная статья написана для тех, кто интересуется Шри Вайшнавизмом/Индуизмом и не является статьёй на медицинскую тематику. Если у кого-либо наблюдаются желудочные заболевания, то следует обратиться к официальной медицине, а не заниматься самолечением. 

≈☆≈≈☆≈≈☆≈≈☆≈≈☆≈≈☆≈

Поставила дисклеймер в начале статьи - это для всякой случайной публики, которая набредает на мои статьи в поисковиках. А теперь начинаю вещание для всех наших! В фильмах/сериалах мы часто видим, как персонажи молятся перед едой. Существует ли подобный ритуал в Шри Вайшнавизме? Да, существует, и обозначен он в шлоках 3.1.92-96 "Шри Вишну-Пураны". 

Данный пост я подготовила на основании статьи ”Recipe Verses for Digestion” by P. P. Shrivatsa - эта санскрит-английская статья в своё время публиковалась в знаменитом журнале Шри Рамануджа-Сампрадаи "Шри Нарасимха-Прия". В статье, перед шлоками из "Шри Вишну-Пураны", прекрасно изложены общие правила, поэтому сначала перескажу общую базу для приёмов пищи непосредственно из упомянутой статьи. 

1) Happy frame of mind (т.е. счастливое умонастроение) - прекрасная фраза на английском. Грех уныния никогда не поощряется в религиях.

2) Очень приветствуется приглашение гостей. 

3) Нельзя есть руками и также нельзя есть, будучи одетым лишь в 1 предмет одежды, т.е. только в семейные труселя, например, поэтому всегда одевайте к труселям галстук (я шучу про труселя, но пункт про 1 предмет одежды актуален, поэтому его необходимо учитывать - одежда в Шри Вайшнавизме всегда должна быть непошлой и максимально закрывающей). 

4) Во время приёма пищи сидят по направлению либо на восток, либо на север. 

5) Нельзя сидеть по направлению к углам. 

6) Также следует избегать еды во время восхода/заката Солнца.

7) Во время еды запрещено болтать.

8) ОЧЕНЬ ВАЖНО: любую пищу необходимо окроплять водой, которая ранее была предложена Бхагавану Шри Вишну. 

9) В целом, пища, оставшаяся с прошлого дня, запрещена. Я думаю, это правило знакомо большинству читателей - связано данное правило с тем, что пища, полежав примерно 1 день, переходит в разряд тамаса. Тем не менее, существуют исключения из правила одного дня: фрукты, коренья (roots), сушёные и жареные виды пищи, чатни и сладости

10) Залежалые остатки еды (leftovers) также запрещены, но здесь тоже существуют исключения: гхи, мёд, курд и различные мучные изделия (печенья и т.д.)

Порядок приёма пищи следующий: сначала едят сладости, затем солёную и кислую пищу. Горькую, острую и пикантную (pungent) пищу всегда оставляют на финал. Кроме того, существует общепринятый порядок, который позволяет предотвратить любые желудочные болезни и он таков: сначала - жидкие блюда, затем - твёрдые и в финале - жидкие. Не скажу за всю Россию, но у нас в Москве всегда была принята очень похожая схема: сначала - суп, затем - второе блюдо, финал - чай/компот/кофе/какао. 

И вот как раз после соблюдения всех обозначенных шагов наступает важнейшая часть в виде декламирования шлок "Шри Вишну-Пураны". Шлоки декламируются после любого приёма пищи. Декламирующий Шри вайшнав/Шри вайшнави должен находиться лицом по направление либо на восток, либо на север.  

अग्निर् आप्याययत्व् अन्नं पार्थिवं पवनेरितः  

दत्तावकाशं नभसा जरयत्व् अस्तु मे सुखम् [३.११.९१]

agnir āpyāyayatv annaṃ pārthivaṃ pavaneritaḥ  

dattāvakāśaṃ nabhasā jarayatv astu me sukham [3.11.91]

"Шри Вишну-Пурана", 3.11.91: «Пусть Агни в моём животе получит поддержку Праны свыше, чтобы я смог переварить пищу и чтобы главные питательные элементы смогли обеспечить здоровье моего тела!». 

