вторник, 24 января 2023 г.

Референсы - великая вещь в дизайне, не правда ли?

У Thelma Houston так интересно оформлена обложка к альбому "Reachin' All Around", что я просто не смогла не сделать похожую заставку для поста в блоге. Результат - выше (а также на plurk). 

Кстати, именно на этом альбоме находится песня "Lies" с очень узнаваемой и похвальной басовой партией в начале - https://youtu.be/D7DEoUd-7Zk

Ещё один интересный референс - это мрачная, геометрическая обложка группы "Acceptance" к альбому с говорящим названием "Colliding by Design" 2017 года - https://youtu.be/hSJ2vkk08KE. Я всё порываюсь сделать из этой обложки мрачную кшатрийскую заставку, но это обложка с grunge-текстурой, а такие текстуры обычно слишком мрачно и грязно смотрятся в дизайне.

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 24-январь-2023

понедельник, 23 января 2023 г.

Шри Кришна не особо нянчится с марьяда-бхактами и почему всё очень непросто с Дхармой/кармой кшатрия ("Шри Субодхини" Шри Валлабха-Ачарьи)

Снова милитари-пост в блоге (прошлый пост был про оружия с Шри Вайкунтхи). Я не специально выбираю подобные посты - просто в 10-ой Скандхе "Шри Бхагавата-Пураны" тема борьбы/войны поднимается очень часто, и даже в детских Лилах Вриндавана маленький Шри Кришна часто сражается с демонами. 

Нижеследующую историю Шри Кришны и царя-кшатрия Мучукунды очень полезно знать, так как в ней содержатся важные аллегории и духовно-жизненные истины. 

01. Добро с кшатрийскими кулаками. 

Царь-кшатрий Мучукунда был известен тем, что помогал Индре и сурам (добру) в сражениях с асурами (злом, демонами). Мучукунда был родом с Земли, а сражения проходили в высших мирах, где годы пролетают по совершенно другим законам. 

02. "Рип ван Винкль" с высших планет. 

Пока Мучукунда сражался в высших мирах, на Земле сменилось несколько поколений и все родные/друзья Мучукунды ушли в мир иной. Если эта история показалась вам очень знакомой, то да, фабула здесь похожа на знаменитого "Рип ван Винкля" Ирвинга - я думаю, многие изучали это произведение на уроках английского в школе. 

03. Истины о Мокше устами суров!

Вернувшись на Землю, Мучукунда понял, что у него нет "ни кола, ни двора". Убитый горем Мучукунда стал просить Индру и суров о Мокше, но Мокшу может даровать лишь Бхагаван Шри Вишну, поэтому суры лишь развели руками, сказав:

वरं वृणीष्व भद्रं ते ऋते कैवल्यम् अद्य नः |

एक एवेश्वरस् तस्य भगवान् विष्णुर् अव्ययः ||१०.५१.२०|| 

varaṃ vṛṇīṣva bhadraṃ te ṛte kaivalyam adya naḥ |

eka eveśvaras tasya bhagavān viṣṇur avyayaḥ ||10.51.20||

"Шри Бхагавата-Пурана", 10.51.20: "Лишь только бессмертный Бхагаван Шри Вишну может даровать тебе вечное бессмертие (Мокшу). Проси нас о чём угодно, но только не о Мокше!". 

В итоге Мучукунда и суры пришли к следующему соглашению: суры погрузили Мучукунду в некое подобие летаргического сна и оставили его в отдалённой пещере, чтобы Мучукунда забылся в сновидениях и не страдал от воспоминаний по ушедшим родственникам.

Заодно суры поставили на Мучукунду своеобразную магическую защиту - любой разбудивший Мучукунду должен был сразу же заживо сгореть лишь от одного взгляда царя-кшатрия. 

04. Сон, измеряемый Югами и важная аллегория. 

Мучукунду погрузили в сон в Трета-Югу, а проспал он до самого-самого финала Двапара-Юги. В финале Двапара-Юги Господь Шри Кришна очищал Землю от демонов и - во время сражения с демоном Калаяваной - Шри Кришна решил поиздеваться над демоном, заманив того в пещеру с Мучукундой. Глупый демон Калаявана повёлся на этот трюк и, разбудив Мучукунду, сгорел в пещере от взгляда разбуженного царя-кшатрия.

Небольшое лирическо-аллегорическое отступление. Как мы помним, все демоны в Лилах Шри Кришны - это не просто демоны, а аллегории на различные грехи/недостатки. Когда Шри Кришна убегал от демона Калаяваны, заманивая того в пещеру, Калаявана постоянно пытался ухватить Шри Кришну за одежды:

पलायनं यदु-कुले जातस्य तव नोचितम् |

इति क्षिपन्न् अनुगतो नैनं प्रापाहताशुभः ||१०.५१.०८||

palāyanaṃ yadu-kule jātasya tava nocitam |

iti kṣipann anugato nainaṃ prāpāhatāśubhaḥ ||10.51.08||

"Шри Бхагавата-Пурана", 10.51.08: "Калаявана выкрикивал различные оскорбления вслед Шри Кришне, а также пытался схватить Шри Кришну за одежды, но тяжелый груз грехов и оскорблений не давал Калаяване приблизиться к Господу". 

Аллегория на среднестатистического грешника-оскорбителя в процитированном стихе легко читаема и очевидна, поэтому вернёмся к царю-кшатрию Мучукунде. 

05. Шри Валлабха-Ачарья объясняет решение Шри Кришны с точки зрения Дхармы кшатрия. 

Итак, Мучукунда пробуждается ото сна, сжигает демона Калаявану и видит перед собой Шри Кришну. Казалось бы, что может быть выше личной встречи с Богом, но Шри Кришна решает повременить с Мокшей для царя-кшатрия!

В связи с этим Шри Валлабха-Ачарья, в финале комментария к стиху 10.51.61, задаёт следующий вопрос: "ननु सायुज्यं कुतो न दीयत इत्याशङ्कयाह क्षात्रधर्मस्थित इति । - nanu sāyujyaṃ kuto na dīyata ityāśaṅkayāha kṣātradharmasthita iti । - Почему Шри Кришна не даровал дхармичному кшатрию Саюджья-Мукти?". 

И, в комментарии к следующему стиху (10.51.62), Шри Валлабха-Ачарья отвечает на данный вопрос. Для начала я процитирую стих:

क्षात्र-धर्म-स्थितो जन्तून् न्यवधीर् मृगयादिभिः |

समाहितस् तत् तपसा जह्य् अघं मद्-उपाश्रितः ||१०.५१.६२||

kṣātra-dharma-sthito jantūn nyavadhīr mṛgayādibhiḥ |

samāhitas tat tapasā jahy aghaṃ mad-upāśritaḥ ||10.51.62||

"Шри Бхагавата-Пурана", 10.51.62 (слова Господа Шри Кришны, обращённые к Мучукунде): "Ты следовал Дхарме кшатриев и отнимал жизни у людей/животных. Сначала ты должен разрушить накопленные грехи (с помощью аскез). Лишь после этого, приняв прибежище у Меня, ты сможешь достичь Мокши". 

А теперь рассмотрим комментарий Шри Валлабха-Ачарьи к стиху 10.51.62.

श्रीसुबोधिनी : क्षत्रियाणां धर्म: जातिप्रयुक्तो घोरो द्विविधः । युद्धे भ्रातरमपि हन्यात् । पापद्धौं पलायमानानपि मृगान् हन्यात् । अतस्तस्य दोषस्य परिहारः कर्तव्य: । जन्तूनिति । तेषामपराधाभावः सूचितः । आदिशब्देन भ्रममुत्पाद्य मारणं वागुरादिना वा तस्य निराकरणोपायमाह समाहित इति । जितेन्द्रियान्त: करणः सन् तत्पापं तपसा जहि । ननु तपस्यपि पापं श्रूयते, कियानर्थ: स्वपरद्रुहा धर्मेण, 'मां चैवान्तःशरीस्थमित्यादिवाक्यैः तत्राह मदपाश्रय इति । मामेवाश्रित्य तपःकरणे अन्तर्मत्क्लेशजननाभावात् न तपोदोषो भविष्यतीति भावः ॥६२॥ ततो यद्भाव्यं तदाह जन्मन्यनन्तर इति ।

śrīsubodhinī : kṣatriyāṇāṃ dharma: jātiprayukto ghoro dvividhaḥ । yuddhe bhrātaramapi hanyāt । pāpaddhauṃ palāyamānānapi mṛgān hanyāt । atastasya doṣasya parihāraḥ kartavya: । jantūniti । teṣāmaparādhābhāvaḥ sūcitaḥ । ādiśabdena bhramamutpādya māraṇaṃ vāgurādinā vā tasya nirākaraṇopāyamāha samāhita iti । jitendriyānta: karaṇaḥ san tatpāpaṃ tapasā jahi । nanu tapasyapi pāpaṃ śrūyate, kiyānartha: svaparadruhā dharmeṇa, 'māṃ caivāntaḥśarīsthamityādivākyaiḥ tatrāha madapāśraya iti । māmevāśritya tapaḥkaraṇe antarmatkleśajananābhāvāt na tapodoṣo bhaviṣyatīti bhāvaḥ ॥62॥ tato yadbhāvyaṃ tadāha janmanyanantara iti ।

Перевод комментария: "Из-за рождения в династии кшатриев Мучукунда следовал 2 видам жестокой Дхармы: 1) сражения, в которых не гнушаются даже братоубийством и 2) охота, в которой не гнушаются убивать даже запуганных и спасающихся бегством животных. 

Вне всякого сомнения, это 2 очень серьёзные доши (दोष - doṣa - недостаток, проступок, преступление), которые нужно искупить, поэтому Господь Шри Кришна выбрал для царя-кшатрия Мучукунды путь искупления грехов, а не путь Мокши. 

В данном стихе использовано слово 'jantūn' - это слово означает именно невинных и безобидных людей/животных, которые не сделали ничего плохого кшатрию Мучукунде. 

Таким образом, Господь Шри Кришна говорит, что Мучукунда должен встать на путь аскез и контроля чувств для того, чтобы разрушить накопленные грехи". 

06. Шри Валлабха-Ачарья: правило о брахманическом рождении касается лишь Марьяда-Марга. 

И далее следует стих №63, в котором Господь Шри Кришна произносит следующие слова:

जन्मन्य् अनन्तरे राजन् सर्व-भूत-सुहृत्तमः |

भूत्वा द्विज-वरस् त्वं वै माम् उपैष्यसि केवलम् ||१०.५१.६३||

janmany anantare rājan sarva-bhūta-suhṛttamaḥ |

bhūtvā dvija-varas tvaṃ vai mām upaiṣyasi kevalam ||10.51.63||

"Шри Бхагавата-Пурана", 10.51.63: "Мучукунда, в следующей жизни ты станешь образцовым брахманом и будешь другом каждого живого существа. В этом благородном брахманическом рождении ты без всяких препятствий сможешь обрести Меня". 

Естественно, эти слова не означают, что для достижения Мокши нужно пройти уровни рождений от шудры до брахмана - Господь Шри Кришна здесь говорит об индивидуальном решении лишь для конкретного случая Мучукунды. 

Шри Валлабха-Ачарья, являющийся основателем Пушти-Марг-Сампрадайи, в комментарии к стиху 10.51.63 также заостряет внимание на этом моменте и пишет следующее: 

अस्य च प्रमाणे श्रद्धा महती स्थितेति पुष्टिमार्ग न योजितवान् । मर्यादायां ब्राह्मणस्यैव मुक्तिः  

asya ca pramāṇe śraddhā mahatī sthiteti puṣṭimārga na yojitavān । maryādāyāṃ brāhmaṇasyaiva muktiḥ

"Правило о достижении Мукти через брахманическое рождение касается лишь Марьяда-Марга (системы поклонения Шри Кришне, строго следующей правилам из Шастр/Вед), но не Пушти-Марга (системы поклонения, в которой следуют бхаве Враджа-бхактов)", т.е. на Кришна-бхакт из Пушти-Марга правило о брахманическом рождении вообще не действует!

Статья by Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 24-январь-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

суббота, 21 января 2023 г.

Военные арсеналы Господа Шри Кришны, akliṣṭa-karma и оружия из бесконечных измерений Шри Вайкунтхи ("Шри Субодхини" Шри Валлабха-Ачарьи, 10.50.11)

Вы когда-нибудь задумывались над следующим вопросом: "Где Господь Шри Кришна (и остальные Аватары Бхагавана Шри Вишну) берут оружия для сражений с демоническими армиями? Откуда, например, у Господа Шри Кришны огромные арсеналы самых авангардных вооружений?". 

На этот вопрос отвечает стих 10.50.11 "Шри Бхагавата-Пураны":

एवं ध्यायति गोविन्द आकाशात् सूर्य-वर्चसौ |

रथाव् उपस्थितौ सद्यः स-सूतौ स-परिच्छदौ || १०.५०.११ ||

evaṃ dhyāyati govinda ākāśāt sūrya-varcasau |

rathāv upasthitau sadyaḥ sa-sūtau sa-paricchadau || 10.50.11 ||

10.50.11: "С помощью дхьяны Господь Шри Говинда (Шри Кришна) призвал с Шри Вайкунтхи колесницы, наполненные различными оружиями. Каждой из этих колесниц управлял специально назначенный возничий". 