अन्नं बलाय मे भूमेर् अपाम् अग्न्यनिलस्य च  

भवत्व् एतत् परिणतौ ममास्त्व् अव्याहतं सुखम् [३.११.९२]

annaṃ balāya me bhūmer apām agnyanilasya ca  

bhavatv etat pariṇatau mamāstv avyāhataṃ sukham [3.11.92]

3.11.92: «Пусть пища укрепит элементы земли, воды, огня и воздуха в моём теле, обеспечив необходимый рост и комфортную жизнь!». 

प्राणापानसमानानाम् उदानव्यानयोस् तथा  

अन्नं पुष्टिकरं चास्तु ममास्त्व् अव्याहतं सुखम् [३.११.९३]

prāṇāpānasamānānām udānavyānayos tathā  

annaṃ puṣṭikaraṃ cāstu mamāstv avyāhataṃ sukham [3.11.93]

3.11.93: «Пусть вся пища обеспечит гармоничное течение праны в моём теле (апаны/саманы/уданы/вьяны) - даровав телу нерушимое здоровье!».

अगस्तिर् अग्निर् वडवानलश् च भुक्तं मयान्नं जरयत्व् अशेषम्  

सुखं च मे तत्परिणामसंभवं यच्छन्त्व् अरोगो मम चास्तु देहे [३.११.९४]

agastir agnir vaḍavānalaś ca bhuktaṃ mayānnaṃ jarayatv aśeṣam  

sukhaṃ ca me tatpariṇāmasaṃbhavaṃ yacchantv arogo mama cāstu dehe [3.11.94]

3.11.94: «Пусть 2 вида желудочного огня - агасти и бадава - идеально поглотят всю пищу, чтобы тело не страдало от токсинов». 

विष्णुः समस्तेन्द्रियदेहदेही प्रधानभूतो भगवान् यथैकः  

सत्येन तेनान्नम् अशेषम् एतद् आरोग्यदं मे परिणामम् एतु [३.११.९५]

viṣṇuḥ samastendriyadehadehī pradhānabhūto bhagavān yathaikaḥ  

satyena tenānnam aśeṣam etad ārogyadaṃ me pariṇāmam etu [3.11.95]

3.11.95: «О Бхагаван Шри Вишну, пожалуйста, освяти всю мою пищу, сделав её здоровой и саттвичной, ибо в действительности лишь от Тебя Одного зависят жизнь и здоровье всех существ!». 

विष्णुर् अत्ता तथैवान्नं परिणामश् च वै यथा  

सत्येन तेन वै भुक्तं जीर्यत्व् अन्नम् इदं तथा [३.११.९६]

viṣṇur attā tathaivānnaṃ pariṇāmaś ca vai yathā  

satyena tena vai bhuktaṃ jīryatv annam idaṃ tathā [3.11.96]

3.11.96: «Во всех мирах нет ничего и никого, отличного от Бхагавана Шри Вишну: тот, кто вкушает всю пищу - это в действительности Бхагаван Шри Вишну; вся пища - это Бхагаван Шри Вишну; моё тело - это обитель Бхагавана Шри Вишну. Лишь знающий эти истины получит настоящую пользу от съеденной пищи [примечание переводчика: в этой шлоке обозначена Вишишта-Адвайта и Шарира-Шарири-Сиддханта Шри Рамануджа-Сампрадаи]». 

После декламирования этих шлок следует слегка помассировать живот. Шри вайшнав/Шри вайшнави, следующие схеме из статьи, никогда не будут страдать от проблем типа несварения, гастритов, язв и т.д. 