Как мы видим, в этом стихе нет прямого упоминания Шри Вайкунтхи, но в комментариях к предыдущему стиху (10.50.10) Шри Валлабха-Ачарья пишет: "वैकुण्ठादेव साध्ये स्मृते - vaikuṇṭhādeva sādhye smṛte", т.е. пишет о том, что в стихе 10.50.11 речь будет идти именно об оружиях с Шри Вайкунтхи - процитирую слова Шри Валлабха-Ачарьи полностью:

भगवद्ध्यानमात्रेण भूमिष्ठानां पदार्थानां दैत्यांशवासितत्वात् तेषां सज्जीकरणे

विलम्बात् वैकुण्ठादेव साध्ये स्मृते स्वयमेव साधनमागतमित्याह एवं ध्यायतीति ।

bhagavaddhyānamātreṇa bhūmiṣṭhānāṃ padārthānāṃ daityāṃśavāsitatvāt teṣāṃ sajjīkaraṇe vilambāt vaikuṇṭhādeva sādhye smṛte svayameva sādhanamāgatamityāha evaṃ dhyāyatīti ।

Итак, в стихе 10.50.11 говорится о том, что Шри Кришна берёт оружия на Шри Вайкунтхе, мгновенно призывая то, что Ему нужно с помощью дхьяны. 

Тратит ли Шри Кришна усилия на подобную дхьяну? 

Нет и ещё раз нет - Шри Валлабха-Ачарья объясняет эту идею с помощью словосочетания "अक्लिष्ट-कर्म - akliṣṭa-karma"

"Аклишта" переводится с санскрита как "беспрепятственный, невозмутимый, беззаботный". Слово же "карма" мы обычно употребляем в значении непосредственно "карма", но у Господа Шри Кришны кармы нет (ибо, в отличие от джив, Шри Кришна свободен от любых оков кармы), поэтому в данном случае "карма" переводится как "деяние, действие". 

Таким образом, "अक्लिष्ट-कर्म - akliṣṭa-karma" означает действия, которые не причиняют Шри Кришне забот и хлопот. 

Шри Валлабха-Ачарья также отмечает следующий интересный факт - цитирую английский перевод: "These Divine weapons came 'accidentally' (at the spur of a moment), and the purport of these words is, all these weapons were 'ever-ready', and they came down, as they were required". 

Как мы видим из этой английской цитаты, Божественные оружия с Шри Вайкунтхи появляются у Господа Шри Кришны моментально и в полностью готовом виде! 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

Данный пост подготовлен на основании следующего издания: "Sri Subodhini" (Commentary on Srimad Bhagavata Purana by Mahaprabhu Shri Vallabhacharya), Sri Satguru Publications, 2005.

Статья by Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 21-январь-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Шри Кришна-Аватара и защита Бхакти в ниргуне ("Шри Субодхини" Шри Валлабха-Ачарьи, 10.50.7-10)

Этой зимой я читаю вторую половину Скандхи X "Шри Бхагавата-Пураны" с комментариями Шри Валлабха-Сампрадаи: "Sri Subodhini" (Commentary on Srimad Bhagavata Purana by Mahaprabhu Shri Vallabhacharya), Sri Satguru Publications, 2005.

Часть идей из данного издания я оформлю в виде русскоязычных постов. В этом посте я расскажу о 4 причинах явления Шри Кришна-Аватары - данную тему Шри Валлабха-Ачарья разбирает в комментариях к стихам 10.50.7-10 "Шри Бхагавата-Пураны". 

На микро-уровне в этих стихах говорится об уничтожении армий демона Джарасандхи (одного из врагов Шри Кришны), а на макро-уровне - о причинах явления Аватар Бхагавана Шри Вишну. 

Стихи 9 и 10 особенно важны, так как в них выражены основные мысли/намерения Бхагавана Шри Вишну:

एतद्-अर्थो ऽवतारो ऽयं भू-भार-हरणाय मे | संरक्षणाय साधूनां कृतो ऽन्येषां वधाय च ||१०.५०.९||

अन्यो ऽपि धर्म-रक्षायै देहः संभ्रियते मया | विरामायाप्य् अधर्मस्य काले प्रभवतः क्वचित् ||१०.५०.१०||

etad-artho 'vatāro 'yaṃ bhū-bhāra-haraṇāya me |

saṃrakṣaṇāya sādhūnāṃ kṛto 'nyeṣāṃ vadhāya ca ||10.50.9||

anyo 'pi dharma-rakṣāyai dehaḥ saṃbhriyate mayā |

virāmāyāpy adharmasya kāle prabhavataḥ kvacit ||10.50.10||

Суть стиха 9 - основными причинами для явления Аватар (etad-artho 'vatāro) являются: освобождение Земли от демонического мусора (bhū-bhāra-haraṇāya me) и защита садху (saṃrakṣaṇāya sādhūnāṃ).  

А стихе 10 Господь Шри Вишну дополнительно подчёркивает идею защиты Дхармы: "Я являюсь в различных Аватарах для защиты Дхармы (dharma-rakṣāyai) и искоренения адхармы (adharmasya kāle)". 

Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что эти стихи очень созвучны идеям из "Шри Бхагавад-Гиты". Вот как объясняет эти идеи Шри Валлабха-Ачарья - цитирую вышеупомянутое издание (стр. 4835 - номер страницы именно такой внушительный, так как это очень обширное издание!):

"This action of our Lord will also fulfill His vow (as spoken in the Gita) that, 'In the same way, a devotee surrenders to Me, I also give Myself to him, in the same way'. This vow also will get fulfilled. 'He who comes to Me for conquering Me or for even killing Me, I, in turn, do the same action to him also." 

Идея английской цитаты: "В 'Шри Бхагавад-Гите' Шри Кришна говорит: 'Я посвящаю Себя Своему бхакти-йогу в зависимости от степени предания бхакти-йога'. Если кто-либо приходит к Шри Кришне со злобными намерениями или действиями - например, намерением убить/завоевать, то Шри Кришна отвечает ровно в таком же негативном ключе". 

Далее Шри Валлабха-Ачарья сводит причины явления Аватар (и особенно Шри Кришна-Аватары) к 4 пунктам, связывая их с гунами. 

Причина 01. Разрушение демонов, которые являются обузой для Земли (раджо-гуна). 

Причина 02. Защита садху (саттва-гуна). 

Причина 03. Разрушение различных упырей, которые помельче крупных демонов типа Джарасандхи, но которые питают различные злобные намерения (тамо-гуна). 

Причина 04. Установление/проповедь/защита Бхакти-Марга (ниргуна). 

Таким образом, Шри Валлабха-Ачарья включает в список не 3 обычные гуны, а четыре - с указанием на Бхакти в ниргуне. И завершу я этот пост цитатой из книги - смотрите скриншот с объяснениями из вышеупомянутого издания ниже (а также на box, plurk):

Статья by Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 21-январь-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Vox отличную тему подняли (падение уровня дикции в современных фильмах/сериалах)

Я в своём последнем обзоре сериалов (ссылка) писала о том, что сериал "Only Murders" с Селеной Гомез мне понравился великолепно поставленными голосами актёров (в оригинальном английском варианте). А сегодня Vox выпустили очень интересный ролик: "Why we all need subtitles now" - https://youtu.be/VYJtb2YXae8

Экзистенциальный вопрос ролика: "Почему в современных фильмах/сериалах зачастую трудно различить речь актёров?". 

Я и так знала ответ, но всё равно было интересно посмотреть, как Vox выстроит свои объяснения. Если вкратце, то объяснения Vox звучат вот так. 

01. Стало слишком много 'mumble actors', т.е. мямлящих/бормочущих актёров. Наиболее печальный пример - Том Харди.

02. Можно ли заменить 'mumble actors' системой ADR? ADR - Automated Dialogue Replacement - это система для перезаписывания голосов наиболее мямлящих актёров. 

В теории можно, но на практике почти никто этим не занимается - в ролике выступает эксперт, которая рассказывает о том, что ADR предполагает дополнительную оплату времени актёров и звукорежиссёров, а платить лишние деньги никто не хочет. 

03. Мямлящие актёры - это лишь один пласт проблемы. Существуют "мямлящие" режиссёры. Здесь наиболее печальный пример - это К. Нолан, которого буквально все (от простых зрителей до других режиссёров) обвиняют в том, что он очень коряво выстраивает подачу голоса в своих фильмах. 

04. Dolby Atmos - это система на 128 каналов, которая используется в кинотеатрах. Сейчас звук для фильмов пишут именно под эту систему. Но для обычных домашних пользователей звук пилят на семь каналов (7.1), пять (5.1), два (2 - стерео) и один (1 - моно) - в общем, конверсия ведёт к потерям в звуковой динамике. 

05. Много "тонкого" оборудования. Например, старые телевизоры были большими - в них были крупные динамики, что обеспечивало хорошую звукопередачу. Сейчас существует куча "тонкого" оборудования - тонкие телевизоры, тонкие смартфоны и т.д. В тонкое оборудование мощную систему звукопередачи никак не встроишь, поэтому снова происходят потери. 

06. Кроме того, оборудование из аналоговой эпохи (например, эпоха старых голливудских фильмов) было совсем другим, нежели чем в эпоху цифровую - всякие огромные аналоговые микрофоны вместо нынешних миниатюрных микрофонов-прищепок и т.д. и т.п.

У Vox также существует похожий ролик, но по визуальной части, они там рассуждают о феномене слишком тёмной картинки в современных фильмах: "It’s not you - movies are getting darker" - https://youtu.be/Qehsk_-Bjq4

Статья by Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 21-январь-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

суббота, 14 января 2023 г.

Три ока, пылающих Божественным Гневом: традиция поклонения трёх-глазому Господу Шри Нарасимхе в Шри Рамануджа-Сампрадае и Шри Мадхва-Сампрадае

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

^01^. Шри Веданта Десика и Шри Камасика-Нарасимха (Шри Рамануджа-Сампрадая). 

^02^. Трёх-глазый Господь Шри Нарасимха на страницах "Шри Тантра-Сара-Санграхи" Шри Мадхва-Ачарьи. 

^03^. Шри Мулки-Нарасимха и Шри Виджай-Индра-Тиртха (Шри Мадхва-Сампрадая). 

^04^. Трех-глазый Шри Нарасимха - это Шива? Поклонение трёх-глазому Шри Нарасимхе связано с Шиваизмом? 

^05^. "Шри Нарада-Пурана" о поклонении трёх-оким формам Шри Нарасимхи.

^06^. Синга-Перумал-Коил (Шри Падалатри-Нарасимха, Шри Рамануджа-Сампрадая). 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

Вступление от автора статьи. 

В комментариях Шри Мадхва-Сампрадаи к "1000 Именам Бхагавана Шри Вишну" ("Sri Vishnusahasranama Bhasya Sangrahartha", Sri T. S. Raghavendran) упоминается трёх-глазый Господь Шри Нарасимха - меня это упоминание побудило к написанию данной статьи. Вот как звучит данное упоминание (Том 2, стр. 40):

पुण्डरीकः अग्निः स एव अक्षि तृतीयं यस्य नृसिंहस्य सः इति = पुण्डरीकाक्षः ॥

puṇḍarīkaḥ agniḥ sa eva akṣi tṛtīyaṃ yasya nṛsiṃhasya saḥ iti = puṇḍarīkākṣaḥ ॥

Перевод: "Третий глаз Шри Нарасимха-Аватары сияет как огонь (Агни), поэтому к Господу Шри Вишну обращаются по Имени 'पुण्डरिकाक्ष - puṇḍarikākṣa'". 

Вчера, в пятницу 13-ое, - любимую дату всех чёрных кошек, я провела прекрасный день, собирая материалы о трёх-глазом Господе Шри Нарасимхе, а сегодня рада представить вниманию всех вишнудуток и вишнудутов статью на эту тему. 

^01^. Шри Веданта Десика и Шри Камасика-Нарасимха (Шри Рамануджа-Сампрадая). 

Шри Веданта Десика, основоположник Северной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи, родился в Тхуппуле - к юго-востоку от этого места находится Тирувелуккай-Дивья-Деша. 

Божеством данной Дивья-Деши является Шри Камасика-Нарасимха, которому Шри Веданта Десика посвятил знаменитую "Шри Камасика-Аштаку". Шлока №2 "Шри Камасика-Аштаки" звучит следующим образом:

तपनेन्द्वग्निनयनः तापानपचिनोतु नः । 

तापनीयरहस्यानां सारः कामासिकाहरिः ॥

tapanendvagninayanaḥ tāpānapacinotu naḥ ।

tāpanīyarahasyānāṃ sāraḥ kāmāsikāhariḥ ॥

Перевод: "О, Господь Шри Камасика-Нарасимха, Твои 3 глаза сияют, словно Солнце (Сурья), Луна (Инду) и Огонь (Агни). 

Пусть Твой взгляд избавит меня от тройственных страданий сансары (адхьятмика - душевных страданий; адхибхаутика - материальных страданий; адхидайвика - кармических страданий в целом). 

О, Господь Шри Камасика-Нарасимха, именно Ты являешься рахасьей (секретным смыслом) всей 'Шри Нарасимха-Тапани-Упанишады'". 

Существует прекрасное электронное издание "Шри Камасика-Аштаки", опубликованное сайтом Шри Рамануджа-Сампрадаи sadagopan.org, ссылка на pdf-скан: https://www.sadagopan.org/pdfuploads/Kamasikashtakam.pdf.