P.S. Для этого поста я не стала делать OCR санскрита из статьи и сверять санскрит-вариант по различным изданиям, а просто скопировала санскрит-шлоки с GRETIL. Если вы будете повторять эту Молитву из "Шри Вишну-Пураны", то рекомендую дополнительно спросить вашего гуру или сверить вариант по ортодоксальным изданиям или по статье P. P. Shrivatsa, так как на GRETIL встречаются опечатки и ошибки. Оригинал статьи "Recipe Verses for Digestion" P. P. Shrivatsa находится здесь - https://www.sankalpam.org/search/label/General

Копию статьи я также разместила в своём архив-фиде - https://archive.org/details/recipe-verses-for-digestion

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 03-август-2024

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

Главная книга лета: советский био-хоррор о жизни пчёл


Одной из главных книг этого лета для меня неожиданно стала вот эта советская книга о пчёлах: "Если вы имеете пчёл" (Родионов, Шабаршов, Москва "Колос", 1983, 4-ое издание). У нас соседи по подъезду несколько раз в год оставляют стопки старых книг на подоконниках - в начале июля из такой ретро-стопки я забрала себе в коллекцию 2 книги о пчёлах и забавную древнюю книгу о языке программирования АЛГОЛ. 

BTW, смешной факт: в советской книге об АЛГОЛ упоминаются компьютеры, работающие на перфокартах. Я до этого несколько раз видела мемы из серии "Байден - дед на перфокартах", а тут меня прямо озарило и шутка стала понятной - на перфокартах реально работало всякое допотопное оборудование. 

Вернусь к книге о пчёлах. Это советское издание, потрясающе написанное - в СССР умели издавать книги на прекрасном русском языке. Книга очень мирно стартует и кажется, что это будет пасторальный науч-поп с добрыми рассказами о гармонии в ульях и о социализм-дарвинизме с человеческим лицом (книга из атеистического СССР, поэтому любые намёки на креационизм в ней сразу же гасятся цитатами Дарвина), но дальше книга превращается в био-хоррор с рассказами о том, как мёртвых трутней выносят из ульев; как матки-сёстры пытаются загрызть друг друга при рождении; как пчёлы заболевают туберкулёзом; как улей пытается пережить зиму; как возникает инбридинг и т.д. и т.п. 

В целом, существование пчёл бессмысленно и наделено смыслом одновременно. С одной стороны, пчёлы невероятно важны для человечества, но, со стороны другой, жизнь пчёл - это оммаж бессмысленному био-существованию, в котором несчастные пчёлы заточены в vicious circle уровня "тупая жизнь социального насекомого с тупейшими задачами типа выживания в улье".  

Я до этого, несколько лет назад, смотрела несколько фильмов про австралийских кенгуру, и там тоже наблюдалась похожая тема: кенгуру вроде бы живут, а по факту их кучами давят на дорогах (дохлые кенгуру на обочинах австралийских дорог - это не миф!), жрут хищники и т.д. И итог у кенгуру тоже бессмысленный по сути - вроде жил и не жил одновременно, кенгуру австралийского Шредингера, так сказать! 

Так или иначе, советская книга о пчёлах очень интересна, поэтому если вы где-нибудь встретите это издание, то смело хватайте его в коллекцию! Напоследок - несколько картинок из этой пчелиной книги: эти иллюстрации предваряют каждую главу, выглядя обманчиво добрыми, но за каждой картинкой скрывается очередное повествование об ужасах пчелиной жизни. Книга также снабжена вклеенными цветными фото с очень ламповой аналоговой фильтр-обработкой - той самой, которую пытаются навертеть всякие зумеркИ, покупающие нынче древние фото-камеры:

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 03-август-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

10 дней июля (садхана)


На фото - Мантра-трекер, по которому я вела учёт садханы в финальном хвостике июля. Роясь в своих запасах, я нашла забавный красный блокнот в мини-формате (15х9 сантиметров), его обложка сделана в форме кармана с кнопкой-защёлкой, поэтому в блокнот можно складывать заметки на цветной бумаге с впечатлениями о лете, to-do-листами, списками главных песен лета, рисунками-скетчами и т.д. Одновременно блокнот выступает как пенал примерно для 3 ручек. У этого мини-блокнота - мелкие клетки на страницах, но для Мантра-трекинга он подошёл идеально. 

В плане Мантр я снова повторяла ассорти из 3 Мантр: Шри Нараяна-Мантра + Шри Вишну-Мантра + Шри Венкатеша-Мантра. 27 июля был рекордным днём - я начитала 60 кругов Мантр!  

Отметка "Vi" в большом розовом квадрате справа - это декламирование "1000 Имён Бхагавана Шри Вишну", а отметка "La" в самом финале (это был день Экадаши) = декламирование "1000 Имён Шри Лакшми-Деви" + повторение одной из Мантр Кришновского, поэтому там идёт несколько другая разметка в квадратиках.  