В этом издании также рассказывается о том, что Шри Камасика-Нарасимхе поклонялся Пей-Альвар (Pey-Alwar - один из 12 Альваров Шри Рамануджа-Сампрадаи). Божества 12 Альваров - это обширная тема, поэтому здесь я просто лаконично упоминаю данный факт. 

^02^. Трёх-глазый Господь Шри Нарасимха на страницах "Шри Тантра-Сара-Санграхи" Шри Мадхва-Ачарьи. 

Как мы помним, ритуалы Шри Мадхва-Сампрадаи основаны на "Шри Тантра-Сара-Санграхе" Шри Мадхва-Ачарьи. Один из сегментов данной книги посвящён различным Аватара-садханам: Варахе, Хаягриве, Нарасимхе, Кришне и другим Аватарам Бхагавана Шри Вишну. 

Шри Мадхва-Ачарья, на страницах данной Тантра-Шастры, упоминает следующую дхьяну - эту дхьяну должны практиковать вайшнавы, посвящённые в Шри Нарасимха-садхану:

ध्यायेत नृसिंहं उरुवृत्त रवित्रिनेत्रं जानुप्रसक्त करयुग्मं अथा पराभ्याम ।

चक्र दरं च दधतं प्रियया समेतं तिग्मांशु कोट्यधिकतेजसं अग्र्य शक्तिम ||

dhyāyeta nṛsiṃhaṃ uruvṛtta ravitrinetraṃ jānuprasakta karayugmaṃ athā parābhyāma ।

cakra daraṃ ca dadhataṃ priyayā sametaṃ tigmāṃśu koṭyadhikatejasaṃ agrya śaktima ||

Перевод: "У Господа Шри Нарасимхи - 3 огромных глаза, сияющие, словно Солнце. Это четырёх-рукая форма. Две нижних руки находятся на коленях, а две верхних руки держат Сударшана-Чакру (правая рука) и Шанкху (левая рука). Рядом с Господом Шри Нарасимхой находится Богиня Шри Лакшми. Сияние Божественной Пары подобно сиянию миллиарда Солнц. Всегда медитируй на Господа Шри Нарасимху вместе с Шакти (Богиней Шри Лакшми)". 

Лирическое отступление: полезный источник информации.

У Шри Мадхва-Сампрадаи есть блестящий сборник, полностью посвященный Господу Шри Нарасимхе: "Narasimha Chintana - Collection of articles about Narasimha, conforming to Tattvavada" (Srikanth Shenoy, Narasimha Jayanthi, Manmatha Samvatsara 5/2/2015). Я сразу оставлю здесь несколько ссылок на скачивание данного сборника в pdf-формате: archive-org, box, teknik, dropbox. 

Рассмотренные выше шлоки из "Шри Тантра-Сара-Санграхи" я оцифровала именно из данного сборника. 

У меня в личной библиотеке есть 3 расширенных издания "Шри Тантра-Сара-Санграхи" и я прекрасно знаю данную книгу Шри Мадхва-Ачарьи, но дополнительную проверку за авторами "Narasimha Chintana" я делать не стала: сборник "Narasimha Chintana" написан блестяще + это родной сборник от таттвавади-вайшнавов (а не левое издание от каких-нибудь посторонних упырей), так что я не вижу смысла дополнительно перепроверять информацию!

^03^. Шри Мулки-Нарасимха и Шри Виджай-Индра-Тиртха (Шри Мадхва-Сампрадая). 

Продолжим тему поклонения в рамках Шри Мадхва-Сампрадаи. Шри Виджай-Индра-Тиртха (один из Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи) некогда установил в Керале Божество Шри Мулки-Нарасимхи - это также трёх-глазое Божество Господа Шри Нарасимха в Угра-проявлении (उग्र - ugra - яростный/гневный/жестокий по отношению к демонам, строгий). 

Существует отдельный сайт, посвящённый Шри Мулки-Нарасимхе, оставлю здесь ссылку - https://svtmulki.org/about/temple-history/.

^04^. Трех-глазый Шри Нарасимха - это Шива? Поклонение трёх-глазому Шри Нарасимхе связано с Шиваизмом? 

У религиозных обывателей, поверхностно знакомых с Шастрами, поклонение различным трёх-глазым Божествам ассоциируется с Шивой. 

Ответ на вопрос о Шиве с точки зрения Шри Рамануджа-Сампрадаи и Шри Мадхва-Сампрадаи прост и элегантен: "Шива - это просто ВИБХУТИ Господа Шри Вишну, т.е. именно Шива наследует все свои качества (в частности, 3 глаза) от Изначального Господа Шри Вишну/трёх-глазого Господа Шри Нарасимхи, а не наоборот!". 

Более подробно данная тема разбирается в вышеупомянутом сборнике "Narasimha Chintana" Шри Мадхва-Сампрадаи - например, в сборнике есть интереснейшее сопоставление со шлокой 6.9.39 о Шри Тринаяна-Вишну (трёх-глазом Господе Шри Вишну) из "Шри Бхагавата-Пураны", а также объяснения с точки зрения таратамьи.  

Я подробно не останавливаюсь на этом вопросе, так как для вишнудуток и вишнудутов, верующих в Бхагавана Шри Вишну, детские вопросики первоклашек из серии "Кто выше - Вишну или Шива?" представляют нулевой интерес!

^05^. "Шри Нарада-Пурана" о поклонении трёх-оким формам Шри Нарасимхи.

Огромную часть данной Вайшнава-Пураны (именно "Шри Нарада-Пураны", а не "Шри Нарасимха-Пураны"!) занимает компиляция с подробным рассказом о различных садханах. В сегменте, посвящённом Шри Нарасимха-Аватаре, упоминание о трёх-глазом Господе Шри Нарасимхе можно найти буквально в первых строках:

क्षं बीजं शक्तिरी प्रोक्ता षड्दीर्घेण षडङ्गकम् ।

अर्केन्दुवह्निनयनं शरदिन्दुरुचं करैः ।।१-७१-४।।

kṣaṃ bījaṃ śaktirī proktā ṣaḍdīrgheṇa ṣaḍaṅgakam ।

arkenduvahninayanaṃ śaradindurucaṃ karaiḥ ।।1-71-4।।

"Шри Нарада-Пурана", 1.71.4: "Следует медитировать на трёх-глазого Господа Шри Нарасимху - Его глаза подобны Солнцу/Луне/Агни". 

В этой же Главе можно встретить упоминание Шанта-Виграхи (т.е. Миролюбивой Формы) Господа Шри Нарасимхи, также с 3 глазами:

कोटिपूर्णेन्दुवर्णं च सुमुखं त्र्यक्षिवीक्षणम् 

पीतवस्त्रोरुभूषाढ्यं नृसिंहं शान्तविग्रहम् 

चक्रशङ्खाभयवरान्दधतं करपल्लवैः ।।१-७१-७०।।

koṭipūrṇenduvarṇaṃ ca sumukhaṃ tryakṣivīkṣaṇam 

pītavastrorubhūṣāḍhyaṃ nṛsiṃhaṃ śāntavigraham 

cakraśaṅkhābhayavarāndadhataṃ karapallavaiḥ ।।1-71-70।।

^06^. Синга-Перумал-Коил (Шри Падалатри-Нарасимха, Шри Рамануджа-Сампрадая). 

И на десерт я оставила рассказ о Храме "Синга-Перумал-Коил (Шри Падалатри-Нарасимха)", потому что мне удалось найти шикарное фото (фото - выше, а также на box, plurk) и потому что - это снова моя родная и самая любимая на свете Шри Рамануджа-Сампрадая! 

Данный Храм Господа Шри Нарасимхи находится в ведении вайшнавов-брахманов направления Тенкалай Шри Рамануджа-Сампрадаи. 

На фото выше мы видим, что это Угра-форма Господа Шри Нарасимхи с огромными клыками. У этой формы именно 3 глаза: обычно третий глаз скрыт под вайшнава-самрадаика-тилаком, но во время арати, которое проводят вайшнавы-брахманы, Шри Падалатри-Нарасимха предстаёт перед поклоняющимися именно без тилака, с 3 открытыми глазами. 

Базовую информацию о Храме можно найти в очень ладно скроенной статье на английской Wikipedia - https://en.wikipedia.org/wiki/Padalathri_Narasimhar_Temple.

Здесь я ставлю точку в повествовании. В начале статьи мы рассмотрели "Шри Камасика-Аштаку" Шри Веданты Десики - в качестве эпилога я также процитирую строки из этой превосходной Молитвы:

त्वयि रक्षति रक्षकैः किमन्यैः त्वयि चारक्षति रक्षकैः किमन्यैः ।

इति निश्चित धीः श्रयामि नित्यं नृहरे वेगवती तटाश्रयं त्वाम् ॥८॥

tvayi rakṣati rakṣakaiḥ kimanyaiḥ 

tvayi cārakṣati rakṣakaiḥ kimanyaiḥ ।

iti niścita dhīḥ śrayāmi nityaṃ 

nṛhare vegavatī taṭāśrayaṃ tvām ॥8॥

Перевод: "О Господь Шри Камасика-Нарасимха! Если Ты защищаешь Своего шаранагату, то ему/ей нет смысла обращаться за защитой к другим деватам. Если же ты решил НЕ защищать кого-либо, то такого пропащего человека уже не спасёт ни один девата. Зная об этом, я принимаю Шаранагати лишь у Твоих Лотосных Стоп - Божественных Стоп, которые освящают Своими прикосновениями берега реки Вегавати!". 

Статья/перевод/оцифровка и вычитка Санскрита 
by Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 14-январь-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

четверг, 12 января 2023 г.

ॐ सर्वगाय नमः - Вездесущность Господа Шри Вишну, "Шри Сканда-Пурана" и "Шри Саукараяна-Шрути"


Продолжение серии, посвящённой комментариям Шри Мадхва-Сампрадаи к "1000 Именам Господа Шри Вишну". Данная серия основана на прекрасном 2000-страничном издании "Sri Vishnusahasranama Bhasya Sangrahartha", Sri T. S. Raghavendran [ссылки на pdf-скан издания: archive.org + моя электронная библиотека].

सर्वग [sarvaga] - это 127-ое Имя Господа Шри Вишну из Гимна "1000 Имён Бхагавана Шри Вишну" (версия из "Маха-Бхараты"). Соответствующая Мантра звучит следующим образом:

ॐ सर्वगाय नमः - oṃ sarvagāya namaḥ

На русский язык слово "सर्वग - sarvagа" переводится как "Вездесущий". В английском языке есть прекрасные слова с таким же значением: "ubiquitous" и "omnipresent".  

В вышеупомянутом издании комментарий к данному Имени Господа Шри Вишну состоит из 9 толкований, но я публикую лишь толкования №6 и №8, так как в них содержатся праманы из "Шри Сканда-Пураны" и "Шри Саукараяна-Шрути", которыми мне хотелось бы поделиться. 

ТОЛКОВАНИЕ №6: похожесть праманов из "Шри Бхагавата-Пураны" и "Шри Сканда-Пураны". 

Шри Мадхва-Ачарья объясняет идею Вездесущности Господа Шри Вишну с помощью праманов из "Шри Бхагавата-Пураны" и "Шри Сканда-Пураны". 

"ШРИ-БХАГАВАТА-ПУРАНА", 2.7.34-35:

ये च प्रलम्बखरदर्दुरकेश्यरिष्ट मल्लेभकंसयवनाः कुजपौण्ड्रकाद्याः ।

अन्ये च शाल्वकपिबल्वलदन्तवक्त्र सप्तोक्षशम्बरविदूरथरुक्मिमुख्याः ।।३४।।

ये वा मृधे समितिशालिन आत्तचापाः काम्बोजमत्स्यकुरुकैकयसृञ्जयाद्याः ।

यास्यन्त्यदर्शनमलं बलपार्थ भीम व्याजाह्वयेन हरिणा निलयं तदीयम् ॥३५॥

ye ca pralambakharadardurakeśyariṣṭa 

mallebhakaṃsayavanāḥ kujapauṇḍrakādyāḥ ।

anye ca śālvakapibalvaladantavaktra

saptokṣaśambaravidūratharukmimukhyāḥ ।।34।।

ye vā mṛdhe samitiśālina āttacāpāḥ

kāmbojamatsyakurukaikayasṛñjayādyāḥ ।

yāsyantyadarśanamalaṃ balapārtha bhīma 

vyājāhvayena hariṇā nilayaṃ tadīyam ॥35॥

Главный смысл данных шлок следующий: "Различных демонов (таких, как Камса, Дхенука, Нарака и т.д.) убивает Господь Шри Хари, выступающий под следующими Именами: Баларама, Арджуна, Бхима. Нельзя считать, что эти Имена изначально принадлежат перечисленным героям (Балараме, Арджуне, Бхиме). Изначально эти Имена принадлежат лишь Господу Шри Хари". 

Прим. переводчика (Vishnudut1926). 

Я дополнительно объясню процитированные шлоки, так как в отрыве от общего контекста "Шри Бхагавата-Пураны" они могут звучать несколько эзотерически. 

В "Шри Бхагавата-Пуране" данные шлоки принадлежат к Главе под названием "Деяния Аватар Господа Шри Вишну". Вся Глава посвящена перечислению Аватар Господа Шри Вишну: Вараха, Капила, Нарасимха, Парашурама, Рама, Кришна и другие. 