Ведя трекеры, я заметила, что понедельник у меня часто бывает самым расслабленным днём недели с пробуждением примерно в 14-00 дня и dolce far niente. 

На август я уже нарисовала себе другой трекер в прохладных, зелёных тонах - фото опубликую примерно в середине августа, так как новый трекер размечен на первую половину августа. 

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 03-август-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

среда, 17 июля 2024 г.

Трекер Шри Нараяна-Мантр (bullet journal, двоичная прогрессия)


Вторая половина лета - в тропическом разгаре! Я нахожусь в своей любимой, коренной Москве - несмотря на аномальную жару этого года, в зелёных районах Москвы типа моего родного Измайлово, жизнь прекрасна! 

Как обычно, мы с Вишновским пропадаем из блогов на лето/осень примерно до октября, но, возможно, я всё-таки буду публиковать небольшие посты. Этот пост посвящён трекеру Мантр - в июле мне очень понравился формат двоичных столбиков. Взглянем на close-up-фото трекера: 


Трекер максимально прост - это одна из модификаций bullet journal: на оси X находятся даты, а на оси Y - количество кругов (прогрессия вида ”2-4-6-8...”), которые я считаю двушками, т.е. каждый заштрихованный квадратик в трекере равен 2 кругам определённой Мантры

Например, смотрим два самых длинных столбика в трекере - за 10-ое и 11-ое июля я повторила 36 кругов Шри Нараяна-Мантры. В основном, я повторяю Шри Нараяна-Аштакшара-Мантру [ॐ नमो नारायणाय - oṃ namo nārāyaṇāya], но я также устраиваю дни в стиле «ассорти» - например, 13 июля я повторяла Шри Лакшми-Мантру (розовые квадраты) и Шри Венкатешвара-Мантру (треугольники). Зелёная штриховка - это Шри Вишну-Мантра [ॐ विष्णवे नमः - oṃ viṣṇave namaḥ].

Самая нижняя графа - это повторение «1000 Имён Бхагавана Шри Вишну», которое я отмечаю буквой V с точкой. Перед «1000 Именами Господа Шри Вишну» я всегда повторяю «Шри Лакшми-Кавачу» и Шри Лакшми-Стотры, т.е. по умолчанию повторение «1000 Имён Бхагавана Шри Вишну» у меня всегда включает поклонение Шри Лакшмике. В некоторые даты я повторяю другие виды «1000 Имён»: например, 11 июля отмечено как ”Su” в розовом квадрате - в этот день я повторяла «1000 Имён Шри Сударшана-Чакры»

Почему я считаю Мантры двушками? Это удобный формат в силу того, что все мои Мантры - короткие, 2 круга всегда занимают около 4 минут. Таким образом, весь трекер - это микро-отрезки с повторениями, а я люблю именно микро-садхану, т.е. не когда вайшнави посвящает целый час повторению Мантр, а когда вы в течение дня читаете Мантры микро-урывками: например, двушка до обеда и двушка сразу после обеда или двушка после того, как послушали несколько альбомов с каким-нибудь музоном или посмотрели эпизод сериала. Таким образом, за день набирается хорошее количество Мантр. Кроме того, я всегда шепчу Мантры Бхагавана Шри Нараяны даже в повседневных делах - например, в ванной или во время готовки оладьев, но эта часть не учитывается в трекере. 

А во время ночных катаний на круизере по Москве я сейчас часто медитирую на космического ребёнка-Кришну с повторением в уме одной из Шри Кришна-Мантр и одновременным прослушиванием музона - это отдельная тема для поста. Вчера была волшебная ночная поездка, особенно 20 минут на повторе под прог-хаус-трек ”Arc” by Pretty Girl, очень уважаю её (она, кстати, из Мельбурна) - всегда отличный продакшн и потрясные prog/deep-house/leftfield-треки, ссылкой на вышеупомянутый "Arc" я как раз завершу этот пост - https://www.youtube.com/watch?v=VmfITtOk5OA

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 17-июль-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926