В этой Главе очень важно упоминание трёх Амша-Аватар в Рама-Лиле Господа Шри Вишну:

अस्मत्प्रसादसुमुखः कलया कलेश इक्ष्वाकुवंश अवतीर्य गुरोर्निदेशे

asmatprasādasumukhaḥ kalayā kaleśa ikṣvākuvaṃśa avatīrya gurornideśe [2.7.23]

"Шри Бхагавата-Пурана", 2.7.23 (шлока о будущем явлении Шри Рама-Аватары): "Господь Шри Вишну явится как Шри Рама-Аватара вместе со Своими Амша-Аватарами - Лакшманом, Бхаратой и Шатругхной". 

А в шлоках о Шри Кришна-Аватаре также упоминаются три Амша-Аватары: Баларама, Арджуна и Бхишма - эти шлоки мы уже рассмотрели выше. 

Как говорится, "Бог любит Троицу" и, если мы выполним простое сведение 2 Аватара-Лил (Рама и Кришна), то у нас получится вот такая гармоничная последовательность:

А) Рама-Аватара: 

Рама + 3 Амша-Аватары (Лакшмана, Бхарата, Шатругхна). 

Б) Кришна-Аватара: 

Кришна + 3 Амша-Аватары (Баларама, Арджуна и Бхишма).

Таким образом, Шри Мадхва-Ачарья - с помощью идеи об Амша-Аватарах - демонстрирует концепцию Вездесущности Господа Шри Вишну, а также классическую идею о том, что Бхагаван Шри Вишну является Источником абсолютно всего существующего. И далее Шри Мадхва-Ачарья дополнительно подтверждает данную идею с помощью "Шри Сканда-Пураны" - смотрите следующий текстовый блок. [окончание прим. переводчика] 

"ШРИ СКАНДА-ПУРАНА". 

रामभीमार्जुनादीनि विष्णोः नामानि सर्वशः । रमणाभयवर्णाद्याः शब्दवृत्ते हि हेतवः ॥

हरिः हि तत्रतत्रस्थो ग्मणादीन् करोत्यजः । अतः तस्यैव नामानि व्याजादन्यगतानि तु

व्यवहारप्रवृत्यर्थं दुष्टानां मोहनाय च ॥ [इति स्कान्दे] 

rāmabhīmārjunādīni viṣṇoḥ nāmāni sarvaśaḥ ।

ramaṇābhayavarṇādyāḥ śabdavṛtte hi hetavaḥ ॥

hariḥ hi tatratatrastho gmaṇādīn karotyajaḥ ।

ataḥ tasyaiva nāmāni vyājādanyagatāni tu

vyavahārapravṛtyarthaṃ duṣṭānāṃ mohanāya ca ॥ [iti skānde] 

Общий смысл данного прамана из "Шри Сканда-Пураны": "Рама, Арджуна и все другие Имена - это в действительности лишь Имена Господа Шри Вишну (rāmabhīmārjunādīni viṣṇoḥ nāmāni sarvaśaḥ). Те, кто считают иначе, находятся в глубоком духовном помрачении". 

ТОЛКОВАНИЕ №8: "Шри Саукараяна-Шрути". 

Шри Мадхва-Ачарья, в своих комментариях к Мантре VI "Шри Ишавасья-Упанишады", цитирует следующее изречение из "Шри Саукараяна-Шрути":

सर्वगं परमात्मानं सर्वं च परमात्मनि ।

यः पश्येत् सः भयाभावात् न आत्मानं गोप्तुं इच्छति ॥

sarvagaṃ paramātmānaṃ sarvaṃ ca paramātmani ।

yaḥ paśyet saḥ bhayābhāvāt na ātmānaṃ goptuṃ icchati ॥

Перевод изречения: 

"Тот, кто осознал Вездесущность Господа Шри Вишну, освобождается ото всех страхов и никогда не пытается защитить себя самостоятельно (так как такой человек полностью полагается на Защиту Вездесущего Бхагавана Шри Вишну)!".

Перевод/примечания/оцифровка и вычитка Санскрита 
by Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 13-январь-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Отсмотрены "Black Bird" и "Tokyo Vice", забракован "Mindhunter" (Финчер и Харе-Кришна), смотрю "Only Murders" (с Селеной Гомез) и "Hacks" (мега-фаворит зимы!!!)

"HACKS". ЖАНР: токсичный ситком + абьюзивная драма + моя наилюбимейшая Kaitlin Olson (миллиард респектов ей за то, что она просто существует!!!) 

Традиционный обзор сериалов из моего зимнего плейлиста. Меня в этом сезоне больше всего впечатлил ситком/драма "Hacks", поэтому я его ставлю на первое королевское место в обзоре!

Я за 2 последние ночи буквально запоем отсмотрела 8 серий, что для меня является рекордом, так как обычно сериалы меня удерживают где-то на первые 3 серии, не больше.  

Я - огромная фанатка ситкома "The Mick", а оба сериала концептуально похожи с тем лишь отличием, что "Hacks" гораздо роскошнее смонтирован и смотрится как недешёвый фильм. В "Hacks", кстати, эпизодически появляется Kaitlin Olson, которая является главной звездой "The Mick". 

Расскажу непосредственно о "Hacks". 

Весь сериал держится на столкновении богатой бумерки (Deborah Vance) и нищей зумерки (Ava Daniels). 

Если говорить о бумерах, то в сериале мелькает много смешных и эксцентричных персонажей старой школы в стиле, не побоюсь этих сравнений, Скруджа Макдака и Флинтхарта Гломгольда из "Утиных историй". Бумеры у меня лично в сериале вызвали лишь симпатию. 

А вот соевые зумеры реально взбесили. Главную зумерку сериала (рыжая и неуклюжая Ava Daniels) хочется прибить уже в первой серии, настолько она бесит своей претенциозностью, некрасивостью и тупостью (и большими руками - вы поймёте шутку про руки, если будете смотреть сериал, ХАХАХАХА!). 

Отмечу также, что в сериале очень грамотно подобран музыкальный плейлист. В ключевых бумерских частях играет более-менее сносная музыка типа Ella Fitzgerald и всякая винтажная попса типа Bonnie Rait. 

А вот в зумерских частях играет раздражающе-блеющий инди-рочок и примитивненький инди-поп. Я смотрю сериал на английском и с английскими субтитрами - в первых сериях там были проставлены названия играющих треков (в последующих сериях песни перестали именовать), поэтому я выписала несколько мямляще-соево-шепелявых песенок из зумерского плейлиста - представляю их вашему вниманию: 

Goth Babe - 'Weekend Friend' - https://youtu.be/eK55XJx7JVc

Moon King - 'In & Out' - https://youtu.be/ofcoF6lejm8

Westerman - 'Easy Money' - https://youtu.be/3hb8LRh9oQ0 

Crumb - 'Ghostride' - https://youtu.be/HS4aJ_51qNQ

В целом, сериал снят на 10 из 10, но есть ложки дёгтя в виде гомо-тематики (короткая сюжетная линия с гомо-мужиками, которую пытаются подать как романтику, но которая выглядит жалко и убого) и чрезмерного акцента на кокаине/марихуане в некоторых сериях. Я подобных девиаций не одобряю, но они в сериале мелькают.

"BLACKBIRD". ЖАНР: психологический триллер, гигачад-кино, бакенбардизм и оммаж триллерам 90-ых.   

Ещё в начале января я, по наводке нашего любимейшего Вишновского, отсмотрела "Black Bird" с Тэроном Эджертоном. Меня этот сериал очень впечатлил и привёл в невероятный восторг, несмотря на несколько сентиментальный финал. 

"Black Bird" - это атмосферный триллер, фактически держащийся на игре 2 актёров - качке-жизнелюбе Эджертоне и психе-маньяке Хаузере. Оба играют блестяще - это тот случай, когда сериал заслуживает 10 из 10 только из-за 2 харизматичных героев.  

Сюжет вкратце: гигачада подсаживают в тюрьму к двуличному и постоянно увиливающему от правосудия маньяку для того, чтобы гигачад его разоблачил. Я, кстати, оперирую термином "гигачад", но накачанного Эджертона в сериале трудно обвинить в отсутствии интеллекта - чисто логическим интеллектом он, может, и не блещет, но обладает отличным эмоциональным интеллектом/психологическим чутьём.

Мне также очень понравилось то, что в сериале НЕТ всяких тупорылых пост-модернистских и всяких девиантных подчмокиваний типа гомо-темы, биполярных тёлок с цветными волосами и прочего мусора. Это крепкий сериал, скроенный по лекалам мрачных триллеров 90ых. Очень рекомендую. 

"Mindhunter". ЖАНР: Финчер, поп-психология, мусор.

Этот сериал мне зашкаливающе НЕ понравился, но я всё равно напишу о нём. 

"Mindhunter" Дэвида Финчера (этот сериал маркетологи подают именно как творение Финчера, хотя не все серии снимал он) рекомендуют как очень похожий на "Black Bird". Я летом рассказывала, что мне не понравился типа весь такой культовый триллер "Семь" Финчера, который был у меня в летнем плейлисте-2022 (смотрите летний пост). 

А после "Mindhunter" я вообще стала, скажем так, сертифицированным хейтером Финчера, так как сериал оказался унылейшим мусором. 

У сериала очень неудачный каст (актёры без харизмы, которые постоянно курят/бухают/ширяются). Много поп-психологической болтовни, которая, может быть, впечатлит 16-летнего школьника, но людей постарше лишь разозлит своей примитивностью. Много жалких эротических сцен. Много идеализации маньяков, которые поданы как гики с причудами. 

В общем, я сериал бросила после 2-ой серии, отметив его в своей базе данных как "МУСОР". Кстати, в 1-ой серии этого мусора от Финчера появляются "Hare Krishna" как знак эпохи (типа, хиппи, 1970-ые) - я сделала скрин, который как раз можно видеть выше (скрин я также забросила на plurk). 

"Tokyo Vice". ЖАНР/ТЕМАТИКА: триллер, драма, mizu shōbai, мормонизм, Япония 90-ых, якудза. 

Это тоже триллер, но с уходом в женскую драму, так как значительный ломоть сериала вертится вокруг темы mizu shōbai. В сериале mizu shōbai показан как, в целом, безобидный клуб хостесс, которые разводят клиентов на деньги, но Wikipedia более сурова в своих определениях - https://en.wikipedia.org/wiki/Mizu_sh%C5%8Dbai.

В сериале много наивности в плане сюжетных поворотов и логики действия главных героев, но смотрится он зимними ночами отлично. Местами сериал, кстати, похож на русские бандитские сериалы 90-ых - кого-то порезали, кого-то скинули с крыши, кому-то пробили голову, Наташку из соседнего дома продали в рабство рэкетирам и т.д. и т.п. 

Если у Финчера выше лишь фрагментарно промелькнули кришнаиты, то этот сериал давит на религиозные педали по полной, так как одна из сюжетных линий связана с американским мормонизмом. 

Этот сериал несколько пострадал от эпидемий прошлых лет - создатели успели отснять лишь 8 серий первого сезона. 8-ая серия закрывает несколько второстепенных сюжетных развилок, но фактически обрывает главное повествование - надеюсь, в 2023 году сериал всё-таки доснимут. 

"Only Murders in the Building". ЖАНР: детектив/драма с элементами эксцентричной комедии

Это достаточно известный и распиаренный сериал, я его смотрю медленно и сейчас досматриваю серию 8 сезона 1.

Как и в "Hacks", здесь акцентируется интеракция "бумер/зумер", но расстановка шахматных фигур несколько другая: 2 комедианта старой школы (Стив Мартин и Мартин Шорт) и 1 молодая донна (Селена Гомез).

В "Hacks" мне понравились именно бумеры, а здесь всё наоборот - я сериал смотрю больше из-за Селены Гомез (и её нарядов!). То, что Селена Гомез не умеет петь - это факт, но актриса она - прекрасная, в ней есть интересные холодность и загадочность. 

Мне этот сериал также очень понравился в плане поставленных голосов - обычно в сериалах/фильмах (как русских, так и иностранных) наблюдаются раздражающие ляпы с перепадами речи (переход на шёпот, заглатывание слов и т.д.), но здесь оригинальная английская речь у актёров блестяще поставлена. 

Кстати, голос Селены Гомез - это отдельная тема, так как после перенесённой волчанки он у неё изменился. В любом случае, Селена Гомез говорит в сериале необычным голосом (нечто вроде капризной, но холодной домохозяйки из какого-нибудь забытого американского ретро-мультфильма 1960-ых), что только добавляет интересности сериалу. 

Ложки дёгтя. 

А) Где-то в районе 6-ой серии появляются две негритянки гомо-ориентации - увы, в сериал проникла унылая гомо-повестка. 

Б) Тина Фей. Я её не перевариваю и терпеть не могу её бездарный ситком "30 Rock". Здесь она появляется эпизодически, но даже в этих коротких эпизодах у меня лично вызывает ярость. 

Пока мой зимний сезон сериалов движется вот так. Ещё я сейчас смотрю научно-фантастический мульт-сериал "Infinity Train" (тот, который про Тюльпану, а не аниме - осталось досмотреть сезон 4) и комедийный мульт-сериал "Disenchantment" (я сейчас где-то в районе 28-ой серии). 

Плюс, под Новый Год, у меня в плейлисте было много аниме - я мульт-сериалы позже в отдельную папку соберу и посвящу им отдельный обзор!

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва13-январь-2023